Исихазм

Автор Тема: Психосоматические отклонения  (Прочитано 24926 раз)

Chevanton

  • Гость
У меня приключилась вот какая незадача. Нащупывая «место» молитвы я руководствовался такими критериями: чтобы не возникало напряжение в области головы и чтобы молитва была именно молитвой, то есть предстоянием безобразным Господу, с благоговейным трепетом. И в упражнениях по вечерам были, конечно, и неудачи. В основном связанные с чрезмерным напряжением мозгов, что приводило к бессоннице, напряжению, ломате, тяжести в области межбровья и к параноидальным сновидениям. И позавчера с Божьей помощью я обнаружил способ вознесения молитвы Господу. С чувством предстояния, благоговения, трепета. В голове напряжения не чувствовал. Более того, таким образом творя молитву про себя во время дня ощутил что такое ходить в присутствии Божием. Ничего особенного, просто произнесение слов молитвы от места ниже шейной впадники вверх по направлению ко рту. В области шейной впадинки, ямочки, чуть ниже, практически постоянно ощущалось давление, легкая тяжесть. Я подумал, что это то, что Феофан называл «болячкой», то есть постоянным ощущением области выше сердца. В общем, я был несказанно счастлив. Хотя ощущения притока крови к голове не покидало меня но оно было весьма слабым и я не придал ему значения. Как всегда помолившись, я взял Евангелие и стал читать уже лежа в кровати таким же способом как и творил молитву. При этом каждое слово доходило до сердца. Потом устроившись спать, я почувствовал  жар в голове. Как будто вся кровь собралась в голове. Конечно, в этом состоянии спать невозможно. Однако, как не странно, это состояние отличается от состояния умственного перенапряжения. В этом состоянии не возникает кошмаров. Но Бог с ним, со сном. Главное в этом состоянии невозможно молиться! Никак. Любое мало-мальское сосредоточение приводит к усилению всех этих симптомов. Так вот уснул с первыми петухами и на работу встал как всю ночь пил. И жар в голове теперь все время. Не знаю как молиться теперь буду вечером. Помогите, братья.
P.S. скажу еще что ни с какими звуками, светами, состояниями я никогда не игрался и их не испытывал. Дело не в молитве Иисусовой. Если даже внимательно читать молитвослов такая же ситуация.

Роман_К

  • Гость
Психосоматические отклонения
« Ответ #1 : 31 Май 2005, 11:41:34 »
Дорогой брат во Христе!
Не стОит увлекаться преждевременным достижения безмолвия помыслов или поиска сердечного места. Вначале надо просто стараться внимать умом к словам молитвы. Но в тоже время, Святые Отцы говорили, что молиться надо не в расслабленном состоянии, но с некоторым напряжением (это и естественно, ведь чтоб удержать внимание ума в молитве - надо постоянно его побуждать внимать ей (молитве)). Но это понуждение не постоянно происходит с такой силой, сильное напряжение нужно в начале, потом же ум усмиряется потихоньку и требуется уже усилий меньше. Многие подвижники и Свв.Отцы писали, что есть только два места где можно ум держать безопасно (в других местах - приводит к разным последствиям, в частности, от удержания внимания в голове, часто бывают головные боли и повреждение ума). Два же этих места - сердце и гортань (место, в котором рождаются слова, когда мы их говорим вслух). Сначала, человек не может найти сердце и должен умом стоять в гортани, откуда постепенно ум сам опустится куда следует - это Вы сразу поймете, в душе воцарится мир и любовь к Богу. Теперь же могу Вам посоветовать отдыхать хорошо (достаточно спать, но в меру. Архиепископ Антоний Голынский в книге "О молитве Иисусовой и Божетвенной благодати" говорит, что во время занятия умным деланием и обучения Иисусовой молитве, надо давать отдохнуть уму и спать 7-8 часов.), почаще бывать у святых мощей и прикладываться к ним головой (контакт святынь с больным местом очень желателем при молитве об исцелении), чаще с головой купайтесь в святых источниках, также, когда читаете вечером молитву Кресту, то прислоняйте Крест к голове и так молитесь - Крест имеет огромную животворящую силу ради крестной смерти нашего Спасителя, Крест  - это для нас источник жизни и безсмертия, он прогоняет помыслы и умиряет ум. Наипаче же молитесь Богу о своей проблеме, молитесь просто, как еслиб Он стоял перед Вами (только не воображайте и не рисуйте Его образов в голове, Он невидимо всегда с нами) и Вы изливали бы Ему свою молитву. И Господь поможет непременно.

Спаси Вас Христос!

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Психосоматические отклонения
« Ответ #2 : 31 Май 2005, 16:16:16 »
Правило первое :)

При нехороших симптомах сосредоточение, вызывающее их, надо ослабить или, вообще, отказаться от него на время (навсегда).

Провоцировать длительное и интенсивное напряжение в каком-либо месте (при молитве) не очень хорошо. С другой стороны, это напряжение позволяет сосредоточиться. Решение находится посередке. Само напряжение больше связано с сопротивлением и неспособностью воспринимать работу (что делать, приходится обращаться к неправославной терминологии) центров силы. Больше напряжение - больше сопротивление, и как результат, скорее произойдет поломка. Сами силы (тварные, связанные с т.н. энергетическим - опять не по православному, поскольку не разработанная область,  - состоянием человека) входят (выходят) незамечено под прикрытием ощущения напряженности, жжения, теплоты и пр. Последствия их действия Вы, похоже, и испытываете.

Можно молиться, не пытаясь сосредоточиться ни на чем внешнем (телесном). Внимание обращается как бы внутрь себя без четкой локализации места. Постепенное "нащупывание" и очищение внутреннего пространства даст возможность в дальнейшем сосредоточиваться (почти) без болезненных симптомов.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Психосоматические отклонения
« Ответ #3 : 01 Июнь 2005, 11:22:56 »
Цитата: Alexander


Можно молиться, не пытаясь сосредоточиться ни на чем внешнем (телесном). Внимание обращается как бы внутрь себя без четкой локализации места. Постепенное "нащупывание" и очищение внутреннего пространства даст возможность в дальнейшем сосредоточиваться (почти) без болезненных симптомов.


Вот такая практика мне сподручнее. А внутреннее пространство, действительно, нащупывается. Сосредотачивание же на определенном (телесном) месте заставляет, как мне кажется, подключать воображение, которое мешает вникать в слова молитвы. Опасность смещения в пространство ниже сердечной области (ниже сосца) при подходе к молитве, так сказать, "без кровей" представляется мне мало вероятной.
Поправьте меня, если что не так.

гость

  • Гость
Психосоматические отклонения
« Ответ #4 : 01 Июнь 2005, 12:19:25 »
Братья,
посоветуйте, пожалуйста, средства от головного давления
причина: видимо, - слишком разгоряченная у.-с. молитва (каждое слово прожигает; независимо от молитвы и места)
мне кажется, незаметно перешло на голову, когда читал.
следствие: уже неделю невозможно молиться сидя или опустив голову - через некоторое время как будто прилив крови в носовую (лобовую-теменную часть... возможно, сосуды; тяжело вдыхать)
молюсь стоя, без мерного дыхания, но так сердце сочувствует меньше, дыхание более грубое и внимание рассеивается скорее.
и само болезненное состояние становится прилогом  
впрочем, давление артериальное - нормальное, пульс хороший.
главное, нет возможности посоветоваться со своим духовником.

Г.И.Х.С.Б.п.м.

p.s. может быть, нарушение нормального кровообращения мозга из-за большого времени в сидячем положении.
p.p.s посоветуйте, кто знает по опыту, как удобнее устроить дыхание под семисловную молитву (вдох-выдох): месяц назад по совету д.о. сменил ритм на более быстрый, но так и не приспособился.

Роман_К

  • Гость
Психосоматические отклонения
« Ответ #5 : 01 Июнь 2005, 12:34:59 »
Христос воскресе.

Цитата: Гость
Братья,
посоветуйте, пожалуйста, средства от головного давления
причина: видимо, - слишком разгоряченная у.-с. молитва (каждое слово прожигает; независимо от молитвы и места)
мне кажется, незаметно перешло на голову, когда читал.
следствие: уже неделю невозможно молиться сидя или опустив голову - через некоторое время как будто прилив крови в носовую (лобовую-теменную часть... возможно, сосуды; тяжело вдыхать)
молюсь стоя, без мерного дыхания, но так сердце сочувствует меньше, дыхание более грубое и внимание рассеивается скорее.
и само болезненное состояние становится прилогом
впрочем, давление артериальное - нормальное, пульс хороший.
главное, нет возможности посоветоваться со своим духовником.


Братия, мы получили традицию читать молитву на вдохе и выдохе от греков, но на греческом языке она немного короче звучит и произносится легче, я иногда, чтобы собрать внимание (иногда оно сильно рассеяно и тогда молиться очень сложно) начинаю произносить молитву по-гречески (но  я молюсь пятисловной молитвой, как у преп. Симеона и свт.Григория Паламы (Господи, иисусе Христе, помилуй мя)): Кирие, Иису Христе, элейсон мэ. Когда установится ритм, тогда можно в этот ритм вписать русскоязычную молитву (попробуйте так и с семисловной).

О разных проблемах с головным кровяным давлением и подобных симптомах из опыта могу сказать, что подобное вознивкает иногда. Я с этим "борюсь" так. Постарайтесь "расслабиться" мозгом (ничего не думая, давая отдохнуть уму), при этом хорошо посозерцать творение и подивиться премудрости Творца или же просто направить расположение сердца к Богу (при этом не производя никаких мыслей в голове). Хорошо, если Вы будете сидеть в тихом месте, ровно дышать, можете попробовать выдыхать медленнее, чем вдыхаете - это снижает давление и успокаивает. Потом, когда молитесь, старайтесь помещать ум внутри груди (не в конкретном месте, а просто из грудной клетки произносить молитву). Помоги всем Бог обрести молитву.

GeorgiZ

  • Сообщений: 128
    • Просмотр профиля

Психосоматические отклонения
« Ответ #6 : 01 Июнь 2005, 16:00:28 »
Chevanton!

Как видишь, такие проблемы не у тебя одного. Это от "ревности
не по разуму", осторожность нужна.
Прошло уже два дня - сообщи, пожалуйста, как ты себя чувствуешь?
Как сон? Очень важно, чтобы сон был нормальным.

Помоги тебе Господи!

Георгий

E.N.P.

  • Сообщений: 89
    • Просмотр профиля

Психосоматические отклонения
« Ответ #7 : 01 Июнь 2005, 18:12:10 »
Цитата: GeorgiZ
Chevanton!

Как видишь, такие проблемы не у тебя одного. Это от "ревности
не по разуму", осторожность нужна.
А по моему, надо просто раслабиться.
А то судя по письмам, всё внимание (до 90%) уходит на контроль "правильности делания". В результате цель молитвы просто теряется. Остаётся только напряжённая работа ума, по правильному сосредоточению и деланию.

Мне кажется меньше об этом надо думать. А больше о Боге. А остальное приложится.
 И дыхание войдёт в ритм с молитвой, и ум пернесётся куда Господу угодно, да и молитва сама потечёт как по маслу.
И никаких болезненных следствий не будет.

Это было просто моё личное мнение. Но никак не наставление. Ибо я могу и ошибаться.

Евгений.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Психосоматические отклонения
« Ответ #8 : 01 Июнь 2005, 19:01:27 »
Цитата: E.N.P.
А то судя по письмам, всё внимание (до 90%) уходит на контроль "правильности делания". В результате цель молитвы просто теряется. Остаётся только напряжённая работа ума, по правильному сосредоточению и деланию.Мне кажется меньше об этом надо думать. А больше о Боге. А остальное приложится.
 И дыхание войдёт в ритм с молитвой, и ум пернесётся куда Господу угодно, да и молитва сама потечёт как по маслу.
И никаких болезненных следствий не будет.


Совершенно верно! Техника и контроль места молитвы полезны лишь до определённого предела, излишнее сосредоточение на этом мешает и приводит к побочным психосоматическим явлениям. Основное внимание и усилие должно быть в самой молитве, в её устремлённости к Богу, а за дыханием и местом молитвы следует следить как бы "боковым зрением ума". Тогда со временем сама молитва потечёт и благодать всему научит.

Я бы примерно так распределил внимание ума (процентовка даётся для иллюстрации и может меняться):
Прямое зрение ума, основное усилие (70%)- молитва к Богу в смирении и любви
Боковое зрение ума - обнаружение и пресечение греховных сердечных помыслов (20%), контроль за местом, молитвы, словами, дыханием (10%). Последнее (контроль за местом, молитвы, словами, дыханием) со временем после обретения навыка идёт на автомате и не требует больших усилий.

E.N.P.

  • Сообщений: 89
    • Просмотр профиля

Психосоматические отклонения
« Ответ #9 : 01 Июнь 2005, 23:22:58 »
Цитата: Evgeny


Можно я честно скажу как всё было у меня?
Цитировать
Прямое зрение ума, основное усилие (70%)- молитва к Богу в смирении и любви
Да! На начальном этапе.
Потом Молитва сама по себе. "Звучит" всё пространство, насколько может сознание охватить. А в голове просто "тишина", внимающая молитве. (но это только несколько секунд.)
И вот тут-то всё и начинается...
Цитировать
Боковое зрение ума - обнаружение
...сбоку, из-за спины, начинаются наезды. Перевод мысленного взора в ту сторону, сразу всё состояние разрушает.
Цитировать
и пресечение греховных сердечных помыслов (20%),
Не пресекаются они никак. Только вместе с общим состоянием. А вот необращать на них внимания, продолжать слушать молитву, тогда они сами уходят.
Цитировать
контроль за местом, молитвы, словами, дыханием (10%).
Этого я вообще не делал. Это только для подготовки состояния делается. Дальше обо всём, я старался просто не думать.делается.
Цитировать
Последнее (контроль за местом, молитвы, словами, дыханием) со временем после обретения навыка идёт на автомате и не требует больших усилий.
Со временем этого вообще не требуется. Просто начинаешь читать молитву и на...
Вобщем это долгий разговор . И непонятный будет.

Евгений.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Психосоматические отклонения
« Ответ #10 : 01 Июнь 2005, 23:27:53 »
Цитата: E.N.P.
Цитировать
и пресечение греховных сердечных помыслов (20%),
Не пресекаются они никак. Только вместе с общим состоянием. А вот необращать на них внимания, продолжать слушать молитву, тогда они сами уходят.


Правильно. Пресекать - и значит не пускать в ум, а не обращать внимание и есть самый лучший способ пресекать. Св. отцы советовали не вступать в противоречие и спор с помыслами сердца и не отвлекаться от безмолвной молитвы.

гость

  • Гость
Психосоматические отклонения
« Ответ #11 : 02 Июнь 2005, 12:05:44 »
"Со временем этого вообще не требуется. Просто начинаешь читать молитву и..."
Тут разговор немного о другом: когда читаешь молитву постоянно, с большей или меньшей степенью напряженности (разгоряченности), возможны побочные эффекты; к сожалению, молитва иногда идет "на автомате", например, когда читаешь или пишешь, и внимание может "уйти" в голову, как произошло в моем случае;
кстати, молиться до сих пор трудно (я имею в виду сосредоточенную молитву в отведенные часы).
Роман, спасибо за хороший совет;
с другой стороны, всегда есть страх, что молитва отнимется (что для меня равносильно самоубийству, простите, если слишком сильно сказано), и "расслабиться" просто некуда, не во что (созерцание творения тоже должно бы проходить через сердце). Что же касается чистого устремления к Богу, то это - очень высокая вещь.

p.s. читать семисловную молитву и на вдохе, и на выдохе я не могу - слишком глубоко; а сознательно разбить на две части не получается (раньше читал 5+2,пауза), поэтому дыхание пока оставил. Если кто-то знает иные варианты, подскажите.
Г.И.Х.С.Б.п.м.

Chevanton

  • Гость
Психосоматические отклонения
« Ответ #12 : 02 Июнь 2005, 13:37:32 »
Спаси Господи, братья.
GeorgiZ, спасибо за участие. С Божьей помощью стало чуть легче. Сон гораздо лучше.
Я последовал совету Александра и сменил метод молитвы. Действительно, концентрация на определенных местах приводит к их активизации, активизации каких-то сил, которые потом свободно гуляют по телу. По позвоночнику, в районе пупка, но хуже всего в голове, переносице и проч. Для себя зделал 2 вывода: 1) ни в коем случае не привязываться к методу молитвы какой бы хороший он ни казался. Проявляя своеволие при возникновении всяких побочных эффектов, проявляя настырность можно сломать что-нибудь. 2) Что бы избавиться от всяких ощущений ломоты, тяжести, жжения нужно игнорировать их. Чем больше на них внимания, тем они сильнее.
Теперь понятно почему очень желательно присутсвие наставника. Впадение в самообольщение можно описать на словах. А вот всякие индивидуальные проблемы, связанные с концентрацией сложнее обобщить. И еще я заметил что приток крови или какой-то там силы к голове значительно усиливается при неумении концентрировать (расконцентрироваться) с закрытми глазами. Я стал молиться с открытми глазами пока полностью не пройдут побочные эффекты.

GeorgiZ

  • Сообщений: 128
    • Просмотр профиля

Психосоматические отклонения
« Ответ #13 : 02 Июнь 2005, 15:28:45 »
Цитата: Chevanton
И еще я заметил что приток крови или какой-то там силы к голове значительно усиливается при неумении концентрировать (расконцентрироваться) с закрытми глазами. Я стал молиться с открытми глазами пока полностью не пройдут побочные эффекты.


Да! Когда я молюсь с закрытыми глазами, то у меня точно такие же проблемы.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Психосоматические отклонения
« Ответ #14 : 02 Июнь 2005, 17:11:23 »
Цитата: гость
p.s. читать семисловную молитву и на вдохе, и на выдохе я не могу - слишком глубоко; а сознательно разбить на две части не получается (раньше читал 5+2,пауза), поэтому дыхание пока оставил. Если кто-то знает иные варианты, подскажите.
Г.И.Х.С.Б.п.м.


Мне тоже не удалось соединить семисловную молитву с дыханием, поэтому я всегда молюсь пятисловной молитвой и она хорошо согласуется с дыханием. Рекомендации о использовании 7-сл. молитвы были даны греческими отцами, а на греческом она короче и легче соединяется с дыханием.