не могли бы Вы раскрыть эти моменты подробнее? И было бы весьма желательно проиллюстрировать какими-то примерам
Это, довольно-таки, трудно, так как, с одной стороны, тема обширная, а с другой стороны, никем из отцов основательно не раскрытая, так что нам ее придется восстанавливать заново, на собственном опыте, как, по сути, и всю традицию умного делания. Я попытаюся коснуться или даже только намекнуть на некоторые стороны вопроса, чтобы у желающих возник интерес разобраться во всем самим, в то время как основательное и подробное изложение вопроса намного превышает мои силы.
1. С богословской точки зрения (это важно для аскетики), из творений свв. отцов, нам известно, что исходная причина страстей (а следовательно, и вызываемых ими болезней) заключается в неумеренном использовании и удовлетворении естественных человеческих сил и потребностей вопреки их собственной природе. То есть исходная причина страстей и болезней в грехе, исходная, но не действующая их причина. Действующей причиной являются гнездящиеся в страстях (а следовательно в местах локализации определенных человеческих сил) бесы, которые поддерживают замкнутый на себя механизм псевдопотребностей-страсти, не дают ему исчезнуть, даже когда грех уже не совершается, всячески разжигают эти псевдопотребности, которые можно назвать даже особой "природой" падшего человека, производной от его симбиоза со страстями и гнездящимися в них бесами.
2. Если говорить не о богословии, а собственно об аскетике, то отцы -- в своих письменных наставлениях -- предпочитают не входить в тонкое рассуждение о гнездящихся в страстях бесах, а говорят, во-первых, о борьбе со страстями как таковыми, а во-вторых, о прилогах, которые бесы всевают в сердце, а не о действиях их во всем теле. Но это не значит, что они этому не учат устно. Приведу один, по сути курьезный, но характерный пример. Варлаам, заинтересовавшийся исихазмом, (прежде чем бороться с Паламой) обратился к монахам, чтобы они его этому научили (он сам пишет об этом в одном из писем). Результат обучения (вероятно, устных объяснений) его шокировал. Они, пишет он (не дословно), учат, что душа у человека в пупке, там центр телесно-психической жизни человека. Вокруг него бесы располагают какие-то препоны, которые невежественные монахи учат преодолевать. Что-то Варлаам, конечно, полемически преувеличил, но врядли существенно.
3. Известное разногласие сочинений отцов о внутренней молитве -- о ее месте. Некоторые отцы прямо локализуют это место в районе пупка (например, "Три слова о молитве", приписываемые св. Симеону Новому Богослову), и это является определенным камнем преткновения в патристике, так как непонятно, как такое разногласие трактовать. Об этом же пишет и Палама, явно полемизируя с Варлаамом, но ,что характерно, не отрицая его подозрений насчет пупа, но подтверждая.
"Неужели монаху, который старается возвратить свой ум вовнутрь себя и хочет, чтобы он двигался не прямым, а круговым и неблуждающим движением, не пригодится привычка не блуждать взором то туда, то сюда, но словно на каком-нибудь упоре останавливать его на своей груди или пупке? Свертываясь внешне по мере возможности как бы в круг, то есть уподобляясь желаемому внутреннему движению ума, он и силу ума, изливающуюся из глаз, благодаря такой форме тела тоже введет внутрь сердца. А потом, если сила мысленного зверя на пуповине живота, потому что здесь закон греха имеет свою власть и питает зверя, то почему нам не утвердить тут противоборствующий ему закон вооруженного молитвой ума (Рим. 7, 23), чтобы изгнанный баней возрождения (Тит. 3,5) злой дух, вернувшись с семью другими и злейшими духами, не вселился вновь и последнее не стало хуже первого (Лк. 11, 26)?" (Триады, 1, 2,
Формально свт. Григорий говорит о двух иолитвах. Одна совершается в сердце, а другая в районе пуповины, там где "закон греха... питает зверя". Если там воодружен закон греха, значит, и слова Варлаама о преодолении каких-то препон не кажутся невероятными.
4. Если переводить это обратно на богословский язык, то речь, по-видимому, идет о психосоматическом действии страстей, а если на медицинский -- то о различных мышечных и иных напряжениях и раздражениях в теле, вызванных "психическими" факторами. Которые нужно преодолевать методами умной молитвы и созерцания. Это прежде всего в районе живота, там "где закон греха". но также и в других частях тела, местах локализации естественных способностей или потребностей человека.
5. Современные методы в психологии, тяготеющие к восточным мистикам (ну просто других они не знают), так же трактуют подобные заболевания, как вмешательство посторонних для человека сил. И "лечат" эти заболевания весьма своеобразно, методами, в чем-то похожими на созерцательные. Напомню, там где речь о телесном и отчасти психическом, медицине и ее методам лечения можно доверять более, чем если бы речь шла о сердечной области, как если бы речь шла о естественных науках. а не о догматике.
Вот только краткий перечень различных аспектов темы, подробное рассуждение на которые превышает мои силы:-), но зато, как я думаю, открывает широкое поле для индивидуального опыта.