Инок Всеволод
Богообщение
Пять глав о непрестанной молитве
Мне понравился этот труд так как в нем много пояснений практических советов к молитве, и для меня было главным напоминание о том что молитва это покаяние, в моем случае к сожалению. Это больше прошение. Вот этот отрывок мне понравился.
3-й икос акафиста оканчивается следующими припевами:
“Иисусе, освети мя темнаго.
Иисусе, очисти мя сквернаго.
Иисусе, возведи мя блуднаго.
Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя”.
“Да ведаем..., что не за многоглаголание услышаны бываем, а за чистоту сердца, сокрушение и слезы. Почему молитва должна быть кратка, но чиста и искрення...” и непрестанна. (“Древние иноческие уставы”, Москва, 1892 г., стр. 617).
А еще мне понравились эти мысли:Богообщение является некоей священной солью христианства. Как хорошо приготовленныя яства, если не будут осолены, могут оказаться не годными к употреблению, так и внешне благополучные христиане, если не будут видеть смысл своей жизни в непрестанном богообщении, соделаются непригодными для Царствия Небеснаго.
Особенно же Новый Завет учит не иному чему, как стяжанию Духа Святаго. А это, по словам преп. Серафима Саровскаго и есть цель христианской жизни. В поучениях Спасителя и апостольских посланиях обретаются прямыя и ясныя заповедания христианам: постоянно трезвиться и духовно бодрствовать; за все благодарить Бога; непрестанно молиться, на всяком месте и во всякое время.
Итак, Царствие Божие достижимо для чад Церкви в личностно-духовном богообщении. Но как к этому прийти на деле? что Христос “сказал... притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать” (Лук. 18,1).
Но, так как не всякая молитва угодна Богу, то в следующей за сим притче — о гордом фарисее и смиренном мытаре, Господь научает, что только та молитва, которая срастворена чувством покаяния и смирения будеть услышена и привлечет к молящемуся благодать Духа Святаго. Не удивительно, что вслед за Спасителем и свв. отцы-исихасты так много и так охотно говорили о покаянной сущности непрестанной молитвы. Их общий и единогласный вывод заключается в том, что цель непрестанной молитвы не созерцание, а покаяние.
трезвение или внимание, :
1)в немедленном отсечении приходящих нечистых помыслов и
2) в удерживании памяти Божией, сиречь непрестанной молитвы.
“Пусть каждый... замечает и записывает свои поступки и душевныя движения, как бы с намерением сообщать это друг другу; и... стыдясь известности непременно перестанет грешить” (Св. Аванасий Великий, указ. произведение). Единственная опасность, грозящая не только новоначальным, но и совершенным; не только делателям Иисусовой молитвы, но и тем, кто молится исключительно по молитвослову — заключается в гордыне, самомнении и превозношении при молитве. Но эти состояния не из молитвы проистекают, а из падшаго человеческаго естества прельщаемаго диаволом. Защита от этих состояний состоит в том, чтобы искать в непрестанной молитве только одного дара — зрения своих согрешений, и только одного плода — очищения от страстей.
Вновь повторим, что в основание молитвеннаго делания необходимо полагать смиренное самовоззрение и поиск духовнаго наставника.
Ведь многим современным инокам, по собственному опыту известно, что сначала почти всякий новоначальный послушник узнав об умном делании с жадностью берется за молитву Иисусову, благодать Божия споспешествует ему. Но проходит время и монах отступает от молитвы, все потому, что она требует труда ежедневнаго и неленностнаго. Увы, к духовному труду мы не привыкли... И остаются четки в руках монаха простым украшением. Иногда на службе вспомнит он о молитве Иисусовой, прочтет ее несколько раз, да и позабудет. А ведь, святые отцы говорят, что молитва дается только молящемуся.
Именно умное делание и непрестанная молитва лучше всего могут помочь делателю претерпеть все жизненныя напасти. Успешной борьба бывает лишь тогда, когда она ведется правильно. А правильной она бывает тогда, когда мы надеемся победить свои страсти и помыслы не своей силой, а силой божественной. Для этого и необходимо нам постоянно призывать себе на помощь Господа, через непрестанное призывание имени Божия...” (Письмо 23; “Письма архиепископа Феофана Полтавскаго и Переяславскаго”
Усердное делание Иисусовой молитвы и любовь ко Господу Иисусу Христу взаимно порождают друг друга. Недаром Спаситель сказал, что первой и наибольшей заповедью для нас является сия: “Возлюби Господа Бога всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим” (Мате. 22, 37). Эту заповедь святые отцы понимали, именно, как заповедь о непрестанной молитве. Смиренная любовь сердца ко Христу есть начало и конец непрестанной молитвы Иисусовой. Сия любовь есть основа богообщения. Богообщение же это путь к обожению, к стяжанию Духа Святаго, к богоподобию. Внемлющий да разумеет.Инок Всеволод
1998 г.
Православная жизнь. №5 (593) Май 1999