Исихазм

Автор Тема: О месте сосредоточения  (Прочитано 32271 раз)

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

О месте сосредоточения
« : 05 Апрель 2012, 15:00:53 »
Отделено от: http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=3013.0
---


Нельзя жестко привязывать место сосредоточения (по типу - два пальца выше левого соска или точно посреди груди), а также точно указывать на локализацию в физ.пространстве (теле) чего-либо из невидимого (душевного) мира. ]...
Александр, ваши слова могут ввести в заблуждение начинающих. Вы комментировали о помыслах, а получился совет о молитве.

Ваша мысль требует уточнения в сфере ее применения, так она противоречит советам  святых отцов:

***следует с самого начала обучать ум в час молитвы, чтобы он находился в верху сердца и зрел в глубину его, а не был бы на половине сбоку или на конце снизу*** (Схимонах Василий Поляномерульский)

***В церкви и вообще при упражнении  молитвой  Иисусовой полезно иметь глаза закрытыми, и 4) держать левую руку у  персей , над левым сосцем груди, несколько повыше его: последний механизм способствует к ощущению силы словесности, находящейся  в   персях .*** (Игнатий Брянчанинов)

*** Между прочим спрашиваете: «Что значит быть умом в сердце?» Прошлый раз я вел об этом речь. Разве не ясно говорено? Повторю. Вот что значит! Знаете, где сердце? Как не знать? Чему же учились? Так станьте там вниманием и стойте неисходно, – и будете умом в сердце; ум неотлучен от внимания: где оно, там и он. Вы писали, что часто при чтении акафиста сладчайшему Иисусу чувствуете огонь в сердце. Вот, где это чувствуете, там и будьте вниманием и не выходите вон не только во время молитвы, но и во всякое другое время. Но стоять там надобно не просто, а с сознанием, что стоите пред лицем Господа, или пред всевидящим оком Его, прозирающим в сокровенности сердечные; а чтоб так стоять, старайтесь иметь возгретым какое-либо чувство к Богу страха, любви, упования, преданности, сокрушения болезненного, и проч. Се норма внутреннего строя. Блюдите, и как только заметите, что он нарушился в чем-либо, спешите восстановлять его. *** (Феофан Затворник. Письма к разным лицам)
***Образы держат внимание вовне, как бы они священны ни были, а во время молитвы вниманию надо быть внутрь, в сердце: сосредоточение внимания в сердце есть исходный пункт должной молитвы. И поелику молитва есть путь восхождения к Богу, то уклонение внимания от сердца есть уклонение от этого пути. (15, 144)
Бывают уклонения от правого пути этой молитвы. Потому надо поучиться ей у того, кто знает ее. Заблуждения больше от того, кто где вниманием - в голове или в груди. Кто в сердце, тот безопасен. Еще безопаснее, кто болезненно припадает к Богу на всяк час в сокрушении, с молитвою об избавлении от прелестей. (1, 245)
Стоите пред Господом, без образов, в присутствии Господа... и испытываете добрые чувства. Чего же еще? Тут все. Разве только вы в голове производите сие?!! - Нет, в сердце надо стоять. Но сердца не помнить, а только Господа зреть. - Все так выразить можно: "Стоять в сердце умом пред Господом и молиться". (10, 175)
Все приемы, про какие пишется (сесть, нагнуться)..., или художественное творение сей молитвы не всем пригоже и без наличного наставника опасно. Лучше за все то не браться. Один прием общеобязателен: "вниманием стоять в сердце". Другое все стороннее и к делу не ведущее прибавление. (6, 17) *** (Феофан Затвориник. Письма)



Да, жестко привязываться к сердечному месту нельзя в том смысле, что насильно впихивать молитву в сердце нельзя. Но знать о месте словесности и месте сердечной молитвы и привлекать сердце к участию в молитве необходимо.   

 Хочу обратить внимание начинающих на чрезвычайную важность правильного определения места для ума во время молитвы. Об этом предупреждает Схимонах Василий Поляномерульский, наставник Паисия Нямецкого ( Величковского) в своих известных Предисловиях.
http://www.sestry.ru/church/content/library/rkey/2_Vasiliy_Polyanomerulskiy/Vasiliy_Polyanomerulskiy/view

Вот как сказал об этих Предисловиях св. Игнатий Брянчанинов:

***Молдавский старец, схимонах Василий, живший в конце прошедшего столетия, изложил учение о молитве Иисусовой с особенною удовлетворительностью в замечаниях к сочинениям преподобных Григория Синаита, Исихия Иерусалимского и Филофея Синайского. Схимонах назвал замечания свои предисловиями или предпутиями. Название очень верное! Чтение замечаний подготовляет к чтению упомянутых Отцов, которых сочинения относятся наиболее к монахам уже значительно преуспевшим. Замечания изданы Оптиной пустынью вместе с писаниями Паисия Нямецкого, которого Василий был наставником, сподвижником и другом.***

Предисловие к главам блаженного Филофея Синайского

О сердечном месте для ума
Видя это, следует с самого начала обучать ум в час молитвы, чтобы он находился в верху сердца и зрел в глубину его, а не был бы на половине сбоку или на конце снизу. Причина же, по которой следует так поступать, такова: когда ум стоит сверху сердца и внутри его действует молитву, тогда, как царь, сидящий на высоте, взирает совершенно свободно на все пресмыкающиеся внизу злые помыслы и разбивает их о камень имени Христова, как вторых вавилонских младенцев. Притом же, будучи столь удален от чресл, может во всяком случае избежать похотного жжения, существующего в естестве нашем чрез преступление Адама.
+О молитве посередине сердца
Если же кто начинает творить внимание в молитве на половине сердца от персей, то или от случающегося оскудения теплоты сердечной, или же по изнеможению ума и притуплению зрения под влиянием частого действия молитвы, или по причине воздвигнутой врагом брани, ум сам по себе ниспадает к чреслам и смешивается с похотною теплотою, хотя и невольно, по причине сближения с нею, при совершении молитвы на половине сердца.
Некоторые же, по наивной нерассудительности, или лучше сказать, не зная, что такое верх или средина сердца и что такое половина и конец его, начинают творить молитву снизу, на конце сердца, при чреслах, и, таким образом, касаясь умом частию сердца и частию чресл, по собственной вине вызывают прелесть, как обаятели змею, ибо невозможно избежать общения с врагом тем, кто таким образом держит внимание.
Другие же, страдая окончательным неразумием и грубостию, не знают даже самого места сердечного, находящегося под левым¬ сосцом и боком, но, полагая его среди пупа чревного, дерзают – увы, их прелести! – там совершать умом молитву. ¬Научаясь из этих примеров, следует, как сказано, совершать умом внимание и молитву внутри сердца сверху от сосца, а не на половине от персей и тем более не снизу от чресл. ***


Св.Игнатий дает в «Слове о молитве Иисусовой» (Аскетические опыты, т.2) дает следующее разъяснение о том, что  «Перси» есть то место в груди, в котором содержится словесность и творится молитва. Это место крепления физического сердца  к грудине, которое находится выше левого сосца.
***Святые Отцы, научая сердечной молитве, не дали точного наставления, в которой части сердца она должна быть совершаема, вероятно по той причине, что в те времена не встречалось нужды в этом наставлении. Святой Никифор говорит, как об известном предмете, что словесность находится  в   персях , и что когда возбудится словесность к участию в  молитве , то вслед за ней возбудится к такому участию и сердце. Трудно, знающим что-либо со всей подробностью и основательностью, предвидеть и предупредить решением все вопросы, которые могут возникнуть из совершенного неведения: в чем неведение видит темноту, в том для знания нет ничего неясного. В последующие времена неопределенное указание в писаниях отеческих на сердце послужило причиной важного недоумения и ошибочного упражнения молитвой в тех, которые, не имея наставника, не исследовав с должной тщательностью отеческих писаний, на основании наскоро схваченных чтением поверхностных понятий, решились заняться художественной сердечной молитвой, возложив все упование на вещественные пособия к ней. Определенное объяснение этого предмета сделалось, таким образом, необходимостью. Сердце человеческое имеет вид продолговатого мешка, к верху расширяющегося, к низу суживающегося. Оно, верхней оконечностью, находящейся напротив левого сосца груди, прикреплено, а нижняя его часть, нисходящая к оконечности ребр, свободна; когда она придет в колебание, это колебание называется биением сердца. Многие, не имея никакого понятия об устройстве сердца, признают свое сердце там, где чувствуют биение его. Приступая самочинно к упражнению сердечной молитвой, они устремляют дыхание, вводя его в сердце, к этой части сердца, приводят ее в плотское разгорячение, причем биение сердца очень усиливается, призывают к себе и навязывают себе неправильное состояние и прелесть. Схимонах Василий и старец Паисий Величковский повествуют, что из современников их многие повредились, злоупотребляя вещественным пособием [193]. И впоследствии примеры расстройства от такого действия встречались нередко; встречаются они и поныне, хотя расположение к упражнению молитвой Иисусовой умалилось до крайности. Нельзя им не встречаться: они должны быть непременным последствием неведения, самочиния, самомнения, безвременного и гордостного усердия, наконец совершенного оскудения опытных наставников. Схимонах Василий, ссылаясь на святого Феофилакта и других Отцов, утверждает, что три силы души, словесная, сила ревности и сила желания, расположены так:  в   персях  и в верхней части сердца присутствует словесная сила или дух человека, в средней - сила ревности, в нижней - сила желания или естественное вожделение. Старающийся привести в движение и разгорячить нижнюю часть сердца, приводит в движение силу вожделения, которая, по близости к ней половых частей и по свойству своему, приводит в движение эти части. Невежественному употреблению вещественного пособия последует сильнейшее разжение плотского вожделения. ***

« Последнее редактирование: 06 Апрель 2012, 12:02:29 от Alexander »

Кнопка

  • Сообщений: 828
  • Котейка
    • Просмотр профиля

Re: О месте сосредоточения
« Ответ #1 : 05 Апрель 2012, 15:58:50 »
Какая развестистая клюква.. при всем уважении к авторам.
При сердечной молитве вся личность сокрушительно проваливается куда-то в область сердца, и происходит это без какого-либо усилия. Насильно молитву в сердце не запихнешь, а только сердечные расстройства получишь.
Советы же отцов сводятся к тому чтобы внимание _не_ускользало_ от молитвы куда-то в сторону. А получается йога какая-то...
"В груди мотор в миллиард карат" (с)Константа

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: О месте сосредоточения
« Ответ #2 : 05 Апрель 2012, 16:24:10 »
Какая развестистая клюква.. при всем уважении к авторам.
При сердечной молитве вся личность сокрушительно проваливается куда-то в область сердца, и происходит это без какого-либо усилия. Насильно молитву в сердце не запихнешь, а только сердечные расстройства получишь.
Советы же отцов сводятся к тому чтобы внимание _не_ускользало_ от молитвы куда-то в сторону. А получается йога какая-то...
Эта не для тех, кто стяжал сердечную молитву и проваливается в сердце без всякого усилия, а для начинающих. Читайте внимательно.
На этот форум часто заходят те, кто решил обучиться молитве. Ваши советы могут ввести их в заблуждение.
А советы отцов дают правильный настрой на молитву, который помогает свести ее в сердце и предостерегают от неправильных образов молитвы, которые могут быть опасны.
При всем уважении к вашему сердечному опыту, не стоит называть "клюквой" советы отцов.

Кнопка

  • Сообщений: 828
  • Котейка
    • Просмотр профиля

Re: О месте сосредоточения
« Ответ #3 : 05 Апрель 2012, 16:43:30 »
Вся проблема в том что сердечная молитва это дар и никакими психотренингами ее не достичь. Ее можно только вымолить.

Пс. Или получить внезапно и без всяких усилий.
"В груди мотор в миллиард карат" (с)Константа

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: О месте сосредоточения
« Ответ #4 : 05 Апрель 2012, 17:07:10 »
Вся проблема в том что сердечная молитва это дар и никакими психотренингами ее не достичь. Ее можно только вымолить.
А отцы и не говорят, что можно достичь своими усилиями. Еще раз, внимательнее, прежде, чем возражать отцам:
***Все приемы, про какие пишется (сесть, нагнуться)..., или художественное творение сей молитвы не всем пригоже и без наличного наставника опасно. Лучше за все то не браться. Один прием общеобязателен: "вниманием стоять в сердце". Другое все стороннее и к делу не ведущее прибавление. (6, 17) *** (Феофан Затвориник. Письма)

Кнопка

  • Сообщений: 828
  • Котейка
    • Просмотр профиля

Re: О месте сосредоточения
« Ответ #5 : 05 Апрель 2012, 17:10:05 »
А я не возражаю, читайте внимательнее - я шлифую отстрые углы. Корректирую
"В груди мотор в миллиард карат" (с)Константа

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: О месте сосредоточения
« Ответ #6 : 05 Апрель 2012, 17:21:19 »
Какая развестистая клюква.. при всем уважении к авторам.
При сердечной молитве вся личность сокрушительно проваливается куда-то в область сердца, и происходит это без какого-либо усилия. 
Куда?...и что при этом происходит с умом?...меняется восприятие?...
Я почему спрашиваю...на чём основана твоя уверенность что вся личность проваливается именно в духовное сердце...
Да и...мне непонятно "вся личность" это что...это как...
А если этого "вся личность" нет...то ГДЕ личность...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: О месте сосредоточения
« Ответ #7 : 05 Апрель 2012, 17:22:25 »
Св.Игнатий дает в «Слове о молитве Иисусовой» (Аскетические опыты, т.2) дает следующее разъяснение о том, что  «Перси» есть то место в груди, в котором содержится словесность и творится молитва. Это место крепления физического сердца  к грудине, которое находится выше левого сосца.
у вас получилось что перси это место крепления и т.д...
Слово перси переводится как грудь...
Вот за это отдельное спасибо...признаться я как то забыл :-) :
"Схимонах Василий, ссылаясь на святого Феофилакта и других Отцов, утверждает, что три силы души, словесная, сила ревности и сила желания, расположены так:  в   персях  и в верхней части сердца присутствует словесная сила или дух человека, в средней - сила ревности, в нижней - сила желания или естественное вожделение. "
В верху груди словесность...в середине чувства...в низу-желания...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: О месте сосредоточения
« Ответ #8 : 05 Апрель 2012, 17:28:55 »
А получается йога какая-то...
Кнопка :-)...а что ты знаешь о йоге :-)...ты сама занималась йогой...а много ли трудов йогинов прочитала...
Если нет, то откуда тебе известно ЧТО ТАКОЕ ЙОГА...
Скорее всего ты повторяешь заученный штамп...которым новичков кормят противники Иисусовой молитвы...или люди которые не понимают что такое и.м...или люди которые хотят что бы о них думали что они занимаются и.м...таковых к сожалению в церкви большинство...

Ты Кнопочка :-) радость моя...наморщи ум :-)...ну пожалуста :-)...и прочти Григория Палама "триады в защиту священнобезмолствующих"...что бы иметь своё мнение о том КАК святые представляли себе методики введения ума в сердце...и умно-сердечную молитву вообще...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: О месте сосредоточения
« Ответ #9 : 05 Апрель 2012, 17:34:40 »
Вся проблема в том что сердечная молитва это дар и никакими психотренингами ее не достичь. Ее можно только вымолить.

Пс. Или получить внезапно и без всяких усилий.
А вот это врядли...пример Максима Кавсокаливита не проходит, у него была длительная подгатовка...
Для соединения ума с сердцем необходима определённая степень чистоты сердца...так что халява невозможна...
А так же длительный тренинг...по слову отцов сначала словесно...потом умом со вниманием в середине груди...а вот умно-сердечная молитва достигается в синергии...и не удивительно...ведь в сердце ум человеческий соединяется\сорастворяется с Богом...
У и.м. есть психотехника...есть этапы...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Кнопка

  • Сообщений: 828
  • Котейка
    • Просмотр профиля

Re: О месте сосредоточения
« Ответ #10 : 05 Апрель 2012, 18:48:03 »
Игорь вот тут ты и ошибаешься. Богу все возможно, и если Он решил одарить этим даром то хош не хош а неси)
"В груди мотор в миллиард карат" (с)Константа

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: О месте сосредоточения
« Ответ #11 : 05 Апрель 2012, 19:05:13 »
Игорь вот тут ты и ошибаешься. Богу все возможно, и если Он решил одарить этим даром то хош не хош а неси)
Есть примеры из патерика, что бы человек спонтанно получал этот дар...без предварительных многих молитвенных трудов?...без Иисусовой молитвы?...
Ответь на мой вопрос...Ты уверена что попадаешь умом в сердце?...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: О месте сосредоточения
« Ответ #12 : 05 Апрель 2012, 20:00:55 »
Кнопка :-)...
Я все важные моменты молитвы...всегда сверял со святоотеческим писанием...и ВСЕ основные моменты...будь то внутреннее вИдение пространства души...или вИдение движений страстных энергий...или переживания чувства Любви...или интуитивное получение информации...ВСЁ это сверено с писанием святых отцов...причём как мне кажется бесспорно :-)...

Я понимаю сомнения человека впервые столкнувшегося со столь подробным и откровенным описанием...по этому и как бы оправдываюсь :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Re: О месте сосредоточения
« Ответ #13 : 05 Апрель 2012, 20:51:14 »
Игорь, Кнопка про дары другое говорит.
Мы, и я в том числе, всё время наступаем на одни и те же грабли. Нескольких расцветок.
Одни Иисус описал в притче о делателях: кто работал 1-2 часа, получал столько же, как и тот, кто понёс самый жар и зной.
Но суть даже не в этом, многие на этом заостряют внимание. Самое же главное "Аще око твое лукаво есть, яко аз благ есмь?", и хочу сделать что хочу там, где имею право ?
Это о Боге. Кому хочет - тому столько и того даёт.
А я, если говорю - не, за такое Бог никогда не даст без этого..... - я не прав.
Господь благ и милостив там, где я не ожидаю.
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: О месте сосредоточения
« Ответ #14 : 05 Апрель 2012, 21:13:23 »
Игорь, Кнопка про дары другое говорит.
Я думаю что понимаю...что Бог может из ничего сотворить нечто, и наоборот :-)...
загвоздка в том что Богу перед тем как подарить умно-сердечную молитву...необходимо будет совершить таки предварительную очистку человека...а уж потом коробочка с бантиком и крики сэпрайз :-)...
У кого то из святых читал...кто не очистил себя от телесных страстей не получает дар соединения ума и сердца...что то такое...
А телесные страсти это блуд, чревоугодие и т.д...и это думаю происходит по тому что оболчка телесных страстей не пробивается умом, как броня не пробивается...или как стена медная...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.