У Вас, Neovit, получилсь очередная тяжеловесная схема.
Покаяние - это не устремление ума к Богу. В покаянии может присутствовать устремление ума к Богу, а может и отсутствовать, когда ум устремляется к обсасыванию своих грехов. В радости может присутствовать устремление ума к Богу не в меньшей степени, чем в покаянии, а может и отсутствовать, если радость направлена на другой источник. Покаяние может уничтожать гордыню, а может ее и возвеличивать. Все видно по плодам покаяния. Если покаяние не приносит мира, чистоты и радости во Господе, то оно самостное - и построено на гордости.
Ваша ошибка в том, что боитесь фальшивой (самостной) радости и не боитесь фальшивого (самостного или институционального) покаяния. Т.е. не идете (умом) по дороге к Богу, а, боясь свалиться в левую канаву ублажения радостью, валитесь в правую канаву ублажения покаянием.
***Покаяние - это не устремление ума к Богу. В покаянии может присутствовать устремление ума к Богу, а может и отсутствовать, когда ум устремляется к обсасыванию своих грехов***. Когда ум устремляется к обсасыванию своих грехов, то это и есть устремление ума на себя, а не на Бога, а покаяния нет. В чем тогда я не прав?
***В радости может присутствовать устремление ума к Богу не в меньшей степени, чем в покаянии, ***Об этом и я сказал:
покание – это и сокрушение и радость в единстве. Спасибо, что подтвердили.
***а может и отсутствовать, если радость направлена на другой источник.*** Если радость направлена на другой источник, то нет покаяния. Спасибо, что подтвердили мою мысль.
***Покаяние может уничтожать гордыню, а может ее и возвеличивать. Все видно по плодам покаяния. Если покаяние не приносит мира, чистоты и радости во Господе, то оно самостное - и построено на гордости.*** Спасибо, что согласны с тем, что
покаяние – это уничтожение гордыни.
***Ваша ошибка в том, что боитесь фальшивой (самостной) радости и не боитесь фальшивого (самостного или институционального) покаяния. Т.е. не идете (умом) по дороге к Богу, а, боясь свалиться в левую канаву ублажения радостью, валитесь в правую канаву ублажения покаянием.***
Это не ошибка. Просто я писал на работе и не успел закончить пост.
Я начал с того, что покаяние – это единство сокрушения и радости и лишь коснулся момента увлечения радостью.
Но вы правы, есть и другая ловушка для ума – это увлечение сокрушением. Перекос в одну или в другую сторону опрокидывают покаяние и устремляют ум от Бога. Следствием перекоса в сторону сокрушения обычно является уныние, которое легко читается по угрюмости лиц новоначальных. Губы поджаты, лоб наморщен, ум углублен в себя, в разговоре напряженность – это признаки уныния в следствие нарушения баланса между сокрушением и радостью.
Откуда берется такой перекос? Источник уныния всем известен – гордыня. Но как она проявляется во время сокрушения и борьбы именно с гордыней? Откуда угрюмость после трудовой деятельной молитвы?
Меня молитва обучила этому источнику. Кроме гордыни это и уловки лукавого во время молитвы.
Мы боремся с помыслами и стараемся не принимать их и не отсекать, игнорировать, но лукавый мастер прятаться. Он подбрасывает помыслы в духе покаянного сокрушения и даже не предлагает новые, а незаметно усиливает те, что ранее обдумывались, пережевывались самим молящимся. А для тех, кто покаяние связывает с чувствами, усиливает эти чувства самого молящегося. Он слишком опытен и мастерски подделывается под покаянное сокрушение, усиливая его до предела. Заметить это не возможно, потому что такая подделка или усиление воспринимаются, как свое радение в молитве. Но если вовремя обнаружить деятельность лукавого по признакам уныния или угрюмости, то враг бежит и равновесие восстанавливается. Конечно, лучше с самого начала не надеяться на себя и просить защиты от лукавого перед молитвой и во время молитвы. Я прошу Богородицу.
Тоже самое происходит и с другой стороной покаяния.
Когда после трудовой молитвы Господь дарует утешение, умиление, мир и радость в сердце, то лукавый тут же начинает усиливать эти чувства и подбрасывать помыслы, что «Хорошо помолился», «Так и надо молиться всегда» и другие подобные. Усиливает опять же незаметно, как свои. Этот вид прельщения лукавым труднее заметить. Обычно это проявляется в признаках, противоположных унынию и угрюмости. Лицо расплывается в улыбке, ум расслаблен и теряет трезвение, появляется развязность и желание поговорить. Если заметить эти признаки, то враг бежит и прячется в других местах.
Во время молитвы, когда я замечаю появление улыбки на лице или желание расслабиться и присесть, то сознаю, что пропустил лукавый помысел и прекращаю парить в невесомой молитве, падаю на колени и прошу помощи у Богородицы.
Вообще, я убедился, без помощи Богородицы молитва не возможна. Лукавого не перехитришь. Кто думает иначе и уповает на свой ум, тот, наверно, достиг высоких паров.
Односторонность и неравномерность в радении - это ловушка для ума или, как говорит Иосиф, – источник прелести.
***У Вас, Neovit, получилсь очередная тяжеловесная схема.***Господь призывает нас к покаянию. И если я не знаю, что такое покаяние, то бедный я человек.
Поэтому милостиво прошу вас, Александр, дайте свое определение покаяния, поделитесь своим опытом.