"Духовное избегание" это этап, когда человек, во-первых, ищет в религии психологического убежища от грызущих его внутренних и внешних проблем, а, во-вторых, упование на то, что эти проблемы разрешатся или ослабятся самим фактом его обращения к религии.
Внешними признаками "избегания" в православии можно назвать склонность человека к рассуждениям о чудодейственной силе молитвы, о чудодейственной силе причащения и тп. Не говоря уже о паломничествах по святым местам и прочем. А также стремление делить все на "духовное" и "недуховное". Это далеко не все признаки.
Расчет человека на психологическое убежище отчасти оправдывается, но вот с чудодейственными изменениями чаще бывает облом: застарелые проблемы лишь обостряются и усиливаются, становятся невыносимыми. Или более мягкий вариант: человек просто начинает сживаться, примиряться с нерешенными проблемами, незаметно делая "избегание" самоцелью и находя этому "духовные" оправдания.
Положительная сторона периода "избегания" состоит, на мой взгляд, в том, что он помогает скопить силы, обрести и сохранить надежду. Однако консервации себя в "избегании" лучше избегать. Силы, накопленные в этот период, стоит использовать для действия: обращения к застарелым, часто пугающим, вызывающим отвращение проблемам и попыткам войти в них и с молитвой начать их решение...