Исихазм

Автор Тема: О психотехниках православных подвижников  (Прочитано 121898 раз)

Родион

  • Сообщений: 9255
    • Просмотр профиля

Re: О психотехниках православных подвижников
« Ответ #420 : 07 Апрель 2015, 08:06:18 »
 Дело Ваше. Вы сами себе творите свой мир. Со своими погранпостами, пропускными пунктами и прочим. Если Вы считаете что животворящая энергия - это единственная энергия, то вы ошибаетесь. Форм много. И Богородица обладает силой, и это тоже божественная энергия, и Святые обладают. И это тоже божественные энергии. И Церковь их несет. Зачем закрываться в кокон и искать что то внутри этого кокона? Просто варитесь в собственном соку. И как Вы протяните руку чтобы просто взять? Где Вы найдете дух смиренномудрия? В какой немощи может свершиться Сила, когда у Вас вместо немощи целый оборонительный комплекс с противотанковыми ежами и дотами. :-)
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Re: О психотехниках православных подвижников
« Ответ #421 : 07 Апрель 2015, 08:14:59 »
Если все таки считается, что есть какие-то еще "божественные энергии", то нет, спасибо, я не буду рисковать искать их, лучше уж продолжу истощать себя в поисках Духа смиренномудрия, а Сила Божия, как известно, в немощи совершается.
Божественные энергии это слово божие, то есть созидающая нового человека информация исходящая от Бога, писания святых это как раз и есть божественные энергии и их Вы стяжаете :-)
Есть еще Священное Писание, предание и много чего божественные энергии они разнообразны.

Феофил

  • Сообщений: 62
  • работник 11 часа
    • Просмотр профиля

Re: О психотехниках православных подвижников
« Ответ #422 : 07 Апрель 2015, 12:01:54 »



И Богородица обладает силой, и это тоже божественная энергия, и Святые обладают. И это тоже божественные энергии. И Церковь их несет.
Есть еще Священное Писание, предание и много чего божественные энергии они разнообразны.


Да, и Богородица и святые и даже отчасти мы грешные, все несут Силу, но это сила Одна и та же -Духа Святого и нет другой животворящей энергии. "Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях... Я разумею то, что у вас говорят 'я Павлов', 'я Апполосов', 'я Кифин' 'а я Христов'. Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?" (1Кор 1:10-13)


Посмотрите на Христовы заповеди блаженства, разве это не четкая инструкция по аскетической практике:
1. Отрежь максимальное число щупалец, связывающих тебя с внешним миром;
2. Плачь (кайся) и придет к тебе Утешитель;
3. Будь кротким и смиряй себя и войдешь в Новый Иерусалим, который лучше рая;
4. Читай Писание и придание и найдешь ответы на все свои вопросы;
5. Просто давай милостыню и тебя помилуют;
6. Очищай сердце от греховных помыслов, что бы смог увидеть Христа;
7. Живи со всеми в мире сколько от тебя зависит;
8. Не бойся биться за правду (в окопе, редуте и т.п.), ибо ты бьешься за свое Царство;
9. А будут гнать и клеветать на тебя за твоего Бога ...
10. Радуйся и веселись, ибо велика твоя награда -Дух Святой.


Это вроде шторм-трапа из 10 балясин, которые ведут на ковчег спасения и по нему надо подниматься, а не тонуть в штормовом море из не понятных энергий мира сего. Святые по немощам нашим утроили число ступенек и предложили лествицу, а в корне это все те же заповеди блаженства, без исполнения (практики) которых мы не получим Святого Духа, как бы мы не называли их маханием булавой в темноте, строительством окопов или редутов.
«От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься»

Родион

  • Сообщений: 9255
    • Просмотр профиля

Re: О психотехниках православных подвижников
« Ответ #423 : 07 Апрель 2015, 12:53:12 »
Феофил, это вот всё Вы сейчас о чем?
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Феофил

  • Сообщений: 62
  • работник 11 часа
    • Просмотр профиля

Re: О психотехниках православных подвижников
« Ответ #424 : 07 Апрель 2015, 14:03:16 »
Феофил, это вот всё Вы сейчас о чем?
Все о том же кропотливом труде и борьбе со страстями, который я называю исполнением заповедей блаженства, т.е. воли Божией.  :|

А Вы, Родион, когда говорите о тщетности моей борьбы, что имеете ввиду?
«От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься»

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Re: О психотехниках православных подвижников
« Ответ #425 : 07 Апрель 2015, 14:41:51 »
Феофил, источник один - а действия разные.

Дары Святого Духа - разные, исцеление физическое, исцеление духовное, сдвигание горы отсюда туда (работа с тварным миром, кроме человека) и прочее - это всё действия. Их - много.
Поэтому и говорим, что энергий (действий) - много, разных. А Дух (и его мощь (энергия) как источник) - один.
Но источник - теоретичен (по большей части, не хочу об этом подробно), а действия - реальны, для нас.

А вы всё в кучу... Или отбрасываете....  :)
Отсюда видно, что даже умозрительно надо разбираться вам, уже не говоря - опытно. Родион говорит от опыта....
« Последнее редактирование: 07 Апрель 2015, 15:04:04 от Краевед »
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

Родион

  • Сообщений: 9255
    • Просмотр профиля

Re: О психотехниках православных подвижников
« Ответ #426 : 07 Апрель 2015, 15:21:24 »
Феофил, это вот всё Вы сейчас о чем?
Все о том же кропотливом труде и борьбе со страстями, который я называю исполнением заповедей блаженства, т.е. воли Божией.  :|

А Вы, Родион, когда говорите о тщетности моей борьбы, что имеете ввиду?

 :-)
Цитировать
Посмотрите на Христовы заповеди блаженства, разве это не четкая инструкция по аскетической практике:
1. Отрежь максимальное число щупалец, связывающих тебя с внешним миром;
2. Плачь (кайся) и придет к тебе Утешитель;
3. Будь кротким и смиряй себя и войдешь в Новый Иерусалим, который лучше рая;
4. Читай Писание и придание и найдешь ответы на все свои вопросы;
5. Просто давай милостыню и тебя помилуют;
6. Очищай сердце от греховных помыслов, что бы смог увидеть Христа;
7. Живи со всеми в мире сколько от тебя зависит;
8. Не бойся биться за правду (в окопе, редуте и т.п.), ибо ты бьешься за свое Царство;
9. А будут гнать и клеветать на тебя за твоего Бога ...
10. Радуйся и веселись, ибо велика твоя награда -Дух Святой.

Это не заповеди блаженства. И уж тем более не  Христовы заповеди. Это Ваши заповеди самому себе. Понимаете? Они даже не навеяны заповедями Христа. Так как полны самости и отсутствия любви. Даже к себе. И для Вас это инструкция к действию. О какой борьбе Вы говорите? Своей правой рукой борите свою левую и наоборот? Я не вижу смысла в такой борьбе - кроме одного. Рано или поздно Вы увидите её несостоятельность и обратитесь к другому.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Феофил

  • Сообщений: 62
  • работник 11 часа
    • Просмотр профиля

Re: О психотехниках православных подвижников
« Ответ #427 : 07 Апрель 2015, 16:08:15 »

Феофил, источник один - а действия разные.
Отсюда видно, что даже умозрительно надо разбираться вам, уже не говоря - про опытно. Родион говорит от опыта....


Краевед, благодарю, конечно, за помощь. Бог с ними с энергиями, это я напрасно перевел тему на мн. число, ведь ясно, что все говорят про одну и ту же Энергию.
Что меня удивляет, так это то, что Родион упорно указывает, что моя борьба с со страстями не приведет ни к каким результатам. Конечно, опыт имеет значение, но все же я основываю свою практику на Писании (заповеди блаженства) и предании (аскетической практике СО), поэтому искренне не пойму почему она тщетна. Господь дал нам энергию, но еще и дал средства (заповеди), что бы эту энергию получить, почему использование этих средств вдруг стало бесполезным?
Это не заповеди блаженства. И уж тем более не  Христовы заповеди. Это Ваши заповеди самому себе. Понимаете? Они даже не навеяны заповедями Христа.
Родион, пожалуйста, выберите какой-нибудь один пункт и я постараюсь доказать, что он навеен Писанием и преданием.
«От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься»

Родион

  • Сообщений: 9255
    • Просмотр профиля

Re: О психотехниках православных подвижников
« Ответ #428 : 07 Апрель 2015, 16:40:18 »
Отрежь максимальное число щупалец, связывающих тебя с внешним миром; - например.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Феофил

  • Сообщений: 62
  • работник 11 часа
    • Просмотр профиля

Re: О психотехниках православных подвижников
« Ответ #429 : 08 Апрель 2015, 11:15:33 »

Отрежь максимальное число щупалец, связывающих тебя с внешним миром; - например.
Родион, под "резанием" я имел ввиду аскетическое исполнение заповеди Христовой: "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное". Под нищетой духовной подразумевается многое, если не все, но с точки зрения аскетичекского делания святые отцы говорят следующее:
"Нищие... духом не имеют... никакого пристрастия к благам мира сего и не помышляют о них с услаждением, но ненавидят их и отвращаются от них" (прп. Симеон Новый Богослов, 76, 34);
"Худое стяжание — сребролюбие, поэтому погубим его; худой запас — злопамятство, поэтому отбросим его; пагубное приобретение — невоздержное похотение, им-то более, нежели чем другим, обнищаем,  чтобы такою нищетою приобрести себе Царство: ибо блажени нищии духом (Мф. 5:3), т.е. обедневшие таким богатством" (свт. Григорий Нисский, 19, 320—321);
"Не должно быть любопытным, не нужно читать тех газет и мирских книг, которые опустошают душу и приносят уныние и смущение" (св. Силуан Афонский).


Можно еще много слов привести из Предания, но все они приведут к одному: "нищета духовная" есть такое состояние духа, когда он не привязан ни к одной вещи, идее или страсти.


Если прорисовать все наши привязанности нитями, то человек станет похож на многорукого Шиву или  осьминога, отсюда мною применено слово "шупальцы", но это не мой образ, про щупальцы сказал митрополит Антоний Сурожский в беседе "На пути вглубь", он там предложил попробовать втянуть их, но Сам Господь предлагает действовать более радикально: "Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки её и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну" (Мф.5:29-30)


"Вырви, отсеки и брось" говорит Христос, я применил их синоним "отрежь". Почему "максимальное", потому что отрезать будет тяжело и больно, т.к. резать придется по живому, именно об этом говорят святые отцы: "Отдай кровь -получи Дух". Особенно трудно будет богатым, как тому юноше, которому Господь сказал: "Все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах" и юноша отошел опечаленный, т.к. имел большое богатство. Кое что не получится отрезать вообще, например, свою жену, потому что, "То, что Бог сочетал, того человек да не разлучает" (Мф. 19:6).
Но все как то устроится Самим Богом: "А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно" (Мф. 19:26). Итак, с помощью Божией мы исполним и эту заповедь.
«От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься»

Родион

  • Сообщений: 9255
    • Просмотр профиля

Re: О психотехниках православных подвижников
« Ответ #430 : 08 Апрель 2015, 12:49:35 »
Феофил, простите, но Вы сварили худую кашу. Она не лезет в горло. Еще раз скажу свое мнение, а там смотрите сами. Вы стараетесь внешними методами решить внутренние проблемы и неустройства. Говоря словами Ваших цитат - нищие духом "не имеют... никакого пристрастия к благам мира сего и не помышляют о них" совсем не потому, что они отсекли какие то там щупальца. Вы путаете причины и следствия. Именно нищета духовная дает освобождение от привязанностей, а не наоборот - кастрация желаний и привязанностей ведет к нищете духом. Угробить себя легко. Даже очень. И происходит это тоже не редко, именно неразумной аскезой человек закрывает себе все двери, делая тело и психику абсолютно невосприимчивой. Об этом тоже говорит Симеон Новый Богослов
http://www.hesychasm.ru/library/stsymeon/symeon1.htm

Цитировать
Когда ум отправляется [в путь], собираясь от чувств и охраняемый внешним чувством, собираясь со всеми помыслами и тщетно [стараясь] забыть их, иногда испытывая помыслы, иногда же внимая мольбам к Богу, произносимым устами, иной раз привлекая к себе плененные помыслы, в другой же и сам, объятый страстью, снова начинает принудительно возвращаться в себя, " то невозможно так воюющему когда-либо умиротвориться или увенчаться победным венком. На самом деле таковой похож на человека, сражающегося в ночи, который хотя и слышит голоса врагов и получает раны, но ясно <ему> увидеть, кто они, откуда пришли, как и ради чего ранят, нельзя, потому что виновник такого урона " мрак ума. Так воюющий не избежит сокрушения от мысленных иноплеменников и, подъемля труд, все же лишается мзды. При этом, скрадываемый тщеславием, он мнит себя внимательным и, находясь во власти этого [тщеславия] и будучи его игрушкой, иногда даже порицает остальных, что они не таковы, и превозносится, ставя себя пастырем овец и уподобляясь слепцу, обещающему показывать дорогу слепцам.

Поэтому у меня и такое мнение, что Ваша борьба того не стоит. Смотреть на мир нужно с любовью. Совсем не значит это ни похотливость ни сребролюбие. Если Вы любите мир как творение Великого Зодчего - такая любовь не принесет вреда. И она как раз показывает что же на самом деле означает "Вырви, отсеки и брось". И потому не могу я принять Вашу интерпретацию как аналог заповеди Христа. Не вяжется она с ней.

Дальше. Если сочтете нужным и прочтете по ссылке СНБ, то к описанию третьей молитвы подойдите разумно. Не втыкаясь сразу в послушание и прочее. Просто потому, что послушание как термин тоже изрядно искажен в умах людей. Он не аналог "слушаю и повинуюсь", он ближе к "слушаю, вижу и знаю что делать", и в этом же русле идет связка с голосом совести.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Re: О психотехниках православных подвижников
« Ответ #431 : 08 Апрель 2015, 14:22:02 »
Меня вот какой вопрос интересует: святые отцы пишут, что перед тем как заниматься "умным деланием", сперва надо побороть страсти, очистить ум от греховных помыслов и т.п., но каков признак того, что мы это уже сделали? Мне кажется единственным верным знаком может быть только принятие Духа Святого, но если Дух придет, то не будет ли достигнута уже цель? Нашим святым отцам в юморе не откажешь?  :D


  Если вы имеете ввиду внутреннее делание, т.е. молитву внутри, то главное приготовление - смена ценностей. Т.е. - всю свою жизнь (все ценности) погубить ради Евангелия и Ииуса. Конечно, это может переходить и на физическую жизнь.

  Подготовка по Симеону - это хранение совести перед Богом и не злоупотребление мирскими благами (учителей внутренней молитвы немного, как найти? Потому остаётся послушание Богу). Нет никакой борьбы с помыслами, со страстями и так далее...
  Она наступает позднее, когда видишь, с чем и как бороться, чего и как воздерживаться.
Потому как имея внутренний опыт, видишь тонкости.

  Говоря о "толстостях" - когда надо вырывать глаз, то посмотрите ради чего. Ради Царствия Небесного - в которое ещё нужно войти. Т.е. - ещё не получены ценности и сокровища Царствия. Т.е. - нужно делать выбор между ценностями - своей жизни и евангелия. Выбери жёстко - говорит Иисус. И не оборачивайся.
   И тогда всё внутри перекиснет и изменится. И встанет необходимость аскезы - борьбы, просто по-другому уже не сможешь. Внутренние ценности будут в противоречии с состоянием души... :)
   Тут и сам будешь напрягаться, и к Богу припадать в стенаниях. И без внутреннего различения тонкостей будет бесполезность, как описывает это Симеон.


 
  Хотел коснуться ещё одного момента.

Хотелось бы уточнить, с какой целью Вы молитесь, с целью обрести Бога, или с целью уничтожить прелесть?
На много целей сил нет, поэтому цель определена для себя одна: стать смиренным и кротким, чем и уподобиться Христу. А на пути к этой цели главное - борьба с тщеславием всеми доступными средствами. Дальше, как Бог помилует.

  "Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою" - говорит Господь, заповедь, полученная от Отца.
  Тщеславие, как и все прочие, растёт из гордости. Как сказал Господь Антонию - смирению всё возможно. Т.е. - отдача себя всего Богу - лучшая борьба со всеми страстями. Тут и смирение (мир и плодородие), и кротость сердечные.
« Последнее редактирование: 08 Апрель 2015, 14:39:12 от Краевед »
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

Колхозник

  • Сообщений: 3022
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Re: О психотехниках православных подвижников
« Ответ #432 : 08 Апрель 2015, 15:35:02 »
Феофил, достаточно иметь одно смирение, что бы твои щупальца обрывались целыми гроздями. Есть у смирения другое имя-определение, это "не принимать и не отвергать", а так же созерцание, туда же можно отнести и нищету духовную. Все они об одном и том же состоянии человека говорят.  Это состояние пассивного наблюдателя. К чему тебя и призывают ребята.

Так зачем нужна аскеза, в таком случае? Борьба без осознания ничего кроме шишек не дает. Посему борьба (аскеза), должна вести к осознанию причины порождающей эту борьбу. Когда причина осознается, враг побежден. И если он даже нападет снова, то у тебя уже есть оружие против него. Осознать в пылу сражения крайне трудно, внутренний покой дает обостренное виденье и как следствие осознание.

Тренировать свой ум и рассудительность можно и нужно, но делать это лучше и эффективнее из состояния тишины.  Смиренный, тихий, кроткий, это человек как бы "пустой" (невидимый) внутри (но внимающий и наблюдающий). И когда щупальца мира хотят прикоснуться или схватить такого "пустого" человека, то не находят в нем того, за что можно ухватится, он для мира как бы исчезает.

Самая великая аскеза, это исихия. Между двух произносимых тобой слов ( внешне или внутренне) есть момент тишины, в промежутке между страстями, так же есть мгновение тишины. Улови эти мгновения и остановись в них, замри.

Феофил

  • Сообщений: 62
  • работник 11 часа
    • Просмотр профиля

Re: О психотехниках православных подвижников
« Ответ #433 : 08 Апрель 2015, 20:44:16 »

Вы путаете причины и следствия. Именно нищета духовная дает освобождение от привязанностей, а не наоборот. Угробить себя легко. Даже очень. И происходит это тоже не редко, именно неразумной аскезой человек закрывает себе все двери, делая тело и психику абсолютно невосприимчивой. Об этом тоже говорит Симеон Новый Богослов
http://www.hesychasm.ru/library/stsymeon/symeon1.htm
Поэтому у меня и такое мнение, что Ваша борьба того не стоит.
Дальше. Если сочтете нужным и прочтете по ссылке СНБ, то к описанию третьей молитвы подойдите разумно.


Родион, я несколько раз прочитал текст Симеона Нового Богослова о второй молитве и, простите, ничего не понял. Не понятно зачем он "собирается со всеми помыслами" при этом "тщетно старается забыть их"? И что это за "внешние чувства", на которые он обращает внимание, но не видит "внутренних врагов"... Есть ли перевод получше где нибудь?
Мне ближе и понятнее образ третьей молитвы, это "трезвение и противоречие помыслам" или "иследование помыслов и блюдение ума". Вот именно такое сопротивление внутренним врагам, из которых главный для меня тщеславие, я делаю. Во всяком случае приготовление к третьей молитве для меня, как оказалось, началось давно, т.к. хранения совести мною делаются и совесть (мой ангел хранитель) меня тут не обличает.


Так же мне близко и понятно то, о чем СНБ говорит о степенях возмужания:
"Первый возраст иноческой степени есть умаление страстей, что свойственно начинающим.
Вторая ступень духовного повзросления, превращающая отрока в юношу, привязанность к псалмопению. Ибо после упокоения и умаления страстей псалмопение становится сладостным для языка и причисляется у Бога <к заслугам>, ибо невозможно "петь <...> Господу в земле чужой" (Пс. 136, 4), то есть в страстном сердце.
Третья же ступень духовного возрастания юноши в мужа - прилежание к молитве, что свойственно преуспевшим. Ведь молитва отличается от псалмопения, как совершенный муж от юноши и отрока, соответственно степени, на которую мы восходим.
За этими <тремя следует> четвертая ступень духовного возрастания - ступень седого старца, то есть неуклонная пристальность созерцания, каковое свойственно совершенным. Вот и завершен путь, и лестница достигла конца...
Значит, поскольку эти [ступени] так положены и возвещены /установлены/ Духом <Святым>, то невозможно младенцу возмужать и взойти в состояние седого <старца> иначе, кроме как начав с первой ступеньки, как мы сказали, и, успешно пройдя по [всем] четырем, достичь совершенства.".
 
Но у меня создается впечатление, что Вы, говоря о том, что "нищета духовная дает освобождение от привязанностей, а не наоборот", говорите, что можно сразу перемахнуть через три ступени и взгромоздиться на "ступень седого старца". Я бы хотел, конечно, что бы Дух Святой пришел и вознес на последнюю ступеньку туне, но вряд ли так бывает, вот и Симеон НБ говорит, что сперва надо "умалять страсти", но я слышу от Вас -нет не надо. Может я не правильно Вас понял, ответьте еще раз, пожалуйста?  :'( 


И тогда всё внутри перекиснет и изменится. И встанет необходимость аскезы - борьбы, просто по-другому уже не сможешь. 
В том то и дело, Краевед, что необходимость аскезы -борьбы уже настала, иначе чего я тут появился. А может я не распознал Его пришествия?!  :|


     Тщеславие, как и все прочие, растёт из гордости.
Извините, св. Иоанн Лествичник считает наоборот, это гордость исчадие тщеславия: Слово 22:5 и 22:35
«От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься»

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Re: О психотехниках православных подвижников
« Ответ #434 : 09 Апрель 2015, 00:10:41 »
Феофил, это несеръёзно. В 22:5 вообще ничего нет о гордости, а в 22:35 это мнение преподнесено как рассказ и частный случай стороннего лица.

Вообще, очень многие страсти являются причиной возбуждения других страстей, и рождают друг друга.
Простите... даже руки опускаются что-то объяснять. :)
Посмотрите хотя бы у Кассиана Римлянина классификацию страстей. Он это разработал вполне основательно.
« Последнее редактирование: 09 Апрель 2015, 00:37:30 от Краевед »
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́