Ветхий ум мечется между оправданием и обвинением. Своего бога оправдывает, чужого - обвиняет. Если же начнет обвинять своего, то заменит его - и оправдает нового. Легко заметить и в этой теме: ветхий ум поклоняется ветхому, если даже ветхое назовет новым.
Если посмотреть с другой стороны, ветхий ум является временным микрозавихрением в матричном потоке сознания. Для своей устойчивости он должен постоянно вращаться (от неправильного к правильному) вокруг эго-оси. И должен выбрать (выработать) небольшую энергетическую ямку, чтобы одновременно не вывалиться из общего потока и не быть этим потоком уничтоженным.
Когда ветхий ум - при правильно творимой молитве - начинает останавливаться, пройдя через начальный процесс покаяния и очищения, теряет свою устойчивость и распадается. Внутри него созревает обновленный ум, который отрывается от матричного потока сознания и вступает на путь восхождения. Это важный признак правильной молитвы и правильно вершимого умного делания - выход из области вращения мыслей, построенной оправданиями и обвинениями. Перестать обвинять и перестать оправдывать, обретая ясность видения и дар различения. Только для ветхого ума сие непостижимо: он, вроде бы перестав обвинять, тут же оправдывает. И наоборот.
Повторю. Эта тема о ВЗ весьма показательна. В частности, сейчас можно увидеть, как вращающиеся ветхие умы некоторых участников со страшным усилием пытаются ввинтиться в ветхую же матрицу, чтобы закрепить свою, слегка пошатнувшуюся до этого, позицию.