Исихазм

Автор Тема: Иоанн де ла Крус  (Прочитано 25438 раз)

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Иоанн де ла Крус
« : 26 Июль 2005, 21:10:18 »
Ещё один достойный внимания "католический исихаст" - Иоанн де ла Крус. Был подвергнут при жизни гонениям со стороны папской власти, провел многие годы в тюрьме и был крепко забыт на многие столетия. В наше время интерес н нему среди католиков возродился. В своих книгах он даёт практическое руководство для идущих путём внутреннего делания. Характерно нетипичное для католичества, но близкое к православию негативное отношение к чувственности и образности в духовной жизни.  

Книга "Восхождение на гору Кармел" (перевод на русский):
http://www.agnuz.info/library/books/roadcarmel/

Труды Иоанна на английском:
http://www.ccel.org/ccel/john_cross/ascent.html
http://www.ccel.org/ccel/john_cross/dark_night.html
http://www.ccel.org/ccel/john_cross/canticle.html

Обзор биографии и трудов Иоанна:
http://www.karmel.at/ics/john/gen.html
http://www.georgetown.edu/faculty/ap85/John/

PS: Вопреки массовому и официальному движению католической церкви в "земном" направлении - укрепления земной власти, увлечения чувственным и земным в духовной жизни, в недрах католичества всегда "подпольно" существовало обратное течение - от земного и чувственного к духовному, основанное на истинном духовном понимании Св. Писания и православного предания первого тысячелетия, а вернее сказать, вдохновляемого Самим Святым Духом. Представители этого течения - Иоанн де ла Крус, мадам Гийон, брат Лоренс, Мейстер Экхарт и мн. другие, были как правило преследуемы папской властью, многие из них обьявлены еретиками. И хотя некоторые из них не избежали богословских и практических ошибок, их наследие и духовный опыт представляет интерес и во многом перекликается с исихазмом.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Иоанн де ла Крус
« Ответ #1 : 21 Сентябрь 2005, 21:22:23 »
Хотелось бы привести характерный отрывок из книги Иоанна де ля Круза "Темная ночь души".
__________________________


13.10. Следует упомянуть почему этот Божественный свет, который всегда есть свет для души, просвещает её не в тот момент когда он на неё падает, как это (просвещение) произойдёт в последствии, но вызывает в ней сначала темноту и испытания о которых мы говорили. Темнота и зло которые ощущает душа в себе когда бывает освещена этим светом не есть темнота и зло самого света, но относятся к самой душе и свет, освещая её, лишь позволет ей видеть их. Таким образом она действительно освещается Божественным светом, но душа сама по себе не может сперва видеть ничего что за пределами того что находится внутри её самой, а именно – свою темноту и ничтожество, которые она теперь видит милостью Божией, и которые она не видела до того, потому что не была освещена сверх-естественным светом. Это и есть причина почему сперва она не осознаёт ничего кроме темноты и зла в себе, однако после того как она очищена от них, она обретёт глаза чтобы увидеть благодать этого Божественного света, и когда вся эта темнота и нечистота будет извергнута из души, она ясно начинает видеть пользу и благословение которые душа обретает в этой благословенной ночи.    

13.11. Из того что было сказано ясно что Бог душе в этом состоянии тёмной ночи дарует очищение и исцеление с помощью сильной и горькой щёлочи всех несовершенных привычек и желаний которые она имела в своей чувственной и духовной частях по отношению к естественным, чувственным и духовным вещам, её внутренние силы обугливаются и опустошаются от всего этого, её чувственные и духовные вожделения иссушаются и связываются, её естественные энергии ослабляются. Этого состояния душа никогда не смогла бы достигнуть самостоятельно. Таким способом Бог подвигает душу к умереть для всего что не есть Бог, так что когда она обнажится и совлечётся ветхой кожи, Он сможет начать одевать её в новые одежды. Это и есть «юность обновлённая яко орля» (Пс.50) и душа облекается в нового человека созданного по подобию Бога, как говорит Апостол (Ефес.4.4.). Это есть ничто иное как просвещение духа сверх-естественным светом*, так что это более не человеческое понимание, но Божественное созерцание через единство с Божественным. Тем же образом и воля возжигается Божественной любовью, так что эта воля соединяется с Божественной и становится ей, и любит Божественно, поскольку она соединена в единое с Божественной волей и любовью. И также происходит с памятью и всеми силами души – все они изменяются и преображаются Божественно в подобие Богу. ... Всё это сотворяет Бог в душе путём проведения её через тёмную ночь, просвещая и и возжигая её стремлением к одному Богу и более ни к чему.  
_________
*  сверх-естественный свет в терминологии де ля Круза в очевидно есть ни что иное как нетварный свет в терминологии св. Григория Паламы

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Иоанн де ла Крус
« Ответ #2 : 22 Сентябрь 2005, 14:37:30 »
Evgeny  в теме «Все ли должны и могут быть исихастами»:

Цитировать
Наталья, думается вы в корень смотрите. Экхарт очень впечатляюще пишет, но нигде не говорит - а как такого состояния выхода из себя достигнуть. Какждый кто практически попытается попробовать сразу убедится - не получается, "грехи (страсти) не пускают". Хуан де ля Круз более психологичен и реалистичен - он подробно описывает как и что происходит в душе спасающегося и что ему надо делать для этого. Впрочем, о том же самом вся православная духовная аскетика и исихазм - о том что и как надо делать, а что случится потом - сами увидим когда сделаем. Вот и вся "эзотерика", никакой "посвящённости" и "тайности" здесь нет. Хотите знать? - чтобы "знать", надо "быть".


Evgeny, спасибо, что Вы на де ла Круза указали. Имя его слышал, но серьезно его не воспринимал. Срабатывало во мне фарисейское: «из Галилеи не приходит пророк». А сейчас открыл для себя полезность его писаний. Его хорошо читать, когда  от «дневного зноя» ум помрачается, молитва идет вяло, а всякие вожделения окружают  «яко пчелы», жаля меня  и распаляются против меня, «яко огнь в тернии». Его хорошо читать, когда нужно собраться внутренне, сконцентрироваться. Его хорошо читать, когда нападает уныние, когда одолевает скорбь, когда уже кажется, что «от гласа воздыхания моего прильпе кость моя плоти моей» (Пс.101). Здесь  де ла Круз как опытный наставник укажет верный путь и как любящий отец утешит и кротко, косвенным образом, даст мне знать, что мои скорби и печали не столь скорбны и печальны, чтобы от них содрогаться, и что низлагаются они «именем Господним» (Пс.118).

 Его «Восхождение на гору Кармил» - это лествица, по которой можно взбираться шаг за шагом.  Ничего похожего нет у Экхарта. Свой экскурс Экхарт начинает уже с вершины горы, и оттуда вещает он несовершенным, как хорошо там быть. Но Экхарт никогда не ведет своих пасомых сквозь тернии.
Перевод "Восхождения" не очень удачен. Но есть хорошая английская версия. "Темная ночь души" -  заслуживает особого внимания. Кстати, Evgeny, надо сказать, Вы хорошо переводите с английского. Может, Вы так потихоньку и всю книжку переведете? :D
З.Ы. "обновится яко орля юность твоя" - это 102-й.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Иоанн де ла Крус
« Ответ #3 : 22 Сентябрь 2005, 16:36:17 »
Evgeny:

Цитировать
* сверх-естественный свет в терминологии де ля Круза в очевидно есть ни что иное как нетварный свет в терминологии св. Григория Паламы.


Де ла Круз говорит о «Божественном свете» или «сверхъестественном свете».  Причем божественный свет обладает энергией (см. «Восхождение», кн. 2, гл.5, ст.10). Он может с различной силой проникать в человеческую душу. Аналогичные мысли, которые привел Evgeny из кн. "Темная ночь души",  можно найти во второй книге «Восхождения» в 14-й главе. Надо сказать, что с горой Кармил де ла Круз связывает евангельское Преображение Христово. Ведь в Евангелии нигде не сказано про гору Фавор, говорится только о «горе высокой». Если «синоптически» проследить путь Христа с учениками к этой горе, то предпочтение может быть отдано не Фавору, а именно Кармилу. Такого мнения, кстати, придерживается  еп. Кассиан Безобразов. Можно принять еще во внимание и то, что во времена Спасителя на Фаворе находилась римская крепость.  
Вся книга «Восхождение»  -о  тайне единения человеческой души с Богом. То есть о тайне обОжения.  Де ла Круз различает естественное («субстанциональное»)  единение человеческой души с Богом, которое постоянно, и то единение, которое совершается через преображение души сверхъестественным образом, когда душа уподобляется Богу по любви. У де ла Круза мы не найдем экхартовских речей о слиянии с Богом или растворении в Нем.

Удивительно православным был этот Иоанн де ла Круз в Испании 16-го века. Кстати, он был полтора метра росточком. Интересная деталь к его  образу.  :D

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Иоанн де ла Крус
« Ответ #4 : 22 Сентябрь 2005, 18:17:48 »
Цитата: Igor
Удивительно православным был этот Иоанн де ла Круз в Испании 16-го века.


Вот это меня и поражает. Он дал 100% православное, богословски безупречное, удивительно ясное и психологически глубокое, основанное на собственном духовном опыте практическое изложение пути к обожению. Всё что он пишет я встречал у православных отцов, но никто кроме него не даёт такого ясного, глубокого и последовательного изложения предмета. "Тёмная ночь души" - вообще шедевр. Очень жалко что нет хорошего русского перевода (мне такая работа к сожалению не под силу).

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Иоанн де ла Крус
« Ответ #5 : 23 Сентябрь 2005, 00:28:01 »
Да, то что пишет ля Круз заставляет по новому посмотреть на то что происходит в глубинах духовной жизни. Мы часто не того ожидаем, ждём в молитве некой теплоты душевно-сердечной, а если её нет, считаем это "окаменелым нечувствием". На самом деле это нормально, и посылая свой "мороз" в душу, Бог видимо желает отучить нас от этой детской пищи души и показать что не в этом состоит духовная любовь. То что остаётся в глубине духа во времена сухости - чистые вера и стремление воли к Богу, - и есть начаток духовной любви, а вовсе не душевные "чувства". Такая духовная любовь сопровождающаяся сухостью не приносит "наслаждения" и потому не имеет побочного эффекта - самолюбия которое пытается паразитировать на духовном. Поэтому сухость и тёмная ночь и есть самое полезное духовное состояние в котором мы быстрее всего двигаемся, хотя и воспринимается оно как мучение (а мучение то и гарантирует что к этому не может прилепиться самолюбие!). Только когда душевное совершенно выморозится и иссушится, духовная любовь распространится на всю область сердца.

Такое вот сравнение пришло в голову: так угли должны светиться изнутри таинственным огнём без пламени плотского огня. Когда Бог посылает благодать, дух раскаляется невидимым внутренним огнём, но воспламеняется и душевность чувственным огнём к которому примешивается самолюбивое наслаждение. Чтобы погасить этот душевный огонь, Бог после приливов явной благодати посылает холод ("Против мороза его кто устоит"), и пламя душевной любви быстро погасает, ставляя нас в душевной сухости, но пламя духовной любви продолжает теплиться внутри духа, потому что оно не быстро угасает, периоды сухости не ослабляют веры и решимости воли. Так Бог постепенно, посылая то жар, то дыхание холода, возжигает чистую духовную любовь в нашем духе, погашая всякое нечистое движение плотского и душевного естества. В конце концов только дух как уголь светится и горит изнутри чистой любовью без пламени, а иссушенные но не-горящие разум, душа и тело лишь стоят вокруг и греются в тепле духовной любви, не видя чувствами откуда и как распространяется жар.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Иоанн де ла Крус
« Ответ #6 : 23 Сентябрь 2005, 00:48:26 »
Evgeny:

Цитировать
Только когда душевное совершенно выморозится и иссушится, духовная любовь распространится на всю область сердца.


Где-то, примерно также, пишет и де ла Круз, употребляя, правда, другие глагольные выражения - "испепелится", "обуглится". :D

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Иоанн де ла Крус
« Ответ #7 : 24 Сентябрь 2005, 17:51:23 »
Посмотрите Наталья, Иоанн нигде не говорит о растворении человека в Боге, о потере личности и её воли, он говорит о соединении. Здесь тонкая грань. Вот например он пишет: "Единение это достигается тогда, когда две воли, то есть воля души и воля Бога полностью соответствуют, и ничто их не разделяет. Когда, стало быть, душа отбросит всё, что противно воле Бога и не соответствует ей, тотчас будет превращена в Бога через любовь..."

Здесь воля человека не аннигилируется, но соответствует, соединяется  в едином действии с Божественной, оставаясь при этом неслитной с ней. Здесь мы опять видим это состояние неслитности-нераздельности которое есть суть христианского понимания единства человеческой и Божественной природ в состоянии обожения. Именно в этом суть дифелизма прп. Максима, и именно в непонимании этого - ошибка монофелизма который считал что человеческая воля растворяется и аннигилируется в Божественной.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Иоанн де ла Крус
« Ответ #8 : 24 Сентябрь 2005, 22:10:42 »
Пропал мой комментарий на ответ Наталии. Мои раскладки с Кармилом-Фавором, "притянутые за уши" :fly  ,конечно, рассыпались как песок.   Наталia указала на место из "Восхождения на Кармил" :  
Цитировать
Имеем мощнейшее свидетельство видения на горе Фавор
.
 Все верно.

А в дальнейших рассуждениях Наталии склоняюсь ко мнению Евгения.

Интересна духовная связь де ла Круза и св. Терезы Авильской. Еще раз приведу отрывок из кн. Андрэ Форсара "Соль земли" (из сети):

Цитировать
Св. Иоанн Креста и св. Тереза Авильская — две души одного рода, из тех, которым равно незнакомы и сделка и компромисс и которым дышиться свободно лишь в абсолюте. Оба следуют одним духовным путем, один во мраке ночи, другая — среди бела дня. То, что первый изображает в "Восхождении на Кармил", в ночных образах замечательной глубины и ясности, вторая описывает в своем "Замке души", где среди сверкания ярких сравнений, искрятся алмазы, рубины, звезды и солнца. Контраст продолжается вплоть до земной судьбы этих необыкновенных "близнецов святости". Тереза дает и выигрывает одно за другим сражения за реформу кармелитских монастырей, основывает внушительный ряд общин и умирает в 1582 году среди своих "дочерей", уже прославленная, совершив свое дело, с уверенностью, что боролась не зря. Десятью годами позже Иоанн Креста отдает дух в лапах одного из своих преследователей, прожив жизнь, по которой прошлись все шквалы нравственного и физического страданья, прогоняемый теми, кто его не понимает, к тем, кто его понимает слишком хорошо, почитаемый, правда, наилучшими, но ужасающе одинокий.

Однако он не издал ни малейшей жалобы, и при известии о близком конце на его уста приходит дивный стих псалма "Возрадовахся о рекших мне: в дом Господень пойдем!"

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Иоанн де ла Крус
« Ответ #9 : 25 Сентябрь 2005, 19:27:31 »
Evgeny:

 
Цитировать
Иоанн нигде не говорит о растворении человека в Боге, о потере личности и её воли


К вопросу о мистическом единстве человека с Богом, хотел бы сказать, что можно процитировать и святых отцов, которые говорят о растворении и исчезновении в Боге, и, казалось бы, слиянии с Богом. Вот, к примеру, цитата Феофана Затворника из его «Начертания»:

Цитировать
Монах  тот, у кого так устроено внутреннее, что только и есть Бог да он, исчезающий в Боге.


Или вот цитата из Макария Великого (Добротолюбие, т. 1-й):

Цитировать
...душа и Господь, делаются единый дух, единое срастворение, единый ум.


Встречалось и подобное у других отцов, сейчас нет времени искать. Но вот посмотрите, можно вооружившись этими святототеческими высказываниями начать великую дискуссию  с утверждающими "неслитное соединение". И спорить до одури :duel.

Предлагаю учесть (искусным жонглерам :D ) в подобных случаях следующие моменты:

1) Вырванность цитаты из контекста, который определяет весь смысл сказанного.
2) Очень важно, в каком аспекте заключено то или иное высказывание. Необходимо обращать внимание на цель сочинения (нравоучение, апология, догматический трактат и т.д.), духовный уровень адресата (один учитель Древней церкви как-то сказал, что «плотским» христианам надо говорить только о Христе, причем Распятом).
3) Различие в терминологии.
4) Неточность перевода.
5) Важен дух писания, а не буква. Важно заботиться о приобретении духовного (трезвенного) зрения, испытывающего и различающего дух писания.

И вот вопрос: каков взгляд на соединение с Богом самой души (самого внутреннего человека), устремляющегося в молитвенном порыве ко Господу? Думаю, что человек в этот момент менее всего думает о, так сказать, догматической правильности соединения. Напротив, может быть, более присутствует мысль об исчезновении в Боге, о слиянии с Ним?

Лишь испытав разнообразнейшие действия Духа, человек делает уже некоторые выводы. Происходит осознание происходящего. Тут уже другой аспект (догматический) на действенность Духа.  И Макарий Великий заключает:

Цитировать
Эти же перечисленные нами действия Духа достигают большей меры в близких к совершенству. Ибо исчисленные разнообразные упокоения благодати различно выражаются словом и в людях совершаются непрерывно, так что одно действие следует за другим. Когда душа взойдет к совершенству Духа, совершенно очистившись от всех страстей, и в неизреченном общении пришедши в единение и сорастворение с Духом Утешителем и, сорастворяемая Духом, сама сподобится стать духом(!), тогда делается она вся светом, вся оком, вся духом, вся радостью, вся упокоением, вся радованием, вся любовью, вся милосердием, вся благостью и добротою. Как в морской бездне камень отовсюду окружен водой, так и люди эти, всячески сорастворяемые Духом Святым, уподобляются Христу... ( гл. 6.  Состояние приявших действенность Духа)


Что такое "сорастворение с Духом Святым"?

ИМХО, здесь не идет речи о слиянии или растворении в Боге. Заметим: 1) душа сорастворяется с Духом Святым (3-е Лицо), при этом уподобляясь Христу, 2) душа со-растворяется с Духом Святым, но не растворяется.
ИМХО, это важный момент в аспекте обОжения души.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Иоанн де ла Крус
« Ответ #10 : 25 Сентябрь 2005, 23:05:57 »
Цитата: Igor
Что такое "сорастворение с Духом Святым"?

ИМХО, здесь не идет речи о слиянии или растворении в Боге. Заметим: 1) душа сорастворяется с Духом Святым (3-е Лицо), при этом уподобляясь Христу, 2) душа со-растворяется с Духом Святым, но не растворяется.
ИМХО, это важный момент в аспекте обОжения души.


Точно. Суть в том что душа никогда не теряет свою ипостасность. Может это не вполне удачное, слишком "материальное" сравнение: смесь воды и спирта (spirit!) - это своего рода со-растворение, вода не перестаёт быть водой, а спирт - спиртом, но они так соединяются на "молекулярном уровне" что уже не разделимы.

Сергей С.

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля

Иоанн де ла Крус
« Ответ #11 : 10 Октябрь 2005, 01:15:23 »
Наталья Иоанна де ла Круза в нескольких постах упоминала и вот, попав в эту тему, я прочитал "Восхождение" (какой плохой перевод!) и затем снова перечитываю эти посты в третий раз и всё никак не могу чего-то понять. Вот несколько цитат:
Крус
Цитировать
Искать себя в Боге - это искать в Боге приятности и отдохновения. Искать же Бога в себе - это не только стремиться быть избавленным ото всего ради Бога, но и склоняться из любви ко Христу к избранию того, что неприятно, как в вещах Божиих, так и в вещах мирских. И это есть настоящая любовь Бога.
<...>
Как об этом говорит тебе Боэций, что если хочешь в ясном свете познать истину, отбрось от себя радость и надежду, и страх, и печаль. Потому что, насколько сии страсти царят, не дозволяют пребывать душе с покоем и миром, которые потребны для мудрости, которую естественно и сверхъестественно способна воспринять.
<...>
Радость может порождаться шестью видами вещей или благ, которые суть: временные,естественные, чувственные, моральные,сверхъестественные и духовные, - которые рассмотрим по-порядку, определяя волю той причиной, по которой (препятствуемая ею) воля не полагает всей своей радости в Боге.
Это, по-моему, на-треть философия, на-треть психология, на-треть духовное слово. Подкупает именно рационалистичность учения: это и Наталья отмечала - всё так подробно, в системе и т.д. и это её не насторожило (что странно). А я позволю себе иметь собственную мысль. Текст "Восхождения" логичен почти как математика и чужд мне по духу. Не во-всем, конечно (во многом его слова очень даже изумительны своей простотой), но, понятно также, что где речь идёт о беспримесной истине, там и малой примеси лжи довольно, чтобы отвратиться от целого. Рассудку очень понятно, что нужно отвергнуться всего, в том числе от себя, своих чувств, мыслей, радостей и т.д., которые запирают человека в своём, не позволяя ему сохранять открытость Богу. Впрочем, вспомним, что такое Предание Церкви - это буквально передание Духа Божия из сердца в сердце, т.е. передание этой открытости Богу и ничего иного. Здесь "Восхождение" просто и полно описывает многое. Но вот его отношение к радостям настораживает. Само слово радость в "Восхождении" чаще имеет негативный смысл, а наши Отцы, насколько мне это видится, стремились сохранять за словами их исходные положительные смыслы (т.е. как это сотворено Богом - "зело добро", а не искажено грехом). Впрочем, возможно, это либо языковое нечувствие, либо ошибка перевода. Вот отрывки из пр.Исаака Сирина:
Цитировать
Человек, который помнит, что по воле Божией случаются с ним отдохновения и уныния, - так что, когда повелевает Бог, имеет он отдохновение, но по воле Того же оставлен он в скорби, каким бы образом это ни происходило, - сколько бы ни боролся он, будет он постоянно пребывать без гнева или уныния в разуме своем во всей жизни своей и во всех изменениях, которые промыслительно происходят с телом его или с разумом его. И в этом знании ликует сердце его в тишине, и взирает он на Бога в великом покое и надежде.
И благодарит он Промысл Его по отношению к людям, который в соответствии с нуждами их заботится о них и ведет их постоянно. ... не обвиняет в унынии своем демонов, или людей, или тело, - ведь от них происходит всякое уныние, - ибо сознает он, что именно Бог движет всем этим: не по воле одного из тех <трех> наступают отдохновение его или уныние его, но Того, Кто движет ими. Ибо ни один помысел отдохновения не приводится в движение, кроме как по дару Божию.
О знание, сколь исполнено ты отдохновения! И какое великое благодеяние - пребывать в тебе, происходящем от Бога! Блажен, кто в <трудных> обстоятельствах не приходит в смущение из-за собственной поспешности!
Ещё о радости:
Цитировать
В один день ушел я в келию к одному святому брату и по болезни своей прилег у него на одном месте, чтобы походил он за мною ради Бога, потому что знакомых у меня там не было. И видел я, как этот брат встает ночью прежде времени, имеет обычай приходить на правило до братии. Довольно времени он стихословил, и вдруг на все то время, пока продолжалось это с ним, оставлял правило, падал на лице свое и до ста или более раз с горячностию, какую возжигала в сердце его благодать, ударял головою в землю. После сего вставал, лобызал крест Владычний, снова делал поклон, и лобызал тот же крест, и опять повергался на лице свое. И такой обычай соблюдал он всю жизнь, так что невозможно изобразить мне числом множества его коленопреклонений. Да и кто был бы в состоянии исчислить поклоны этого брата, какие клал он каждую ночь? Раз двадцать со страхом и горячностию, с любовию, растворенною благоговением, лобызал он крест и опять начинал стихословие, а иной раз от великого возгорения помыслов, распалявших его горячностию своею, когда не в силах был выносить разжжения оного пламени, препобеждаемый радостию, потому что не мог удержаться, восклицал...
Похожа ли эта радость на то, что предлагает свт.Хуан де ла Круз? Мне сомнительно. И когда де ла Круз советует более воздюбить и взыскать скорбей, то пр.Исаак говорит:
Цитировать
...с радостию терпи то бесчестие, которое по Божьему смотрению, а не по твоей воле постигнет тебя...
Нет у него активного желания скорбей по рациональной причине, что они надёжней на духовном пути.

Иоанн Кронштадтский восторженно говорит о радости:
Цитировать
Не думайте, что вера наша не животворна для нас - пастырей, что мы лицемерно служим Богу. Нет: мы первые больше всех пользуемся милостями Божиими и знаем по опыту, что для нас Господь с его таинствами, что Его Матерь Пречистая и Его святые. Например, причащаясь животворящих Таин Тела и Крови Господних, мы часто, часто испытывали на себе их животворность, небесные дары мира и радости о Духе Святом...

Все блага души, т.е. все, что составляет истинную жизнь, покой и радость души, - от Бога! Опыт. То мне сердце говорит: Ты, Святый Душе, сокровище благих!...

Христос, введенный в сердце верою, восседает в нем миром и радостью. ...

В сердце человека происходит то приближение его к Богу, то отдаление от Бога, и вместе с этим - то покой и радость, то смятение, страх, теснота, то жизнь, то смерть духовная.
И т.д. - всего более 80 раз в 1-м Томе слово радость и вся - в положительном смысле. Есть разница? Чей образ жизни ближе лично каждому из нас? Мне, например, о.Иоанна Кронштадтского, поскольку он жил в самой гуще мiра и о совершенной чистоте отрешённости де ла Круза не мечтал. авва Евагрий говорит:
Цитировать
есть следует не до сытости и единожды в день. Я удивлюсь, если увижу, что насыщающийся досыта хлебом и водой будет увенчан венком бесстрастия...
Вот я и думаю - если я с лёгкостью примеряю к себе бесстрастие отрешённости де ла Круза, почему бы не применить к себе поста ав.Евагрия :think? - это ведь одинаково применимо в моём образе жития. Но, быть может подумать о реально достижимом и, поудивлявшись уровню подвига и чистоты анахоретов, применить всё же исторический метод, т.е. подумать о воле Божией в конкретное время и в конкретном месте и о том, что отступление от неё вверх будет путём вниз. Многие духовники учат, как пр.Исаак Сирин видеть и в малой радости (помысле отдохновения) милость Божию, явленную исторически, т.е. для чего-то. Согласно этого учения, человек начинает видеть Промысел Божий не только во внешних событиях, но и в движениях собственной души. Однажды меня поразило странное чувство оставленности и тоски, и, каково же было моё удивление, когда учить в этот час пришлось последнюю беседу Спасителя с учениками из евангелия ап.Иоанна - после конца чтения Евангелия это чувство исчезло как ни бывало. Быть может в таком положительном взгляде на явления собственной души больше правды для нас, жителей городов, чем в полу-философской системе тотальной отрешённости от всего. "Будьте как дети" (заповедь) - св. Иоанн де ла Круз не напоминает мне дитя никоим образом и быть таким мне, увы, не улыбается и не желается совсем. Я искренне не понимаю желания Натальи править свою жизнь его странным учением :think... и искренне удивляюсь желанию Igor читать ещё больше из его сочинений. Да, конечно, рассудку и эмоциональности сладки подобные чтения, но и только. Но вот предостережение пр. Иоанна Ликийского:
Цитировать
"... пусть никто не хочет исследовать в точности само познание, чтобы, будучи недостойным такого дара и познав лишь немного, не счесть себя постигшим всё"
, что именно и бывает в результате с современными умными (в смысле постижения истины не столько праведным житием, сколько любопытным умом) делателями. И ведь это не застывшее "охранительство" в стиле инока Всеволода, а наоборот! я говорю, что Бог приготовил нам больше радости нежели скорби, но не недостижимой отрешённой радости де ла Круза и пустынников. Хотя и отрешённость у христианина, конечно есть и вся жизнь его совершается способом терпения и радостей и скорбей (здесь вопрос очень тонкий и понятие "хлада тонка" об этом), но всё же не совсем в духе замечательного рационалиста, психолога, философа и святого Католической Церкви Иоанна де ла Круза. Он сам говорит о полноте разных сосудов и вот: мой сосуд не похож на его сосуд, как мне кажется - и не по размеру лишь, а по форме.
Иоанн де ла Круз
Цитировать
...истинный дух избирает в вещах Божиих скорее то, что огорчительно, нежели то, что мило;
Мне же упорно думается, что принимать от Бога радость и само счастье без оглядки на философию и последствия - подвиг не намного меньший, чем принимать скорбь. Помните Пушкин говорил, что "хотя душа укрепляется в скорбях, но окончательную закалку проходит в счастье"(далеко не дословно, простите). Я согласен с нашим поэтом. Простите меня, братья и сестры.
Простите меня

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Иоанн де ла Крус
« Ответ #12 : 10 Октябрь 2005, 05:09:03 »
Сергей, книга "Восхождение" де ля Круза в самом деле немного педантичная, на это есть причины. Её можно в этом отношении сравнить с книгой свт. Феофана "Духовная жизнь", или с кн. "Духовная брань", - эти книги - своего рода систематическое, местами педантичное, изложение этапов духовной жизни. Конечно, есть в "Восхождении"и влияние томистской схоластики, но надо смотреть в суть а не на форму изложения. Если бы Вы почитали его поэмы, или книги "Темная ночь", "Живое пламя любви", Вы бы возможно сказали противоположное. И о радости духовной любви в этих поэмах и книгах сказано достаточно много. В "Восхождении" речь идёт в основном о чувственно-эмоциональном аспекте духовной жизни, в том числе и чувственной радости, поэтому присутствует такое скептическое отношение. Между прочим, он - выдающийся поэт Испании, был признан патроном испанских поэтов испанским министерством культуры.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Иоанн де ла Крус
« Ответ #13 : 12 Октябрь 2005, 02:17:56 »
Здесь целый сайт на русском посвящённый де ля Крусу, есть добротные переводы его стихов и книги "Восхождение на гору Кармел", а также статьи:
http://www.carmil.ru/

Там было объявлено также что в ближайшее время будет выложен перевод первой части "Тёмной ночи" (хотя именно вторая часть - кульминация всего аскетического богословия де ля Круса)

Некоторые стихи де ля Круса в переводе Ларисы Винаровой

**************

Я очутился в том краю,
вкусив неведенья такого,
что выше знания любого.

Не знаю сам, какой тропою
вошел я в край сей заповедный,
не знаю, где я, но не скрою,
что в этот миг мой разум бедный,
покинув мир немой и бледный,
вкусил неведенья такого,
что выше знания любого.

Объяло истинное знанье
весь мир, Всевышним сотворенный.
Так, в одиночестве, в молчанье,
его узрел я и, плененный,
стал как младенец несмышленый,
коснувшись таинства такого,
что выше знания любого.

Был поглощен я столь всецело,
что на вершине отчужденья
любое чувство онемело,
ушло любое ощущенье,
когда достиг я постиженья
непостижимого - такого,
что выше знания любого.

Сей пилигрим, по Божьей воле,
сам от себя освободится
и все, что он узнал дотоле,
во прах и пепел обратится.
столь возрастет, что умалится
вдруг до неведенья такого,
что выше знания любого.

Чем больше познает, немея,
ум, тем он меньше постигает
сей пламень, ведший Моисея,
свет, что в полуночи сияет,
но тот, кто все ж его познает,
вкусит неведенья такого,
что выше знания любого.

Сие незнающее знанье -
-такую власть оно имеет,
что мудрецы в своем старанье
его постичь - не преуспеют,
ибо их знанье не сумеет
достичь неведенья такого,
что выше знания любого.

Его вершина недоступна,
и нет науки, овладевшей
тем высшим знаньем целокупно
иль превзойти его сумевшей.
Но сам себя преодолевший,
вкусит неведенья такого,
превыше став всего земного.

И, коль желаешь ты ответа -
- что тайна высшая скрывает? -
скажу: благое знанье это
суть Божества собой являет.
Нам Божья милость позволяет
вкусить неведенья такого.
что выше знания любого.

____________________________

ТЕМНАЯ НОЧЬ ДУШИ.

Песнь души, что наслаждается, достигнув высшего совершенства,
то есть ЕДИНЕНИЯ с Богом, путем духовного отрицания
(отвергающего себя самое и все вещи в чистоте веры)

В ночи неизреченной,
сжигаема любовью и тоскою -
о жребий мой блаженный! -
я вышла стороною,
когда мой дом исполнился покоя.

В ночи благословенной
я лестницей спустилась потайною -
о жребий мой блаженный! -
окутанная тьмою,
когда мой дом исполнился покоя.

Ночною тьмой хранима,
таясь, я никого не повстречала
и я была незрима,
а путь мне освещала
любовь, что в сердце у меня пылала.

Любовь сия светлее,
чем солнце в полдень, путь мне озаряла.
Я шла, ведома ею,
к тому, кого я знала,
в безлюдный край, где встречи ожидала.

О ночь, нежней рассвета!
О ночь, что провожатой мне служила!
О ночь благая эта,
что с Милым обручила
и в Жениха Невесту облачила!

И в сердце, что незримо
лишь для него цветенье сберегало,
лежал он недвижимо
и я его ласкала.
Нам кедра ветвь прохладу даровала.

Там, под зубчатой сенью,
его волос касалась я несмело,
а ветра дуновенье
крылом меня задело
и чувствам всем умолкнуть повелело.

В тиши, в самозабвенье
я над своим Возлюбленным склонилась,
и все ушло. Мученье,
которым я томилась,
средь лилий белоснежных растворилось.

__________________________

 ОГОНЬ ЖИВОЙ ЛЮБОВИ

Огонь живой любови,
как сладостно ты ранишь
меня до глуби сердца сокровенной!
Ты не угаснешь боле,
сиять ты не устанешь -
сожги преграду к встрече вожделенной!

О счастие ожога!
О раны той отрада!
О ласковой руки прикосновенье -
ты к вечности дорога,
и всех долгов уплата,
и смерть, и смерти в жизнь преображенье!

О, светочи живые!
Безмерное сиянье,
что чувств глубины темные омыло,
до той поры слепые;
и радостною данью --
своим теплом и светом одарило!

Так нежно и смиренно
зажегшийся в сознанье,
лишь ты, огонь, в нем тайно обитаешь...
В душе моей блаженной
живет твое дыханье,
и ты меня любовью наполняешь!

****                                Хуан де ла Крус

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Иоанн де ла Крус
« Ответ #14 : 12 Октябрь 2005, 02:47:46 »
Духовная карта горы Кармел нарисованная де ля Крусом