Исихазм

Автор Тема: Молитва Иисусова - слезы или радость?  (Прочитано 23927 раз)

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Молитва Иисусова - слезы или радость?
« Ответ #30 : 03 Март 2011, 23:11:53 »
ну, на сугубо личный мой взгляд Вы elm -  "постоянный плач" определяете как некую "вещь в себе", тогда как слезы это  конечная стадия  процессов  протекающих в эмоциональной сфере или затрагивающих эту сферу, т.е. это некий завершающий отклик, на внутренние процессы которые уже происходят под действием  благодати.. 
Нередко я на форуме писал, что грех не чувствуется без благодати. И тут Чудного призываю тщательно найти причину слез, точно ли она в греховности. Но верно, тут вы правы, мое понимание походит на такое: чтобы получить благодать, надо заплакать. И это правильно, ибо благодать бывает большая, просвещающая, а бывает начальная, которая также двигает душу. Но вот что я хотел сказать - почти все эту "конечную стадию  процессов  протекающих в эмоциональной сфере" не проходят, или точнее, не доходят до этой стадии, хотя двигаются на то малой благодатью. У кого сердце не ожестело, может и успевают дойти до слез действием Духа, и уже потом - просветиться ясно и сильно. Большинство же заканчивают период начальной благодати или призыва сильным рывком покаяния в стремлении к Богу, не обретая слез - они тоже просвещаются, познают большую благодать, но сердце остается не растопленным и слез мало. Таковые потом долго мучаются от потерь состояния, и плач - решение проблемы, однозначное. То есть жестосердых Господь милует - все же просвещает и потом доламывает, потому что если таких не задеть большой благодатью то они ожестеют в конец и ничего уже не добьются. Я и вспоминал примеры из книги о Силуане, что ожестели даже те, кто "познал благодать", от незнания пути сокрушения. Чтобы дойти до завершения этой "эмоциональной стадии" необходимо трудиться. Симеон кстати в тех 69 и 75 словах также ссылается на Лествичника

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Re: Молитва Иисусова - слезы или радость?
« Ответ #31 : 04 Март 2011, 10:44:05 »
Так не со мной. С Иоаном Лествичником.

несогласен я именно с Вами Александр ,  а конкретно с тем как Вы интерпретируете слова Лествичника, ибо Игумен горы Синайской никак не призывает  к актерствованию и некому  внешнему деланию лишенного внутренней-Духовной составляющей, которое направленно на достижение  эмоциональных состояний..

он   ведь обозначает сам факт существования внешнего  делания и внутреннего, обозначая при этом разницу между ними, а вот Вы уже это рассматриваете как призывы к актерствованию, и  нуждению себя на плач... т.е. это уже Ваши выводы, в которых Вы  цель заменяете  средствами, ибо то к чему Вы призываете -  это делание ради делания,  эмоциональный надрыв/ради эмоционального надрыва, и мне например  непонятно какому "богу" это нужно и зачем..?

кстати Симеон Н.Богослов в 68 слове «О трех образах внимания и молитвы»  определяет подобного рода молитвенную практику, т.е.  с воздеваниями рук, различными воображениями и понуждениями себя на них,  насильственными извлечениями слез и пр. как прелестную..

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Молитва Иисусова - слезы или радость?
« Ответ #32 : 04 Март 2011, 11:45:16 »
С.о. наследие вообще ИМХО не интерпретируемо в сферу физики, просто по происхождению. Такие интерпретации всегда будут кривыми зеркалами. Но оно дает понимание аскетики, применимой уже и в (отчасти) физике мира, и в психологическом аспекте, но больше (и в основном) - духовный ориентир. Поэтому часто и попадаемся на интерпретации.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Молитва Иисусова - слезы или радость?
« Ответ #33 : 04 Март 2011, 12:24:07 »
Как мы живем в любую погоду, так и молитва - это духовная жизнь в любую душевную погоду.
Можно направлять силы на то, чтобы разгонять/нагонять душевные облака, но есть ли в этом смысл?
Молитва должна звучать вне зависимости от душевного жара или холода.

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Молитва Иисусова - слезы или радость?
« Ответ #34 : 04 Март 2011, 12:46:30 »
Отлично сказано.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Александр

  • Сообщений: 14
    • Просмотр профиля

Re: Молитва Иисусова - слезы или радость?
« Ответ #35 : 04 Март 2011, 14:15:48 »
несогласен я именно с Вами Александр ,  а конкретно с тем как Вы интерпретируете слова Лествичника, ибо Игумен горы Синайской никак не призывает  к актерствованию и некому  внешнему деланию лишенного внутренней-Духовной составляющей, которое направленно на достижение  эмоциональных состояний..

он   ведь обозначает сам факт существования внешнего  делания и внутреннего, обозначая при этом разницу между ними, а вот Вы уже это рассматриваете как призывы к актерствованию, и  нуждению себя на плач... т.е. это уже Ваши выводы, в которых Вы  цель заменяете  средствами, ибо то к чему Вы призываете -  это делание ради делания,  эмоциональный надрыв/ради эмоционального надрыва, и мне например  непонятно какому "богу" это нужно и зачем..?

кстати Симеон Н.Богослов в 68 слове «О трех образах внимания и молитвы»  определяет подобного рода молитвенную практику, т.е.  с воздеваниями рук, различными воображениями и понуждениями себя на них,  насильственными извлечениями слез и пр. как прелестную..

Я, откровенно говоря, на знатока темы не тяну. Когда впервые прочитал в "Лествице" про плач, был обескуражен, потому что сам не помню, когда плакал последний раз, а тут вдруг выясняется, что плач - это ступень на пути к Богу. Я до сих пор плач не практиковал и не знаю, как к этому приступить, если честно. Пока просто пытаюсь разобраться, как и Вы, надо полагать.

Однако, я не знаю, как иначе интерпретировать слова Аввы Иоана "...а у кого делание только внешнее, тому всегда надобно будет избирать приличные места и положения. Как скрытое сокровище не столько подвержено хищению, сколько лежащее на торжище: так должно разуметь и о вышесказанном". Я вижу в этом принятие (конечно это не призыв! но принятие) внешнего делания. Вы говорите, что он просто их разделяет, но почему тогда он говорит о "тренировке" в скрытых от людского взора (приличные места и положения) местах, как о сокровище, которое легко потерять на торжище?

Что-то плач дает. Не знаю что, но предполагаю, что это ступень к смирению, к осознанию своего падшего состояния. К ощущению невозможности существования в грехе и невозможности вырваться из него без Помощи Божьей. И как соотнести плач со "страстию бесстрастной" тоже не знаю. Не понимаю пока.

Нужно ли понуждать себя к этому? Иоан Синайский говорит, что да, нужно. По крайней мере, я так для себя понял. А как еще понять: "Ложась на постель, воображай твое возлежание во гробе; и будешь меньше спать. Когда сидишь за столом, приводи себе на память плачевную трапезу червей; и ты будешь меньше наслаждаться. Когда пьешь воду, не забывай о жажде в пламени неугасающем; и без сомнения понудишь самое свое естество"?

N.B. Когда я говорил о театральных методах, возможно не угадал с подбором слов. Я не имел в виду, показной плач. Я имел в виду, что человек его в себе вызывает, прилагая усилия, так же, как это делает актер. Да и Авва говорит: "...достойно похвалы от неправильных или естественных слез переходить к духовному плачу."

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Re: Молитва Иисусова - слезы или радость?
« Ответ #36 : 04 Март 2011, 15:45:54 »
Что-то плач дает. Не знаю что, но предполагаю, что это ступень к смирению, к осознанию своего падшего состояния. К ощущению невозможности существования в грехе и невозможности вырваться из него без Помощи Божьей. И как соотнести плач со "страстию бесстрастной" тоже не знаю. Не понимаю пока.

 
Александр здесь была тема - "Четыре стихии покаяния" (http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2487.0), Вы вероятно с ней не знакомы,   там помимо прочего  рассматривались вопросы о эмоциональных проявлениях возникающих на пути покаяния, и о  том какое место занимают эти проявления на  данном пути, посмотрите..    имхо это поможет Вам сориентироваться, что  с чем и как соотносится.. 


Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Молитва Иисусова - слезы или радость?
« Ответ #37 : 05 Март 2011, 17:03:11 »
приведу цитату о упомянутых мной Силуане и Стратонике http://www.hesychasm.ru/library/silouan/sofroniy_starets_siluan_afonskiy_05.htm
Цитата: ЖИЗНЬ И УЧЕНИЯ СТАРЦА СИЛУАНА
 III
 ВНЕШНОСТЬ И БЕСЕДЫ СТАРЦА
Помним его рассказ об одном замечательном русском подвижнике — Отце Стратонике, приехавшем с Кавказа посетить Афон. Отец Стратоник имел редкий дар слова и молитвы с плачем; многих пустынников и монахов на Кавказе восставил он от расслабления и уныния к новому подвигу, раскрывая им пути духовной брани. И на Афоне О. Стратоник был принят в кругу подвижников с большой любовью, и вдохновенное слово его производило на многих глубокое впечатление. Богатое рассуждение, красивый и сильный ум, обширный опыт, дар подлинной молитвы — все делало его центральной фигурой в кругу подвижников...
Беседа далее коснулась молитвы. Отец Стратоник говорил, что если молитва проходит без слез, то это значит, что она не достигла своего места, и потому остается бесплодной. На это Силуан ответил, что слезы при молитве, как и всякая иная сила в теле, могут истощаться, но тогда ум, утонченный плачем, переходит к некоему тонкому чувству Бога, и чистый от всяких помыслов безмолвно созерцает Бога. И это может быть дороже даже плача.

Отец Стратоник ушел благодарный. После он приходил к Силуану еще несколько раз, и до конца его пребывания на Святой Горе между ними сохранилась большая любовь. В одно из своих последующих посещений он подтвердил слова Силуана о молитве. Видимо, и это состояние Бог дал ему познать.
многое там говорится и о том, что если при достижении относительного бесстрастия молитва не переходит на мир, то она тухнет. И слезы в этом вопросе выступают как некий ведущий, или как парус для Духа

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Молитва Иисусова - слезы или радость?
« Ответ #38 : 07 Март 2011, 18:09:25 »
  Вообще письменное наследие довольно ясно ставит стяжание сокрушенного плача как основную ступень к духовности. Но на форуме, и вообще сейчас, братия как правило приходит к духовной встрече каждый по своему, как Господь управляет, не строго по учениям отцов - и почти никого нет, кто начал бы со стяжания слез. Такое 'нарушение' классичекого, проторенного пути приводит к дальнейшим затруднениям и болезненностям.
Не думаю так...
Цитировать
Добротолюбие т3
Иная есть радость началовводная, и иная завершительная: та не непричастна мечтаний (о себе), а эта сильна смиренномудрием; посреде же их — печаль боголюбивая и неболезненный плачь. Яко во множестве мудрости множество разума, и приложивый разум, приложит печаль (Екклис. 1, 18). Сего ради надлежит прежде началовводною радостию призвать душу к подвигам; потом предать ее обличению и искушению истиною Духа Святаго, как о прежде содеянных грехах, так и о содеваемых еще поползновениях в самозабвении. Во обличении -их бо о беззаконии наказал еси человека, и истаял еси, яко паучину душу его (Пс. 38, 12). Чтоб после того как обличение Божие искусит ее, как в горниле, она восприяла действо немечтательной радости в теплом памятовании о Боге.
Так что сначала РАДОСТЬ...и ещё первый плод молитвы-радость...
Приведу несколько подборок по теме
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2640.msg87716#msg87716
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2640.msg87718#msg87718
о печали...
Цитировать
Добротолюбие т2
32. Печаль по Богу слезами обновляет душу, вселяет заботливое попечение о приближающейся смерти и суде, и мало-по-малу научает ожидать их с желанием (1, 232).
33. Неисполнившияся желания произращают печали; а молитвы и благодарения заставляют их завянуть.
34. Между гневающимися движется посредствующая печаль. Если тот, кто из них отрезвится первым, востанет от страсти и подаст другому руку извинением, то он прогонит горькую печаль.
35. Печаль бывает болезнию души и тела; душу берет она пленницею, а плоть изсушает, оставляя на месте.
36. Печаль раждается от того, что противно (беды, скорби, огорчения): от печали же происходит мрачное расположение духа (как говорится: он не в духе); а от них обоих пораждается безсмысленная бранчливость (ворчание на все).
37. Если хочешь подавить печаль с мрачным расположением духа, то обыми благодушную любовь и облекись в радость незлобивую.
38. В скорбях наипаче будь благодарен: потому что чрез них яснее ощущается благодать заступления. Так благодарением прогоняя печаль от постигающих тебя скорбей, не омрачишь ты блистательной красоты мужественнаго благодушия.
=========================================
3. Иное есть сокрушенное смирение кающихся, а другое угрызение совести еще падающих в свой грех, и иное блаженное богатство смирения, посещающее совершенных чрез воздействие Божие. Признак втораго (рода смирения) — совершенное терпение безчестия. — Прежняя привычка тиранит часто и плачущих (о ней). И не дивись сему. От чего и как бывают падения, — темно и совершенно непостижимо для души, какия из них случаются по причине нерадения, какия по причине домостроительнаго оставления, какие по причине отвращения Божия. Некто впрочем поведал мне, что в падениях, случающихся с нами по домостроительству, сподобляемся мы скораго от них возвращения; потому что Предающий нас им не дозволяет долго держать нас демону печали.
=========================================
21. Как, за неимением воды, изглаждают буквы и другими способами, так и души, лишенныя слез, очищают и заглаждают грехи свои печалию, воздыханием и многим сетованием.
===========================================
33. Все, случающееся с нами, видимое или невидимое, бывает принимаемо трояко: или с добрым, или с страстным, или с некиим средним расположением. Я видел трех братьев потерпевших ущерб: один из них негодовал, другой пребыл без печали, а третий принял это с великою радостию.
===============================================
93. Если инок, посетив мирских людей, или приняв их у себя, чрез час или чрез день по разлучении с ними уязвится стрелою печали, вместо того, чтобы радоваться о своем избавлении от препятствующей течению его сети, то он служит игралищем страсти тщеславия или блуда.
=========================================
д. Борьба с печалию.
1. Кто возненавидел мир, тот избежал печали. Если же кто имеет пристрастие к чему либо видимому, то еще не избавился от нея; ибо как не опечалиться, лишившись любимой вещи? Хотя во всем нужно нам иметь трезвение, но паче всего должно нам в этом отношении наиболее быть благоразумно внимательными.
========================================
2. Когда настоятель искушает нас полезным безчестием досадами и выговорами, тогда представим себе страшное изречение всемирнаго Судии, и всеваемую в нас безразсудную печаль и горесть, без сомнения, посечем кротостию и терпением, как обоюду острым мечем.
==========================================
4. Любление безчестий есть исцеление раздражительности; псалмопение же, милосердие, и нестяжательность суть убийцы печали.
==========================================
5. Как слишком большое количество дров подавляет и угашает пламень, и производит множество дыма, так и чрезмерная печаль делает душу как бы дымною и темною, и воду слез изсушает.
===========================================
13. Кто с добродетелию смирения сочетался браком, тот кроток, тих, удобоумилен, милосерд, наипаче же мирен, радостен, благопокорлив, безпечален, бодр, неленостен, и — что много говорить? — безстрастен, потому что во смирении нашем помяну ны Господь, и избавил ны есть от врагов наших (Пс. 135, 23. 24), — от страстей и скверн наших.
===============================================
106. Если хочешь, чтоб святыя по вере помышления, в нужное время, оказывали свое успокоительное действие на пресечение неправых движений, мыслей и чувств, то поучайся в них всегда, по часту проходя их мысленно, — и верую Богу, что обретешь покой. Также молитву растворяй поучением. Постарайся преуспеть в этом, чтобы, когда случится и скорбь телесная или духовная, ты мог перенести ее без печали, без отягощения и с терпением.
================================================
135. Впадши в прискорбности, отчаянности и безнадежности (— в крайности безвыходныя, из которых выпутаться нет надежды), надобно нам и себе тоже делать, что делал Давид, - изливать сердце свое и моление свое пред Богом, и печаль свою, как есть, возвещать Господу (Пс. 141, 3). Ибо мы исповедаемся Богу, яко могущему премудро устроить все, нас касающееся, и беду нашу, если полезно, сделать легкою (удобоносною и удобоисходною), и избавить нас от пагубной и разрушительной печали.
==================================================
16. Молитва есть врачевство печали и уныния.
====================================================
20. Если желаешь молиться, как должно, не печаль души (или не держи огорчения на душе); иначе всуе течение твое (или молитвенный труд твой).
=================================================
22. Собирающие в себе печали (огорчения) и злопомнения, и держащие (в этом состоянии молитву), походят на тех, которые черпают воду и вливают ее в дирявую кадь.
=========================================================
93. Кто переносит печальное, тот сподобится и радостнаго; и кто претерпевает неприятное, тот не будет лишен части и в приятном.
============================================================
д). О печали (Ч. 1, 212).
1. Опечаленный монах не знает духовнаго наслаждения; печаль же есть унылость души и бывает следствием гневных помыслов; ибо гнев желает отмщения; неуспех в отмщении порождает печаль.
=================================================
6. Опечаленный монах не подвигнет ум к созерцанию и никогда не возшлет чистой молитвы; ибо печаль всему доброму полагает препону.
======================================================
10. Связанный печалию побежден страстями, и в обличение своего поражения носит узы; потому что печаль бывает следствием неудовлетворения самолюбиваго пожелания, а пожелание такое сопряжено со всякою страстию.
===============================================
11. Кто победил пожелания, тот победил страсти; а кто победил страсти, тем не овладеет печаль.
============================================
12. Не печалится воздержный, что не достал снеди, целомудренный, что не улучил срамнаго непотребства, негневливый, что не удалось отмстить, смиренномудрый, что лишен человеческой почести, нелюбостяжательный, что потерпел неудачу. Они совершенно погасили в себе все такия пожелания, — почему и не испытывают печали; ибо безстрастнаго не уязвляет печаль, как одетаго в броню не пронзает стрела.
===============================================
16. Любящий мир много имеет печалей, а презирающий все, что в мире, всегда весел.
===========================================

22. В глубину воды не проходит солнечный свет, и сердца в печали не озаряет светлое созерцание ума.
23. Всякому человеку приятен солнечный восход, но и им не услаждается печальная душа.
===========================================================================
===========================================================================
19. Плавильная печь очищает не очищенное серебро; а печаль по Богу — сердце, сущее в грехах.
============================================
31. Разумей и то, что бывает противная ей радость, — смутная, — и обманувшись тению, не прими одну за другую; потому что демоны подделываются и под духовныя дарования, чтобы, введя ум в заблуждение призраком, довесть его до помешательства. Духовная радость проходит без всякой внешней причины, находя для себя превыспренняго вождя в печали по Богу.
============================================
32. Печаль по Богу слезами обновляет душу, вселяет заботливое попечение о приближающейся смерти и суде, и мало-по-малу научает ожидать их с желанием (1, 232).
================================================
82. Если кто вожделевает худое что, то удовлетворит ли он или не удовлетворит свое вожделение, то и другое одинаково вредно для него, — т.-е. как радость в первом случае, так и печаль во втором. Ибо печаль эта не печаль по Бозе, которая, по словам св. Павла, покаяние нераскаянно во спасение содевает (2 Кор. 7, 10); и радость сия не о Господе радость, как радуются веселящиеся с доброю совестию (Фил. 4, 4). Эта радость есть какое-то душевное обольщение, демоном внушаемое, как зависящая не от вкушения существеннаго блага, а от увлечения призраком его.
==================================================
195. Не давай печали сердцу своему, но утешай себя о Господе.
=====================================================
291. Высокоумный человек много понесет печалей, а смиренномудрый всегда будет веселиться о Господе
==================================================
41. Смотри, как иной, боримый от врага различными страстями, прибегает в молитве к Богу и в сокрушении с любовию прилепившись к Нему, получает помощь благодати, и избавляется от непотребных и нечистых помыслов, — с великим плачем, со слезами и воздыханиями каясь в содеянном, с печалию оплакивая грехи свои, исповедуясь Богу в молитвах и бдениях, злостраждя в посте, воздержании и скорби, и стараясь спасти себя сими оружиями. Так и себе старайся бороться до смерти, как истинный воин, — содержа в мысли, что подвижничество — не шуточное дело, и что спасение достигается только великою рачительностию.
==================================================
120. Будем великодушны, и понесем тяготы друг за друга, усиливаясь возставить падших и попавшихся в плен врагу. Какой воин, увидев, что товарищ его взят в плен врагами, не вступает в борьбу и не сражается с ними, чтоб исхитить товарища своего из рук взявших его в плен? Когда же не в силах он избавить его, тогда плачет и печалится, воспоминая о друге. Не гораздо ли паче мы должны друг за друга полагать души свои? Ибо Господь и Спаситель наш Иисус Христос сказал: нет больше сей любви, да кто душу свою положит за други своя (Иоан. 15, 13).
====================================================
Печали два вида: первый — что посещает по прекращении гнева, или причиняется нанесенными убытками и потерями, и не исполнением желаний; второй происходит от опасений и страхов за свою участь, или от неразумных забот.
Уныния два вида: один ввергает в сон, — а другой гонит из келлии.
=======================================================
103. Есть еще и иной род печали — непотребнейший, когда она в душу согрешившую влагает не намерение исправить жизнь и очиститься от страстей, а пагубнейшее отчаяние. Она-то ни Каину не дала покаяться после братоубийства, ни Иуде не попустила после предательства взыскать средств удовлетворения, а увлекла его, чрез внушенное ею отчаяние, к удавлению.
==========================================================
104. Полезною для нас должны мы почитать печаль только в таком случае, когда мы восприемлем ее, быв подвигнуты или раскаянием во грехах, или горячим желанием совершенства, или созерцанием будущаго блаженства. О ней и блаженный Павел говорит: печаль, яже по Бозе, покаяние нераскаянно во спасение соделовает: а сего мира печаль, смерть соделовает (2 Кор. 7, 10).
=======================================================
105. Но та печаль, которая соделовает покаяние ко спасению несомненно верному, благопокорлива, приветлива, смиренна, кротка, приятна и терпелива; так как она, исходя из любви к Богу, хотя по желанию совершенства неутомимо простирается к телесному самоозлоблению и сокрушению духа, но в тоже время некако бывает обрадываема и оживляема надеждою преуспеяния, и потому удерживает всю приятность приветливости и благодушия, имея в себе все плоды Духа Святаго, которые исчисляет тот же Апостол: плод духовный есть: любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22). А эта, — мира сего печаль, — крайне ропотливая, нетерпеливая, жесткая, исполненная отталкивающей строптивости, безплоднаго горевания и пагубнаго отчаяния; того, кого обымет, разстроивает и отвлекает от всякаго занятия и спасительнаго о себе болезнования, и не только пресекает действо молитвы, но и опустошает все сказанные выше плоды духовные, которые обыкновенно доставляет та печаль, яже по Бозе.
=====================================================
106. Почему кроме той печали, которая восприемлется или по спасительному покаянию, или по ревности о совершенстве, или по возжеланию будущих благ, всякая другая, как мирская и смерть приносящая, должна быть отреваема и совсем извергаема, наравне с духом блуда, сребролюбия и гнева.
======================================================
107. Эту пагубнейшую страсть можем мы изгонять из себя, если занимая непрестанно душу свою духовным поучением будем оживлять и возставлять ее надеждою и созерцанием будущаго блаженства. Этим способом можем мы преодолеть все роды печалей, и те, которыя исходят от предшествовавшаго гнева, и те, которыя приходят от потери прибыли и понесения убытка, и те, которыя раждаются от нанесенной нам обиды, и те, которыя происходят от неразумнаго разстройства душевнаго, и те, которыя ввергают нас в смертное отчаяние: ибо при сем всегда обрадываемы бывая созерцанием вечных будущих благ и пребывая неподвижно в таком настроении, мы не будем ни падать духом в обстоятельствах несчастных, ни возноситься в счастливых, смотря на те и другия как на ничтожныя и скоро преходящия.
=====================================================
170. Знать надлежит, что не все демоны все страсти возжигают в людях, но о каждой страсти прилежат известные духи; ибо одни из них услаждаются нечистыми и срамными похотьми, иные любят богохульство, иные гнев и ярость, иные утешаются печалию, иные — тщеславием и гордостию, — и каждый ту страсть в сердца человеческия всевает, какою сам особенно услаждается; но не все вместе возбуждают свои страсти, а попеременно, смотря по тому, как требует время, место и приемлемость искушаемаго (—Соб. 7, 17).
========================================================
16. Прекрасно сказал некто, что страх смертный печалит мужа, осуждаемаго своею совестию; а кто имеет в себе доброе свидетельство, тот столько же желает смерти, как и жизни.
========================================================
17. Если что либо глубоко сочеталось с душею твоею, то почитай сие своим стяжанием не на этот только век, но верь, что оно пойдет с тобою и в век будущий. И если это — что либо доброе, веселись и благодари Бога в уме своем; если же это — нечто худое, то печалься и воздыхай и старайся освободиться от сего, пока ты в теле.
=====================================================
62. Добродетель есть матерь печали; от печали раждается смирение; смирению дается благодать. И воздаяние потом бывает уже не добродетели, и не труду ради ея, но рождающемуся от них смирению. Если же оно утрачено, то первыя будут напрасны
========================================================
100. Смирение и без подвигов многия прегрешения делает простительными; без смирения же и подвиги безполезны, даже уготовляют нам много худаго. Что соль для всякой пищи, то смирение для всякой добродетели. Для приобретения его потребно непрестанно печалиться мыслию с уничижением и разсудительным болезнованием. И если приобретем его, то оно соделает нас сынами Божиими.
=====================================================
257. Все сие раждается от онаго естественнаго ведения, различающаго доброе и злое. Оно есть доброе семя добродетели.
За сим естественным ведением в человеке последует — всегдашнее уязвление совести, — непрестанное памятование смерти и некая мучительная забота, продолжающаяся до самаго его исхода, — а после сего печаль, унылость, страх Божий, естественная стыдливость, — печаль о прежних грехах своих, надлежащая рачительность, памятование об общем пути, забота о напутствовании себя к оному, — слезное испрашивание у Бога добраго вшествия в сии врата, которыми должно проходить всякому естеству, — пренебрежение к миру и сильная борьба из-за добродетели.
Все сие приобретается естественным ведением, — и с этим пусть всякий сличает свои дела.
=============================================
Сердце, исполненное печали о немощи и безсилии в делах телесных явных, заменяет собою все сии телесныя дела. Дела телесныя без печали ума — тоже, что тело не одушевленное.
==============================================
285. Не тогда только будем печалиться, когда поползнемся в чем либо, но особенно, когда закосневаем в том же; потому что поползновение бывает часто и с совершенными, а закосневать в том-же есть совершенное омрачение.
Печаль, которую чувствуем при своих поползновениях, вменяется нам благодатию вместо чистаго делания.
========================================================
Видел я некоего, который все печалился и плакал, что не любит Бога, как бы желал, тогда как так любил Его, что непрестанное носил в душе своей пламенное желание, чтобы один Бог славился в нем, сам же он был как ничто. Таковый не ведает, что такое он есть, и самыми похвалами, ему изрекаемыми не услаждается. Ибо в великом вожделении смирения, он не понимает своего достоинства, но служа Богу, как закон повелевает иереям, сильным некиим расположением к боголюбию окрадает память о своем достоинстве, негде во глубине любви к Богу укрывая присущее тому похваление в духе смирения, чтоб в помышлении своем всегда казаться пред собою некиим неключимым рабом, как совершенно чуждому требуемаго от него достоинства, по сильному вожделению смирения. Так действуя, и нам надлежит бегать всякой чести, и славы. ради преизобильнаго богатства любви к Господу, столько нас возлюбившему.
====================================================
205) Слово истины двоякую ведает печаль, из коих первая в душе составляется невидимо, а вторая видимо устрояется в чувственном порядке: та всю глубь души обемлет, будучи причиняема бичами совести,  а эта чувственност облагает, удерживая ее от естественнаго ему разлияния тяжестию бедствий прискорбных [5, 86].
==================================================
206) Как две печали ведает слово истины,  так знает оно и два рода искушений, из коих одни внутри в области произволения  устрояются  возбуждением худых пожеланий, а другия помимо произволения со вне находят, в виде невольных неприятностей, скорбей и бед. Первое бывает причиною печали душевной, а второе — печали чувственной [5, 90}.
==================================================
207) Искушение в области произволения устрояющееся, душе печаль причиняет, а чувственности доставляет удовольствие; напротив искушение непроизвольное душу (разумно его встречающую) утешает, а плоть  тяготит печалью  [5, 91].
==================================================
39) Печаль по Богу отъемлет похоть; похоти же отъятие есть воскресение души.
================================================
18) Страх Божий удерживает похотения, а печаль по Бозе отгоняет сластолюбие.
=================================================
19) Вожделение мудрости презирает страх, а сладость ведения прогоняет печаль.
==================================================
71) Печаль по Бозе сокрушает сердце; ее же раждает страх адских мук.
================================================
18) Удары тяжелых  случайностей  раздирают сердце, и пораждаемая тем печаль прогоняет сластолюбие.
19) Есть четыре страсти главнейших, из которых одною против другой премудро пользуется Провидение.
20) Ибо сластолюбие уничтожается  наведением печали, а похоть увянуть понуждает страх адских мук
===================================================
119) Ничего нет страшнее памяти смертной, и дивнее памяти Божией; та вселяет спасительную печаль, а эта исполняет духовным веселием. Ибо Пророк Давид поет: помянух Бога и возвеселихся (Пс. 76, 4); а Премудрый учит: поминай последняя твоя и во веки не согрешишь (Сир. 7, 39).
===========================================
Почему величайшее есть оружие, держать себя в молитве и плаче, чтобы от молитвенной радости не впасть в самомнение, но сохранить себя невредимым, избрав радостопечалие.
============================================
Простите за объём...личная подборка...ссылки нет...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Молитва Иисусова - слезы или радость?
« Ответ #39 : 07 Март 2011, 22:22:09 »
Впринципе, горькие слезы о грехе, на которые движет благодать, трудно назвать печалью, и их Дух со временем очищения претворяет в сладкие. Но бывает на слезы двигает не Дух, а демоны, и это по праву называется злой печалью. Поэтому надо тщательно исследовать свой плач - теплое ли это покаяние, в твердой надежде перемены, или злое сожаление, частично безвозвратное? В этом плане радость хорошо предохраняет от вреда (хотя в некотором плане может и повредить добрым слезам, как я вижу). И заметка о радостопечалии в самую тему. Но если твердо видно, что горечь греховности теплая, благодатная, то со слезами тормозить себя не надо - покаянное омовение сердца даст такой простор Духу, что последующей радости трудно описать. И в этом отцы неоспоримо правы - без дальнейших слез очистить душу невозможно, даже если познаем большую благодать

stas

  • Сообщений: 328
    • Просмотр профиля

Re: Молитва Иисусова - слезы или радость?
« Ответ #40 : 08 Март 2011, 10:00:11 »
«Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» Фес.5.16

Стал замечать, что радость, молитва, благодарность – три очень взаимосвязанные вещи. Попытаюсь описать (по своим субъективным ощущениям) одну сторону. Благодарность за всё, «плохое» и «хорошее». Слез уже давно за собой не замечал, после падения обычно жестко сковывает уныние, иногда (в зависимости от тяжести) переходящее в отчаяние. И вот здесь, как не странно, помогает благодарность. Казалось бы, за что благодарить? Наоборот возникает ропот, либо осознание, что сам во всем виноват. Сначала благодарение через силу, но затем, бывает, приходит другое – другая благодарность, соединенная с радостью и печалью, за указание на свои грехи, и за то, что в своем внутреннем превозношении, вовремя спускают на землю. «Слава тебе Господи, слава Тебе». Вот такая «психотехника».
яко немощен есмь

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Молитва Иисусова - слезы или радость?
« Ответ #41 : 28 Март 2011, 19:20:32 »
Ды ктож спорит. Только помнить ИМХО не лишне что они следствие. Научиться плакать можно легко. В театральном этому научат.
Именно, брат Чудной пишет, что плачет о грехах. Но это надо тщательно рассмотреть, чтобы под грехами не было никакой подложки. Потому что опасность вырисовывается не такая уж и маленькая
грехи (собственные) - лень, похоть и тщеславие - основные враги мои. Думаю подробно не стоит описывать, к ним можно добавить множество сопутствующих. Уловка дьявольская состоит в моменте оплакивая, когда ощущаю себя хуже всех на свете, и он подбрасывает уныние. Приходиться не только плакать о грехах, но и вести брань с унынием. Другое дело состоит с радостью в молитве - когда благодарю Бога за все трудности и рад, что Он испытывает меня, ибо крепнет вера, и с радостью молюсь о других грешных, тут всего пару раз слезы были и то по капле. В этом радостном деле дьявольские козни могут возникнуть в нежелании радоваться Господу, но стоит радость обрести - как любые нападения как стрелы в щит.
Вот и вопрос поэтому возник - радоваться Господу или низводить себя во ад? Как совмещать последние не представляю.
а чувство стыда присутствует?

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Молитва Иисусова - слезы или радость?
« Ответ #42 : 29 Март 2011, 09:53:52 »
«Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» Фес.5.16
 после падения обычно жестко сковывает уныние, иногда (в зависимости от тяжести) переходящее в отчаяние. И вот здесь, как не странно, помогает благодарность. Казалось бы, за что благодарить? Наоборот возникает ропот, либо осознание, что сам во всем виноват. Сначала благодарение через силу, но затем, бывает, приходит другое – другая благодарность, соединенная с радостью и печалью, за указание на свои грехи, и за то, что в своем внутреннем превозношении, вовремя спускают на землю. «Слава тебе Господи, слава Тебе». Вот такая «психотехника».
Думаю что после грехопадения я по большей части начинаю действовать по заученной схеме : согрешил-покайся...причём сразу...однако...думаю что действую не правильно...присоединяя к раскаянию уныние...в последнее время наблюдаю относительное безразличие к согрешению...это даёт возможность молиться в прежнем режиме...а не посыпать свою голову пеплом...рвать рубаху и бить себя в грудь :-)...
Это самоуничижение видится мне весьма непродуктивным и даже вредным...отвлекает от молитвы...отталкивает от Гармонии...от Чистоты...от Любви...а как же иначе ведья-дисгармония, я НЕчистота, и я ненависть к себе...а теплоты нет...
Уж лучше НИКАК  не каяться чем ТАК...т.е. ограничится умным пониманием...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Молитва Иисусова - слезы или радость?
« Ответ #43 : 29 Март 2011, 15:23:38 »
в последнее время наблюдаю относительное безразличие к согрешению...это даёт возможность молиться в прежнем режиме...а не посыпать свою голову пеплом...рвать рубаху и бить себя в грудь :-)...
Это самоуничижение видится мне весьма непродуктивным и даже вредным...отвлекает от молитвы...отталкивает от Гармонии...от Чистоты...от Любви...а как же иначе ведья-дисгармония, я НЕчистота, и я ненависть к себе...а теплоты нет...
Уж лучше НИКАК  не каяться чем ТАК...т.е. ограничится умным пониманием...
а ведь нередко демоны подстраивают такую уловку - через подготовленную западню ввергают в мелкое прегрешение, и одновременно внезапно заваливают ментальность помыслами сильного сожаления, причем заставляя забывать более серьезные недостатки. А от этого теряется молитвенный настрой и наступает раздрай в душе, сваливающийся порой и до ропота. Поэтому в этом мнении полностью солидарен - сохраняя "лицо" души каменным перед разными помыслами сожаления идти вперед не теряя молитвенного устремления. По такому пути все намного быстрее станет понятно, чем слишком отвлекаясь от углубившегося дела, и наискорейше выйдем из получившейся западни

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Re: Молитва Иисусова - слезы или радость?
« Ответ #44 : 29 Март 2011, 15:59:23 »
Я думаю, что каждому деланию свое время. Когда душа черства можно попытаться искусственно вызывать плач или радость, смотря по тому, на что душа в данный момент отзывается. Когда чрезмерно эмоциональна -- лучше трезвиться и безмолвствовать, так как душа устает от эмоций, и в такое время безмолвие лучше всего на нее подействует. а усиление эмоций будет для нее опасно. Но лучше всего, как я думаю, постараться входить в сердце, тогда и плач, и радость, и безмолвие придут сами смотря по тому, что в нем в данный момент открывается, и может быть даже вместе друг с другом, и тогда не нужно будет все это искусственно вызывать