Исихазм

Автор Тема: О самодвижной молитве  (Прочитано 41637 раз)

Лена

  • Гость
Не сердце, а бесы на нас ездят. А бесы суть страсти. А тело-Храм Божества, вот и надобно относиться к нему, как к Храму: мыть, чистить, скоблить. И украшать. Смирением.

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Цитата: Лена
Не сердце, а бесы на нас ездят. А бесы суть страсти. А тело-Храм Божества, вот и надобно относиться к нему, как к Храму: мыть, чистить, скоблить. И украшать. Смирением.


Нельзя сказать, чтобы и бесы напрямую на нас ездили. В извечном споре психиатрии и аскетики (понимаемой не совсем правильно) -- что первичнее, страсти или болезни ( сейчас Виктор начнет ругаться) -- не правы ни те, ни другие. Страсти имеют своими родителями демонов и наше сердце, но сами являются вполне самостоятельными телесно-разумными организмами со своей природой, такими, что их можно принять с одной стороны (со стороны психиатрии или вообще медицины) за наши собственные болезни, а с другой стороны (со стороны аскетики) -- за непосредственно действующие демонические силы. В этом и состоит трагизм положения. Они наши собственные (зачастую, любимые) порождения, насколько же и вторжение чуждых нам сил.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Наверно слово "безмолвие" немного пугает ("это для отшельников!"), на самом деле это - трезвение. Правильно проходимое трезвение по необходимости приводит к покаянию и смирению, - от непрестанного созерцания греховных помыслов восходящих из сердца ум приходит в смирение и познание собственной испорченности, а отсечение помыслов и есть самое настоящее покаяние. От нас требуется прежде всего мужество, сила воли и постоянство в прохождении трезвения - чтобы не пропустить и не принять ни одного помысла,  а если и принимаем - то как можно скорее пробудиться, остановиться от собеседования с ним и покаяться. Помните прп. Силуана? - "Главное - не принимать помысла".

Ну и конечно трезвение неотделимо от молитвы, от призывания Имени Божиего и Его помощи, т.к. без Него не можем творить ничего. Но это уже другая палата.

Kosach

  • Гость
Тема названа  Богословие и практика безмолвия.

Ант. Сурожский: "Из опыта человеческих отношений все мы знаем, что любовь и дружба глубоки тогда, когда мы можем молчать друг с другом... Если мы хотим молитвенно поклоняться Богу, то должны прежде всего научиться испытывать радость от мочаливого пребывания с Богом"

Евгений очень верно пишет об аскетическом подвиге, как непристанном труде, тяжелом и ритмичном, тот кто немного пробовал молиться регулярно, знают, что не все так просто дается. Но только радость общения с Богом, только моменты благодатной радости дают оправдание и надежду этому труду, показывая мнгновенно цель того, ради чего мы молитвенно трудимся. Не экзальтированное состояние, не болезненное самомнение, граничащее с истерией а именно благодатные моменты соприкасания с Богом - тогда все встает на свои места, тогда и борьба со страстями путем покаяния, поста и молитвы будет идти в нужном направлении.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Kosach,  :agree

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Kosach:
Цитировать
Но только радость общения с Богом, только моменты благодатной радости дают оправдание и надежду этому труду, показывая мнгновенно цель того, ради чего мы молитвенно трудимся.


А если Вы не получите никаких знаков для Вашего оправдания?  Если небо затянется черными тучами, и не будет уже ни малейшей надежды на солнечный лучик?

Неет! Встал на этот путь не ищи мгновенных утешений. Вырабатывай в себе ровное трезвенное настроение, не меняющееся ни при "солнышке", ни при "ненастьи".

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11918
    • Просмотр профиля

Цитировать
Если небо затянется черными тучами, и не будет уже ни малейшей надежды на солнечный лучик?

Это значит, что уже был луч солнца на твоей щеке, и ты знаешь, чем черные тучи отличаются от голубого неба...

Kosach

  • Гость
Надежда на солнечный лучик всегда есть и жажда узреть этот лучик заставляет трудится  месяцами и годами. А Господь посылает мнгновенные утешения, без них путь молитвы был бы сухим и безплодным, как спортивный тренажер.  И только то, что  бывает солнышко - переживаются ненастья.

В начале нашей самостоятельной духовной жизни моя семья жила на далеком деревенском приходе в условиях далеких от какого-то быта, с жутким кантингентом окружения (101 км, бывшие лагерные выселки)... Молитва нас спасала и поддерживал Господь таким солнышком в постоянном ненастьи, что  это стало иллюстрацией всей нашей дальнейшей молитвенной задачи !

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

О себе скажу, что насилие над собой мне не полезно в большинстве случаев, - начинает включаться программа саморазрушения - "молиться - так до крови, поститься - так до анемии". Много раз обламывался. Относиться к телу и душе как к инструменту - не умею (нужно обладать особым характером, полагаю, для этого). Мне важнее соблюсти гармонию и чаще себя щадить, т.к. бес внутри всё время подсказывает: "давай, сгори на работе, всем себя раздай, всем помоги, ты можешь ведь, скотина!"....
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11918
    • Просмотр профиля

Это точно, viktor! Видимо, есть особый бес :), который толкает на крутые подвиги, чтобы облом вышел.

Kosach

  • Гость
Вопрос: какие плоды молитвы?

Ответ: они указаны Апостолом: плоды же духа: любовь, радость, мир, долготерпние, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал.5:22).

"На горах Кавказа"
_____________

а когда до саморазрушения, до кровотечения и истертых коленок и с кругами перед глазами - какие уж тут плоды...  Труды трудами - но все по плодам меряется, есть ли результат.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Kosach:
 
Цитировать
а когда до саморазрушения, до кровотечения и истертых коленок и с кругами перед глазами - какие уж тут плоды...


К сожалению, путь безмолвия весьма тернист, так что без кровотечений и истертых коленок не обойтись. Это мученический путь.

Kosach

  • Гость
Конечно, все так, поэтому и привожу свой пример. Потому что без радости о Господе наши стертые коленки ни к чему.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Цитировать
Потому что без радости о Господе наши стертые коленки ни к чему.


А если мы ищем радость о Господе, нудимся в этом поиске и стираем коленки. Kosach, где тот момент, когда мы можем (себе? Господу?) сказать, что «наши стертые коленки ни к чему»?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11918
    • Просмотр профиля

Цитировать
где тот момент, когда мы можем (себе? Господу?) сказать, что «наши стертые коленки ни к чему»?

Это Господь нам скажет. Мы же, если трудимся и трудимся, а утешения не получаем, то должны задаться вопросом: а правильно ли трудимся, если Господь наши стертые коленки не замечает?