Первый вопрос Ваш не такую уж и простой, а камень преткновения для многих.
Уныние при видении своих грехов возникает от нежелания (невозможности для ветхого человека) с ними расстаться. Человек понимает, что вся его ветхость должна умереть. Для эгоизма это ужасно и невыполнимо: он должен исчезнуть. Это катастрофа, конец всем надеждам, устремлениям, это сразу огромная потеря жизненных сил.
Всем сразу здравствуйте
Приблизительно всех участников знаю, так как давно вас читаю, но не постоянно.
Очень важный для меня в данное время вопрос. начала копаться в себе и в гугле. И вот именно то, что выделено Александром началось. Понимаю интуитивно(духовно) что не то. Потому что освобождение не наступает, прояснение не приходит. Читаю Псалом 50, по многу раз. Молитву Исаака Сирина также. Заодно 90 Псалом и 102-103. Ну и умную молитву по мере сил. В основном перед сном до засыпания.
Чернота. Я обидела человека. И не могу себя простить. Пока я не прошу себя, он не сможет простить истинно, а не словами.
Нашла вот что. Извините, но скопирую, потому что своими словами еще не получается
"Но что же на самом деле имеется в виду под покаянием? Обычно говорят: сожаление о грехах, чувство вины, ощущение горечи и ужаса от того, что мы нанесли раны другим и самим себе. И все же такое представление является неполным. Горечь и ужас действительно составляют существенный элемент покаяния, но они не исчерпывают его, даже не являются его наиболее важной частью. Мы ближе подойдем к существу вопроса, если рассмотрим буквальный смысл греческого слова, обозначающего покаяние: metanoia. Оно означает "изменение ума": не просто сожаление о прошлом, но фундаментальная трансформация нашей способности смотреть на вещи, новый взгляд на самих себя, на других и на Бога - "великое понимание"[9], по слову Пастыря Ерма.
Великое понимание - но не обязательно эмоциональный кризис. Покаяние - это не приступ угрызений совести и жалости к себе, но обращение, перенесение центра нашей жизни на Святую Троицу. "
И вот. ВАжно
Как "новый ум", обращение, перенесение центра существования, покаяние - прежде всего позитивно, не негативно. Как говорит св. Иоанн Лествичник, "покаяние есть дочерь надежды и отвержение отчаяния"[10].
Это не упадок духа, но энергичное ожидание; это не значит, что ты оказался в тупике, но что ты обретаешь выход. Это не ненависть к себе, но утверждение своего истинного "я" как созданного по образу Божию. Каяться - значит смотреть не вниз на свои собственные недостатки, но вверх - на любовь Божию; не назад, упрекая себя, но вперед - с доверием и надеждой. Это значит видеть не то, чем я не смог быть, но то, чем я еще, по благодати Христовой, могу стать.
Пока в комнате темно, говорит епископ Феофан Затворник, вы не замечаете грязи, но при ярком освещении можно различить каждую пылинку[12]. Так же обстоит дело и с комнатой нашей души.
Порядок не таков, что мы должны сначала покаяться, а потом осознать присутствие Христа; ибо только тогда, когда свет Христов уже вошел в нашу жизнь, мы действительно начинаем понимать свою греховность. "Каяться, - говорит св. Иоанн Кронштадтский, - значит знать, что в твоем сердце - ложь"[13]; но ты не можешь обнаружить присутствие лжи, если еще не имеешь некоторого понятия об истине. Как говорит Уоткин, "грех [... ] это тень, которая возникает, когда какая-либо привязанность воли преграждает путь свету Божию и препятствует ему просвещать душу. Таким образом, познание Бога порождает чувство греха, а не наоборот"[14]. Согласно отцам пустыни, "чем ближе человек к Богу, тем яснее он видит, что он грешник"[15]. В качестве примера они приводят Исайю: сначала он видит Господа на престоле и слышит серафимов, возглашающих: свят, свят, свят; и лишь после этого видения он восклицает: Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами" (Ис 6, 1-5).