Исихазм

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Темы - Igor

Страницы: [1]
1
Аскетическая практика / Родовой грех
« : 05 Август 2009, 02:53:28 »
Отделено от http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1992.0
---


Alexander:
 
Цитировать
Чтобы избавиться от засилья родовых грехов, надо пройти через огненные испытания...
Вот! РОДОВОЙ ГРЕХ.

Заметьте, мало о нем говорят в современной церковной среде. А в светской лит-ре любят говорить о "генетике", оправдывая ею дурные человеческие наклонности. 

2
Аскетическая практика / Страх и блуд
« : 30 Январь 2009, 14:30:12 »
отделено от http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1919.0
---


Давно уже не появлялся на форуме, хотя просматриваю новые темы. На данной ветке острота проблемы, представленная в комменте Alexander’a http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1919.msg42170#msg42170 осталась без внимания и притупилась. А мне понравилась "проблема страхов (и блуда)" в скобках. :-)

Один французский философ прошлого века не без оснований определил "сходство ужаса и сладострастия" и размышлял о танатографии сексуальной энергии. Рогатый и козлоногий Пан из греческой мифологии наводил ужас (даже родная мать приходила от него в ужас) и был большим сладострастником. Присуща ему была сентиментальность и меланхолия (примечательна характерность этого образа, подмеченная древними). Таковым представлен и лермонтовский демон, сентиментально и меланхолично сеющий вокруг себя тлен смерти…

Особенно хотелось отметить такую мысль Alexander’a:

Цитировать
Добираясь до основания страха, придется столкнуться с сексуальными проблемами и пробудить спящую силу.

Может быть, кто-нибудь своими соображениями?

3
В этой теме хотелось бы затронуть вопрос именно о человеческой природе. Для участников форума, надеюсь, понятна тональность заданной темы… Задам  тон еще раз (от бл. Августина) :-):

"я знаю о Тебе нечто, чего о себе не знаю".

А далее у него следует (это "Исповедь", 10-я кн., 5-я гл.): "Мы видим…". То есть он говорит не столько о себе, о своем "я", сколько о  о человеческой природе, о всех нас человеках.

В последней ветке, разумно остановленной Александром, Keleynick сообщает:
Цитировать
А что касается человеческой природы - в основе любой природы, даже с точки зрения науки (по Эйнштейну, к примеру) - энергия. Материя и природа - все есть энергия.

Вот бы очень и хотелось разобраться, что есть человеческая природа, что есть материя, что есть энергия (какая? Божественная? человеческая? или еще какая?), и что есть человеческая воля.

То есть вопрос антропологический, но рассматриваться он должен (по умолчанию)  в тональности нашего форума.

Хотелось бы и с новыми участниками выработать подходящую и приемлемую терминологию.

4
Не раз уже на нашем форуме звучало сожаление о плохих переводах святоотеческой лит-ры. В частности, и мой недавний коммент:
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1591.msg24210#msg24210

Но вот радостная находка в сети – весь Григорий Синаит в доброкачественном переводе (в Добротолюбии представлен почти весь Григорий Синаит - у него немного трудов - в "дебелом" переводе) еп. Вениамина Саратовского (Милова), преставившегося в 1955 году, на сайте Саратовской епархии:
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=3285&Itemid=154

Это достойный образец перевода святоотеческих текстов на современном русском языке. Еп. Вениамин был не только хорошим специалистом-переводчиком, но и опытным исихастом-подвижником  с "духовным вкусом". Хороший переводчик на труднопереводимые места всегда сделает сноску. Таковы переводы Епифановича, проф. Бриллиантова, проф. Андреева, перевод с сирийского Исаака Сирина Илариона Алфеева  и проч. Таковые комментарии мы видим и у вл Вениамина.
 
Кстати, Саратовская епархия собирает сейчас материалы к его прославлению. См.:
http://old.eparhia-saratov.ru/txts/eparhy/saints/podv/06_milov.html  или:
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=4204&Itemid=3 .

Обратите особое внимание на Послесловие еп. Вениамина о переводах на русский язык, которыми мы "питаемся":
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=3285&Itemid=154&limit=1&limitstart=22
Вот оно, слово не мальчика, но мужа о вольных переводах Феофана Затворника!

На форуме не раз приходится наблюдать смущение участников "новоявленной" терминологией (напр., "энергия", "эрос"…). В то время как для древних это был обычный языковой инструментарий. Как скажем, святоотеческий эрос ускользает от нашего взора? - Да он переводился как угодно! Скажите народ форумский, Вам знакомо слово рачение? А это на непонятном старо-славянском (а лучше сказать, древне-болгарском) обозначался тот самый "злополучный" эрос. И это только один пример скрадывания существенного в имеющихся переводах.

От себя лично – большое спасибо издателям сайта Саратовской епархии.


5
Объявления, отзывы / предложение Админу
« : 13 Декабрь 2007, 03:14:00 »
Александр, заглядывая иногда в наши форумские беседы прошлых лет, отмечаю, что худо-бедно :-)  весьма интересные вещи мы проговаривали. Вижу, что многие темы, которые естественным образом возникают сегодня, были уже затронуты нами в прошлом. Материала накопилось много, и заметно, что новые участники со старыми темами не знакомы. В этой связи, подумалось мне, что неплохо было бы перед каждой новой темой предлагать нашим участникам сносочки наших прошлых "параллельных" бесед. Для старых участников это был бы хороший anamnesis, а для новых – ознакомительное введение. Понимаю, что это требует времени. Но все же, как тебе мое предложение?

6
Диалог / "великое ничто"
« : 24 Август 2007, 22:52:27 »
Умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю, и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего (2 Мак. 7, 28). Так увещевала мать своего младшего сына не страшиться мучений и принять смерть, подобно своим старшим шести братьям.

Итак, все сотворил Бог из ничего. И об этом говорится в Священном Писании лишь один единственный раз (!), причем в книге, не вошедшей в еврейский канон Писания!

А сегодня в мировой прессе появилось сообщение об открытии американских астрономов. С помощью новейших радиотелескопов им удалось в районе созвездия Эридана обнаружить "великое ничто" :-). По словам ученых,  "в этом регионе просто находится 1 млрд. световых лет абсолютной пустоты. Это пространство составляет около 10 триллионов миллиардов километров".
 См. http://www.cybersecurity.ru/news/30345.html

7
Итак, папа Римский Бенедикт XVI (Ратцингер)  отменил  вчера концепцию существования так называемого limbus puerorum или limbus infantum, то есть преддверия  ада, куда попадают души некрещеных младенцев. Еще в октябре 2006-го года он заявил о богословской несостоятельности этой доктрины и создал специальную теологическую комиссию, которая поддержала его мнение. Фактически, это есть  начало пересмотра всей католической концепции limbus, которая нам известна как «чистилище». Да, полностью концепция limbus, которую опровергал св. Марк Ефесский, как я понимаю, еще не отменена. Но отменен важный пункт этой концепции.

Ратцингер относится критически ко всем доктринам Западной Церкви, принятым после разделения Церквей. Надо отметить, что новый папа является приверженцем бенедиктинской католической школы, которая обращает особое внимание на святоотеческое (в целом, византийское) учение Церкви. В Баварии, где он родился и духовно возрос, находится 13 мужских и 5 женских бенедиктинских монастырей. Бенедиктинцев привлекает и духовный опыт русских подвижников, поставивших во главу угла умное делание. Им хорошо знаком Серафим Саровский, оптинские старцы, Феофан Затворник, Игнатий Брянчанинов, старец Силуан (книга архим. Софрония уже с начала 80-х переведена на немецкий). Знаю, что где-то в конце 90-х монах баварского монастыря в  местечке Niederaltaich успешно перевел «Откровенные рассказы»…

Папа Бенедикт XVI предпочитает терминологию на греческом языке. «Экклесия» в его письменных трудах, проповедях и официальных выступлениях – центральное понятие. Латинское «messa» он явно не любит, и католики стали  потихоньку привыкать к словам «литургия» и «евхаристия» :-)


8
Отделено от: http://www.hesychasm.ru/forum/viewtopic.php?t=1275
----

Evgeny,
 
Цитировать
Igor, у нас возникла путаница в терминологии, а говорим мы то же самое.


Evgeny, путаница в терминологии возникла не у нас. Она возникла, по крайней мере, ко времени Григория Паламы. Обратите внимание: св. Григорий Палама во всех своих писаниях только и говорит о том, что надо различать Божественную сущность от Его энергий. Это неразличение на Западе с бл. Августина и стало в принципе тем, что на Востоке во время паламитских споров называли "латинской ересью". А Григорий Палама говорит: "Бога называют Светом не по Его сущности, но по Его энергии". И говорит это в разных выражениях многократно.
Премудрость Божия - тоже Божественная энергия. У Максима Исповедника достаточно развитое учение о Премудрости Божией (о "логосе Премудрости"). А "максимоведы" спорят об "индивидуальных логосах" у Максима. А он говорит о частных логосах в аспекте Премудрости! У него звучит мысль о "софийности" всякой твари! Но софиологию в грубой необработанной подаче о.Сергия Булгакова объявили ересью, и с тех пор всякой богословской мысли в эту сторону однозначно навешивается ярлык "софианства". Софиология в православном богословии забракована!

9
Тема отделена от: http://www.hesychasm.ru/forum/viewtopic.php?t=1271

Выношу также несколько реплик из предыдущего разговора:

Igor,
Цитировать
Вопрос к форуму: получает ли молящийся Святым благодать, "характерную" тому или иному святому? Можно ли говорить об особой богородичной благодати? Сегодня мы молимся св. Пантелеимону. Получаем ли мы в наших молитвах к нему благодать, ему "характерную"?

Или мы, вообще, ничего не получаем?...

Evgeny,  
Цитировать
Мысль Игоря понятна и в определенной трактовке приемлема. В силу духовного единства Церкви и в силу неслитно-нераздельного соединения ипостасей святых с энергиями Божиими и с Божественными Ипостасями, можно говорить что там где присутствуют энергии Божии в святых в виде даров Духа, там же есть присутствие и соединенных с ними ипостасей святых и Божественных Ипостасей. Можно говорить о духовном взаимопроникновении (перихоресисе) ипостасей святых в том же смысле в каком говорится о перихоресисе человека с Ипостасями и энергиями Божиими. Но я не думаю что есть некая "специфической" благодать присущая конкретным святым, способная передаваться (вместе с ипостасными признаками) на другого человека. Благодать не становится специфически ипостасной, но соединяется в единстве с ипостасями воспринявшими её, при этом соединяя и эти ипостаси святых в духовном единстве.

----

Evgeny,
Цитировать
Цитировать
Alexander писал(а):
Возможна ли передача духовных дарований другому человеку? Да. Несут ли эти духовные дарования печать личностного присутствия как божества, так и человека? Если мы говорим: нет, то отрицаем саму суть православного учения о личностном характере нетварных энергий

Что-то я не слыхал о таком православном учении. Неплохо бы обосновать, с цитатами пожалста.

 
 Каждое утро мы обращаемся в молитве к Божией Матери: «Воспеваю благодать Твою, Владычице, молю Тя, ум мой облагодати». Мы прославляем благодать Божией Матери! У Нее своя особенная Слава. У Нее свой литургический цвет – голубой. Если мы скажем, что Ее благодать – это (только!) особые дары Святого Духа, то не погрешим ли мы в умалении славы Божией Матери? А свой особенный «характир» благодати Божией Матери неоднократно подтверждается в церковных песнопениях и молениях. У Божией Матери есть свои избранники – это те святые, которые сродны Ей по духу, особенно близки Ей.  И про каждого своего избранника Она так и говорит : «сей – от рода Моего». Они несут Ее печати.
Также можно говорить о «характире» благодати любого святого. Можно говорить и о тесном духовном родстве тех или иных святых.
Понимание этих вещей приходит в молитвенной практике. Не знаю, насколько удобоприемлимы  попытки конвертирования этих духовных явлений на догматический язык. Дискуссия об индивидуальных логосах не дает ясности, а лишь запутывает.

10
Диалог / Евангелие (от) Иуды
« : 17 Январь 2006, 14:15:21 »
Тема отделена от: http://www.hesychasm.ru/forum/viewtopic.php?t=1113
-----

К Пасхе этого года обещают опубликовать сенсационную находку последних лет – Евангелие Иуды. В прессе появились сообщения о том, что Ев. Иуды  несет такую информацию, которая может изменить взгляд на все Христианство.  :D  Но взглянем на те фрагменты, которые уже были переведены и опубликованы. Вот фрагмент Преображения (начало). Иисус с учениками всходит на Фавор и они начинают молиться так:  «О, Господи Боже, Который над всеми великими эонами, не имеющий начала и не имеющий конца! Дай нам духа знания в откровении Твоих таинств, в принятии нашего знания, откуда мы вышли и куда мы уйдём, и что мы сделаем, (и) будем жить». Уже из этой молитвы видно, что она составлена гностиком, и уже складывается впечатление, что Ев. Иуды ничем не отличается от писаний, найденных в свое время в Наг-Хаммади.

11
Ветвь темы: http://www.hesychasm.ru/forum/viewtopic.php?t=268
------

viktor:

Цитировать
Весь мир "подсажен" на те или иные психоактивные вещества.


Да, ПАВ - предмет, который стоит рассмотрения на форуме. Для кого-то курение или потребление алкоголя - вещь не проблематичная, но если хорошенько взглянуть, есть, казалось, совсем безобидные пристрастия (обильное чаепитие, например), которые могут очень мешать "жить". Иоанн Кронштадтский где-то в проповеди говорил, что пьяница и тот, кто "чай хлыщет" (так, вроде бы он сказал).

А есть вещи поинтереснее - пристрастие бегать. Казалось бы, что в этом безобидного? Но один монах поведал мне, что оказавшись в монастыре, очень мучался, привыкнув в миру каждое утро совершать пробежки. Здесь тоже свой психосоматический комплекс, свой "уют". Не говоря уже о том, что в беге организм вырабатывает кое-какие вещества, которые можно, наверное, отнести к ПАВ (кто-то мне говорил про вырабатывание "зооморфина" - м.б., Viktor нам профессионально расскажет). К тому же,  - проблемы с кровообращением. Мне кажется, проблемы с ПАВ, "маленькие" или "большие" есть у каждого из нас.
Что думает на эту тему народ форумский?

12
Объявления, отзывы / Где наш модератор?
« : 07 Сентябрь 2005, 22:19:14 »
Что-то Evgeny пропал. Без него сиротливо :(  Видел сегодня, как он вошел, но...

Страницы: [1]