Исихазм

Автор Тема: Усиление брани при Иисусовой молитве  (Прочитано 21443 раз)

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Усиление брани при Иисусовой молитве
« Ответ #15 : 16 Июнь 2005, 15:04:40 »
Цитата: Evgeny
Евгений, это очень важный вопрос, который я для себя так до конца и не выяснил, а отцы в этом по видимости расходятся. Не только у св. Феофана, но и у некоторых древних отцов есть высказывания о правомерности использования чувств в молитве, в то же время многие другие отцы утверждают противоположное...  Чтобы не разводить здесь оффтоп, может открыть вообще отдельную тему ..."?


Нет, я конечно далек от того, чтобы осуждать чувственность на молитве. Это определенный путь, и он, наверно, в свое время и в определенных обстоятельствах необходим. Я за то, чтобы быть начеку и всегда помнить о том, к каким ошибкам может привести увлечение этим деланием не по разуму. Но это относится к любому виду подвижничества, в том числе и к трезвению.

А попробовать сравнить эти два пути на примере древних отцов в отдельной теме, это, да, было бы интересно. Можно начать с какой-нибудь подборки их высказываний на тему чувственной молитвы. У меня первая (м. б. ошибочная) гипотеза на эту тему: это говорится о внешнем делании.

GeorgiZ

  • Сообщений: 128
    • Просмотр профиля

Усиление брани при Иисусовой молитве
« Ответ #16 : 16 Июнь 2005, 15:46:04 »
Что Вы называете чувственностью? Одно дело - эмоции, а другое - страх Божий, сокрушение цердца, ощущение своего окаянства, умиление сердца - это, ведь, духовные, вполне благодатные состояния и ощущения.

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Усиление брани при Иисусовой молитве
« Ответ #17 : 16 Июнь 2005, 17:01:43 »
Цитата: Anonymous
не могли бы Вы раскрыть эти моменты подробнее? И было бы весьма желательно проиллюстрировать какими-то примерам


Это, довольно-таки, трудно, так как, с одной стороны, тема обширная, а с другой стороны, никем из отцов основательно не раскрытая, так что нам ее придется восстанавливать заново, на собственном опыте, как, по сути, и всю традицию умного делания. Я попытаюся коснуться или даже только намекнуть на некоторые стороны вопроса, чтобы у желающих возник интерес разобраться во всем самим, в то время как основательное и подробное изложение вопроса намного превышает мои силы.

1. С богословской точки зрения (это важно для аскетики), из творений свв. отцов, нам известно, что исходная причина страстей (а следовательно, и вызываемых ими болезней) заключается в неумеренном использовании и удовлетворении естественных человеческих сил и потребностей вопреки их собственной природе. То есть исходная причина страстей и болезней в грехе, исходная, но не действующая их причина. Действующей причиной являются гнездящиеся в страстях (а следовательно в местах локализации определенных человеческих сил) бесы, которые поддерживают замкнутый на себя механизм псевдопотребностей-страсти, не дают ему исчезнуть, даже когда грех уже не совершается, всячески разжигают эти псевдопотребности, которые можно назвать даже особой "природой" падшего человека, производной от его симбиоза со страстями и гнездящимися в них бесами.

2. Если говорить не о богословии, а собственно об аскетике, то отцы -- в своих письменных наставлениях -- предпочитают не входить в тонкое рассуждение о гнездящихся в страстях бесах, а говорят, во-первых, о борьбе со страстями как таковыми, а во-вторых, о прилогах, которые бесы всевают в сердце, а не о действиях их во всем теле. Но это не значит, что они этому не учат устно. Приведу один, по сути курьезный, но характерный пример. Варлаам, заинтересовавшийся исихазмом, (прежде чем бороться с Паламой) обратился к монахам, чтобы они его этому научили (он сам пишет об этом в одном из писем). Результат обучения (вероятно, устных объяснений) его шокировал. Они, пишет он (не дословно), учат, что душа у человека в пупке, там центр телесно-психической жизни человека. Вокруг него бесы располагают какие-то препоны, которые невежественные монахи учат преодолевать. Что-то Варлаам, конечно, полемически преувеличил, но врядли существенно.

3. Известное разногласие сочинений отцов о внутренней молитве -- о ее месте. Некоторые отцы прямо локализуют это место в районе пупка (например, "Три слова о молитве", приписываемые св. Симеону Новому Богослову), и это является определенным камнем преткновения в патристике, так как непонятно, как такое разногласие трактовать. Об этом же пишет и Палама, явно полемизируя с Варлаамом, но ,что характерно, не отрицая его подозрений насчет пупа, но подтверждая.

"Неужели монаху, который старается возвратить свой ум вовнутрь себя и хочет, чтобы он двигался не прямым, а круговым и неблуждающим движением, не пригодится привычка не блуждать взором то туда, то сюда, но словно на каком-нибудь упоре останавливать его на своей груди или пупке? Свертываясь внешне по мере возможности как бы в круг, то есть уподобляясь желаемому внутреннему движению ума, он и силу ума, изливающуюся из глаз, благодаря такой форме тела тоже введет внутрь сердца. А потом, если сила мысленного зверя на пуповине живота, потому что здесь закон греха имеет свою власть и питает зверя, то почему нам не утвердить тут противоборствующий ему закон вооруженного молитвой ума (Рим. 7, 23), чтобы изгнанный баней возрождения (Тит. 3,5) злой дух, вернувшись с семью другими и злейшими духами, не вселился вновь и последнее не стало хуже первого (Лк. 11, 26)?" (Триады, 1, 2, 8)

Формально свт. Григорий говорит о двух иолитвах. Одна совершается в сердце, а другая в районе пуповины, там где "закон греха... питает зверя". Если там воодружен закон греха, значит, и слова Варлаама о преодолении каких-то препон не кажутся невероятными.

4. Если переводить это обратно на богословский язык, то речь, по-видимому, идет о психосоматическом действии страстей, а если на медицинский -- то о различных мышечных и иных напряжениях и раздражениях в теле, вызванных "психическими" факторами. Которые нужно преодолевать методами умной молитвы и созерцания. Это прежде всего в районе живота, там "где закон греха". но также и в других частях тела, местах локализации естественных способностей или потребностей человека.

5. Современные методы в психологии, тяготеющие к восточным мистикам (ну просто других они не знают), так же трактуют подобные заболевания, как вмешательство посторонних для человека сил. И "лечат" эти заболевания весьма своеобразно, методами, в чем-то похожими на созерцательные. Напомню, там где речь о телесном и отчасти психическом, медицине и ее методам лечения можно доверять более, чем если бы речь шла о сердечной области, как если бы речь шла о естественных науках. а не о догматике.

Вот только краткий перечень различных аспектов темы, подробное рассуждение на которые превышает мои силы:-), но зато, как я думаю, открывает широкое поле для индивидуального опыта.

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Усиление брани при Иисусовой молитве
« Ответ #18 : 16 Июнь 2005, 17:09:39 »
Цитата: GeorgiZ
Что Вы называете чувственностью? Одно дело - эмоции, а другое - страх Божий, сокрушение цердца, ощущение своего окаянства, умиление сердца - это, ведь, духовные, вполне благодатные состояния и ощущения.


Да, духовные, но не всегда благодатные. То есть подвижник, с помощью определенного рода практики, может научиться вызывать их самостоятельно. Но это тоже не плохо. Плохо, если он будет их принимать за благодатные. Во всем нужна осторожность и рассуждение.

Alek-Sandr

  • Сообщений: 225
    • Просмотр профиля

Усиление брани при Иисусовой молитве
« Ответ #19 : 20 Июнь 2005, 01:00:10 »
Отвлечения всяческими мыслями от молитвы у меня практически постоянно возникают. Поступаю по-разному, чаще всего пробую внешние мысли сбить одну на другую, потом на следующую и т.д. Иногда получается, что они сами в себе запутываются и отходят, а молитву можно продолжать.
  Если же совсем все плохо, то просто внимательное слушание службы в Храме, сначала как бы и без своего участия в молитвах, тоже часто помогает от внешних помыслов избавиться.
  Вообще универсального рецепта быть не может, каждому придется самому искать свои пути борьбы и свои призывы божьей помощи в делах и молитвах.

GeorgiZ

  • Сообщений: 128
    • Просмотр профиля

Усиление брани при Иисусовой молитве
« Ответ #20 : 20 Июнь 2005, 12:01:45 »
Друзья!

Решаюсь, наконец, изложить конкретно свою проблему. Надеюсь на Ваши молитвы и советы.

Довольно много уже лет назад меня стал беспокоить такой прилог: в храме во время службы стал обращать внимание и раздражаться, если рядом кто-то слегка пришепетывает губами. Это было как пролетающий мимо комар - вызвал легкое беспокойство своим зудом и улетел. Но через некоторое время внимание стало все больше и больше фиксироваться на разных призвуках, стоящих рядом, молящихся. Я стал все чаще и чаще прибегать к Иисусовой молитве, но ситуация все ухудшалась и ухудшалась. Стали раздражать, всякие там, сопения, пыхтения, чавкания и т.д и т.п. В конце-концов, я стал молиться практически непрестанно, а весь этот хоровод звуков превратился в постоянные, непрекращающиеся наваждения! Отдых можно было получить только полностью уединившись, а пребывание в окружении людей превратилось в пытку. Интересно, что если резко перестать молиться, то все также резко стихает. Но стихает только на некоторое время.

В течение года я дошел до полного изнеможения. Духовник посылал сначала на молебны мученику Трифону, потом на отчитку, а потом и к психиатру  :(  

Вот такая ситуация.
Что скажете, братия?

Георгий

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Усиление брани при Иисусовой молитве
« Ответ #21 : 20 Июнь 2005, 15:17:29 »
Что туточки скажешь...

Брань длиною в 1 год не такая уж большая. Изнеможение... это как к нему отнестись. Мне кажется, до полного изнеможения еще не близко :) Из своего опыта я вынес, что полезно относиться к себе родному, погрязшему в бранях (и болячках), с легкой иронией, ибо эгоизм любит все драматизировать и истощаться. Итак, ирония над собой снимает половину проблемы :)

Вторую половину проблемы можно разрешить серьезным отношением к деланию.

1. О повышенной чувствительности (до невыносимости) к различным внешним раздражителям при молитве говорят многие подвижники. То сосед по комнате храпит, то бабки в храме суетятся, то в носу чешется, то ноги болят, то комары кусают... При молитве иногда возникает гиперчувствительность, когда что-нибудь мешает, отвлекает внимание, отнимает силы.

К примеру, этот форум почитывает человек, которому "повезло" еще больше Вас: он на службах в храме часто падал в обморок - бабульки ахали, прыскали водичкой и отводили на скамеечку. Ничего, не прошло и двух лет, как проблема исчерпалась: обморочных состояний на службах не стало. Надо было всего лишь не сбежать от своего позора и продолжать посещать службы.

Мы знаем, что старец Силуан (подробностей не помню), будучи опытным в делании, не любил звуков и одевал шапочку при молитве.

Вывод. Другие успешно проходили (и проходят подобную брань), значит и мы пройдем.

2. Возможно, при повышенной чувствительности к звукам Вас мучает неправильная концентрация. Вместо того чтобы сосредотачиваться на внутреннем, какая-то часть вашего сознания цепляется за внешний раздражитель, который становится непроизвольным источником концентрации. Ум боится потеряться, не находя (не умея найти) устойчивости в еще не раскрытом внутреннем пространстве, и цепко держится за внешнее.

В этом случае следует учиться искусству перенесения внимания от одного объекта к другому, разотождествления себя с объектом, привлекающим внимание, и отвлечением внимания от внешних объектов внутрь себя.

Сие удобно делать в одиночестве. Например, на прогулке, встречая глазами текст рекламного плаката, "вдруг" посмотреть на него глазами ребенка, не умеющего читать, и увидеть на миг (больше по времени вряд ли получится в начале) набор непонятных букв и бессмысленную картинку. Если немного потренироваться в этом разотождествлении, можно увидеть, что смысл, вложенный в рекламу, почти мгновенно, но уловимо, (как бы) несется от рекламного щитка (газеты, витрины и т.п.) и пропечатывает наши мозги. Если потренироваться подольше, то можно научиться проходить мимо рекламной грязи, как бы не замечая ее. Это я рассказал об одном из современных вариантов борьбы с помыслами.

Другой способ. При концентрации на физическом органе (обычное дело для новоначальных, о чем уже на форуме говорили), ощущается приток крови, жжение, покраснение, напряжение, и др., - то, что может быть болезненным. Боль притягивает внимание и помогает сосредоточению, а внимание усиливает боль. Если отвлечь внимание в сторону, то и молитва теряет свою интенсивность. Можно научиться, не теряя молитвенной сосредоточенности, переносить внимание за (вглубь, внутрь) физическое место сосредоточения. Освоив (чуть закрепившись) умом это новое место, можно (как бы) посмотреть из него на болезненное место внешнего физического сосредоточения, Такой внимательный и отрешенный взгляд способен растворить боль и снять зажатость. Точно также можно "победить" (в себе) сопение и пыхтение людей в храме - пройти через неприятное восприятие и посмотреть изнутри и отрешенно ( в этой отрешенности есть сила) на то, что раньше мучило почему-то, а теперь воспринимается равнодушно.

Конечно, надо также учиться держать нить молитвы, не отвлекаясь на "комариные" укусы.

3. При совместной молитве в храме выстраивается и совместное мысленное (чувственное и пр.) пространство. При единомысленном предстоянии происходит маленькое чудо, когда проблемы, подобные Вашей, просто исчезают в очищенном пространстве совместной молитвы. Обычно единомысленного (единодушного) предстояния нет.

GeorgiZ

  • Сообщений: 128
    • Просмотр профиля

Усиление брани при Иисусовой молитве
« Ответ #22 : 20 Июнь 2005, 15:44:09 »
Цитата: Alexander

Брань длиною в 1 год не такая уж большая.


На данный момент уже 16 ... :wink:  :(

Что же касается существа Ваших советов, то для меня они, действительно, полезны.

Спаси Господи!

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Усиление брани при Иисусовой молитве
« Ответ #23 : 20 Июнь 2005, 15:55:29 »
Чем 16 лет отличается от одного года, - только застарелостью. Уже легкое прикосновение Духа омолаживает нас - и нет долгих лет, казалось бы, бесплодной брани. И нужен всего один лишь плод - Его касание.

GeorgiZ

  • Сообщений: 128
    • Просмотр профиля

Усиление брани при Иисусовой молитве
« Ответ #24 : 20 Июнь 2005, 16:00:20 »
Вы правы, Александр! Такие касания Духа бывали... А поскольку брань, все-таки, возвращается и не исчезает, то из этого приходится познавать, что она мне полезна. Видно главный урок никак не выучивается...

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Усиление брани при Иисусовой молитве
« Ответ #25 : 20 Июнь 2005, 16:15:44 »
Я хочу повторить еще разок. Совместная молитва в единодушии и единомыслии много проблем разрешить может. Хотя и вспышка брани (до агрессии) вероятна на малое время.

Мда, у индусов есть ашрамы, у монахов - монастыри, у верующих - храмы, а Сыну Человеческому негде главу преклонить. Где она, Обитель Любящих Сердец и Храм Ума Христова...

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Усиление брани при Иисусовой молитве
« Ответ #26 : 20 Июнь 2005, 19:53:16 »
Георгий, мне кажется в храме лучше внимание сосредотачивать на самой службе и вникать в неё умом и сердцем, а к Иисусовой молитве прибегать только во время пауз. (Конечно при условии если служба ведётся понятно и отчётливо). А если есть голос и слух, может стоит на клиросе попробовать? Это держит внимание на пении и отвлекает от внешних раздражителей (хотя иногда и отвлекает от самой службы, тут навык нужен чтобы держать внимание ума и на пении и на словах службы.)

А вот ещё способ проверенный на практике. Хоть у меня нет такой как у Вас чувствительности к звукам, но иногда в храме разговоры, суета или появление нового человека отвлекает от службы, и тогда я пытаюсь молиться Богу за тех людей которые послужили помехой. (Это работает и не только в храме, а вообще в жизни - если любое искушение или раздражение исходящее от людей отражать молитвой ЗА них). Это очень помогает - внимание переключается вновь на молитву, раздражение заменяется любовью, а враг - настоящий виновник прилога - отступает поражённый столь сильной ответной стрелой. Диавол не глуп и когда увидит что его атаки обращаются против него и бывают поводом для ещё более сильной молитвы, да ещё молитвы за ближних, он прекратит свои прилоги.

Плотский

  • Гость
Усиление брани при Иисусовой молитве
« Ответ #27 : 06 Июль 2005, 18:02:04 »
Евгений, мое мнение таково, может быть Вам стоит, почитать повнимательней, с трезвением, сочинения Феофана Затворника. В его работах можно очень многое почерпнуть для воспитания в себе внутреннего человека. Решение, конечно же остается за Вами. Да поможет Вам Бог!

Экстрасенс

  • Сообщений: 168
  • Я люблю помогать делать живое еще более живым...
    • Просмотр профиля

Re: Усиление брани при Иисусовой молитве
« Ответ #28 : 18 Ноябрь 2010, 17:10:58 »
Я думаю многим такие наваждения знакомы. Это враг сопротивляется, значит мы его задели за живое, по этому признаку можно узнать что мы на правильном пути. Отцы писали, что молитва Иисусова начинает изгонять древнего змия поселившегося в нашем сердце, и это его крайне раздражает. Возможно Господь попускает нам испытывать такие брани, чтобы мы на опыте познали свою немощь и не способность бороться с грехом самостоятельно без помощи благодати.

По своему опыту скажу что я тоже, когда молюсь "внешне" - например с четками перед иконами, часто испытываю сильную брань которую не могу понести. Я заметил что враг сильнее всего нападает перед Литургией и во время внешней Иисусовой молитвы. Мы не всегда можем выдержать сражение с врагом "лицом к лицу", и отцы в Добротолюбии советовали в таких случаях "спасаться бегством". Из опыта я извлёк один способ спасения бегством. Враг не видит наших мыслей, и если мы молимся внутренне не показывая внешних знаков молитвы, то враг не может определить когда мы молимся а когда нет. Поэтому во время сильной брани я заметил что если отойти от икон и как бы сменить занятие (пойти на прогулку, прилечь, открыть книгу), не прекращая при этом внутренней молитвы, то враг, думая что мы оставили молитву, оставляет и свою брань (чтобы "поощрить" нас за прекращение молитвы). Это как бегство святого семейства в Египет от гнева Ирода - пока наш внутренний младенец не окреп, приходится часто укрываться бегством. Вообще непрестанная внутренняя молитва в течении дня без внешних проявлений очень эффективна - она позволяет нам использовать моменты когда брани отступают и больше концентрироваться в это время на молитве. Надо пользоваться тем преимуществом что враг не читает наших мыслей и не знает когда мы молимся внутренне.

Вот начальная стратегия духовной брани ... С ее тонкостями ...