"Семя Жены сотрет главу змия", то есть Слово Божие убьет его духом уст Своих, который "острее всякого меча обоюдоострого: проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные"
***
Слово Божие (помимо прочего всего важного) разделяет душу и дух, отсекая главу от тела, делая естественную страсть гнева в душе без своей главы бездействующей, а вместо главы в середине сердца вселяя дыхание Духа
Уточните, о чем здесь именно речь?
Если я верно понял, речь о том, что происходит после рождения в Духе,
когда должно "вселиться Христу в сердца ваши" (Ефес. 3,17)
Или все же – о познании внутреннего смысла Писания, Логоса?
Иначе говоря, змей главой своей в сердце, середине груди, там где дух человеческий, а телом в душевной способности раздражения и гнева, в левой части груди.
То есть, всё тело змеево, – в груди? А не в чреве он угнездился?
Если речь о нетерпении оскорблений, как заявлено в топике темы, то в левой части груди, на уровне соска. Там по отцам (несколько условно) локализована раздражительная сила души. Да и по себе многие могут заметить, что если им владеют гнев и раздражение, то это сопровождается болями в левой части груди
Кратко говоря, в левой части груди сверху вниз от верхней части груди до нижней расположены способности рассудительная (рассудочного богословского познания), раздражительная, пожелательная. Все это деятельные способности души. В центре сверху вниз созерцательные силы души: мудрость, созерцание, ведение. Рассудку в созерцательной части соответствует мудрость, как добродетель соответствующая не рассудочному постижению истин веры (богословских логосов), а заключению в них (например, в слова молитвы) ума. Раздражительной части души, как деятельной, приводящей в движение способности, соответствует созерцание как деятельная способность ума (созерцать в душе умопостигаемый мир). Пожелательной способности ума, производящей в душе всякие добродетели, соответствует ведение, производящее ведение внутреннего мира как результат его созерцания
Соответственно, если гнев владеет раздражительной способностью, то это делает бездействующей в человеке способность к созерцанию, подобно тому как за телом змия естественно следует и его голова. Через подаваемое мудростью заключение ума в слова молитвы. Слово Божие отсекает голову эту змию, приводя в действие созерцательную способность (видеть в Свете и через Свет умный мир души), что подавляет действие гнева в раздражительной части души (гораздо надежнее, чем просто терпение оскорблений с самоосуждением, как и вообще любой внутренний путь надежнее внешнего). Но окончательное очищение раздражительной способности наступит, когда через очищение пожелательной способности, душа достигнет ведения, как видимого для нее присутствия в душе Духа.
О животной части души, заключенной в чреве, называемой еще жизненной силой, мы сейчас не говорим. Им соответствует следующая стадия деятельной добродетели праведность, и созерцательной -- незабываемое ведение, подаваемые через вселение в душе Духа, и потому их преждевременное рассмотрение и аскетика на их основе бессмысленны, как (в лучшем случае) отвлекающие от действительно полезного и необходимого для души делания