Исихазм

Автор Тема: Вопрос о глубине молитвы.  (Прочитано 22243 раз)

константин

  • Сообщений: 54
    • Просмотр профиля

Вопрос о глубине молитвы.
« : 19 Ноябрь 2005, 17:37:06 »
Подскажите,как достигается глубина молитвы? На сколько я понял из начального опыта если взять спичечный коробок  и его иметь в объёме при концентрации взгляда , а он должен где-то быть -это одна глубина. Если на нем поставить точку и сконцентрировать взгляд в неё,то глубина перемещается в даль- т.е. в глубь. Или я  не понимаю сего дела?
Да благословит Вас Господь?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Вопрос о глубине молитвы.
« Ответ #1 : 19 Ноябрь 2005, 18:02:31 »
константин, не очень понятен образ, Вами приведенный. Раскройте его, пожалуйста.

stranik

  • Гость
Вопрос о глубине молитвы.
« Ответ #2 : 19 Ноябрь 2005, 21:08:10 »
Ето видеть можно,когда идет смятение,одна мысль за другои как у знатаков которые ведут следствие,.Горнеш как бык все что на рога попало виновнух не виновных всех сранной метлой как говорыл мой буиныи старпом,когда приходил к нему и не мог доложит или заложить что команда готова трезвых нету,некому отдат контцы абажрались,а надо как то отчалит из закардона и уйти в закардон благополучно потому мои колеги вымирают до пенсии,нервы надо сталные,а я плотяные имею,cарпома периодически били толпои и доволно крепко .Но в монастыре в етот критический момент вдруг становится ясная своя ошибка,появляется радост со слезами на глазах и поворачиваеш голову видешь монаха смотрышего на тебя,и кивает на небо,улыбнется и пошел быстро по делам будто его кто срочно позвал,ни разу не было времени спросит,всегда убегает.                как сказочныи принц,а потом уже совсем другои человек обычныи как и все,но таких почти не видел,редкость..,а четки у всех есть осталось только благодать ими стяжат мне трудно хоть плачь,ето истенное мое горе и скорби мои не от оскорбления меня либо братиев а от етои беды.помогите.

константин

  • Сообщений: 54
    • Просмотр профиля

Вопрос о глубине молитвы.
« Ответ #3 : 20 Ноябрь 2005, 09:21:24 »
При совершении молитвы взгляд свой останавливаю на определённом растоянии, потом начинаю произносить молитву внимание заключая в слова, и в их произношение. Если взгляд остановлен на крупной вещи,то слова и произношение их вгортани как-то близко,но если взгляд останавливается на мелкой частичке, то внимание фокусируется и перемещается как бы в даль,а внутри как-бы вглубь.Правда заметил,что хоть и вниманием стою,или кажется что стою в гортани немного обжигает в желудке и в области пупка, иногда ощущение что и в гортани как будто плавится, что-то какое-то вкусовое ощущения трудно передаваемое словами.
Хотел ещё спросить- Как точно определить что молитва умная? Языком её не произношу,но иногда ощущаю, что язык в своём основании как бы дополняет слова для чёткости произношения.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Вопрос о глубине молитвы.
« Ответ #4 : 20 Ноябрь 2005, 15:37:37 »
Я полагаю, это связано со спецификой работы душевного тела, в основном ума. Сосредоточение на небольшом предмете позволяет сильнее надавить на конкретное (душевно-энергетическое) место и углубиться. Сосредоточенное рассматривание большой вещи, наоборот, создает эффект расширения и охвата, которое (на первых порах) не дает возможности углубиться.

Жжение, давление, потепление, покраснение, ощущение исхождения или притока, необычные вкусовые ощущения и пр. - все это бывает при сосредоточении и молитве и связано с энергетическими подвижками в душевном и физическом теле. Это естественные силы.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Вопрос о глубине молитвы.
« Ответ #5 : 20 Ноябрь 2005, 20:45:47 »
константин, отцы советовали держать основное внимание ума в словах (смысле) молитвы, а держание части внимания в определённых точках тела - лишь вспомогательный приём. Если весь фокус внимания уходит на телесно-пространственное фокусирование и Вы настраиваетесь на чувствительность к соматическим ощущениям, то это уводит молитву в сторону - отвлекает от истинной умной молитвы и приводит к разного рода психосоматическим явлениям и "глюкам". Это - нездоровый путь молитвы, его лучше избегать, а разные соматические ощущения (типа "жжений", вкусовых ощущений и пр.) лучше игнорировать, ничего общего с явлениями благодати они не имеют, а если Вы убедите себя что они - благодатные - то это прямой путь к прелести.

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Вопрос о глубине молитвы.
« Ответ #6 : 20 Ноябрь 2005, 21:53:29 »
Не только к прелести, но и к психическому расстройству, что нередко встречал у делателей Иисусовой молитвы. Я стараюсь принимать только одно чувство при молитве - тихое умиление, сопровождающееся благодарностью к Богу и осознанностью, трезвым самоощущением, что сопутствует покаянному чувству. Любая психосоматика и чувства экзальтации, особой торжественности , повышение сенсорной чувствительности, расстройства ощущения времени и пространства и т.п. считаю просто опасным - не дай Бог "разверзнутся очи душевные" и попадёшь на карнавал  :wow:
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Вопрос о глубине молитвы.
« Ответ #7 : 20 Ноябрь 2005, 23:33:18 »
viktor,  
Цитировать
Я стараюсь принимать только одно чувство при молитве - тихое умиление, сопровождающееся благодарностью к Богу и осознанностью, трезвым самоощущением, что сопутствует покаянному чувству. Любая психосоматика и чувства экзальтации, особой торжественности , повышение сенсорной чувствительности, расстройства ощущения времени и пространства и т.п. считаю просто опасным


Все так. Но более трезвым правилом будет: не принимать и не отвергать. Тихое умиление - проверенное состояние, поэтому оно принимается скорее. Но могут быть и другие, неизмеримо более сильные переживания, и если их отвергать ради безопасного тихого умиления... Тогда не было бы у нас пророков и многих святых, и Господь не родился, если бы Мария тихими умилениями жила.

Kosach

  • Гость
Вопрос о глубине молитвы.
« Ответ #8 : 20 Ноябрь 2005, 23:36:46 »
Не зря святые отцы советуют в покаянии и смирении проходить путь молитвы, не считать себя достойными каких-то особых ощущений.  А если кто когда испытал хоть раз  Богоприсутствие во время своей молитвы, знает, что самое первое - это действительно умиление и слезы благодарности, а потом - новый взгляд на себя, с видением своих пятен... Поэтому  приступившим к молитве  необходима регулярная исповедь, потому что  духовник во время исповеди может рассмотреть за некоторыми  проявлениями восторгов или каких-то особых ощущений чувственно-физического плана нездоровое отклонение. Причем, непостижимым образом эта фильтрация может исходить даже от исповедующего священника, про которого мы сторонним взглядом и не сказали бы, что  он  сам большой молитвенник. Это нечто, что  происходит в таинстве.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Вопрос о глубине молитвы.
« Ответ #9 : 20 Ноябрь 2005, 23:59:15 »
И с вами, Kosach, следует согласиться. Действительно, духовник может рассмотреть. Мне также известно немало случаев, когда неопытный духовник ошибался или отбивал охоту к молитве. А духовников, опытных в умном делании, как известно, очень мало.

В общем, о главном следует помнить (и делать) и об исповеди не забывать.

Kosach

  • Гость
Вопрос о глубине молитвы.
« Ответ #10 : 21 Ноябрь 2005, 00:43:27 »
Alexander,
 духовников, опытных в умном делании, как известно, очень мало.
________________________

К сожалению, большинство читающих этот форум, особенно случайно зашедших , обратят внимание именно на эту часть Вашей  фразы, сообразно человеческой природе тут же решив , что "неопытные нам  не нужны" - и пойдут молиться в одиночку, не понуждая себя к смирению. А если понудить себя к смирению и перед исповедью молиться о том , чтобы через священника Господь волю открыл - то и из неопытного сосуда изойдет полезное именно тебе. Это за неимением постоянного духовника. А уж если постоянный духовник - тут и вообще грех рассуждать о его опытности или неопытности - это уж очень сокровенно.

В общем, смирение в молитвенном делании - прежде всего. Смирение и вера в Любовь Божию .

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Вопрос о глубине молитвы.
« Ответ #11 : 21 Ноябрь 2005, 01:01:29 »
Что скажешь? Я говорю в соответствии с отцами-подвижниками последних времен. Вы - в соответствии с известным мнением, распространенным сейчас в церкви. Что лучше: горькая правда или...

Kosach

  • Гость
Вопрос о глубине молитвы.
« Ответ #12 : 21 Ноябрь 2005, 01:07:20 »
Да нет, я-то как раз с Вами соглашаюсь, и с отцами подвижниками. Но страшусь порочной практики эту тему афишировать на общедоступном форуме - среди нас есть неокрепшие новоначальные, которые примут это за руководство к действию - и будут пациентами viktora/

Victor

  • Сообщений: 466
  • Севастополь
    • Просмотр профиля

Вопрос о глубине молитвы.
« Ответ #13 : 21 Ноябрь 2005, 01:22:40 »
Я заметил, что часто бывает вот таким образом: "У меня тут что-то непонятное во сне было, вродь сон, а вродь нет..." - "Снам не доверять! Главное - смирение!" - "Ну да, я знаю, я просто спросить хотел..." - "Все от лукавого! Главное - смирение!" :D
Очень легко могут посчитать прельщённым, мнящим о себе, если пытаться копнуть глубже, а уж если были рассказаны какие-то сверхчувственные переживания, то косой взгляд почти обеспечен.
"Нам осталось только смирение, спасаться сейчас только скорбями". Почему так говорят?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Вопрос о глубине молитвы.
« Ответ #14 : 21 Ноябрь 2005, 01:22:47 »
Kosach, мне кажется, это перестраховка, которая имеет весьма ощутимый отрицательный эффект в церкви: люди и так боятся молиться.

Тот же свт.Игнатий никак не эзотерический :) писатель, которого советуют читать и новоначальным, очень конкретно говорит о сложностях дух. руководства в последнее время.