Но вообще, этот эпизод - редчайший случай, когда идет описание течения внутренних душевных процессов. Подобный есть еще только один - Гефсимания.
Обычно детально описывается внешнее поведение (напр. "рыдал", бил себя в грудь, падал ниц и т.д...)
плоть Господа покорена Его духом, но время от времени выходит из-под контроля. И нужен рык Его духа
У Бога все всегда под контролем. Даже когда выходит из-под контроля.
То, что описывается в рассматриваемых эпизодах (плач, душевная скорбь) - это в святоотеческом богословии именуется "неукорными страстями".
Страсти, которые держат человеческую природу в плену, (=принудительные), но такие, которые нельзя поставить в человеку в вину, за которые нельзя упрекнуть.
Склоняюсь к мысли о том, что попущение Христа на внутреннее действие страстей - это было постоянное "общее правило". Во всех жизненных событиях Его человеческая природа вела себя так же, как и наша. Чтобы сформировался спасительный природно-сверхприродный "механизм" зафиксированный в словах: "сила Моя в немощи совершается".
Но само попущение - разрешение природе действовать "естественно-болезненным" образом" - оно было. Без этого сама ситуация страстности (плена, принудительности) не могла бы возникнуть. В соединенности двух природ превалирует Божья, а значит человеческая природа мгновенно исцеляется, становится обоженной, неподвластной страстям.
В отличие от Феофилака Болгарского, думаю, что это попущение носило не временный, а постоянный характер. Можно это назвать свободой Предвечного Волеизъявления разделить нашу принудительность. Что по большому счету меняет смысл "принудительных" на вольные...