В соседней теме обсуждается текст из Добротолюбия, опубликованный в нем под именем "блаженного Каллиста патриарха". Некоторое время назад была обнаружена рукопись, содержащая это сочинение полностью. Русский перевод опубликован в книге: Макаров Д. И. "Мариология Феофана Никейского в клнтексте византийской богословской традиции VII-XIV вв.", Издательство: Олег Абышко, 2015, с. 317-340.
СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО КИР КАЛЛИСТА
СТО ГЛАВ О ЧИСТОТЕ ДУШИ;
[О ТОМ] КАК ДУША ПОНЕМНОГУ ОЧИЩАЕТСЯ
И ВОЗВОДИТСЯ К СОЗЕРЦАНИЮ
1. Возлюбленный, если желаешь научиться тому, как душа очищается и возводится к божественному созерцанию, мысленно представляй себе ее восхождение как бы по некой лествице. Пусть этот образ разъяснит тебе дальнейшее: как тому, кто хочет подняться ввысь, невозможно добраться туда иначе как по ступеням рукотворной лестницы, так и человеку Божию не только не легко, но, напротив, чрезвычайно трудно подняться на высоту устремленного к Богу созерцания, то есть полностью очиститься, искоренить и уничтожить душевные скверны [не взойдя по лествице добродетелей]. Ибо первая ступень с необходимостью влечет за собой вторую и переходит в третью, и так далее. И [вот он таким-то образом] беспрепятственно восходит как бы по мысленным ступеням добродетели к предельной и совершеннейшей [ступени], проходя их [все] по порядку, и совершает восхождение как должно. Ибо как только атлет Христов возьмет на себя бремя послушания и отбросит побуждения тела, в нем расцветает смирение, он достигает предела бесстрастия и, говоря словами божественного Иоанна Лествичника, еще до перехода в мир иной «мученик без крови и увенчанный без ран» достигает цели.
2. Ибо некий порядок объединяет не только все это [видимое] творение (так что оно управляется и поддерживается в единстве мерой любви и порядка), но и умное естество ангелов. Я имею в виду, что внутри этого естества усматриваются начальный, средний и совершенный чин и иерархия. И это благо порядка настолько выше всего остального, что и человеческий род целокупно состязается за данное благо (подобное, как сказано, лествице), не [достигнув] которого, невозможно свершить никакое другое. Так что, если желаешь изучить эту науку, восприми страх Божий, поскольку страх перед Ним есть соблюдение заповедей бодрствующим умом. Ибо когда в нас начнет зарождаться страх сей, все вышеописанное станет доступным. Дело в том, что со страха Божия начинается забота о бегстве из мира, а когда это качество уже почти сформируется, избравший житие по Богу вступает на поприще послушания и подчинения. Одновременно с этим он со тщанием изучает закон для новоначальных , без труда поднимается к нравственной, а затем — шаг за шагом — движется и к деятельной [составляющей] сего пути совершенствования. Тогда-то ум, отбросив груз всех плотских поползновений и даже сами, так сказать, движения мысли, начинает священнодействовать, как и подобает владыке, и таинственным образом — благодаря очищению — совершать мысленные жертвы, так что в нем «обновляется», — согласно божественному Давиду, — «дух прав» и он утверждается «духом Владычним» . Тогда-то и мы изменяемся и преображаемся, как и подобает, [сообразно] с послушанием Христу, «в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» .
3. Разумный человек действительно является храмом и жертвенником Божиим, ведь в нем таинственным образом приносятся мысленные жертвы и совершается служение внутреннего человека .
4. Под священником понимай, брате, ум, владычествующий над душой, а под служителем — рассудок, весьма подвижный по отношению к проявлениям Духа. При этом ум, достоверно различая все вещи, ткёт для души боговидные одеяния.
5. Ибо как огонь воспламеняется на углях и древесине , и благодаря им же сразу поднимается ввысь, так и душа через соблюдение заповедей делает из себя собрание и россыпь добродетелей, подобных углям, воспламеняя и Божественным пламенем уничтожая во внутреннем человеке свои собственные скверны.
6. Исполнение заповедей смиряет тело и душу. Память Божия, соединенная с умом, как и подобает, укрощает гнев и освящает все три части души; если же эти [делания] соединятся вместе, человек Божий легко восходит к созерцанию.
7. Ведь [брошенные] в огонь угли присутствующих согревают, а тех, кто находится дальше, освещают, разгоняя сумрак ночи; мысленные же угли души блеском озаряют внутреннего человека, а внешнего соделывают пылающим. Так и на оного Моисея, обретшего в пустыне угли боговидения, совершенно не могли взирать те, кто тогда беседовал с ним, по причине световидности и преизобилующего сияния славы лика его [настолько сильных], что они нуждались еще и в покрывале .
8. Пять чувств у души, и столько же у тела. И вот когда все они собираются воедино и достигают друг с другом согласия, ум поднимается на высоту, поскольку обладает десятерицей чувств, которые следуют за ним и согласуются с ним. Если же чувства не соединятся одно с другим верно, то уму совершенно невозможно подняться ввысь.
9. Такой человек — своего рода духовная кифара. Ведь как кифара создана для того, чтобы благозвучием мелодии привлекать людские души и смягчать их своим пением (если тот, кто держит ее в руках, станет ритмично перебирать [струны] с помощью плектра), — так и человек. В самом деле, Слово Божие подобно плектру; под струнами же понимай телесные чувства; сходятся же они таинственным образом в едином звучании благодаря трезвению ума. И тогда душа воспринимает восхождения и божественные осияния Духа.
10. Будучи [созданной] по образу Божию, душа становится [существующей] и по подобию [и притом] явственнее и совершеннее, обновляя сие обращением к Богу. При этом она еще яснее созерцает вещи божественные и превосходящие чувство, а также соревнуется с умными [сущностями], будучи частицей славы Божией.
11. Ум, владычествующий над чувствами тела, есть око души. Ведь как тело с помощью очей взирает на видимые [вещи], словно со сторожевой башни, так и в душу входит несказанное наслаждение и ликование, когда ум полностью становится одержимым [Богом] и всматривается в нижнюю бездну, колебля и приводя в движение крыло рассудка , призыванием Иисуса и непрестанной памятью, подобно некоему плектру.
12. Если мы не затворим телесные чувства, в нас не сможет ключом забить вода, «текущая [в жизнь вечную]» , которую Господь даровал оной самарянке. В самом деле, она искала обычную , чувственную воду, а обрела сию [воду] жизни, которая текла в нее внутренне .
13. Ибо как земля по природе обладает водой и в то же время изводит ее из себя, так и земля сердца по природе обладает этой водой, текущей и источающейся, словно Свет Отчий, который некогда Адам утратил из-за ослушания.
14. Христос был ведом за нас на смерть по плотскому восприятию для того, чтобы не только освятить нашу землю, — я имею в виду мыслительную часть души, — но и даровать [нам] первоначальное одеяние тела, в которое был облачен Адам до ослушания — я имею в виду световидное облачение, благодать Духа .
15. Как огню, вне всякого сомнения, свойственно согревать и светить — так и для души свойственно [бытие] «по образу и по подобию» . [Бытием] «по образу» душа соперничает с ангелами, а [бытием] «по подобию» уподобляется Богу, насколько [это] возможно, и прилепляется к Нему.
16. И, кроме того, как огню свойственно по своей легкости подниматься в высоту и быть активным и в высшей степени стремительным в движении, когда он охватывает древесину , — так и душа, будучи [в какой-то момент] неподвижной, крылом рассудка производит [в себе] движение ввысь. Ибо [то, что] по образу, с легкостью устремляется к [тому, что] по подобию, поскольку [то, что по подобию], будучи притягательным, притягивает [к себе то, что по образу], как магнит — железо.
17. Если желаешь постичь истину, подражай кифареду. В самом деле, он склоняет голову вниз и, сосредоточив слух на пении, водит рукою плектр. И вот тогда, когда все струны вместе искусно колеблются, кифара производит мелодию и сладость этой мелодии влечет кифареда.
18. Пусть же тебе, о трудолюбивейший возделыватель виноградника, будет ясно это наставление; не сомневайся, но веруй . Ибо, подобно кифареду, пребывая в трезвении, то есть в глубине [своего] сердца, с легкостью обрящешь взыскуемое. В самом деле, душа, полностью охваченная Божественной любовью, не в силах обратиться назад, как говорит божественный Давид: «К Тебе прилепилась душа моя» .
19. Под кифарой, возлюбленный, понимай сердце, под струнами — [телесные] чувства, а под плектром — рассудок, который с помощью разумного [начала души] постоянно передвигает плектр; плектр же есть память Божия. От нее зарождается в душе некое неизреченное наслаждение, которое отражает в чистом уме, словно в зеркале, Божественные лучи .
20. Всё, что людям дозволено совершать для [достижения] жизни по Богу, для лучшего и [еще] более совершенного восхождения, отчетливо показал нам Спаситель, чтобы [мы] с помощью этого и изменялись благим изменением и, так сказать, преображались от силы в силу , как подобает.
21. Христос изменил Свой облик, как повествует божественный евангелист Лука . Сделал же Он это для того, чтобы ненадолго скрыться от учеников и тем самым возбудить в них сильнейшее желание [священной привязанности к Нему] и привлечь, как думаю, к богопочитанию. Подобно тому как младенцы, питающиеся молоком, будучи ненадолго отнятыми от сосцов, начинают рыдать, припадая к груди, так же и ученики, обладая пламенеющим сердцем, [со вниманием] припадали к речениям Иисуса.
22. Христос часто проходил посреди беззаконников, будучи совершенно невидимым для них, [поскольку] Его покрывала естественная слава Его Божественной природы — и точно так же [поступали] Его почитатели, и те, кто достиг меры [полного] возраста [Христова], согласно божественному Павлу . В самом деле, ведь они не только оставались невредимыми посреди бесовского полчища, [так как] их сохраняла благодать, обитавшая в них, но и среди людей оставались совершенно невидимыми, например, божественный Григорий Чудотворец , великий Иоанникий и большая часть божественных Отцов.
23. Прообразовательно был прославлен лик Моисея и, так сказать, блистательно преображен, ибо глаголавший к нему Бог явил черты лика его, — блиставшие, словно молния, сиянием Духа, — подобными огню.
24. Христос был прославлен не благодатью и не прообразовательно, но, скорее по Его собственной природе был прославлен Лик Его для того, чтобы явить сокрытое Божество, и притом блистательнее Моисея.
25. Благодатью преображаемся и мы, как подобает, будь то вследствие [нашего бытия] по подобию, или через восприятие плоти, которое совершил Господь, — благодаря чему мы и становимся членами Христовыми , согласно божественному Павлу. Ибо как только мы минем гору практической добродетели и вступим в таинственный мрак , который и есть созерцание Бога, мы и сами изменяемся и преображаемся лучшим и более совершенным изменением, чему и научает нас божественный Павел, до третьего неба восхищенный и услышавший неизреченные глаголы .
26. Ведь подобно тому, как корень пальмы взращивает ветви и производит плоды, так и все мы благодаря Телу Господню, словно от [одного] корня, сделались «членами Христовыми» , изобилуя плодами праведности.
27. Спасительное Слово возвестило о том, что дóлжно нам «поклоняться в Духе и истине» . Как же это, любезный? По внутреннему человеку. Ведь Слово рекло: «В Духе» не потому, чтобы дух наш сам по себе был способен к этому, но потому, что он, когда исполняет его Дух Божий благодаря сродству, сиречь [бытию] по подобию, восходит к Его истине и «проницает глубины» [Божии] , из них постигая сокровенное — и вот тогда-то научается Духом тому, как подобает поклоняться.
28. Ибо подобает вообще всем укрепленным именем Христовым молиться, как и положено, с Духом Божиим и вовсе не говорить лишнего , поскольку неложен провозгласивший: «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» .
29. Ведь ум, отступивший от богосозерцания, становится либо зверообразным из-за вожделения плотских поползновений, либо бесовским, вовлекая себя во грех гордыни и тщеславия, или же мучась из-за раздражительной части души.
30. Ведь как взгляд , проникнув в созерцаемое (будет ли оно иметь форму круга или треугольника, согласно тем, кто прилежно занимается геометрией) и, всматриваясь там в это наблюдаемое, со всей точностью исследует, является ли оно [предметом] геометрическим или арифметическим, и тут же с легкостью извлекает это знание с помощью физического и умственного видения, так же следует мыслить и об уме: ибо когда он проникнет туда, в горницу души, душа прилепляется к Духу, словно к некоему центру, и тотчас же сочетается с Невещественным и Нетварным посредством любви Божией, и, всецело [с Ним] соединившись, уподобляется Богу, насколько возможно. Ибо там-то и находится разумный жертвенник Божий.
31. Дело в том, что сущностная и природная энергия Божия, будучи привлекающей к себе и деятельной, влечет возлюбивших ее, как говорит Соломон: «Пленила ты сердце мое… пленила» ; и еще: «где отдыхаешь в полдень?» . Да и Сама Премудрость говорит: «Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут благодать» .
32. Ведь как вода устремляется при сжатии ввысь, так и душа, сжатая страхом Божиим, с легкостью изводит из глубины сердца, подобно речному потоку , возвышенные и божественные учения, произнося слова Давида: «Речные потоки…» — словно источники слез — орошают и «веселят град Божий» . А град сей — разумный и мыслящий человек, который, соответственно, и называется космосом.
33. Ведь точно так же и небесная ось предстает взору [находящейся] посреди небесного тела, а окрест нее, так сказать, усматривается вся непроницаемость тверди и множество звезд представляется движущимся словно бы вокруг некоего центра. Дело в том, что небесное тело движется и вращается по кругу, как и подобает, тогда как ось пребывает неподвижной, подобно тому, как и центр круга остается недвижным. Можно считать, что нечто подобное происходит и с умом.
34. Ум, очищенный от внешнего и полностью подчинивший чувства с помощью деятельной добродетели, пребывает неподвижным, как небесная ось, взирая, словно на центр, на глубину сердца, и, владычествуя над головой, устремляет свой взор ввысь. Уподобляя озарения рассудка, вбирающие в себя божественные помышления, метательным копьям, он подчиняет себе все телесные чувства.
35. Ибо подобно тому, как вода [изливается] из [некоего] неиссякаемого источника, так и живая вода, «текущая [в жизнь вечную]» , бьет ключом из души. Ведь именно эта [живая] вода, пребывавшая и в душе Игнатия, сего богоносного мужа, приуготовляла его к тому, чтобы сказать: «Нет во мне огня любовещественного», но есть вода, действующая «и глаголющая» .
36. В самом деле, как диск солнца источает свет лучей и посылает [его], подобно метательным копьям, просвещая сразу всю землю, и в то же время теплотой своей полностью иссушает всякую влагу и [удаляет] зловоние, сам же при этом не оскверняется, так и ум, очищенный исполнением заповедей, становится солнцевидным, высушивая и изничтожая скверну души. Там-то [ум видит отчетливо и] источает блаженный Свет, поскольку он уже воспринял как естественную и первую светлость [Божию], так и второе обновление , которое ясно научает [его] мере бесстрастия.
37. Этому подобно блаженное, а скорее, триблаженное — я имею в виду умное — трезвение души от воды, «текущей [в жизнь вечную]» и источающейся из глубины сердца. Ибо вода, изливающаяся из источника, заполняет источник, тогда как сия [вода], текущая оттуда, из сердца, и, так сказать, постоянно движимая Духом, всего внутреннего человека исполняет Божественною росою и Духом, а внешнего соделывает огневидным.
38. Итак, пусть никто из слышащих [это] непосвященных или имеющих нужду в молоке и не прикасается к таким вещам, запрещенным им до времени. Ибо божественные Отцы считали такого рода [людей], ищущих преждевременно то, что подобает [определенному] времени , и словно бы силящихся взойти в гавань бесстрастия без того, что [этому] приличествует, [безумными, а] само такое [поведение] — ничем иным как умопомешательством. Ведь невозможно тому, кто не знает букв, читать книги .
39. Было бы смешно, если бы тот, кто вовсе не знает грамматики и не возведен с ее помощью к совершеннейшим [разделам] мудрости, взялся рассуждать о риторике, или исследовать геометрические фигуры, или совершать астрономические вычисления. Точно так же из всех людей наиболее достоин осмеяния тот, кто, не усвоив исагогику и этику, предается созерцанию.
40. Сия тетрада подобна тетраде основных добродетелей, а именно, благоразумию, мужеству, умеренности и справедливости. Ибо эти последние делают совершенным всякого человека, живущего в браке, тогда как проводящих жизнь безбрачную — следующие четыре: бегство от мира, отсечение желаний, из которых следуют — практическая добродетель и переход к созерцанию .
41. Если и мы, брат, не станем, как положено, соблюдать отеческие законоположения, то невозможно и нам не вкусить от древа преслушания — я имею в виду того [самого], запрещенного, — из-за которого и нас беспрепятственно постигнет праотеческое осуждение.
42. Не обманывай себя, о делатель виноградника Христова. Ведь относительно уготованного не [существует] ни грамматического искусства, ни философского определения; ее — сиречь наилучшую философию [выражающуюся] в размышлениях — не дает никакая другая наука, но лишь отсечение плотских поползновений. Вот через него мы без труда научились безошибочно приступать и к той [философии], что сообразна с чувством.
43. Так вот, если ты понял [все] сказанное доселе, незамедлительно поспеши и не презри пути смирения; если же [понимаешь смысл изречения:] «Будь трезвенен, и обретешь» , то [знай, что] в этом возвышающем [смирении] сокрыто блаженное восхождение к небесам.
44. Ибо подобно тому, как свечной фитиль, будучи зажженным, вначале освещает тот мрачный и темный дом, [где он находится], а уже потом, когда огонь поглотит воск [свечи], словно [собственное] брашно, благодаря свойству жечь, пламя огня вновь восходит ввысь и освещает всех [присутствующих], так и душа, охваченная Божественною любовью, благодаря исполнению заповедей становится через Духа питанием для Сына Божия, как и Сам Он заповедал, говоря: «Моя пища есть творить волю Отца Моего Небесного»; ибо воля и питание Отца заключаются в спасении верных. В самом деле, добрая душа — фитиль Божественного Света, Который представляет Собой силу и энергию Святого Духа; брашно же [для] этого дара — согласие и [брачное] ложе добродетелей. Тогда-то, стало быть, согласно божественному Павлу , и возблагоухали и аромат одеяний Христовых, и миро благовонное, и гора яблок , как возвещает любитель мудрости Соломон. Ибо подобно тому, как пища огня, свеча, мгновенно и ясно испускает свет ввысь, пока фитиль подпитывает [ее] собою, по [мере] же убывания воска свет фитиля рассеивается в воздухе, так и душа, соединившаяся с Духом, питается добрыми делами и, как только [достигнет] сего единства, простирается ввысь с помощью Божественного огня, — это подобно тому, как и огонь [питается] свечой. А когда [душа] покидает тело, она не растворяется в воздухе, как огонь, но устремляется к бессмертию вкупе с Божественным Духом и вселяется в вечные обители, радуясь в домах праведников.
45. То, что подвигнуто в душе Божественным Духом вследствие [духовной] брани, соделывает сердце спокойным, вопия: «Авва, Отче!» . Однако само оно бесформенно или лишено очертаний, нас же преобразует сиянием Божественного Света и формирует должным образом, чрез воспламенение Божественного Духа, но также и видоизменяет, и претворяетСвоей Божественною властию, как ведает Он один.
46. Очищенный трезвением ум легко загрязнится вновь, если постоянной памятью Иисусовой полностью не отрешится от [всего] внешнего. Тот же, кто сочетал практику с созерцанием, помогающим блюдению ума, не отвергает звуки шума, не отстраняет от себя нечленораздельный гомон, также как и членораздельный. Дело в том, что душа, раненая Божественной любовью ко Христу, следует только за ним, как за своим Возлюбленным.
47. Таковы всходы и плоды пустынножительства, ведь благодаря им зарождается томление [по Богу] в самóм внутреннем человеке. Именно пребывание в пустыне возвело Моисея к дивному созерцанию Купины, так что благодаря управлению неразумным [стадом] он был удостоен разумного владычества и стал боговидцем .
48. Прославлен был Моисей, носивший на лике образ Богочеловеческого Слова. Но тогда ветхий Израиль не смог воззреть на лик Моисея; ныне же очертания Лика видели все, а Божественную Его славу — никто. Вот почему «ученики пали на лица свои» , будучи не в состоянии вынести оную, нося на себе покрывало Моисеево.
49. Пока мы не достигнем, как и подобает, того, чтобы вначале совлечься ветхого и греховного Адама , а [затем] не взойдем на высоту возраста нового Адама, согласно божественному Павлу , покрывало Моисеево будет окутывать и всех нас — тех, кто не желает в согласии с разумом (логосом) искоренить душевный сумрак и отчетливее увидеть сияние Божественности.
50. Когда, брат, рассеется первое покрывало и сумрак греха, тотчас преображается душа в первоначальное свое благородство, а то и в лучшее состояние, ибо первое [состояние] было помрачено , а второе удостоено видеть незримое, пусть даже как несовершенное, и пало лицом [на землю] из-за недостатка бесстрастия.
51. Огонь сам по себе вовсе не смешивается и не соприкасается с материей; так же должно мыслить и о том Божественном огне, который заповедал нам Господь, согласно [сказанному]: «Огонь пришел Я низвести на землю» . Ибо он несмешиваем и не восприимчив ко всякой скверне; вот потому-то ученики, узрев [огонь], сначала пали [ниц] из-за недостатка чистоты, а затем, после совершенного очищения, стали также и причастниками славы этого Божественного огня, как сосуды неоскверненные.
52. Ведь то, что в них глаголал Христос, соделало их, согласно божественному Павлу , вне всякого греха, поскольку невозможно для кого-либо собеседовать с Чистым, не очистившись сперва [самому]. Кроме того, согласно тому же божественному Павлу, невозможно человеку иметь Христа глаголющим в себе и не быть совершенным, потому что «конец закона — Христос» .
53. Ибо как камень , если ударить им о железо, производит огонь и с легкостью вспыхивает, подобно пламени , так и душа, как бы ударяемая постоянным призыванием Иисуса и памятью [о Нем], непрестанно воспламеняется любовью к Богу из-за постоянства призывания. После чего она начинает испускать лучи, как и подобает, изводя [из себя] свою естественную красоту — как и камень [при ударе] о железо — и в то же время возвышается к Божественному сиянию, по рассеянии вышеупомянутого покрывала и [вызванного] грехом стыда.
54. Ибо «всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» — именно к этому и приводит разумение истины, сиречь к истинной молитве и блюдению ума. Если же кто не испытает этого, то и не воспоет с Давидом: «Воспламенилось сердце мое во мне; в размышлении моем возгорится огонь» .
55. Ведь искать и стучать в дверь Царствия — ибо сказано: «Царствие Божие внутрь вас есть» — дано всем нам. Но полагаю, что немногим, как и подобает, [она] откроется. Так и пять дев не попали [в Царствие] и, поскольку стучали не вовремя, вход для них был закрыт .
56. Естественно, что живущим в миру вполне возможно умиротворить страсти и взыграния плоти, или же остановиться с разумением, согласно [сказанному]: «Остановитесь и познайте…» , однако полностью омыться [от них] или [их] уничтожить невозможно.
57. Страсти плоти возгораются, подобно огню. Ибо огонь, подступив к веществу , с легкостью возгорается, а после потребления оного гаснет. Однако он остается внутренне на том же месте и, когда вновь сблизится [с веществом], снова возгорится. Так же надлежит мыслить и о страстях: они покоятся и пребывают по видимости в бездействии, но как только чуть-чуть приблизятся, моментально разжигают пламя греха и удовольствие плоти. Пустынножительство же, вне всякого сомнения, способно искоренить их.
58. В самом деле, для вкусивших естественную сладость мёда не представляет никакого труда понять то, что я говорю. Тебе же, трудолюбцу, пусть будут предложены [в качестве примера] в такого рода [делах] труды и усилия пчелы, но также и жало ее, дабы ты по причине расслабленности вместо того, что услаждает, не засеял в свою душу запрещенную горечь, хуже полыни.
59. Совершенно невозможно не умеющему нырять погружаться в воды или, паче того, пытаться переплыть море и тотчас не утонуть.
60. Если желаешь, покажу тебе и этот ясный образ , если только ты [его] еще не уразумел. Так вот, те, кто умеет нырять, не только спускаются на глубину с открытыми глазами, но и незамутненным взором отчетливо созерцают обитающих там рыб.