....душа побуждает ко злу, ее воля оказывается сильнее. Может дело еще и в ней, в воле, которая не всегда на нашей стороне и в душе, в том внутреннем пространстве, что давным давно уже заполнено различными отбросами?
Нет! Не душа побуждает ко злу, Василий. У Вас нет двух воль - она одна - ваша. Кудв Вы её направите от этого будет зависить вектор - синергия( с волей Творца) или протв(сатан по еврейстки) Его воли.
Воля и желание - два нерассудительных(!) начала души. Рассудок обязан тут(не в Царствии Небесном) их держать в узде управлять ими. Есть такое слово приразиться, т.е. столкнуться с чем-то. Ещё это называют прилог. Прилог не зависит от вашей воли или желания, это может быть впечатление от увиденного, услышанного, прочитанного, может быть и ещё что-то с чем вы столкнулись на неком астральном уровне без видимых на то причин. Столкновение - это ещё не грех - это искушение. Прилог может быть отринут(иначе наблюдалось бы поголовное половое извращение например) в сердце сразу, если в сознании есть некое табу. Но если прилог принимается и начинает обдумываться, то это уже называется
сочетанием или собеседованием с помыслом. Он в свою очередь и склоняет волю с желанием туда, куда глядит... а унас, человеков, весь взгляд направлен по большей степени от Бога в противоположном направлении, чувство
самосохранения гвоздями прибивает к земле - в гроб и человекам спастись невозможно, Богу возможно всё! Грех перешедший в навык - это уже порок. С пороком бороться уже сложнее, думаю пониманете по какой причине.
Свт. Григорий Палама объясняет Варлааму, что бесстрастие - это не умервщление воли и желания, как свойства, это:
"кто настолько же подчинил познающей, оценивающей и рассуждающей способности души волю и желание, вместе составляющие страстную силу души , насколько одержимые страстью подчинили этой страстной силе — рассуждающую. Злоупотребление силами души плодит отвратительные страсти, как злоупотребление познанием сущего превращает мудрость в безумие; но если человек будет употреблять их хорошо, то через познание сущего придет к богопознанию, а через страстную способность души, стремящуюся к той цели, для которой она создана Богом, добудет добродетели: силу желания превратит в любовь, а благодаря воле приобретет терпение. Этого достигнет, говорю, не тот, кто их умертвит, потому что он окажется тогда равнодушным и неподвижным для божественных свойств и состояний, а тот, кто подчинит себе страстную силу так чтобы, подчиняясь уму, своему природному главе, и послушно идя к Богу, она благодаря непрестанной памяти Божией закрепила себе божественное расположение и поднялась до высшего состояния, то есть до любви к Богу, в которой по Писанию человек исполняет заповеди Любимого , а через них познает, исполняет и приобретает чистую и совершенную любовь к ближнему. И бесстрастие без всего этого — совершенная невозможность."
Посему слова Христа, "отвергнись себя" и "кто потеряет душу свою ради Меня" я понимаю не , как самоубийство, но работа над собой. Работа трудная и последовательная, иначе до высшего состояния не подняться.