Исихазм

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Сообщения - Дмитрий Данилов

Страницы: [1] 2
1
Аскетическая практика / "Крыша"
« : 14 Сентябрь 2005, 15:14:04 »
Цитата: Chevanton
Можно вопрос: отчего состояние при словах "помилуй мя грешнаго" может быть радостным?!


От упования на то, что Спаситель слышит это моление и сотворит по милости Своей.

О том, как покаянное настроение, плач о грехах сочетается с состоянием "тихой радости", насколько я знаю, писали многие свв. отцы, в частности, и св. Игнатий Брянчанинов, только вот я сейчас затрудняюсь с приведением точных цитат. Да и здесь, на форуме, мы, вроде бы, обсуждали эту тему.

Вы действительно считаете, что радостное состояние во время молитвы (в том числе и у новоначального) - однозначно показатель пребывания в прелести? Никак не могу с этим согласиться.

2
Цитата: Alexander
Я немного подправил название темы. Приношу извинения...


Спасибо за это и за то, что выделили это обсуждение в отдельную тему - слишком далеко мы отошли от проблем совмещения Православия и йоги  :D.

3
Цитата: viktor
Страсть и болезнь - это одно и то же?


Насколько я понимаю, нет. Страсть ли насморк? Болезнь ли желание насытиться пищей?

4
Цитата: viktor
Для возможного продолжения разговора считаю важным спросить: грех и болезнь/врожденная аномалия - это одно и то же по-Вашему?


Полностью согласен с тем, что написал выше Евгений. Возможно, я не совсем ясно выражал свои мысли. Сама по себе врожденная страсть - не грех, следование ей - грех.

Возможно, непонимание возникло от смешения понятий "страсть" и "грех". Собственно, я стал дискутировать с Вами на эту тему исключительно потому, что Вы написали, что врожденная гомосексуальная склонность - не страсть. Я же считаю, что это как раз страсть, но, если человек не потакает этой страсти и не совершает действий, к которым эта страсть подталкивает, то он не грешит.

5
Цитата: viktor
А вот, не дай Бог он в православный форум попадет, так тогда хоть в петлю лезь от отчаяния и вины :?


Почему же? Если помните, здесь, на форуме, такой случай был, и к человеку отнеслись очень деликатно и дружелюбно, никто его не осуждал.

Цитата: viktor
просто не нужно упрощать всё до оппозиции  "грех - не грех", хоть раз скажите по сложному вопросу честно: " не знаю".


Вы предлаете мне сказать, что я не знаю, грех ли гомусексуализм? Увольте, никак не могу. Мне кажется, нужно без всякого лукавства называть грех грехом. Не нужно усложнять то, что просто.

Обсуждаемый нами вопрос действительно сложен в том плане, что очень сложна борьба с этим недугом. Но относительно того, грех ли это или нет, вопрос совершенно простой.

Во избежание непонимания спешу сообщить: все сказанное мною вовсе не отменяет необходимости относиться к людям, страдающим подобными недугами, с деликатностью и любовью. Я вовсе не призываю побивать их камнями :D.

6
Цитата: viktor
Вопрос : всякое ли влечение страстно (к другому человеку)?


Насколько я понимаю, да. Если ошибаюсь, пусть более опытные товарищи меня поправят.

Цитата: viktor
Эротическое влечение - это ли не естественный инстинкт? Не подобно ли оно голоду?


К противоположному полу - да. Это то, что называется "неукоризненная страсть". Однако потакание ей приводит к греху (блуд, прелюбодеяние). То же - с голодом.

Страсть к своему полу - страсть укоризненная, не существует не греховного способа ее утоления. Если страсть к противоположному полу можно "канализировать" через законные супружеские отношения, страсть голода - через умеренное питание, то у страсти к своему полу нет такого законного способа "канализации".

Я так это понимаю.

Если я Вас правильно понял, то из Ваших слов следует, что если человек "родился гомосексуалистом", то тут нет никакой проблемы, человек не виноват и может спокойно грешить, следуя "врожденой склонности" и при этом считать себя христианином. Так же, как может считать себя христианином диабетик - дескать, ну что поделать, болезнь такая.

Я правильно Вас понял?

7
Цитата: viktor
В болезни (мед.), если она наследственна, врожденна сам человек не виноват, ответственности не несет,- это важный момент.


Человек не виноват в том, что он "таким родился", но он несет ответственность за свое отношение к этой данности. За то, какие он действия в связи с этим совершает - потакает или противостоит.

Цитата: viktor
Так вот, ориентировочно 10% гомосексуалов имеют истинный, т.е. биологический гомосексуализм, который уж никак страстью бы не назвать (отсюда и аналогия с врожденным диабетом).


Насколько я понимаю, при гомосексуализме у человека имеет место страстное влечение к лицам своего пола. Значит, это страсть, причем, страсть, так сказать, укоризненная, склоняющая ко греху (есть страсти неукоризненные типа голода - естественные инстинкты). Диабет же не порождает в человеке никаких страстных влечений.

8
Диалог / Православие и Йога
« : 27 Август 2005, 02:50:17 »
Цитата: Коротко Егор
Многие люди в нашей стране опошляют восточные практики потому, что стараются относиться к ним, как к чему-то прикладному. Как к какой-то магии, которая помогает добиться здоровья, богатства, успеха.


Я бы не спешил с такими обобщениями. Мне встречалось по жизни довольно много людей, интересующихся восточными практиками, и в основном это были искренние искатели Истины, а вовсе не люди, склонные к прикладной, бытовой магии.

Цитата: Коротко Егор
А к христиаству отношение у людей в России традиционно серьезное. Никому не придет в голову использовать Христианство, как магию для удовлетворения своих житейских аппетитов.


Если бы! Используют за милую душу (вернее, думают, что используют). Посмотрите на всех этих "православных колдуний и целителей" и толпы их клиентов. А сколько людей крестятся и венчаются в церкви из чисто магических соображений!

Позволю себе усомниться в точности Ваших наблюдений и умозаключений на этот счет.

Цитата: Коротко Егор
хотя в буддизме и нет греха и нет ничего святого и все позволено.


Очень интересное утверждение. Откуда это следует? Почему греха-то нет? И почему все позволено? Что, в буддизме таки совсем нет никаких нравственных предписаний? Ваши представления о буддизме меня немного удивляют.

Цитата: Коротко Егор
И они тоже обвиняли Христа в гордыне, говорили:"Он считает, что Он Бог! Да кем он себя возомнил?!!" Современные христиане тоже много молятся, тоже уверенны в правильности своей религии и тоже обвиняют восточных гуру, утверждающих, что человек и есть Бог, в гордыне.


Фарисейство - увы, весьма распространенное явление в христианской среде, это так. Однако вряд ли правомерно сравнивать Христа и "восточных гуру" и проводить такие рискованные параллели.
 
Цитата: Коротко Егор
Утром он подсказывает одно, а вечером другое.


...а ночью - и вовсе третье :D. Внутренний голос - он такой. Переменчивый.

9
Диалог / Православие и Йога
« : 26 Август 2005, 15:43:39 »
Цитата: Коротков Егор
Может это просто от того, что я не дорос еще до восточных религий и мне рано в них уходить? Может я несколько лет пробуду христианином, а потом душа очистится настолько, что можно будет заниматься йогой?


Просто узнаю себя :D. Я когда-то тоже так рассуждал. Как все знакомо...

Цитата: Коротков Егор
Просто, я вписался в рамки христианства, а кто-то не вписался.


Чтобы "вписаться в рамки христианства", надо победить страсти, достичь обожение, стать святым. Это не так просто, как может показаться :D.

Цитата: Коротков Егор
Вообще, я как то читал статью о различиях между полами, ну и там написано было, что так бывает иногда, что рождается человек, упрощенно выражаясь, с женским мозгом и мужским телом, или наоборот. То есть бывают геи от рождения, а не от больной, извращенной психики и не правильного воспитания. И такой человек влюбялется только в людей одного сним пола. И дело тут не в извращении и не в похоти. И как ему быть христианином?


А как быть христианами людям, одержимым страстями гордыни, гнева, чревоугодия, сребролюбия и т.д. - то есть, подавляющему большинству людей? Так и этим людям. Хотя, мне даже подумать страшно о том, каково этим людям (гомосексуалистам, транссексуалам) бороться с этими тяжелыми и труднопреодолимыми страстями.

Это я к тому, что христианство неудобно для всех людей, для каждого, какими бы конкретно страстями он ни был обуреваем.

Цитата: Коротков Егор
Но потом то можно пересесть с этого корабля на другой, более хороший.


Этак, перескакивая с корабля на корабль, можно так никогда и не прийти в порт назначения :D.

Цитата: Коротков Егор
Я сейчас нахожусь скорее в положении человека, который уже не утопает


Ох, ох... Как бы это не оказалось опасным заблуждением...

Цитата: Коротков Егор
Или этот корабль на котором я плыву достаточно хорошь, чтобы удовлетворить всем моим нуждам? Вот, в чем вопрос.


Может быть, имеет смысл задаться вопросом, насколько каждый из нас хорош для этого Корабля?

Егор, я прекрасно понимаю, что у меня нет никакой возможности Вас в чем-то убедить, поэтому я и не ставлю такой цели. У каждого свой путь, и чужие шишки никогда не заменят своих собственных. Ввязался в этот разговор исключительно потому что Ваш опыт мне очень близок.

10
Диалог / Православие и Йога
« : 26 Август 2005, 15:18:02 »
Цитата: Коротков Егор
Как может человек быть на службе у Сатаны, если он ежедневно молится Богу?


Легко. Вспомните пример фарисеев, распявших Христа. Эти люди ну о-очень много молились Богу.

11
Диалог / Православие и Йога
« : 26 Август 2005, 01:25:41 »
Цитата: Коротков Егор
А наложение на себя запретов и слепая вера в какие-то догматы и положения может привести к большому греху - осуждению


Егор, хочу сразу оговориться: я Вас ни в коей мере не осуждаю, хотя бы потому, что сам прошел через подобный этап оценки и сопоставления различных духовных путей и через многолетнее увлечение восточными религиями. Кстати, я и после воцерковления сохранил сдержанную симпатию к буддизму и большое уважение к индуизму - это чрезвычайно интересные традиции (что никак не отменяет всего того, что я сказал выше).

Искренне желаю Вам Божественного водительства на Вашем пути, каким бы он (путь) ни был.

12
Диалог / Православие и Йога
« : 26 Август 2005, 01:17:36 »
Цитата: Коротков Егор
Что касается аналогии с ревнивым мужем и неверной женой. Если женщина встречается с двумя мужчинами одновременно и один ставит ей ультиматумы, а другой говорит: "Да всетречайся  ты с кем хочешь! А со мной можешь вообще не встречаться, нафиг я тебе здался. " То женщина скорее всего, как это не парадоксально  выберет второго.


"Женщина встречается с двумя мужчинами" и "жена изменяет мужу" - согласитесь, несколько разные ситуации. Поскольку Вы сказали, что "пришли к Православию", значит, здесь уместна аналогия с супружеской изменой. Вы выбрали религию и в то же время ищете возможностей и оснований для того, чтобы совмещать ее с другими путями.

Цитата: Коротков Егор
Насчет того, что буддизм не совместим с христианством это можно поспорить. Во многих видах буддизма есть молитвы Будде и просветленным учителям и Будда играет роль спасителя, аналогичную роли Христа в христианстве.


А как насчет того, что буддизм отрицает существование Бога (и личного, и безличного) и бессмертной души? Да и роль Будды в буддизме совершенно иная, нежели Христа в христианстве (если, конечно, допустимо говорить о "роли"). Начал было писать, в чем отличие, и бросил - если Вы хотя бы с минимальной серьезностью относитесь к этим вопросам, разница должна быть для Вас очевидной. Если это не так - разговор на эту тему, возможно, преждевременен.

Цитата: Коротков Егор
А насчет того, что я говорю, что Бог что-то должен. Не надо придираться к словам.


Я прекрасно понимаю, что Вы имеете в виду, тем не менее оговорка весьма характерна.

Цитата: Коротков Егор
И на последок, вопрос, на который не дал вразумительного ответа еще ни один христианин ни на одном форуме. Если природа человека греховна, и его индикатор "нравится -не нравится" не верен и замутнен грехом, то как человек может понять что Христианство - правильная религия?


Не знаю, кому как, но мне очень трудно рассуждать об этом теоретически. Как и почему человек выбирает тот или иной духовный путь - великая тайна. Все же позволю себе высказать одно соображение, основанное на моем личном восприятии этих вещей.

Мне кажется, что человек делает свой выбор тогда, когда понимает, что никакого выбора у него на самом деле нет. Как-то Бог так устраивает, что человек вдруг понимает, что ему выбирать не из чего, нет никаких "разных вариантов", а есть только один путь, и не потому, что он самый правильный и даже не потому, что "сердце подсказывает", а просто потому, что он один.

Сравните две ситуации:

1. Человек купается в теплом море около берега, на глубине полтора метра. Солнце, море, хорошо. На горизонте виднеется несколько кораблей, больших и поменьше, красивых и не очень. Человек смотрит на них, сравнивает, оценивает, какой красивее, прочнее, мощнее.

2. Человек тонет посреди бурного моря. Мимо проплывает корабль. Один. В нем - спасение. Будет ли этот человек размышлять о том, что где-то далеко в этом море и других морях плывут другие корабли, и о том, какой из них лучше?

Возможно, Вы сейчас находитесь в ситуации первого типа. Возможно, когда-нибудь Вы окажетесь в ситуации второго типа, и все подобные вопросы отпадут сами собой. А может быть, все будет как-то по-другому.

Простите за длинные и, возможно, малосодержательные рассуждения - что-то на ночь глядя расфилософствовался :D.

13
Диалог / Православие и Йога
« : 25 Август 2005, 14:47:22 »
Цитата: Егор Коротков
Вообще, почему христианство все запрещает?Мне кажется, все запреты от слабости. Как ревнивый муж, который не может заставить жену себя любить, ну так хоть запру ее под замок.


Аналогия немного неверная. Нормальный муж, конечно, не будет сажать свою жену под замок, но он будет безусловно возражать против связей жены "на стороне". В этом случае нормальный муж, скорее всего, поставит жену перед выбором: либо прекратить прелюбодейство, покаяться и вернуться в лоно семьи (аналог - прекратить нехристианские практики, покаяться и восстановить свою принадлежность к Церкви), либо расстаться (аналог - перестать считать себя христианином и членом Церкви).

Цитата: Егор Коротков
То есть если ты хочешь быть христианином, то ты не только должен верить в Христа, но еще и не должен делать того-то, того-то и того-то. Это мне не нравится.


А как по-другому? Вы считаете нормальным положение, при котором звание христианина не предполагает никаких обязательств? Мне кажется, здесь мы имеем дело с потребительским подходом, с ощущением себя покупателем в "духовном супермаркете": возьму отовсюду то, что мне нравится и не буду никому ничего должен". Такой подход всем хорош, кроме одного: он не дает никакого "духовного прогресса" (намеренно употребляю формулировки а-ля нью-эйдж). То же самое, что удобный, комфортабельный автомобиль с неработающим двигателем.

Цитата: Егор Коротков
Не одна восточная система: не важно дзэн, йога, или Норбеков, не запрещают исповедовать христианство.


На самом деле, это не так. Не берусь судить о системе Норбекова, но серьезная практика буддизма и вера во Христа как Сына Божия и Спасителя совершенно несовместимы. Просто подумайте, как это можно совместить. "В одну телегу впрячь не можно..." Не говоря уже об индуизме. В индуизме существуют весьма жесткие и многочисленные ограничения, христианству в этом отношении до индуизма далеко. Там все расписано жесточайшим образом. Разумеется, индуист никак не может быть христианином.

Толерантность и всеприятие буддистов - не более, чем вежливая улыбка, призванная привлечь новичков. На самом деле никакого там всеприятия нет, и это правильно. Посоветовал бы Вам более трезво и скептично относиться к радушию и "широте взглядов" буддистов - ну, примерно так, как Вы относитесь с христианству :D.

Цитата: Егор Коротков
Бог должен быть таким, чтобы людям самим хотелось все бросить и прийти к нему, а не сердитым и ревнивым, и обидчивым, если Его не любят.


Ну вот, Вам уже Сам Бог что-то должен. Хорошо устроились  :D.

14
Диалог / Православие и Йога
« : 25 Август 2005, 14:22:09 »
Цитата: Anonymous
Если вы сели в позу лотоса, то ваша плоть уже в шаге от геенны огненной!


Мне кажется, Вы несколько преувеличиваете  :D. Вообще, есть некоторые вполне естественные для человека позы, которые являются йогическими асанами. Например, сидеть, просто скрестив ноги (сукхасана) или просто лежать на спине (шавасана). Открою Вам "страшную тайну": мы, православные, стоя в храме на богослужении, выполняем йогическую асану "тадасана"  :D. Сомневаюсь, что любой человек, позволяющий себе прямо стоять, или лежать на спине, или сидеть "по-турецки", находится в шаге от геенны огненной  :D. То есть, может, и находится, но это никак не связано с принимаемыми позами.

15
Диалог / Православие и Йога
« : 25 Август 2005, 01:18:34 »
Егор, мне отчасти знакома Ваша ситуация. Я в молодости посвятил несколько лет практике, основанной на йоге, оставаясь при этом православным (но, естественно, невоцерковленным).

Мне кажется, есть известное легкомыслие в отношении к йоге как к "оздоровительной гимнастике". Физические йогические упражнения (асаны, пранайамы) имеют единственную цель - трансформировать тело и энергетичекую структуру человека так, чтобы он мог выполнять медитативные практики йоги (дхарана, дхьяна). Оздоровление является лишь попутным, второстепенным результатом.

Интересно, что в Православии (как и во всех других религиях) тоже есть практики, преобразующие тело таким образом, что человек становится в большей степени способен к молитве и борьбе со страстями - посты, поклоны, многочасовое стояние на богослужении, бдения, паломничества и т. д.

Осмелюсь предположить (хотя и не настаиваю на правильности моих рассуждений), что если Вы, будучи (или стремясь быть) православным воцерковленным верующим, будете из каких-то соображений практиковать йогические упражнения типа асан и пранайам, то это может привести к опасному раздраю - мыслить Вы будете, скажем так, в православном направлении, а тело будет меняться совсем в другую сторону. Боюсь, это состояние может быть далеким от гармонии. У меня было примерно так.

На духовном пути равно важно все - и как человек верует, и что думает и чувствует, и что говорит языком, и что делает телом. Убери что-то одно - и вся конструкция потеряет прочность.

Впрочем, это лишь мои скромные домыслы, основанные на моих частных наблюдениях за самим собой и за моими бывшими товарищами по духовному синкретизму  :D . Было бы прекрасно, если бы у Вас появилась возможность посоветоваться с опытным духовником, имеющим представление о восточных духовных практиках и при этом настроенным не слишком фанатично.

Надеюсь, что все у Вас будет хорошо.

Страницы: [1] 2