Igor,
Свят. Игнатий Брянчанинов:
Цитата:
Очи мои смотрят, и не смотрят, — видят, и не видят: уши слышат, и не слышат; все члены мои упоены, — и я шатаюсь на ногах моих, держусь за что нибудь руками, чтоб не упасть мне, или лежу, поверженный на одр, как бы в болезни безболезненной и в разслаблении, произшедшем от преизобилия силы.... Так. провожу дни, недели!.. и сокращается время!..
Это действие Духа! Сопровождается оно (м.б. не всегда?) обильным слезоточением.
Это уже реакция на действие. Вся деликатность ситуации в том, что 1) действия Духа весьма разнообразны, и, чтобы в этом убедиться, достаточно вспомнить Св.Писание; 2) действие Духа может осуществляться через вестников и посредников (ангелов, святых), которые приносят в это действие нечто от себя; 3) реагирует на действие человек, т.е. вполне тварным образом и соответственно своей душевной и телесной конституции, опыту, чистоте...
Описание свт.Игнатием действия Духа очень интересно для нас, поскольку дает его человек, отличающийся супертрезвым и почти рациональным отношением к разным чувственным проявлениям при молитве.
В этой теме прозвучало (
AngelicCare), что помощь Божия наполняет радостью и почти незаметна для нас. Слова свт.Игнатия о действии Святого Духа никак не соответствуют распространенному мнению "незаметности" помощи Божией. Да и Св.Писание (вкупе с житиями святых) полно примеров очень даже заметного действия Духа на людей. Это внешний человек обычно не замечает того, что чувствует его внутренний, но делать из этого печального факта далеко идущий вывод - принимать неверный помысел.
Наконец, реакция неочищенного человека на действие Духа может быть совсем не радостной. Страх, ужас, сопротивление, бегство, отрицание, замалчивание, богоборство, ложь и убийство святых, через которых действует Дух, - вот "джельтменский" набор грешного человека, с которым он встречает Дух "во всеоружии".
Сопровождается оно (м.б. не всегда?) обильным слезоточением.
Не всегда. Скорее в начале этого действия. Слезы разные бывают: от злых и эмоционально разгоряченных до слез тихой духовной радости или сострадания. Часто за благодатный плач принимаются слезы сентиментального умиления. Полагаю, что многие хорошие слезы - знак некой "увлажненности" души человека: под действием благодати эмоционально-чувственная ее часть размягчается и начинает как бы течь, так омываются и очищаются грехи. Но грехи, застывшие как камень... Каменное ложе слезной реки... Против таких грехов слезы бессильны, нужен преображающий огонь, который высушивает слезы.