Выписки.
О БОГОРОДИЦѢ
1. О Богоблагодатная Дѣва, храмъ Бога святый, который построилъ и въ которомъ вселился духовный Соломонъ — Начальникъ мира; храмъ, украшенный не золотомъ и камнями бездушными, но вмѣсто золота сіяющій Духомъ, вмѣсто драгоцѣнныхъ камней имѣющій многоцѣнную жемчужину — Христа, угль Божества!
2. Дѣва-Матерь является единственной какъ бы границей между тварнымъ и несотвореннымъ [Божественнымъ] естествомъ; и всѣ вѣдующіе Бога познаютъ и Ее — какъ Мѣсто Невместимаго; и всѣ восхваляющіе Бога воспоютъ и Ее послѣ Бога. Она — Причина и бывшихъ прежде Нее благословеній и даровъ человѣческому роду, и Предстательница настоящихъ, и Ходатаица вѣчныхъ. Она — Основаніе пророковъ, Начало апостоловъ, Утвержденіе мучениковъ, Фундаментъ учителей. Она — Слава сущихъ на землѣ, Радость сущихъ на небѣ, Украшеніе всего созданія. Она — Начало, и Источникъ, и Корень, уготованный намъ на небесахъ, надежды, которую да будетъ всѣмъ намъ получить по молитвамъ Ея о насъ, во славу Рожденнаго прежде вѣковъ отъ Отца и въ послѣднія времена воплотившагося отъ Нея — Іисуса Христа, Господа нашего.
3. По близости къ Богу Богородица обладаетъ несравненно большимъ могуществомъ, чѣмъ то, что обѣщано вѣрующимъ въ Сына Ея. Черезъ Богоматерь осуществляется наше благодатное соединеніе со Христомъ, съ тѣломъ Христовымъ въ Святомъ Причастіи. Какъ Ева стала матерью всѣхъ живущихъ по естественному происхожденію, такъ Дѣва Марія стала матерью живущихъ по благодати. Черезъ Сына Она усыновляетъ человѣчество, вѣрующее въ Ея Сына.
4. О Дѣво Божественная и нынѣ Небесная, какъ я изреку все то, что относится къ Тебѣ? Какъ прославлю Тебя — Сокровище славы? И самая память о Тебѣ освятила памятующихъ; и самое стремленіе къ Тебѣ сотворило умъ озареннымъ, сразу же возвысивъ его къ Божественной высотѣ; чрезъ Тебя просвѣщается душевное око; чрезъ Тебя озаряется духъ наитіемъ Божественнаго Духа; потому что Ты стала Управительницей и Совокупностью благодатныхъ дарованій; не въ томъ смыслѣ, чтобы сохранять это за Собой, но для того, чтобы всю вселенную исполнить благодатію.
5. Это является вѣчнымъ закономъ на небесахъ: чтобы меньшіе чрезъ большихъ имѣли участіе въ Сущемъ, находящимся за предѣлами ихъ, — несравненно же больше всѣхъ является Дѣвственная Матерь, то, слѣдовательно, чрезъ Нее станутъ участниками тѣ, которые будутъ причастниками Бога; и объявятъ Ее Мѣстомъ Невместимаго тѣ, которые вѣдаютъ Бога; и непосредственно послѣ Бога Ее восхвалятъ тѣ, которые восхваляютъ Бога.
6. Прежде всѣхъ вѣковъ Богъ предопредѣлилъ Ее для дѣла спасенія и воззванія нашего рода и избралъ Ее изъ числа всѣхъ отъ вѣка сущихъ, не только въ количественномъ смыслѣ, но и изъ числа всѣхъ отъ вѣка избранныхъ и замѣчательныхъ и знаменитыхъ своимъ благочестіемъ и благоразуміемъ и общеполезными и богоугодными качествами и нравами, и словами и дѣлами.
7. Богоматерь была тѣмъ единственнымъ словеснымъ сосудомъ, въ который Богъ вселился самимъ существомъ Своимъ. Прочіе святые человѣки хотя и содѣлываются по дѣйствію въ нихъ Святаго Духа причастниками Божественнаго естества и обителями Триѵпостаснаго Бога, но совершенно инымъ образомъ, нежели Богоматерь, которая одна пріяла въ себя Бога Слово для Его вочеловѣченія. Такое пріятіе въ себя Бога, очевидно, есть единственное, исключительное, безпримѣрное, недоступное ни для святыхъ человѣковъ, ни для святыхъ Ангеловъ, принадлежащее одной Богоматери.
8. Божія Матерь показала, что не только наша душа, нашъ духъ, внутреннее наше естество такимъ создано Богомъ, что оно можетъ вмѣстить въ себя тайну встрѣчи съ Живымъ Богомъ, но что даже тѣло наше такъ создано, что оно можетъ — непостижимымъ образомъ — соединиться съ Живымъ Богомъ.
9. Прежде, нежели Преблагословенная имѣла въ Приснодѣвственной утробѣ Своей плотью зачать отъ Духа Святаго Сына Божія, должна была соединится съ нимъ въ духѣ Своемъ и быть едино съ Сыномъ Божіимъ, какъ истинная Матерь Его, всепречистую плоть Свою Ему взаимодавшая и рождшая Создателя Своего. [Поэтому] Божія Матерь соединила умъ съ Богомъ обращеніемъ его къ самому себѣ, вниманіемъ и непрестанной божественной молитвой... ставъ выше многообразнаго роя помысловъ и вообще выше всякаго образа. Она проложила новый и неизреченный путь на небеса... умное молчаніе... Она видитъ славу Божію и назираетъ Божественную благодать, совершенно неподчиненная силѣ чувства, [являя Собою] священное и любезное зрѣлище для непорочныхъ душъ и умовъ.
10. Богоматерь вошла во Святая Святыхъ, то есть въ область такой глубины Богообщенія, въ которую не могъ погрузиться даже первосвященникъ, даже освященный. Она вошла въ эти глубины и пребывала въ нихъ — чистотой, молитвой, приобщенностью къ Богу, неразлучнымъ единствомъ съ Нимъ. И тутъ Она дошла до полноты той зрѣлости, которая сдѣлала возможнымъ для Нея стать не только сосудомъ Боговоплощенія, нѣтъ, но сдѣлать возможнымъ Боговоплощеніе, подаривъ Богу человѣческую плоть, человѣческую душу, человѣчество очищенное и освященное такъ, что Богъ могъ соединиться съ этимъ человѣчествомъ, и это человѣчество не сгорѣло отъ этой встрѣчи, и Богъ не былъ умаленъ этой встрѣчей.
11. Богоматерь въ третій день по блаженномъ успеніи Своемъ воскресла и нынѣ жительствуетъ на небесахъ душою и тѣломъ. Она не только жительствуетъ на небесахъ — Она царствуетъ на небесахъ. Она, какъ Матерь Царя Небеснаго, объявлена Царицею Небесною, Царицею и святыхъ Ангеловъ, и святыхъ человѣковъ. Ей даны особенная власть и особенное дерзновеніе ходатайствовать предъ Богомъ о человѣчествѣ. Святая Церковь, обращаясь съ прошеніями ко всѣмъ величайшимъ угодникамъ Божіимъ, ко всѣмъ Ангеламъ и Архангеламъ, говоритъ имъ: молите Бога о насъ; къ одной Богоматери она употребляетъ слова: спаси насъ.
Богородице Дѣво, радуйся, благодатная Маріе, Господь съ Тобою, Благослове́нна Ты въ жена́хъ, и благословенъ Плодъ чрева Твоего, яко Спаса родила еси душъ нашихъ.