Исихазм

Автор Тема: "Должно, - говорит преподобный Нил, - понуждаться молчать мыслию"  (Прочитано 59471 раз)

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Вобщем-то, мой пост не был адресован тебе лично...  :-) но все равно прости, если чем-то огорчила... :-)
у нас у всех тут внутренний процесс...только стадии различные...  :-D
почему то последнее время все чаще стала приходить мысль покинуть форум...такая вот стадия... :-)
« Последнее редактирование: 19 Август 2012, 16:38:01 от Gabriel »

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Неправильная мысль. :) Гоните её в шею.

Ваш пост в основном про то, как идти к Богу в миру. Что же касается молитвы за мир - там общие соображения, а не практическое руководство, которым прозелит интересуется. "Ты скажи мне, что мне делать, чтобы таким стать!"

Так что есть вам ещё чему поучиться... :)  Как и мне...
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Краевед, что касается в молитвы за мир, то в книге "Силуан Афонский" дано вполне практическое руководство.
Тем, кто может вместить, как вместил Силуан.
И что надо подвижнику делать, чтобы стать таким, как Силуан, чтобы так молиться как Силуан – тоже, много вполне
практических советов. Лишь бы выполняли эти советы ))

У меня же пока – всего лишь теоретическое недопонимание "созерцательного делания", не более.

Обратите внимание, кстати. При всей богатейшей одаренности Силуана и он не избежал этапов и вех на пути к Царствию.

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Вобщем-то, мой пост не был адресован тебе лично...  :-) но все равно прости, если чем-то огорчила... :-)
В общем-то, увидел, что берешь мой пост...и приписываешь то, чего не говорил в этом посте.
Прости и ты.
Слова в ответ на слова...и от недопонимания сразу вскидывается гордыня.   :mrgreen:

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

почему то последнее время все чаще стала приходить мысль покинуть форум...такая вот стадия... :-)
Марин, это видно как раз. Все чаще звучит в твоих постах "уже мозоль на языке повторять за Господом".
И "уже столько слов сказано на форуме". И острое чувство, что вот, талдычишь одно и то же, а никто не слышит очевидного,
такого простого, которое надо незамедлительно принять. Это все видно в твоих постах, и этим они схожи для меня с постами Леонида.
Но ты толцы в форуме, не отчаивайся :D
И до других достучишься, и сама больше о себе поймешь.

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Gabriel, btw. Пока не ушла – в свой "процесс" :D

Меня , честно говоря, настораживает в последнее время этот тренд на форуме – Царство уже мне открылось, что вот Оно – такое и этакое. И я уже в Нем, и Вы давайте – за мной.

Но при том практически не говорится, что сперва Дух вселяется и тогда Дух приуготовляет нас и ходит в нас. И Дух приводит в Царствие. Что Дух нужно стяжать, привлечь. Что стяжают его по-разному, но лучше всего Его привлекают – наше смирение и сокрушение сердца. Но об смирении и сокрушении как раз говорят редко, это – не комильфо, и уж точно не до "мозоли на языке"...
Поэтому странная картина получается, кривобокая...и прельстительная.


Кнопка

  • Сообщений: 828
  • Котейка
    • Просмотр профиля

О смирении и самости кажется на форуме уже сказано более чем достаточно..
"В груди мотор в миллиард карат" (с)Константа

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Об обсуждаемом обособленно – да. Но все надо вместе держать в одном фокусе, и в постах тоже, имо.
Пример:как приучились на форуме говорить о синергии, чуть не каждая фраза была с этой присказкой.
Ни у кого мозоли от этого не выросли.
Так и здесь – то Царствие, то созерцание. А стяжание Духа и смирение – это где-то ТАММ, где-то
по другим веткам, и вроде бы, получается, в другом совсем контексте. Разве нет?

Кнопка

  • Сообщений: 828
  • Котейка
    • Просмотр профиля

Да, но подразумевается.
"В груди мотор в миллиард карат" (с)Константа

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

прозелит, я не восстаю против Писания и Предания.
Да, понимаю это. У меня вопрос – если не принимать духновенность НЗ, "отпустить идею сакральности" и оставить только текст для "холодного рассудка и логики" – что в отжиме останется? И для кого останется – для кружка по изучению Библии?   8-)

Цитировать
Однако, что толку в том, если человек свято верует в духновенность НЗ [и всей Библии, в придачу, включая Тору :wink:] и яростно настаивает на этом, а никак не может извлечь из Великой Книги сокровенную суть Благовествования - учение о Царстве Божием?
Да, это засада...не научен извлекать, значится. :-)

Цитировать
Господь, будучи в человеческой плоти, распостранял Царствие вокруг Себя, а Сам говорил о нём притчами, поскольку, как ты сам правильно отметил, транслировать неизреченное в человеческий язык практически невозможно. Понимает же безсловecно Царство тот, кто видит Господа вживую, воспринимает от Него напрямую энергию Царства и только таким образом [уже потом] растолковывает для себя смысл притчей Господних.
Да, и Господь и ныне, и присно распространяет вкруг Себя Царство.
Что такое "энергия Царства" – не знаю. Если речь о нетварных энергиях, то их уже начинает воспринимать тот, кто очень далек от "видения Бога вживую", но уже способен черпать от Его энергий – в твари, в Писании, в Церкви. Ему и растолковывать потом для себя – не факт, что нужно. Вернее, не всякому это нужно: такой и без растолкования напитывается соком Жизни и растет.

Цитировать
Образ Господа - икона, сквозь которую мы касаемся Его Самого, слова же людей, записавших Евангелия [кроме Евангелия от Иоанна, текст которого атрибутирован к реальному апостолу Христа], не получивших личного откровения, а просто переписавших притчи о Царствии, как мы видим сегодня, остались "за бортом" внешней церкви, не получили в ней развития, не говорю уж о полнейшем отсутствии проповеди Царства Божия. Какая же они [эти слова] - икона, если сквозь них не достукиваемся до сути [да ещё "задвинув" их в духновенность]?
А иконы кто писал? Они – все получили "личное откровение"? И в иконе фабричной штамповки очень даже возможно – коснуться Его Самого, не раз и не два. Но многие ли "достукиваются" и в иконе? :|
ЗЫ: раньше ведь все это богословие неграмотные проходили в храме, читая иконы. Меня тут поучили, несколько занятий. Очень нужное и полезное практически забытое у верующих (и даже среди многих иконописцев) умение, могучий пласт живого дышащего символа иконы, который подводит (но не всегда доходит) до созерцания.

Кто-то из с.о. писал, что Крест самой грубой работы, из любого материала - уже готовое вместилище Шекины, Славы Божьей.
А Слово – не то же с ним? Будучи вмещено в текст, в перевод – Оно в нем. И что – перевод? Вот мы молимся. Даже несколько слов перепутаем в молитве – смыслы в сердце текут без лажи. А Господь зрит в сердце. Так и с Писанием, думаю.
***
Дух сквозит в Писании, истинно постигать Слово возможно лишь Духом. Думается, "холодным рассудком и логикой" можно достучаться не до сути учения о Царствии (какой там!), а лишь до слабенькой аппроксимации – не факт, что верной даже в целом. На каком-то этапе даже и она – хороший костыль, но ведь потом сильно мешать будет, натирать, а человек уже привык к костылю. Заточится под этот холодный рассудочный костыль, а как еще ходить – не помнит. :-)
Последнее – не говорю лично про тебя, но про ситуацию, когда духновенность Писания больше не нужна.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Цитата: Alexander
Единство не в самом созерцании (изложении опыта созерцания), ведь это только путь наверх, а в введении полученного опыта созерцания в действие (соединении созерцания и действия) по изменению себя, других и всего мира. То, что делал Господь.

Господь действовал в самой гуще мира. Но для монаха или для того, кто оставил все мирское, "введением опыта созерцания в действие"  может являться, например, молитва за весь мир, как у Силуана Афонского. Она и изменяет "себя, других и весь мир". Так?

И тоже присединюсь к просьбе Neovit'а. Посоветуйте, кого из с.о. почитать о таком "деятельном созерцании"(кроме Силуана Афонского/Сахарова)

Если бы молитва за весь мир, как у Силуана Афонского, была "введением опыта созерцания в действие", то зачем понадобилась деятельность арх.Софрония (Сахарова)?

Тандем "Силуан-Софроний", пожалуй, лучший пример из 20-го века  "введения опыта созерцания в действие".  Жизнь митр.Антония (Сурожского) тоже может быть примером соединения созерцания и действия с бОльшим уклоном в действие. В прошлом - Гр.Палама и, наверно, Максим Исповедник. Это крупные примеры.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Тандем "Силуан-Софроний", пожалуй, лучший пример из 20-го века  "введения опыта созерцания в действие". 
Я усмотрел в вопросе прозелита несколько иное направление :-)...
Есть ли у с.о. методики "деятельного созерцания" типа молитвы за весь мир?...

Ну...продать рукоделие а деньги раздать нищим...наверное нельзя считать деятельным созерцанием :-)...
А что? тогда можно считать деятельным созерцанием...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

mirnestranik, так жизнь тех, кто ввел созерцание в действие, и есть лучшая методика. Другими словами, кто соединил, тот и написал об этом своей жизнью.

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Все чаще звучит в твоих постах "уже мозоль на языке повторять за Господом".
И "уже столько слов сказано на форуме". И острое чувство, что вот, талдычишь одно и то же, а никто не слышит очевидного,
такого простого, которое надо незамедлительно принять. Это все видно в твоих постах, и этим они схожи для меня с постами Леонида.
Меня , честно говоря, настораживает в последнее время этот тренд на форуме – Царство уже мне открылось, что вот Оно – такое и этакое. И я уже в Нем, и Вы давайте – за мной.
Но при том практически не говорится, что сперва Дух вселяется и тогда Дух приуготовляет нас и ходит в нас. И Дух приводит в Царствие. Что Дух нужно стяжать, привлечь. Что стяжают его по-разному, но лучше всего Его привлекают – наше смирение и сокрушение сердца. Но об смирении и сокрушении как раз говорят редко, это – не комильфо, и уж точно не до "мозоли на языке"...
Поэтому странная картина получается, кривобокая...и прельстительная.
+10000

Цитировать
6. СОСТОЯНИЕ ПРИЯВШИХ ДЕЙСТВЕННОСТЬ ДУХА
Когда действие Божественной благодати осеняет душу по мере веры каждого, и душа приемлет помощь свыше, тогда благодать осеняет ее только отчасти. И не думай, чтобы в ком-нибудь озарялась вся душа, внутри ее остается еще великая пажить пороку, и человеку потребны великий труд и усилие, соглашенные с действующею в нем благодатью. Поэтому-то Божественная благодать, которая в одно мгновение может человека очистить и сделать совершенным, начинает посещать душу постепенно, чтобы испытать человеческое произволение, сохраняет ли оно всецелую любовь к Богу, ни в чем не сдружаясь с лукавым, но всецело предавая себя благодати. Таким образом душа, в продолжение времени и многих лет оказывающаяся благоискусною, ничем не преогорчевающая и не оскорбляющая благодать, в самой постепенности находит для себя помощь. И сама благодать овладевает пажитью в душе, и по мере того, как душа многие годы оказывается благоискусною и согласною с благодатью, до глубочайших ее составов и помышлений пускает корни, пока вся душа не будет объята небесною благодатью, царствующею уже в этом сосуде (41, 2).
Господь знает немощь человеческую, что человек скоро превозносится, потому останавливает его и попускает ему быть в непрестанном упражнении и волнении. Ибо если когда и малое приемлешь, для всех делаешься несносным и надмеваешься, то тем паче сделаешься нестерпимым, если дадут тебе один раз насытиться.
г) Жаждая все больше и больше Господа, такие чувствуют себя скудными, недостаточными во всем, от того смирение есть укорененное в них чувство. Оно же – условие и всякого дальнейшего преспеяния.
Принявший благодать почитает себя уничиженным более всех грешников, и такой помысел насажден в нем, как естественный, и чем глубже входит он в Познание Бога, тем больше почитает себя невеждою, чем более учится, тем более признает себя ничего не знающим. Сие же споспешествующая благодать производит в душе, как нечто естественное (16, 12). ...
Благоискусные пред Богом сами себя признают весьма малыми и крайне неблагоискусными, и для них стало естественным и непременным делом почитать себя низкими, или даже ничем.
Если же увидишь, что кто-нибудь превозносится и гордится тем, что он причастник благодати, то хотя бы и знамения творил он, и мертвых воскрешал, но если не признает души своей бесчестною и уничиженною, и себя нищим по духу и мерзким, обкрадывается он злобой и сам не знает того. Если и знамения творит он, не надлежит ему верить, потому что признак христианства – и тому, кто благоискусен пред Богом, стараться таить это от людей, и если имеет у себя все сокровища царя, скрывать их и говорить всегда: "не мое это сокровище, другой положил его у меня, а я – нищий, когда положивший захочет, возьмет у меня." Если же кто говорит: "богат я, довольно с меня и того, что приобрел, больше не нужно", – то такой не христианин, а сосуд прелести и дьявола. Ибо наслаждение Богом ненасытимо, и в какой мере вкушает и причащается кто, в такой делается более алчущим. Такие люди имеют горячность и неудержимую любовь к Богу, чем более стараются они преуспевать и приобретать, тем более признают себя нищими, как во всем скудных, и ничего не приобретших. Они говорят: "не достоин я, чтобы это солнце озаряло меня." Это признак христианства, это смирение (15, 35).
Если кто не соблюдет великого смиренномудрия, то предается он сатане, и обнажается от данной ему Божественной благодати, и тогда обнаруживается его самомнение, потому что он наг и беден. Поэтому обогащающийся Божьей благодатью должен пребывать в великом смиренномудрии и сердечном сокрушении, почитать себя нищим и ничего не имеющим,
Душа верная и истиннолюбивая, взирая на уготованные праведным вечные блага, и на неизреченное благодеяние имеющей снизойти Божьей благодати, и себя и свое рачение, и свой труд и подвиг признает недостойными неизреченных обетований Духа. Таков нищий духом, которого ублажает Господь. Таков алчущий и жаждущий правды. Таков сокрушенный сердцем. Воспринявшие такое произволение, и рачение, и труд, и любовь к добродетели и до конца пребывшие таковыми, по истине смогут получить жизнь и вечное царство. Поэтому никто из братий да не превозносится пред братом, и обольщаемый лукавым, да не преуспевает в самомнении, говоря: "вот имею уже духовное дарование." Ибо недостойно христиан думать так." СВЯТОЙ МАКАРИЙ ВЕЛИКИЙ


"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Ну-да, ну-да...  :-) Макарий Великий - это сильно, это именно то, что надо...  :roll: высОко , вы голуби, навострились полетать, как бы ушибиться не пришлось... :wink:
Как думаете ваш образ жития-бытия в миру хоть малую толику подобен житию Макария Великого?  :roll:
А если он и малую толику не подобен, то не станет ли для вас максимум возможного - натянуть на себя маску унылого постномордия и лицемерного смиренномудрия?... :-D