Мне, вроде, особо ценного и нечего сказать по теме. Но все же скажу немного. Может это будет полезно с учетом наметившегося пока направления обсуждения.
Я сам, по жизни, не стремился ни сердцем, ни разумом к молитве и умному деланию. И был весьма далек от религии нашей христианской (хотя крещен с детства), а значит и от веры Православной и от Христа. Просто, когда однажды было невыносимо тяжело и страшно, то возопил к Богу Троице (и к Отцу и к Сыну и к Святому Духу) и к Богородице искренно, и молился искренне и истово, как мог, умно и от всего сердца. И Богом была дана мне молитва для спасения. И был научен молитве, но этот опыт молитвы только мой, как я думаю. Было дано мне и истинное покаяние, которое моментально и сразу выворотило наружу все мои мерзкие духовные и душевные внутренности и выкосило почти все страсти во мне (хотя, как выяснилось потом, их мерзкие корни остались). А потом и другие молитвы постепенно были мне даны (но о них я говорить не буду - это только мои молитвы, полезные только мне). Научение молитве и покаянию было дано мне почти мгновенно, но воплотить в непрестанную практику этот данный образ молитвы и покаяния удалось далеко не сразу. Потребовалось несколько лет, и тут этот форум мне очень помог в том, чтобы и разобраться и уверовать и воплотить данную Им молитву в круг моей жизни.
Теперь не только я молюсь, нудя себя непрерывно к молитве, часто молитва как бы сама молится во мне, и тогда я молюсь ею по ее зову. Молитва часто сама во мне возникает (помимо моей воли), когда захочет, и ведет меня. Теперь уже знаю, когда она стучится (но ее еще нет), а мой ум чем-либо занят (тогда все бросаю и молюсь), а, порой, просто просыпаюсь по ночам, и молитва захватывает меня всего ... Иногда она и не спрашивает и не предупреждает, а просто всплывает из сердца и заполняет все мое естество и погружает ум в сердце (сама соединяет их), и тогда молится весь единый ум. Но так редко бывает и это особый разговор.
Теперь я совсем не могу существовать долгое время без молитвы. Без молитвы не могу жить.
Не могу уже и Бога забыть на длительное время (только если разум занят по работе), все мысли и память стараюсь направлять к Нему. Книг почти не читаю - только Предание и Писание. А если и читаю иногда книги Самиздата, то смотрю на все прочтенное через призму веры и автоматически выделяю страсти героев, изыскивая – а нет ли и во мне такого. Еще таким чтением наблюдаю за миром и соотношу себя с ним – насколько обмирщен. ТВ не смотрю, если только новости (обычно только за завтраком или обедом). В кино не хожу. Кроме работы и домашних дел – все остальное время стараюсь ум свой устремлять к Богу в размышлениях о Божественном и молюсь. И в Интернете тоже читаю в основном о Божественном. Постепенно некоторые заповеди начинают исполняться мною в жизни по естеству, а не от мысли о необходимости их выполнения. Но до автоматизма и полной сердечности в этом деле еще далеко. Думаю, что это главный критерий плодотворности умного делания. Все остальное может быть и самообманом, а тут – верняк.
А про технические приемы и правила молитвы мне сказать нечего. Я новоначальный в этом плане и в этой области умного делания. Думаю только, что если человек обретает истинную веру, то молитва сама в нем возникает и живет в нем так, как ей нужно для спасения человека. Не мы спасаемся, а Он нас спасает. Только надо слушаться Его и не упираться по нашей дури, а слушаясь Его, надо просто нудить себя непрестанно в деле веры. Главное не молитва, а ВЕРА. Я это совершенно точно знаю. Опытно. Разве можно верить истинно и не молиться? Разве можно верить истинно, а молиться неистинно? Думаю, что это просто совершенно невозможно. Как иначе выразить сердцем свое личное отношение к Богу, если все твое существо жаждет этого выражения? Как выразить свою веру, надежду и любовь к Нему? Это можно сделать только в молитве, уединившись в келье своей (или в соборной молитве). Из истинной ВЕРЫ истинная молитва вытекает автоматически. И такая молитва САМА стремится и ведет к увеличению своей длительности и к будущей непрерывности.
Про обратное ничего сказать не могу, а точнее не хочу, так как мой опыт не дает мне права тут рассуждать, а голые теории никому не интересны. Единственно, что смущает в разговорах о технике молитвы, у нудящих ее, так это то, что древние Отцы говорили обычно просто о молитве. Они лишь изредка указывали на ее важные оттенки и меняющиеся качественные свойства. Про «этапность» и длительность этапов они почти совсем не говорили. А в 19-м и особенно в 20-м веке вдруг возникли у делателей молитвы строгие теории со строгим делением молитвы на этапы, да еще с указанием на длительность каждого этапа и невозможность перескока или совмещения этапов. Странно это. Неужели Бог такой «бюрократ» в делах молитвы? А ведь, повторяю, не от нас все зависит в молитве, а только от Него. Что-то тут не то и не так. Может «этапность» и т.д. в молитве это просто отражение статистики наблюдений за делателями? Возможно, этапы молитвы и критерии этапов существуют (скорее наверняка существуют), но, похоже, они не даются для осознания современным делателям. Вот они и конструируют свою «этапность» в деле молитвы. По мне так духом книжничества и корпорации веет от этого – похоже, падший ум конструирует очередное клише. А у Бога нет никаких клише. Но это имхо. Я с этим еще не разобрался и это для меня не открыто. Вероятно, что я тут просто чего-то недопонимаю.
Трезвение + молитва использую для борьбы с помыслами страстными и вообще с пустыми никчемными помыслами и фантазиями. Никогда не дает сбоя у меня этот верный прием «гашения помыслов». Это борьба со страстями и профилактика грехов. Этот прием очень помогает, хотя я еще не научился подлинной непрерывности в этом делании (трезвение + молитва). Помысел «контроля помыслов» мною «активирован» и, как «триггер», «взведен». Но работают ли он должным образом и непрерывно? Тут я пока не уверен. Опыта мало пока в этом деле. Но, думаю, это несколько другой образ молитвы. Так ощущаю. Тут на первом месте (ведет процесс) трезвение, а не молитва. Тогда как, когда нудится молитва, уже трезвение помогает внимательной молитве, будучи ведомым. Возможно, различные образы молитвы смыкаются и перетекают друг в друга. Но тут это пока только ИМХО - рассуждения, а не опыт.