Исихазм

Автор Тема: Стратегия исихазма  (Прочитано 45818 раз)

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Re: Стратегия исихазма
« Ответ #30 : 29 Сентябрь 2009, 10:59:31 »
Разве есть более превосходное делание, чем это?
В качестве ответа можно предложить следующую план схему "стратегического наступления"  :-) выведенную И.И.Евлампиевым

  На первым этапе человек должен осознать всю глубину своего собственного несовершенства и несовершенства мира, в котором он существует, и решительно "настроиться" на преображение своего бытия, прежде всего - на отказ от подчинения миру и противобожественной необходимости. Именно здесь выступает на первый план аскетическая практика исихазма, целиком подчиненная этой цели: человек должен уйти в себя, разорвать всю систему привычных взаимосвязей с миром и, преодолев господство над собой мировой необходимости, в своем одиночестве, через духовную концентрацию, добиться выявления в себе своей сопричастности божественным энергиям. Душа человека, замкнувшегося в себе, ушедшего от мира в одиночество и молчание, должна стать сферой наиболее полного раскрытия, явления в земном мире божественных энергий во всей их мощи.

  Собственно говоря, раскрытие божественных энергий в душе человека, явившееся результатом его "замыкания" в себе, духовной концентрации, разрыва прежних отношений с миром, - это уже вторая стадия исихастского пути к Богу, поскольку здесь уже происходит преображение человека, преображение его личности. Человек не может оставаться прежним после того, как его душа стала "проводником", "медиумом" божественных энергий. Духовная концентрация заканчивается духовным преображением - возвышением над прежним состоянием своей души и приятием совершенно новой позиции в мире, установления новых отношений с миром. Если раньше человек был подчинен миру, заключен в оковы мировой необходимости, занимал чисто пассивную, "страдательную" позицию, то теперь он осознает всю глубину своей свободы от мира, свое онтологическое "превосходство" над миром и, что самое главное, свою способность творчески преобразить мир в соответствии с замыслом божественного совершенства, к которому он теперь твердо и окончательно причастен.

  Здесь начинается третья и самая сложная стадия "обожения" человека. Преображение своего собственного бытия еще недостаточно для того, чтобы выявить свое богоподобие, чтобы стать подобным Богу. Главное "качество" Бога и, значит, совершенного человека - способность к творению, к творчеству, к созданию абсолютного совершенства.

Cosmonaut

  • Гость
Re: Стратегия исихазма
« Ответ #31 : 29 Сентябрь 2009, 11:25:22 »
Цитировать
Cosmonaut, Уже второй раз я обращаюсь к Вам с настоятельной просьбой не заниматься здесь пропагандой непроверенных Вами самим методов и программ.

Наверное, всё таки нужно ответить (лучше поздно, чем никогда).
 
В первой строчке первого сообщения в этой теме заглавными буквами написано слово "ИМХО".
Я не против, если в конце концов выяснится, что все теории Космонавта следует признать вредными и еретическими.  :-D
Нахожусь в поиске и раздумиях. Предлагаю к обсуждению некоторые вопросы, излагая свою точку зрения. Не более.
Кроме Космонавта можно еще читать Святых Отцов. Читающие сами делают свой выбор.
 

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Re: Стратегия исихазма
« Ответ #32 : 29 Сентябрь 2009, 12:20:45 »
Мы входим внутрь и прорубаем заросли наших несовершенств мачетой молитвы, чтобы добраться до источника воды живой, открыв который, мы открываем вход преображающей благодати Духа в нашу душу и тело. И необязательно сразу вырубать все джунгли, главное сначала прочистить дорожку до родника. Потом же будет намного легче вырубать остальные заросли. И что интересно, что во многих случаях можно и без махания добраться до родника, испить из него, и с этой новой силой начать работать над собой уже изнутри. Махать же мачетой в воздух, стоя лишь у входа в джунгли - это приносит некоторое развитие, но не больше, чем утренняя зарядка - это неплохо, но этого мало.
Keleynick, отличный пример!!!

С вашего позволения приведу еще один подобный:
"Представьте болото, покрытое тиной и мхом. К этому болоту подвели ручеек с чистой водой. Сначала кажется, что болото поглотило этой ручей; он как бы исчез и растворился в нем. Но пройдет время и вода в болоте будет становиться все более чистой и прозрачной, исчезнет зеленая пленка плесени на ее поверхности, и, наконец, настанет время, когда болото превратится в маленькое озеро, где будут видны камушки на дне. Сколько время понадобится для этого не известно, но слова исусовой как струи ручья будут постепенно, может быть незаметно для самого человека, очищать болото его сердца, вытеснять и вымывать из него тину и грязь. Поэтому, старайтесь внимательно молиться и запастись терпением, если это не сразу удается..."
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

Cosmonaut

  • Гость
Re: Стратегия исихазма
« Ответ #33 : 29 Сентябрь 2009, 12:32:19 »
Цитировать
Разве есть более превосходное делание, чем это?

Что должны мы искать в молитве?  Разве сердечное место или ещё что-то?
Говорю вам, ищите в молитве Господа и только Его.
Наверное, было так, что кому-то из Святых Отцов Господь даровал то, что называют сердечным местом.
Молитвенник, откуда ты можешь знать, что будет даровано Господом именно тебе?
Будет ли это сердечное место или что-то другое, о чем ты даже помыслить не можешь ?
Ищешь ли ты сердечное место по своей воле или по воле Божьей?
Не пытаешься ли ты взыскать то, что не должно или взыскать раньше времени?
Говорю вам, ищите в молитве Господа и только Его.
В Нём обретем всё.
Что приложится нам, то приложится по Его воле и по Его разумению и то время, которое Он определит.

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Re: Стратегия исихазма
« Ответ #34 : 29 Сентябрь 2009, 12:34:35 »
Цитировать
Разве есть более превосходное делание, чем это?

Что должны мы искать в молитве?  Разве сердечное место или ещё что-то?
Говорю вам, ищите в молитве Господа и только Его.
Наверное, было так, что кому-то из Святых Отцов Господь даровал то, что называют сердечным местом.
Молитвенник, откуда ты можешь знать, что будет даровано Господом именно тебе?
Будет ли это сердечное место или что-то другое, о чем ты даже помыслить не можешь ?
Ищешь ли ты сердечное место по своей воле или по воле Божьей?
Не пытаешься ли ты взыскать то, что не должно или взыскать раньше времени?
Говорю вам, ищите в молитве Господа и только Его.
В Нём обретем всё.
Что приложится нам, то приложится по Его воле и по Его разумению и то время, которое Он определит.
Пожалуй вы правы.
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Re: Стратегия исихазма
« Ответ #35 : 29 Сентябрь 2009, 12:40:52 »
Цитировать
Разве есть более превосходное делание, чем это?

Что должны мы искать в молитве?  Разве сердечное место или ещё что-то?
Говорю вам, ищите в молитве Господа и только Его.
Наверное, было так, что кому-то из Святых Отцов Господь даровал то, что называют сердечным местом.
Молитвенник, откуда ты можешь знать, что будет даровано Господом именно тебе?
Будет ли это сердечное место или что-то другое, о чем ты даже помыслить не можешь ?
Ищешь ли ты сердечное место по своей воле или по воле Божьей?
Не пытаешься ли ты взыскать то, что не должно или взыскать раньше времени?
Говорю вам, ищите в молитве Господа и только Его.
В Нём обретем всё.
Что приложится нам, то приложится по Его воле и по Его разумению и то время, которое Он определит.

И вот, здесь под предлогом "сдачи на волю Божью" (в "контексте" вырванной и вставленной в наш контекст данной цитаты, причем без указания источника? если не прав - простите) предлагается ИМХО обыкновенное бездействие. А что, если воля Бога в том, чтобы мы сами нашли сердечное место?

Цитировать
Затвори дверь <ума> и вознеси ум твой от всего суетного, то есть временного. Затем, упершись брадой своей в грудь, устремляя чувственное око со всем умом в середину чрева, то есть пуп, удержи тогда и стремление носового дыхания, чтобы не дышать часто, и внутри исследуй мысленно утробу, дабы обрести место сердца, где пребывают обычно все душевные силы.

Это цитата из Симеона Нового Богослова "О трех способах молитвы": http://www.hesychasm.ru/library/stsymeon/symeon1.htm Разве может кто-либо сказать, что преп. Симеон не искал Господа? Или советовал кому-то искать нечто отличное?

Да и зачем так грубо отделять Господа от сердечного места и наоборот? Разве кто-то здесь на форуме говорит о том, что Господа искать не надо?
« Последнее редактирование: 29 Сентябрь 2009, 12:53:16 от Keleynick »
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Re: Стратегия исихазма
« Ответ #36 : 29 Сентябрь 2009, 12:52:09 »
Все мы находимся на разных уровнях молитвы, полагаю самый практичный совет, от которого точно нельзя повредиться, не зависимо от уровня:
...ищите в молитве Господа и только Его... В Нём обретем всё...

"Предзрех Гда предо мною выну, яко одесную мене есть да ся не подвижу" Пс.15.8.
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Re: Стратегия исихазма
« Ответ #37 : 29 Сентябрь 2009, 13:46:04 »
В данном разделе увидел глубокую тему, косвенно касающуюся стратегии исихазма, предлагаю ознакомиться. Приношу прощения - получилось много букв, но уверяю они все "в кассу" :roll: как говориться из песни слов не выкинешь  :-D
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2146.new#new
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Re: Стратегия исихазма
« Ответ #38 : 29 Сентябрь 2009, 13:54:02 »
  вот мне тоже совсем не понятно - почему «сдача на Волю Божью»  прям сразу есть  призыв к бездействию…?                                   
  Воля Бога  есть прямое действие Бога, т.е Его энергия и  соединение с Его Волей  посредством сдачи своего активного своеволия это уже уровень синергии…

  да и еще касательно вопроса
Разве есть более превосходное делание, чем это?
   меня этот вопрос заинтересовал в связи с тем, что в нем отслеживается установка на некую "превосходную" степень молитвы, тогда как конечной стадии "превосходности" не может быть просто по определению….
   в связи с этим можно дать такой ответ - еще более превосходное делание есть продолжение  делания, но  на качественно ином  уровне предстояния, поскольку обОжение являющееся целью исихазма есть  бесконечное восхождение к полноте, которая никогда не достигается.

Cosmonaut

  • Гость
Re: Стратегия исихазма
« Ответ #39 : 29 Сентябрь 2009, 14:22:55 »
Цитировать
в связи с этим можно дать такой ответ - еще более превосходное делание есть продолжение  делания, но  на качественно ином  уровне предстояния

Те уровни, о которых  говорите Вы, сложно назвать деланием. Это уже можно назвать неделанием
Не мы действуем там, а Господь действует в нас.  Я же говорил о превосходности нашего делания.
« Последнее редактирование: 29 Сентябрь 2009, 14:38:12 от Cosmonaut »

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Re: Стратегия исихазма
« Ответ #40 : 29 Сентябрь 2009, 14:44:24 »
Те уровни, о которых Вы говорите, сложно назвать деланием. Это уже можно назать неделанием
Там действуем не мы, но Господь действует в нас.  Я же говорил о превосходности именно делания.

   почему уровень "неделания" не может быть  качественно  иным уровнем "делания",  по моему это вполне соотносимые понятия

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Стратегия исихазма
« Ответ #41 : 29 Сентябрь 2009, 19:15:10 »
А вот если бы я умел превращать воду в вино, я, возможно, сделал бы  наоборот, и превратил все спиртные напитки этого мира в воду :-D
Бедный, бедный Георгий Иванович! Он говорил: "Пьянство - тоже путь". :-D
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Cosmonaut

  • Гость
Re: Стратегия исихазма
« Ответ #42 : 29 Сентябрь 2009, 20:56:53 »
Цитировать
почему уровень "неделания" не может быть  качественно  иным уровнем "делания",  по моему это вполне соотносимые понятия
Суть не в терминах, а в явлениях. Спорить о том, какой термин больше подходит, что-то не хочется.  :-)

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Re: Стратегия исихазма
« Ответ #43 : 29 Сентябрь 2009, 22:30:44 »
Суть не в терминах, а в явлениях. Спорить о том, какой термин больше подходит, что-то не хочется.  :-)

  Cosmonaut  кажется я  Вами не спорил ни по существу, ни по поводу "терминов"...
  не находите для себя возможным вести подобный разговор -  извольте, однако не надо навешивать своих собак на собеседника...

Cosmonaut

  • Гость
Re: Стратегия исихазма
« Ответ #44 : 29 Сентябрь 2009, 23:27:07 »
Цитировать
не находите для себя возможным вести подобный разговор -  извольте, однако не надо навешивать своих собак на собеседника...

Когда Вы говорите собеседнику, что он вешает на Вас "собак", Вы тем самым вешаете на него своих.  Впрочем, оставим это.