Исихазм

Автор Тема: Опытное прохождение устной Иисусовой молитвы (с чего начать)  (Прочитано 74610 раз)

Описанная в последнем посте Прозелита и Раисы ситуация вполне возможна.
Полезным оказывается понятие "чистой молитвы", "места чистой молитвы"
Место чистой молитвы есть в человеке, который усвоил хотя бы одну заповедь.
Могут быть и обстоятельства, когда человек помолится в этом месте с чувством (сердечно). Но это бывает не всегда, и не часто, но иногда.
Зато когда так помолится, считается что прежнее усвоено, и запускается новая обучающая последовательность обстоятельств.
Так что плохого в этом ничего нет.
***

Задача.
Когда попадешь в грехи, то постарайся скорее снова прийти в состояние чистой сердечной молитвы (вымолиться). Состояние чистой сердечной молитвы следует понимать как конец цикла покаяния. Если оно не достигнуто, то и покаяние не закончено.

Богу нашему слава. Аминь.

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Спасибо большое, Прозелит! Очень хорошо Вы написали. Скорее всего отношусь к категории "в наши дни немало появляется и тех..."
Боюсь, и правда нахожусь в неведении о собственной предочищенности, вот серьёзно. А как это понять - предочищен ты или нет?
Вы уже на форуме давно, может быть, это когда-то уже обсуждалось? Если кто-то вспомнит, не могли бы дать ссылку? Спасибо заранее.

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Нет, не помню, чтобы это где-то отдельно обсуждалось.
Зато помню превозносившихся таким даром и проблемы, связанные с этим :)  поэтому говорил как бы – собирательно.

Имо, "предочищен" – когда уже не борят постоянно грубые страсти, когда страсти и помыслы становятся тоньше и прозрачнее,
и появляются "просветы" в сплошных тучах омрачения. Когда страсти начинают преображаться и очищаться. И, конечно, когда начинаешь видеть все четче свое подлинное устроение, свою поврежденность. Видеть, что сам не вырулишь из этого. И видеть все это начинаешь не сквозь искажающую линзу эмоций, но более явно и четко.
Проблем при этом у делателя не становится меньше, но меньше слепоты, больше степень свободы в движении к Богу.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

А трудовые молитвенники "тянут солдатскую лямку", их трудовой подвиг нормально описан (поначалу) у с.о.         
Бойцы и маги...Марфы и Марии исихазма...
О Марфах...т.е. о себе пишу здесь постоянно...
Проблемы Марий неясны...но вполне заметно как временами их здорово клинит...видимо вместе с умно-сердечной молитвой даётся и дерзновение...НО...по причине неугасших страстей...дерзновение приобретает уклоны...

 ещё я заметил...что опыт моментального попадания в сердце...как бы случайного :-)...как мне кажется...имеют в основном женщины...ну что значит в основном...я мужиков как то не замечал совсем :-)...
И причина я думаю в том что женщины воспитаны более сердечными...что ли...более склонны к состраданию...и другим чувствам...
Мужики как то более каменные в этом смысле...
Ну а уповать на Господа и при этом ничё не делать...да есть такая тенденция :-)...нездоровая конечно...

А вообще я думаю что быть Марией...это крайнее везение :-)...
О!...вспомнил...Максим Кавсокаливит получил в Дар от Божией Матери самодвижную умно-сердечную(я думаю)...т.е. пример того что и мужики тоже есть...

Так вот Мариям всё же...я думаю вместе с молитвой даются и способности...к различению...мне так кажется...просто опьянев от молитвы они не очень то стараются его применять...т.е. внимать себе...напряжённо внимать...наверное ЭТИМ можно объяснить у них отсутствие вектора порой...

Всё что я сейчас написал...прошу считать опасной ахинеей :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

А как это понять - предочищен ты или нет?
Предочищен...это прежде всего не строгое понятие...типа от этого забора и до...
Но всё же... пред очищен думаю это когда видишь ДАЛЬШЕ...когда только пришёл на форум...бросилось в глаза--видеть помысел как бы на расстоянии...я тогда их только в голове и видел...потом бросилось в глаза описание Леонида...что то типа...---приближающийся помысел ещё не оформлен в мысль, но аллертный ум может распознать его страстный\НЕстрастный характер--...
И ещё...внутреннее пространство становится более прозрачным и объёмным...и тогда ес-но появляется возможность большего воздействия...игнор или отторжение-но это у Марф так...
А Марии я так понял борятся как то иначе...а как?...я уж сколько бьюсь что бы описали подробно...все пока непонятно пишут :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Поскольку тут всё-таки о устном прохождении ИМ, предлагаю перейти в новую тему в аскетич.практике "Молитвенный дар по благодати".

Кедр

  • Сообщений: 66
  • православный
    • Просмотр профиля

Поскольку тут всё-таки о устном прохождении ИМ, предлагаю перейти в новую тему в аскетич.практике "Молитвенный дар по благодати".
Кажется, устный этап благополучно пройден, уже начали говорить о умной молитве. Сначала  она совершается в голове согласно второму образу молитвы, описанной у СНБ, Добротолюбие т.5 Цитирую
"Второй образ есть такой, – когда кто сводит ум свой внутрь себя, отвлекая его от всего чувственного, хранит чувства свои, собирает все помыслы свои, чтоб не скитались по суетным вещам мiра сего, – и то исследует помыслы свои, то вникает в слова читаемой молитвы, то возвращает назад помыслы свои, если они, быв пленены дьяволом, унеслись к чему суетному и худому, то с большим трудом и самопонуждением напрягается придти в себя самого, если был возобладан и побежден какой-либо страстью. Отличительная черта сего дела та, что оно происходит в голове, мысли с мыслями борются".
А мы начинаем переносить ИМ в грудь. Иногда сначала в гортань, потом в грудь. Получается далеко не сразу. Сначала молитва выталкивается как пробка, погружаемая в воду. Так? Может быть, кому-то удалось миновать и этот этап?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Да, молитва выталкивается, как пробка. В старых темах мы обсуждали этот момент. Некоторым удается "заскочить" в сердце (не духовное, а эмоциональное), минуя горло, сразу. Такое может происходить, например, при эмоциональной молитве в храме (чаще в храме, но и не только в нем), когда прорываются слезы раскаяния и сердце начинает как бы болеть. Однако, при таком спонтанном вхождении молитву долго не удержать. Конечно, для удержания существуют некоторые технические приемы типа разогревания чувства грешности и вызывания - на этом чувстве - слез покаяния. Но такой прием без искреннего, в смирении, покаянии и неосуждении, вхождения быстро становится искусственным и ведет к прелести. Лучше путь традиционный - постепенное вхождение ума в сердце через горло. В этом случае в районе горла часто испытывают сопротивление в виде давления, легкой боли, ощущения чувства спертости и пр. И здесь внимательный и утишенный ум начинает видеть клубок неочищенных эмоций, поднимающихся снизу. Эти эмоции (и страсти) и вызывают сопротивление.

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Alexander, скажите, в какой момент делания начинают использовать "художество", чтобы с дыханием вводить ум в сердце и удерживать в нем? Никогда не пользовался этими приемами (не пригодилось), но хотелось бы понять...

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Alexander, скажите, в какой момент делания начинают использовать "художество", чтобы с дыханием вводить ум в сердце и удерживать в нем? Никогда не пользовался этими приемами (не пригодилось), но хотелось бы понять...

Мое мнение такое. Лучший вариант, когда дыхание естественным образом соединяется с молитвой. Дыхание само подстраивается под молитву. И это происходит тогда, когда молитва становится сотворчеством. Как бы раскрывается молитвенное пространство, и человек начинает дышать в такт молитвенному взыванию. Из технических моментов для начальных в молитве достаточно знать, что дыхание не надо сбивать, не надо частить, оно должно быть ровным, спокойным и не коротким. На вдох - первая часть молитвенной формулировки, на выдох - вторая. Хотя, думаю, возможны и другие варианты. По крайней мере, дыхание не должно мешать молитве.

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Мое мнение такое. Лучший вариант, когда дыхание естественным образом соединяется с молитвой. Дыхание само подстраивается под молитву. И это происходит тогда, когда молитва становится сотворчеством. Как бы раскрывается молитвенное пространство, и человек начинает дышать в такт молитвенному взыванию. Из технических моментов для начальных в молитве достаточно знать, что дыхание не надо сбивать, не надо частить, оно должно быть ровным, спокойным и не коротким. На вдох - первая часть молитвенной формулировки, на выдох - вторая. Хотя, думаю, возможны и другие варианты. По крайней мере, дыхание не должно мешать молитве.
Александр, пока Вы тут, тоже задам несколько вопросов:
1. В течении дня, рабочему человеку с переменными нагрузками не получится иметь спокойное и ровное дыхание. Т.е. это может относиться только к некоторым периодам времени в течении дня. В остальное время что можно выбрать "метрономом"?
2. Тихий и желательный темп молитвы, если привязать его к дыханию, сбивает сердце. Т.е. ему начинает не хватать кислорода. На сколько Вы считаете важным такие привязки? Т.е. тело с его дыханием само по себе, а молитва в уме сама по себе. Есть что-то, чему такое привязывание к дыханию может сильно помочь в будущем?
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Спасибо, Александр.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

1. Могу сказать о пускателе такого метронома. Это воспоминание о том, что находишься во внешнем, и сразу же обращение во внутреннее. Происходит резкое изменение состояния ума (сознания). Меняется и ритм дыхания.

2. Мне видится, что привязка дыхания к молитве - это не самое главное. Уже говорил, когда приходит молитва, налаживается и дыхание. Дыхание весьма полезно для регуляции телесных процессов. И еще специфический момент. Когда нисходит большая сила, то психосоматику человека может разнести. Навыки спокойного и размеренного дыхания помогают выдержать. Хотя более важными для регуляции являются утишенный ум и очищенные страсти.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

1. Могу сказать о пускателе такого метронома. Это воспоминание о том, что находишься во внешнем, и сразу же обращение во внутреннее. Происходит резкое изменение состояния ума (сознания). Меняется и ритм дыхания.

Это так. Позволю себе добавить, что пробуждать такое воспоминание помогает навык "механической" молитвы, если он есть. В то же время такой навык может и создавать помехи для обращения во внутреннее.

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

2. Мне видится, что привязка дыхания к молитве - это не самое главное. ... Хотя более важными для регуляции являются утишенный ум и очищенные страсти.
Спасибо!
Это так. Позволю себе добавить, что пробуждать такое воспоминание помогает навык "механической" молитвы, если он есть. В то же время такой навык может и создавать помехи для обращения во внутреннее.
И Вам спасибо!

Если совместить, то получается навык "механической" молитвы нужно настроить на одновременное воспоминание, что находишься во внешнем. И углубляться вовнутрь.

"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."