Исихазм

Автор Тема: свт. Каллист I, патриарх Константинопольский "109 глав о чистоте души"  (Прочитано 3527 раз)

AlexS

  • Сообщений: 28
    • Просмотр профиля

В соседней теме обсуждается текст из Добротолюбия, опубликованный в нем под именем "блаженного Каллиста патриарха". Некоторое время назад была обнаружена рукопись, содержащая это сочинение полностью. Русский перевод опубликован в книге: Макаров Д. И. "Мариология Феофана Никейского в клнтексте византийской богословской традиции VII-XIV вв.", Издательство: Олег Абышко, 2015, с. 317-340.

СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО КИР КАЛЛИСТА
СТО ГЛАВ О ЧИСТОТЕ ДУШИ;
[О ТОМ] КАК ДУША ПОНЕМНОГУ ОЧИЩАЕТСЯ
И ВОЗВОДИТСЯ К СОЗЕРЦАНИЮ

1. Возлюбленный, если желаешь научиться тому, как душа очищается и возводится к божественному созерцанию, мысленно представляй себе ее восхождение как бы по некой лествице. Пусть этот образ разъяснит тебе дальнейшее: как тому, кто хочет подняться ввысь, невозможно добраться туда иначе как по ступеням рукотворной лестницы, так и человеку Божию не только не легко, но, напротив, чрезвычайно трудно подняться на высоту устремленного к Богу созерцания, то есть полностью очиститься, искоренить и уничтожить душевные скверны [не взойдя по лествице добродетелей]. Ибо первая ступень с необходимостью влечет за собой вторую и переходит в третью, и так далее. И [вот он таким-то образом] беспрепятственно восходит как бы по мысленным ступеням добродетели к предельной и совершеннейшей [ступени], проходя их [все] по порядку, и совершает восхождение как должно. Ибо как только атлет Христов  возьмет на себя бремя послушания и отбросит побуждения тела, в нем расцветает смирение, он достигает предела бесстрастия  и, говоря словами божественного Иоанна Лествичника, еще до перехода в мир иной «мученик без крови и увенчанный без ран»  достигает цели.

2. Ибо некий порядок объединяет не только все это [видимое] творение (так что оно управляется и поддерживается в единстве мерой любви и порядка), но и умное естество ангелов. Я имею в виду, что внутри этого естества усматриваются начальный, средний и совершенный чин и иерархия. И это благо порядка настолько выше всего остального, что и человеческий род целокупно состязается за данное благо (подобное, как сказано, лествице), не [достигнув] которого, невозможно свершить никакое другое. Так что, если желаешь изучить эту науку, восприми страх Божий, поскольку страх перед Ним есть соблюдение заповедей бодрствующим умом. Ибо когда в нас начнет зарождаться страх сей, все вышеописанное станет доступным. Дело в том, что со страха Божия начинается забота о бегстве из мира, а когда это качество уже почти сформируется, избравший житие по Богу вступает на поприще послушания и подчинения. Одновременно с этим он со тщанием изучает закон для новоначальных , без труда поднимается к нравственной, а затем — шаг за шагом — движется и к деятельной [составляющей] сего пути совершенствования. Тогда-то ум, отбросив груз всех плотских поползновений и даже сами, так сказать, движения мысли, начинает священнодействовать, как и подобает владыке, и таинственным образом — благодаря очищению — совершать мысленные жертвы, так что в нем «обновляется», — согласно божественному Давиду, — «дух прав»  и он утверждается «духом Владычним» . Тогда-то и мы изменяемся и преображаемся, как и подобает, [сообразно] с послушанием Христу, «в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» .

3. Разумный человек действительно является храмом и жертвенником Божиим, ведь в нем таинственным образом приносятся мысленные жертвы и совершается служение внутреннего человека .

4. Под священником понимай, брате, ум, владычествующий над душой, а под служителем — рассудок, весьма подвижный по отношению к проявлениям Духа. При этом ум, достоверно различая все вещи, ткёт для души боговидные одеяния.

5. Ибо как огонь воспламеняется на углях и древесине , и благодаря им же сразу поднимается ввысь, так и душа через соблюдение заповедей делает из себя собрание и россыпь добродетелей, подобных углям, воспламеняя и Божественным пламенем уничтожая во внутреннем человеке свои собственные скверны.

6. Исполнение заповедей смиряет тело и душу. Память Божия, соединенная с умом, как и подобает, укрощает гнев и освящает все три части души; если же эти [делания] соединятся вместе, человек Божий легко восходит к созерцанию.

7. Ведь [брошенные] в огонь угли присутствующих согревают, а тех, кто находится дальше, освещают, разгоняя сумрак ночи; мысленные же угли души блеском озаряют внутреннего человека, а внешнего соделывают пылающим. Так и на оного Моисея, обретшего в пустыне угли боговидения, совершенно не могли взирать те, кто тогда беседовал с ним, по причине световидности и преизобилующего сияния славы лика его [настолько сильных], что они нуждались еще и в покрывале .

8. Пять чувств у души, и столько же у тела. И вот когда все они собираются воедино и достигают друг с другом согласия, ум поднимается на высоту, поскольку обладает десятерицей  чувств, которые следуют за ним и согласуются с ним. Если же чувства не соединятся одно с другим верно, то уму совершенно невозможно подняться ввысь.

9. Такой человек  — своего рода духовная кифара. Ведь как кифара создана для того, чтобы благозвучием мелодии привлекать людские души и смягчать их своим пением (если тот, кто держит ее в руках, станет ритмично перебирать [струны] с помощью плектра), — так и человек. В самом деле, Слово Божие подобно плектру; под струнами же понимай телесные чувства; сходятся же они таинственным образом в едином звучании благодаря трезвению ума. И тогда душа воспринимает восхождения и божественные осияния Духа.

10. Будучи [созданной] по образу Божию, душа становится [существующей] и по подобию [и притом] явственнее и совершеннее, обновляя сие  обращением к Богу. При этом она еще яснее созерцает вещи божественные и превосходящие чувство, а также соревнуется с умными [сущностями], будучи частицей славы Божией.

11. Ум, владычествующий над чувствами тела, есть око души. Ведь как тело с помощью очей взирает на видимые [вещи], словно со сторожевой башни, так и в душу входит несказанное наслаждение и ликование, когда ум полностью становится одержимым [Богом] и всматривается в нижнюю бездну, колебля и приводя в движение крыло рассудка , призыванием Иисуса и непрестанной памятью, подобно некоему плектру.

12. Если мы не затворим телесные чувства, в нас не сможет ключом забить вода, «текущая [в жизнь вечную]» , которую Господь даровал оной самарянке. В самом деле, она искала обычную , чувственную воду, а обрела сию [воду] жизни, которая текла в нее внутренне .

13. Ибо как земля по природе обладает водой и в то же время изводит ее из себя, так и земля сердца по природе обладает этой водой, текущей и источающейся, словно Свет Отчий, который некогда Адам утратил из-за ослушания.

14. Христос был ведом за нас на смерть по плотскому восприятию  для того, чтобы не только освятить нашу землю, — я имею в виду мыслительную часть души, — но и даровать [нам] первоначальное одеяние тела, в которое был облачен Адам до ослушания — я имею в виду световидное облачение, благодать Духа .

15. Как огню, вне всякого сомнения, свойственно согревать и светить — так и для души свойственно [бытие] «по образу и по подобию» . [Бытием] «по образу» душа соперничает с ангелами, а [бытием] «по подобию» уподобляется Богу, насколько [это] возможно, и прилепляется к Нему.

16. И, кроме того, как огню свойственно по своей легкости подниматься в высоту и быть активным и в высшей степени стремительным в движении, когда он охватывает древесину , — так и душа, будучи [в какой-то момент] неподвижной, крылом рассудка производит [в себе] движение ввысь. Ибо [то, что] по образу, с легкостью устремляется к [тому, что] по подобию, поскольку [то, что по подобию], будучи притягательным, притягивает [к себе то, что по образу], как магнит — железо.

17. Если желаешь постичь истину, подражай кифареду. В самом деле, он склоняет голову вниз  и, сосредоточив слух на пении, водит рукою плектр. И вот тогда, когда все струны вместе искусно колеблются, кифара производит мелодию и сладость этой мелодии влечет кифареда.

18. Пусть же тебе, о трудолюбивейший возделыватель виноградника, будет ясно это наставление; не сомневайся, но веруй . Ибо, подобно кифареду, пребывая в трезвении, то есть в глубине [своего] сердца, с легкостью обрящешь взыскуемое. В самом деле, душа, полностью охваченная Божественной любовью, не в силах обратиться назад, как говорит божественный Давид: «К Тебе прилепилась душа моя» .

19. Под кифарой, возлюбленный, понимай сердце, под струнами — [телесные] чувства, а под плектром — рассудок, который с помощью разумного [начала души] постоянно передвигает плектр; плектр же есть память Божия. От нее зарождается в душе некое неизреченное наслаждение, которое отражает в чистом уме, словно в зеркале, Божественные лучи .

20. Всё, что людям дозволено совершать для [достижения] жизни по Богу, для лучшего и [еще] более совершенного восхождения, отчетливо показал нам Спаситель, чтобы [мы] с помощью этого и изменялись благим изменением и, так сказать, преображались от силы в силу , как подобает.

21. Христос изменил Свой облик, как повествует божественный евангелист Лука . Сделал же Он это для того, чтобы ненадолго скрыться от учеников и тем самым возбудить в них сильнейшее желание [священной привязанности к Нему] и привлечь, как думаю, к богопочитанию. Подобно тому как младенцы, питающиеся молоком, будучи ненадолго отнятыми от сосцов, начинают рыдать, припадая к груди, так же и ученики, обладая пламенеющим сердцем, [со вниманием] припадали к речениям Иисуса.

22. Христос часто проходил посреди беззаконников, будучи совершенно невидимым для них, [поскольку] Его покрывала естественная слава Его Божественной природы — и точно так же [поступали] Его почитатели, и те, кто достиг меры [полного] возраста [Христова], согласно божественному Павлу . В самом деле, ведь они не только оставались невредимыми посреди бесовского полчища, [так как] их сохраняла благодать, обитавшая в них, но и среди людей оставались совершенно невидимыми, например, божественный Григорий Чудотворец , великий Иоанникий  и большая часть божественных Отцов.

23. Прообразовательно был прославлен лик Моисея и, так сказать, блистательно преображен, ибо глаголавший к нему Бог явил черты лика его, — блиставшие, словно молния, сиянием Духа, — подобными огню.

24. Христос был прославлен не благодатью и не прообразовательно, но, скорее по Его собственной природе был прославлен Лик Его для того, чтобы явить сокрытое Божество, и притом блистательнее Моисея.

25. Благодатью преображаемся и мы, как подобает, будь то вследствие [нашего бытия] по подобию, или через восприятие плоти, которое совершил Господь, — благодаря чему мы и становимся членами Христовыми , согласно божественному Павлу. Ибо как только мы минем гору практической добродетели и вступим в таинственный мрак , который и есть созерцание Бога, мы и сами изменяемся и преображаемся лучшим и более совершенным изменением, чему и научает нас божественный Павел, до третьего неба восхищенный и услышавший неизреченные глаголы .

26. Ведь подобно тому, как корень пальмы взращивает ветви и производит плоды, так и все мы благодаря Телу Господню, словно от [одного] корня, сделались «членами Христовыми» , изобилуя плодами праведности.

27. Спасительное Слово возвестило о том, что дóлжно нам «поклоняться в Духе и истине» . Как же это, любезный? По внутреннему человеку. Ведь Слово рекло: «В Духе» не потому, чтобы дух наш сам по себе был способен к этому, но потому, что он, когда исполняет его Дух Божий благодаря сродству, сиречь [бытию] по подобию, восходит к Его истине и «проницает глубины» [Божии] , из них постигая сокровенное — и вот тогда-то научается Духом тому, как подобает поклоняться.

28. Ибо подобает вообще всем укрепленным именем Христовым молиться, как и положено, с Духом Божиим и вовсе не говорить лишнего , поскольку неложен провозгласивший: «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» .

29. Ведь ум, отступивший от богосозерцания, становится либо зверообразным из-за вожделения плотских поползновений, либо бесовским, вовлекая себя во грех гордыни и тщеславия, или же мучась из-за раздражительной части души.

30. Ведь как взгляд , проникнув в созерцаемое (будет ли оно иметь форму круга или треугольника, согласно тем, кто прилежно занимается геометрией) и, всматриваясь там в это наблюдаемое, со всей точностью исследует, является ли оно [предметом] геометрическим или арифметическим, и тут же с легкостью извлекает это знание с помощью физического и умственного видения, так же следует мыслить и об уме: ибо когда он проникнет туда, в горницу души, душа прилепляется к Духу, словно к некоему центру, и тотчас же сочетается с Невещественным и Нетварным посредством любви Божией, и, всецело [с Ним] соединившись, уподобляется Богу, насколько возможно. Ибо там-то и находится разумный жертвенник Божий.

31. Дело в том, что сущностная и природная энергия Божия, будучи привлекающей к себе и деятельной, влечет возлюбивших ее, как говорит Соломон: «Пленила ты сердце мое… пленила» ; и еще: «где отдыхаешь в полдень?» . Да и Сама Премудрость говорит: «Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут благодать» .

32. Ведь как вода устремляется при сжатии ввысь, так и душа, сжатая страхом Божиим, с легкостью изводит из глубины сердца, подобно речному потоку , возвышенные и божественные учения, произнося слова Давида: «Речные потоки…» — словно источники слез — орошают и «веселят град Божий» . А град сей — разумный и мыслящий человек, который, соответственно, и называется космосом.

33. Ведь точно так же и небесная ось предстает взору [находящейся] посреди небесного тела, а окрест нее, так сказать, усматривается вся непроницаемость тверди и множество звезд представляется движущимся словно бы вокруг некоего центра. Дело в том, что небесное тело движется и вращается по кругу, как и подобает, тогда как ось пребывает неподвижной, подобно тому, как и центр круга остается недвижным. Можно считать, что нечто подобное происходит и с умом.

34. Ум, очищенный от внешнего и полностью подчинивший чувства с помощью деятельной добродетели, пребывает неподвижным, как небесная ось, взирая, словно на центр, на глубину сердца, и, владычествуя над головой, устремляет свой взор ввысь. Уподобляя озарения рассудка, вбирающие в себя божественные помышления, метательным копьям, он подчиняет себе все телесные чувства.

35. Ибо подобно тому, как вода [изливается] из [некоего] неиссякаемого источника, так и живая вода, «текущая [в жизнь вечную]» , бьет ключом из души. Ведь именно эта [живая] вода, пребывавшая и в душе Игнатия, сего богоносного мужа, приуготовляла его к тому, чтобы сказать: «Нет во мне огня любовещественного», но есть вода, действующая «и глаголющая» .

36. В самом деле, как диск  солнца источает свет лучей и посылает [его], подобно метательным копьям, просвещая сразу всю землю, и в то же время теплотой своей полностью иссушает всякую влагу и [удаляет] зловоние, сам же при этом не оскверняется, так и ум, очищенный исполнением заповедей, становится солнцевидным, высушивая и изничтожая скверну души. Там-то [ум видит отчетливо и] источает блаженный Свет, поскольку он уже воспринял как естественную и первую светлость [Божию], так и второе обновление , которое ясно научает [его] мере бесстрастия.

37. Этому подобно блаженное, а скорее, триблаженное — я имею в виду умное — трезвение души от воды, «текущей [в жизнь вечную]»  и источающейся из глубины сердца. Ибо вода, изливающаяся из источника, заполняет источник, тогда как сия [вода], текущая оттуда, из сердца, и, так сказать, постоянно движимая Духом, всего внутреннего человека исполняет Божественною росою и Духом, а внешнего соделывает огневидным.

38. Итак, пусть никто из слышащих [это] непосвященных или имеющих нужду в молоке  и не прикасается к таким вещам, запрещенным им до времени. Ибо божественные Отцы считали такого рода [людей], ищущих преждевременно то, что подобает [определенному] времени , и словно бы силящихся взойти в гавань бесстрастия без того, что [этому] приличествует, [безумными, а] само такое [поведение] — ничем иным как умопомешательством. Ведь невозможно тому, кто не знает букв, читать книги .

39. Было бы смешно, если бы тот, кто вовсе не знает грамматики и не возведен с ее помощью к совершеннейшим [разделам] мудрости, взялся рассуждать о риторике, или исследовать геометрические фигуры, или совершать астрономические вычисления. Точно так же из всех людей наиболее достоин осмеяния тот, кто, не усвоив исагогику  и этику, предается созерцанию.

40. Сия тетрада  подобна тетраде основных добродетелей, а именно, благоразумию, мужеству, умеренности и справедливости. Ибо эти последние делают совершенным всякого человека, живущего в браке, тогда как проводящих жизнь безбрачную — следующие четыре: бегство от мира, отсечение желаний, из которых следуют — практическая добродетель и переход к созерцанию .

41. Если и мы, брат, не станем, как положено, соблюдать отеческие законоположения, то невозможно и нам не вкусить от древа преслушания — я имею в виду того [самого], запрещенного, — из-за которого и нас беспрепятственно постигнет праотеческое осуждение.

42. Не обманывай себя, о делатель виноградника Христова. Ведь относительно уготованного не [существует] ни грамматического искусства, ни философского определения; ее — сиречь наилучшую философию [выражающуюся] в размышлениях — не дает никакая другая наука, но лишь отсечение плотских поползновений. Вот через него мы без труда научились безошибочно приступать и к той [философии], что сообразна с чувством.

43. Так вот, если ты понял [все] сказанное доселе, незамедлительно поспеши и не презри пути смирения; если же [понимаешь смысл изречения:] «Будь трезвенен, и обретешь» , то [знай, что] в этом возвышающем [смирении] сокрыто блаженное восхождение к небесам.

44. Ибо подобно тому, как свечной фитиль, будучи зажженным, вначале освещает тот мрачный и темный дом, [где он находится], а уже потом, когда огонь поглотит воск [свечи], словно [собственное] брашно, благодаря свойству жечь, пламя огня вновь восходит ввысь и освещает всех [присутствующих], так и душа, охваченная Божественною любовью, благодаря исполнению заповедей становится через Духа питанием для Сына Божия, как и Сам Он заповедал, говоря: «Моя пища есть творить волю  Отца Моего Небесного»; ибо воля и питание Отца заключаются в спасении верных. В самом деле, добрая душа — фитиль Божественного Света, Который представляет Собой силу и энергию Святого Духа; брашно же [для] этого дара — согласие и [брачное] ложе добродетелей. Тогда-то, стало быть, согласно божественному Павлу , и возблагоухали и аромат одеяний  Христовых, и миро благовонное, и гора яблок , как возвещает любитель мудрости Соломон. Ибо подобно тому, как пища огня, свеча, мгновенно и ясно испускает свет ввысь, пока фитиль подпитывает [ее] собою, по [мере] же убывания воска свет фитиля рассеивается в воздухе, так и душа, соединившаяся с Духом, питается добрыми делами и, как только [достигнет] сего единства, простирается ввысь с помощью Божественного огня, — это подобно тому, как и огонь [питается] свечой. А когда [душа] покидает тело, она не растворяется в воздухе, как огонь, но устремляется к бессмертию вкупе с Божественным Духом и вселяется в вечные обители, радуясь в домах праведников.

45. То, что подвигнуто в душе Божественным Духом вследствие [духовной] брани, соделывает сердце спокойным, вопия: «Авва, Отче!» . Однако само оно бесформенно или лишено очертаний, нас же преобразует сиянием Божественного Света и формирует должным образом, чрез воспламенение Божественного Духа, но также и видоизменяет, и претворяетСвоей Божественною властию, как ведает Он один.

46. Очищенный трезвением ум легко загрязнится вновь, если постоянной памятью Иисусовой полностью не отрешится от [всего] внешнего. Тот же, кто сочетал практику с созерцанием, помогающим блюдению ума, не отвергает звуки шума, не отстраняет от себя нечленораздельный гомон, также как и членораздельный. Дело в том, что душа, раненая Божественной любовью ко Христу, следует только за ним, как за своим Возлюбленным.

47. Таковы всходы и плоды пустынножительства, ведь благодаря им зарождается томление [по Богу] в самóм внутреннем человеке. Именно пребывание в пустыне возвело Моисея к дивному созерцанию Купины, так что благодаря управлению неразумным [стадом] он был удостоен разумного владычества и стал боговидцем .

48. Прославлен был Моисей, носивший на лике образ Богочеловеческого Слова. Но тогда ветхий Израиль не смог воззреть на лик Моисея; ныне же очертания Лика видели все, а Божественную Его  славу — никто. Вот почему «ученики пали на лица свои» , будучи не в состоянии вынести оную, нося на себе покрывало Моисеево.

49. Пока мы не достигнем, как и подобает, того, чтобы вначале совлечься ветхого и греховного Адама , а [затем] не взойдем на высоту возраста нового Адама, согласно божественному Павлу , покрывало Моисеево будет окутывать и всех нас — тех, кто не желает в согласии с разумом (логосом) искоренить душевный сумрак и отчетливее увидеть сияние Божественности.

50. Когда, брат, рассеется первое покрывало и сумрак греха, тотчас преображается душа в первоначальное свое благородство, а то и в лучшее состояние, ибо первое [состояние] было помрачено , а второе удостоено видеть незримое, пусть даже как несовершенное, и пало лицом [на землю]  из-за недостатка бесстрастия.

51. Огонь сам по себе вовсе не смешивается и не соприкасается с материей; так же должно мыслить и о том Божественном огне, который заповедал нам Господь, согласно [сказанному]: «Огонь пришел Я низвести на землю» . Ибо он несмешиваем и не восприимчив ко всякой скверне; вот потому-то ученики, узрев [огонь], сначала пали [ниц] из-за недостатка чистоты, а затем, после совершенного очищения, стали также и причастниками славы этого Божественного огня, как сосуды неоскверненные.

52. Ведь то, что в них глаголал Христос, соделало их, согласно божественному Павлу , вне всякого греха, поскольку невозможно для кого-либо собеседовать с Чистым, не очистившись сперва [самому]. Кроме того, согласно тому же божественному Павлу, невозможно человеку иметь Христа глаголющим в себе и не быть совершенным, потому что «конец  закона — Христос» .

53. Ибо как камень , если ударить им о железо, производит огонь и с легкостью вспыхивает, подобно пламени , так и душа, как бы ударяемая постоянным призыванием Иисуса и памятью [о Нем], непрестанно воспламеняется любовью к Богу из-за постоянства призывания. После чего она начинает испускать лучи, как и подобает, изводя [из себя] свою естественную красоту — как и камень [при ударе] о железо — и в то же время возвышается к Божественному сиянию, по рассеянии вышеупомянутого покрывала  и [вызванного] грехом стыда.

54. Ибо «всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят»  — именно к этому и приводит разумение истины, сиречь к истинной молитве и блюдению ума. Если же кто не испытает этого, то и не воспоет с Давидом: «Воспламенилось сердце мое во мне; в размышлении моем возгорится огонь» .

55. Ведь искать и стучать в дверь Царствия — ибо сказано: «Царствие Божие внутрь вас есть»  — дано всем нам. Но полагаю, что немногим, как и подобает, [она] откроется. Так и пять дев не попали [в Царствие] и, поскольку стучали не вовремя, вход для них был закрыт .

56. Естественно, что живущим в миру вполне возможно умиротворить страсти и взыграния плоти, или же остановиться с разумением, согласно [сказанному]: «Остановитесь и познайте…» , однако полностью омыться [от них] или [их] уничтожить невозможно.

57. Страсти плоти возгораются, подобно огню. Ибо огонь, подступив к веществу , с легкостью возгорается, а после потребления оного гаснет. Однако он остается внутренне на том же месте и, когда вновь сблизится [с веществом], снова возгорится. Так же надлежит мыслить и о страстях: они покоятся и пребывают по видимости в бездействии, но как только чуть-чуть приблизятся, моментально разжигают пламя греха и удовольствие плоти. Пустынножительство же, вне всякого сомнения, способно искоренить их.

58. В самом деле, для вкусивших естественную сладость мёда не представляет никакого труда понять то, что я говорю. Тебе же, трудолюбцу, пусть будут предложены [в качестве примера] в такого рода [делах] труды и усилия пчелы, но также и жало ее, дабы ты по причине расслабленности вместо того, что услаждает, не засеял в свою душу запрещенную горечь, хуже полыни.

59. Совершенно невозможно не умеющему нырять  погружаться в воды или, паче того, пытаться переплыть море и тотчас не утонуть.

60. Если желаешь, покажу тебе и этот ясный образ , если только ты [его] еще не уразумел. Так вот, те, кто умеет нырять, не только спускаются на глубину с открытыми глазами, но и незамутненным  взором отчетливо созерцают обитающих там рыб.
« Последнее редактирование: 07 Август 2016, 02:09:16 от AlexS »

AlexS

  • Сообщений: 28
    • Просмотр профиля

61. Так и ум вначале с помощью практической добродетели вплывает на поверхность, возвышаемый любовью к Богу, а затем, руководимый исполнением заповедей, подобно трудолюбивой пчеле, восходит на высоту богосозерцания — и вновь [нисходит] к нижней бездне — я имею в виду землю сердца; становясь всецело охваченным Духом, он искусно «проницает… глубины»  и с полной ясностью различает коренящиеся [там] оные помыслы, как ныряльщик (как уже было сказано) — обитающих [в море] рыб.

62. Дело в том, что очищенный ум подобен зеркалу. В самом деле, тем, кто приближается [к нему], оно являет шрамы на лице благодаря прозрачности стекла; так и [ум], очищенный лучше зеркала, и видит отчетливее благодаря действию и сиянию Духа, и к тому же сразу и неискаженно  наблюдает и воспринимает в себе, как в зеркале, душевные скверны других [людей].

63. Ведь у внешних мудрецов все созерцаемое и мыслимое называется созерцанием; те же, кто взыскует подлинной мудрости, каковую те [, внешние,] именуют безумием , — суть единственные, кто ведают, истинно и безошибочно, богосозерцание, которое научает всякого человека знанию и открывает глубинное и сокрытое, и благодаря этому веруют, что Бог сочетается с богами по благодати, как [написано]: «Я сказал: вы — боги» .

64. У подвизающихся созерцание бывает двояким, и благодаря практике появляется познание сущностей, которое представляет собой их созерцание. Стяжавший сие видит [сущности] не так, как внешние мудрецы — прочь [беги от такой мысли]! — но такими, каковы они по природе, а с другой стороны, [видит] в Боге, как они движутся и управляются. А превзойдя сей предел естества, [подвижник] беспрепятственно подводится к богосозерцанию — сему истинному постижению.

65. Внешние же мудрецы как бы созерцают — с помощью искусства или методом догадок  — движения сущностей и ничего больше из этого для себя не извлекают, и лишь в очень малой мере подступают и устремляются к постижению Бога. А тот, кто должным образом упражнялся в божественной науке и подчинил служанку  истинной премудрости, способен без труда распутывать загадки и плетения словес.

66. «Знание сущностей надмевает»  стяжавших его, тогда как божественная наука соделывает постигшего ее умеренным. А кто сочетает сию науку с этим знанием, которое относится к сей науке, как служанка к госпоже, тот стяжал наилучшую пару, знание сравнивая с луной, а науку — с солнцем. Ведь первая получает свой свет от второго.

67. Солнце щедро  бросает свои лучи  на луну, сияющую полным светом , и соделывает ее свет истинно чистым. Она же, когда скроется за тенью гор, тотчас темнеет, и происходит лунное затмение. Так и душа, восприняв Божию энергию и благодать, вся становится световидной через природные лучи Солнца правды . Но на небе  тень затемняет свет луны; а иногда бывает [и так], что [луна] погружает во тьму и всю ночь, когда вокруг нее сгустятся облака. Так вот, эта картина, как ты можешь видеть , таким же образом [применима] и к душе. Ибо как только возвысится [в душе] гора греха, — а это есть ни что иное, как его  громада и тень, — [душа] не только темнеет, но и полностью умерщвляет весь свой душевный дом и [даже] сами движения мысли, исполняя [их] мрака и всяческой тьмы.

68. В самом деле, где преобразился Христос? — На горе Фавор, утвердив  Свое местопребывание вне житейских волнений. Ибо, поднявшись на гору с учениками, Он преобразился во славе, показывая им природную славу и светлость Божественности, а также имея Моисея и Илию свидетелями сего страшного таинства. [Он] учит нас посредством избранных [учеников] искать невидимое и недоступное для созерцания не посреди треволнений. Нам же надлежит посредством тяжких трудов, пота и напряженной борьбы подняться на гору, — я имею в виду ведение сущностей, — отринув при этом от себя [все] плотские помышления или [даже] сами движения мысли и таким образом проникнув в таинственный мрак, каковой представляет собой видение покоя. Благодаря ему мы и преображаемся, как и подобает, [когда] будучи восхищенными [ввысь] во время молитвы, оказываемся вне плоти, как говорит Павел  и наставник Синайской горы Иоанн  — с тем, чтобы изумляться и поражаться: произошло ли это дивное видение внутри тела — или же вне его.

69. Должно, чтобы мы с помощью Божественной любви достигали предела и причины (логоса) совершенства. Я имею в виду совершенную любовь к богосозерцанию, которая явственно учит нас воскресению души еще прежде всеобщего воскресения. Символом [этого] были Моисей и Илия, которых ученики увидели во славе и которые собеседовали об этом со Христом. Так вот, если кто созерцает души святых во славе, насколько же более он увидит [во славе] и свою — и еще прежде всеобщего воскресения!

70. Великое достояние — человек, ибо воспринял он двойную благодать, можно [даже] сказать, что и тройную! Впервые [это случилось] при самом сотворении, ибо создан он был через дуновение , второй раз — через воссоздание пришествием Христа, то есть [через] дуновение, обновляющее то, первое, кое затмило преслушание, а третий — благодаря возрождению в божественной купели. Так и есть, ведь и священник троекратно дует на новорожденное дитя, поскольку он, я полагаю, носит образ Иисуса, после чего [младенец] благодаря трем погружениям и троекратному призыванию Святой Троицы воспринимает совершенство действием Святого Духа — для того, чтобы тогда [уже] обновиться, согласно божественному Давиду , и стать вместилищем Божиим. Однако та первая [благодать] была утрачена из-за ослушания, тогда как второе благородство мы омрачили сами. Пребывает же в нас третья благодать, которая одна и та же сама себе, [но при этом] непрестанно раздается [каждому человеку божественными] энергиями через крещение [и], так сказать, [пребывая] в бездействии, ожидает нашего обращения и покаяния. И когда бы мы ни обратились, она с готовностью является нам, потому что не желает нашей смерти.

71. Поистине, великое и драгоценное живое существо — человек! Ведь если василевс пожалует кому-либо царское облачение, он [тем самым] выкажет огромную милость получающему и поставит его перед всеми в славное и страшное [для других] положение. А с чем сравнить [деяния Господни], когда [Он], восприняв наше смешение, соединившись с ним по ипостаси и облачившись, как в одеяние, в рабский зрак , сокрыл за ним в Себе Самом Собственную Божественность или, скорее, позаимствовав [от сего зрака] худшее, нам уделил лучшее и, запечатав его  трижды, Собственною благодатию даровал ему непобедимую и Божественную силу? [Даровал же ее] и посредством того древнего дуновения, — как мы уже сказали, — и с помощью второго, также через проповедь апостолов, которые изгоняли бесов и врачевали болезни , а кроме того, через третье призывание, даровав благодать при крещении. Разве в силу этого всего человек не достоин восхищения и не соревнует самим ангелам? Действительно, эта [благодать], преодолев тварное тело Павла и став преизобилующей в нем, преображенном любовию Божией, возвела [его] на третье небо и соделала слушателем неизреченных божественных таинств Божиих .

72. В воспоминание об этом трояком даре Богочеловеческого Слова его символически и свершает в нас священник: вначале — путем троекратного дуновения; затем — посредством купели, чрез призывание Святой Троицы, даруя совершенное очищение и обновляя в нас благодать Духа. Поскольку и сам иерей Божий носит [на себе] образ Божий, через него мы обретаем совершенство, воспринимая возрождение Божественного Духа через возложение рук .

73. Первоначальная красота наша была разрушена преслушанием, сохранив лишь очертания, а действие присущей ей светлости и боготканного наряда не сохранив. Обновляет же и освящает ее  Христос, как говорит Давид , и соделывает  его  красоту превосходнейшей ангела, если только [человек] соблюдает то, что по образу, неоскверненным. Ибо совершенные достигают серафимов, согласно великому Иоанну, наставнику Синайской горы . Вот потому-то велик человек, и поистине лучше [всего творения], и превыше всякого слова, и чуда. Уразумев сие, и великий в богословии Григорий изрек: «Бог, с богами соединяющийся и [богами] познаваемый»   по неизреченному причастию.

74. Из проточных вод одни обладают движением более стремительным, другие — спокойным и более медленным. Первые, у которых движение более стремительно, нелегко загрязнить из-за быстроты потока. Если же [такая вода] немного и загрязнится, то легче опять очищается, и именно благодаря своему быстрому движению. Напротив, когда течение воды станет помедленнее, если его приостановить, [вода] не только загрязняется, но и остается почти что неподвижной — ведь ей недостает своего рода очистки и движения.

75. Вода чувственная течет из земли так, как было сказано, вода же мысленная, живая и «текущая [в жизнь вечную]»  источается из мысленной земли сердца, как возвестил Господь . Умаляется же она и неподвижной становится из-за отсутствия очищения. Однако, — будучи очищенной исполнением заповедей, — вода сия движется не только умиротворенно и спокойно, но и более стремительно, вовсе не загрязняясь. Ибо [для нее] невозможно загрязниться бесовской скверною из-за стремительности этого умного движения; а если такое ненадолго и приключится, она вновь легко очистится.

76. В самом деле, демон подобен вражескому лучнику, который беспрестанно и нещадно пускает в нас из засады [свои] стрелы, желая с их помощью нас ранить и погубить, а не самому быть побежденным. Вот почему нечистый и пытается осквернить [нас] своими стрелами, то есть постыдными вожделениями. Когда же и мы пускаем в него, как положено, божественные и непорочные стрелы, каковые суть [молитвенное] призывание Иисуса, [достигаемое] благодаря неукоснительному охранению ума, сила враждебных демонов тотчас же рассеивается как дым .

77. Божество совершенно лишено формы и не имеет образа, согласно божественным Отцам , что весьма справедливо. Ибо для Него невозможно быть запечатленным в образе или форме по подобию с формой или образом сущих. [И Оно] было бы абсолютно бесформенным и лишенным образа, однако же в душе и уме приобретает форму посредством невещественных и умных подобий, ибо мы, благодаря исполнению заповедей, восходим к [бытию] по образу и подобию.

78. Ибо ум, сие око души, очистившись, принимает ангельский образ и тотчас сочетается с умными и невещественными сущностями, а от них таинственным образом воспринимает, сообразно внутреннему слову, явления Духа.

79. Воистину, служители Божии стали непреложными с тех пор, как воплотился Христос, подавший им столь великую благодать; непреложность зарождается и в нас, когда мы достигаем, как и подобает, совершенной любви. Ибо сия [любовь] соделывает человека вне страха, ведь [такая любовь] ранена любовным влечением (эросом) ко Христу, так что стяжавший подобную любовь не может обратиться назад.

80. Поистине, золото, если оно — сообразно с законами искусства — не будет испытано в горниле, не сможет очиститься. Так и душе невозможно очиститься или стать испытанной иначе как в горниле искушений.

81. Вавилон толкуется как смешение. Именно там три отрока — благодаря халдейской печи — [стали] светлейшими солнца. Таким же образом слово иносказательно указывает нам и на другой Вавилон — на сборище демонское. [Оказавшись] в нем, человек Божий проходит посреди него, словно через печь искушений, и становится чище золота и серебра, освободившись от земной грязи.

82. Итак, если и мы, брат, не станем вкушать горечь травы и опресноки, то, не испытав пасхального перехода и бегства из Египта, то есть от греха, не сможем достичь вышней Пасхи — то есть стать созерцателями горнего Иерусалима , который представляет собой ви́дение покоя.

83. Поистине, вожделение и гнев страшны, однако, когда они управляются должным образом, они становятся частью души. Когда же отклоняются от должного, становятся [частью] тела, даже само гневное начало принадлежит душе, когда оно действует согласно с естеством. Тело же объемлет неразумное вожделение. Его разрушительница — скорбь на лице, плач в душе, сокрушение сердца, непрестанная печаль и память смертная. С ними расцветает блаженное смирение, а за ним следует и очищение тела.

84. Ведь как дом строится из [строительного] материала и без него не может существовать, так и желающий возвести дом души, разумеется, не сможет его построить, если предварительно не соберет отовсюду пригоднейшее и полезнейшее, так что без этого и [все] предприятие для труждающегося окажется тщетным.

85. Ибо все, совершаемое ради Бога, возводится к этому пределу совершенства. Ведь и Мария поминается из-за Марфы, коль скоро Марфа пеклась о служении Иисусу, а Мария, взыскуя лучшей доли, сидела у ног Его . Однако же, воздаяние было обеим, ведь благодаря Марфе и Марии вспоминается Иисус.

86. Умаление страстей часто совершается должным образом. Их упразднение — неуклонное устремление [нашей] свободной воли  к лучшему, то есть [такое], когда [воля] станет пребывать неподвижно у предела и причины послушания. Вот тогда-то побеги гнева и вожделения поистине, так сказать, застывают и иссыхают .

87. Дело в том, что демон нападает на новоначальных и [находящихся] на этическом [уровне] одним образом, на свершающих делание  — другим, а на предающихся созерцанию — третьим. Но если первых он пугает шумами и грохотом, как членораздельным, так и нечленораздельным, то [радеющим] о созерцании внушает образы, то есть некие [ложные] представления — так, чтобы [созерцателям] казалось, будто воздух окрашен как бы неким светом. А иногда представляет образы огня, чтобы обмануть борца Христова, [устрашив его] противоположной участью.

88. Душа, будучи простой, скоро навыкает спешить к свету, поскольку она родственна ему как [нечто] мысленное и нематериальное, поэтому бес, будучи не в силах соблазнить душу иным способом, коварно превращается в свет, чтобы быть радостно принятым [душой] по причине мнимой чистоты и чтобы воспринимающий очищение вместо света воспринял тьму.

89. Уместно [сказать] и следующее (вновь завожу речь об учителе). Ибо у доброго учителя и уроки добрые; и напротив, от дурных семян — дурной урожай . В самом деле, полагаю невозможным, чтобы тот, кто не упражнялся в живописи, знал бы, как изобразить на картинах некие образы или сохранить их черты похожими.

90. Обличия  демонов при явлении омерзительны. И пусть даже нечистый превратит свою тьму в ангела света, или в образ святого, или [даже явится] как Христос, невозможно, чтобы душа молящегося не смутилась и не исполнилась грязи.

91. Душа подобна младенцу. Ибо как младенец не ведает осуждения, не знает похвалы, пребывает совершенно непричастным ко всему и, видя лишь появление света, полностью поворачивается к нему, желая, если бы то было возможно, вкусить его, так и душа, живущая в беззлобии и простоте, ведает, как без труда ускользнуть от обольщения бесовского, связанного с [ложными] представлениями.

92. Ибо как некто, утратив [царственное] пурпурное облачение, по прошествии времени не забывает пурпурный окрас, но сохраняет в памяти черты утраченного, и если он впоследствии увидит утраченное, то тотчас вспомнит это одеяние по окрасу пурпурного цвета, такова и душа. Утратив свой наряд, который [теперь] сохраняет лишь свои естественные очертания, она, как только его увидит, к нему поворачивается и тянется, хотя бы видимое [ею] исходило и от врага.

93. Как в некоем зеркале, чистом и сверкающем, не могут укрыться [от взора] присущие ему прозрачность и светлость, так и наш праотец [Адам] тот боготканный наряд, которым обладал внутренне, носил поверх себя как облачение, побеждая свою плоть настолько, что даже и вовсе не мог усмотреть, в каком она пребывала состоянии. А когда это облачение было утеряно, он увидел, что наг , потому что оное световидное покрывало, подобное зеркалу, было снято [с него].

94. Это же происходит и с нами благодаря второму Адаму [Христу], Который безгрешным образом стал нашим общником по плоти и крови, уподобившись нам . Так как благодаря святой Своей плоти сие спасительное Слово разожгло фитиль оного Божественного Света и очистило, [соделав] подобным солнцу, загрязненное некогда зеркало (я имею в виду плоть, оскверненную преступлением заповеди), — ведь Тот же Господь сказал: «Царствие Божие внутрь вас есть»  .

95. Тому, кто поглощен делами, необходимо постоянно молиться, сообразуясь с числом семь, согласно [написанному]: «Семикратно в день прославил Тебя…» . Тому же, кто предается созерцанию, даже не до седмижды семидесяти раз , ибо и это число ограничено, но постоянно и непрестанно. Ибо смысл молитвы, то есть умного делания, не допускает предела, но во сне и по пробуждении, вкушая еду и питие, или же находясь в пути, стяжавший сей смысл  содержит его непреложным, непрестанно пребывая в памяти Иисусовой.

96. Если ты желаешь научиться тому, как подобает молиться, воззри на конечную цель внимания и молитвы, и не обманывайся. Ибо конечная их цель, возлюбленный, — непрестанная печаль, сокрушение сердца, любовь к ближнему. Очевидно и противоположное [этому]: помысл вожделения, нашептывания злословия, ненависть к ближнему и тому подобное.

97. Ибо существуют и другие многочисленные признаки душевной чистоты — такие, как целомудренный внешний облик и нрав, скромный образ мыслей, речь размеренная, благолепная походка, а самое главное — глубина возвышающего смирения: всё то, что носит очищенный во внутреннем человеке.

98. Итак, если не исследуешь должным образом всё сказанное прежде, то невозможно [тебе] будет, как думаю, достичь гавани бесстрастия, не найдешь [ты и] мирного состояния помыслов. Ибо не достигший второго и не соприкоснувшийся с сей тишиною не сможет стать созерцателем и первого .

99. В самом деле, тот, кто еще не достиг преддверий Иерусалима или не постучал во врата, как войдет внутрь? Как поведает о грядущем? Как увидит Сион (я имею в виду видение покоя)? Как дерзнет [прикоснуться] к святыням — или как станет лобызать Живоносный Гроб и вкушать Божественный Свет , или [как] станет его причастником?

100. Поистине, [слова]: «Будь трезвенен, и обретешь» , согласно изрекшему, к этому и подводят нашу речь. Ибо трезвение вообще невозможно обозначить или показать словами без умного делания. Ведь оно способно изгладить душевные скверны и жестокосердие и преобразовать [их] в прямой путь. Хранящий трезвение может обрести [это состояние] надлежащим образом.

101. Действительно, благая память в душе и постоянное поучение в Божественных Писаниях  исполняют душу стяжавшего радостью и многой славой. Ибо тогда и он, охваченный любовным влечением (эросом) к Богу, не перестает с Давидом взывать: «…моя душа… будет веселиться о спасении от Тебя» ; и еще: «Радость моя, избавь меня от окруживших меня» .

102. Противоположное этому очевидно: грубость в душе, суровость на лице, постыдные помыслы, бесовские мечтания, ненависть, вражда и неуместная ревность и, наконец, пленение души. Ведь всякий раз, брат, как ум-разведчик , станет дремать [вместо того, чтобы] совершать добрые дела, сей град Божий  превращается в легкую добычу [для врагов].

103. Можно привести на эту [тему] и следующее речение Давида, ибо и оно подводит наше слово к тому же самому [предмету]: «Все кости мои рекут: “Господи! Господи! кто подобен Тебе…?”» . Ибо ум, будучи всецело объят Духом, разжигает в горнице души Божественный огонь, и тотчас же вся наша глиняная статуя  загорается блистательностью сего Божественного Света, да так, что и сами кости становятся умащенными елеем благодати, [и] вся воспевает Богу, восклицая: «Все кости мои скажут: “Господи! Господи! кто подобен Тебе…?”» .

104. Демон знает, как выслеживать подвизающихся и устраивать [им] засады и ловушки, то с правой, то с левой стороны, чтобы возобладать над ними и чтобы они обратились назад, и прежде всего навевает труждающемуся боязливость, расслабление рук и ног, затем вызывает в таковых забвение блага, после чего следуют расслабленность и неведение, а отсюда вытекает и неверие.

105. Страшная страсть — вожделение, и трудно с ней сражаться, потому что она ведет войну внутри [нас] по причине нашего происхождения. Когда же и сам демон вожделения возбуждает [в нас] страстные движения, способствуя нашей погибели, — чего он и желает, — тогда эта страсть становится, так сказать, и еще более непобедимой, поскольку демон завидует нашему спасению. Ты же не ослабляй усилий и противостань [вожделению], словно огню, вплоть до страшных печей этой [страсти, и] будешь освобожден Божественным заступничеством.

106. Не удивляйся коварному замыслу этого [демона], ибо он нередко навевает труждающемуся не только такого рода [вещи], но и помыслы отчаяния, и производит в его душе малую печаль. Действительно, [этот бес] порождает в душе помрачение и подобие песчаной бури, чтобы с помощью этих [ухищрений] ввергнуть [ее] в бездну отчаяния.

107. Впрочем, не желаю даже рассказывать о его ухищрениях, как и о его кошмаре, худшем всего остального, дабы мы не подали тем, кто слаб, немалый предлог обратиться назад. Ибо как твердую пищу нельзя давать младенцам, но лишь сильным , так и новоначальным рассказывать таковое неуместно.

108. Ведь такого рода [деяния] не совершаются без выносливости и терпения. Несомненно, что: «Претерпевший же до конца спасется» , потому что, если прекратятся эти искушения, мы не сможем спастись. Ибо хвост [умопостигаемого] змия является для нас кнутом, [применяемым с целью] воспитания, как плеть — для неразумных и капризных.

109. Поистине, [слова]: «Плодитесь и размножайтесь»  вызывают, как думаю, немалое затруднение у сражающихся [в духовной брани] и стремящихся к божественному созерцанию. С одной стороны, [эти слова означают бытие] по природе через рождение и естественное преемство [рода], а с другой — [бытие] превышеестественное через несказанную славу причастия Богу. В самом деле, это изречение приносит пользу не только для радостно приемлющих безбрачную жизнь и подъемлющих иго девства, но и для сущих в браке и желающих жить умеренно. А вдобавок к этим [словам] Спаситель, отвечая на вопрос, сказал: «Кто может вместить о Господе, да вместит» . Также и божественный Павел — уста Его — говорит: «Относительно сего я не имею повеления Господня…» . Но тогда было сказано: «Плодитесь» , по причине поражения, [вызванного] преступлением — поскольку [вследствие этого] рождению предстояло стать страстным. Ибо [Бог] предвидел отпадение Адама, в результате которого [праотец], оказавшись побежденным вожделением, уклонился  от заповеди, опрометчиво дотронувшись до плода от древа [и вкусив его ]. Из-за этого природа впала в противоестественное [состояние] и, так сказать, сама для себя избрала подчинение двум законам, то есть естественному и противоестественному. Так вот, естественный закон соответствует закону Божию, а в дальнейшем шествует и за евангельским благовестием, потому что спасительное Слово как брак почитает, так и девство одобряет. Любовное же и, стало быть, превышеестественное влечение к Богу, проникнув в душу, с легкостью привлекает закон, сообразный естеству, к [закону] превышеестественному, — как и подобает служителю. Ибо естественный [закон] наполняет собой дольнюю область, согласно с обетованием увеличения [человеческого рода], тогда как превышеестественный — горнюю, которая неуничтожима и бессмертна. По этой причине и Бог стал человеком и обращался среди нас, а затем и взошел на небеса со славой, явив то естество, что воспринял от нас, восседающим одесную Отца. Ведь закон, согласный с естеством, никоим образом не противится закону превышеестественному, если только [в него] где-либо тайком не проникнет [закон] противоестественный из-за жажды наслаждения, как говорит божественный Павел: «Вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного» . Так что, согласно сему великому учителю, тяжкой  является битва для сражающихся. Ибо он называет бедным  это естество, ослабленное уклонением от добра. Итак, возлюбленный, испытывая своего внутреннего человека, не пренебрегай этой скрытой и темной ловушкой, которая не только затуманивает рассудок, но и полностью ослепляет ум приятностью наслаждений. Врачевание же и исцеление этой страсти — соблюдение заповедей и умное делание. Как собака, пробудившись, изгоняет дикого кабана из той чащи, где [располагается] его логово, так и ум, когда призывание Иисуса становится постоянным, изгоняет из внутреннего человека таящийся в нем, как сказано, закон преступления. А превышеестественный закон — есть благодать Святого Духа, победившая плоть, согласно божественному Павлу . Она не только полностью и без труда уничтожает тот [закон], что против естества, привнесенный в нас горьким вкусом [запретного плода], но и тот закон, что согласен с естеством и является нерушимым благодаря [словам]: «Плодитесь» , преобразует и исправляет к лучшему. Итак, великое благо — [совершаемое] в душе трезвение. Ибо если ум вкупе со Святым Духом пребывает в трезвении, то, как мы уже неоднократно говорили, закон [древнего] преступления вообще бессилен сражаться против нас или взять нас в плен, поскольку память Божия, подобная огню, уничтожает вещество  разврата. Ибо как прикоснувшееся к огню тотчас же сгорает дотла, так и страстный помысл сжигается Божественным огнем и исчезает, подобно пеплу, благодаря сиянию Божественного Света и озарению сим Светом. [Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и во веки. Аминь].

По ссылке текст полностью со всеми сносками, которые по какой-то причине не отображаются в сообщении https://yadi.sk/i/In4ZlY48tymZi
« Последнее редактирование: 07 Август 2016, 02:11:14 от AlexS »

snusmr

  • Сообщений: 912
    • Просмотр профиля

AlexS,
Да, этот текст я тоже нашел в сети где-то год назад, отличная рукопись. Еще хорошие новые переводы Никиты Стифата.

lily

  • 3
  • Сообщений: 3805
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Вдруг у кого-нибудь есть этот текст на французском или итальянском (I capitoli sulla purezza dell'anima del patriarca Callisto I, Antonio Rigo). Или где его можно достать...
And death shall have no dominion

snusmr

  • Сообщений: 912
    • Просмотр профиля

Вдруг у кого-нибудь есть этот текст на французском или итальянском (I capitoli sulla purezza dell'anima del patriarca Callisto I, Antonio Rigo). Или где его можно достать...
нет, не знаю такого. А тебе понравился текст, Лили?

lily

  • 3
  • Сообщений: 3805
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

snusmr, да! Хочу поделиться с собратом, который не читает по-русски.
And death shall have no dominion