Исихазм

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Темы - Alexander

Страницы: [1] 2 3 ... 17
1
Ведем работу по переносу/восстановлению форума на новом хостинге. Форум в тестовом режиме.

2
Ютуб услужливо предложил ролик о.Серафима с Афона - Самый секретный прием Умной Молитвы. Понятное дело, ничего секретного, кроме рекламы – с предложением тайн и обсуждений за деньги… Это дело времени – появление монашеского коучинга.

Молитва за деньги и молитва вне денег – интересная тема?

3
А.А.Зайцев рассказывает об исихазме и отвечает на вопросы: https://youtu.be/6YfsMo0yoc8

Скорее введение в умное делание. Просто и вполне здраво.

4
Под лимбическим человеком понимаю эволюционно-животную часть человека. Ввожу этот термин для удобства рассмотрения специфической работы с умом, заданным лимбической системой головного мозга.

В православии существуют две основные системы, намекающие на сложное устроение человека.

Первая: человек внешний и человек внутренний. Определения внешнего и внутреннего, которые можно найти в сети, даны с позиции внешнего человека, ибо таким (внешним, феноменальным) и является тот, которого принято называть человеком. В действительности, внешний - проявление внутреннего, его проекция в феноменальном мире.

Вторая: человек плотской, человек душевный и человек духовный. Присутствует и закреплена в том или ином виде в разных религиозных и общественных форматах. Свидетельствует о преимущественном типе организации человека.

Лимбический человек никак не впихивается ни в первую, ни во вторую систему, ибо прослеживается и во внутреннем, и во внешнем - с той особенностью, что ментальные, творческие и духовные высоты ему не доступны. И, очевидно, присутствует как у человека плотского, так и у душевного и духовного, поскольку у всех них эволюционно-животная часть никуда не исчезает.

Для лучшего понимания, что такое эволюционно-животная часть человека, могу посоветовать почитать-послушать ученых (нейробиологов, приматологов, психологов) Р.Сапольски, Д.Свааба, Ф. де Вааля, Б.Худа, Д.Иглмена. Из отечественных - палеоневролога С.Савельева. Знакомство с изысканиями этих ученых (и популязаторов) дает замечательный тест на зрелость собственного ума, способного отделить мух от котлет - понять достижения современной нейробиологии и не смешать их с редукционистским подходом и сомнительным мировоззрением заядлых атеистов, видящих в человеке только представителя гоминид. А вот лимбический человек таким представителем гоминид очень даже будет.

Важность введения представлений о лимбическом человеке - для практики умного делания - в продолжении.

5
Конспективно. По следам летних встреч-семинаров.

Для знакомства с историческими подробностями, структурой и обобщениями лучше почитать (послушать) В.Проппа "Исторические корни волшебной сказки". Для сверхбыстрого ознакомления по верхам можно послушать Е.Шульман https://youtu.be/2zDKX_BWkpw (Отрадно, когда в поле массового сознания вытаскивается что-то стоящее.)

Некоторые аспекты сказочного символизма мы рассматривали на форуме в прошлом (можно покопаться). Плюс вспомнить «Иное Царство» и его искатели в русской народной сказке" Е.Н.Трубецкого https://predanie.ru/book/99041-inoe-carstvo-i-ego-iskateli-v-russkoy-narodnoy-skazke/

Общее положение. Внутреннее раскрывает себя через внешнее. Поскольку внешний человек в подавляющем числе случаев разобщен со внутренним, по сути являясь куклой-биоскафандром, не осознающим скрытого руководства, связь внешнего с внутренним не отслеживается, события во внешней жизни выглядят случайными. По мере организации связи начинает работать символ, отслеживаются глубинные смыслы, раскрываются сакральные образы. (Символ, символический образ не конечный пункт, не самоцель, но проводник в инореальность.)

Жизнь человека (проживание в материальном мире) - послание изнутри, практически не познанное, почти не называемое, зашифрованное в узнаваемом. В ментальном плане это послание экзотерически осуществляется в виде волшебной сказки, легенды, мифа (супермифа). БезОбразное (инореальность внутреннего мира) отливается в воображаемое посредством символического языка.

Волшебная сказка позволяет подготовить куклу внешнего человека к родовой и общественной идентификации (иногда и самопознанию) и ментально ее инициировать. При этом в теле сказке зашиты исторические элементы посвящения-инициации-обряда, о чем и рассказывает В.Пропп в "Исторических корнях...".   

Несколько важных моментов, отмечаемых при прочтении Проппа.

Пропп говорит, что "какая либо беда – основная форма завязки" волшебной сказки. Именно так в большинстве случаев становится слышен голос внутреннего (говорю я) - через некую поломку-разрыв ткани внешнего бытия человека. Серьезная жизненная драма и даже трагедия, психический или физический сбой - отправной пункт, от которого начинается поиск, иррациональный путь вовнутрь.

На этот путь не допускаются (отступают или терпят поражение) ищущие понятных и доступных благ. Рационально обоснованный поиск (поиск материального, душевного, духовного благополучия) не удел главного героя сказки.

Можно отметить несколько этапов пути:
- уход из дома (отражение выхода из обычных внешних представлений и отношений);
- вхождение в таинственное место (начало внутреннего мира), прохождение через первые испытания и обретение помошников (скрытых ментальных и душевных сил);
- встреча  с волшебным существом (напр., бабой-ягой), которое пытается не пропустить (погубить) главного героя, а затем открывающего ему пропуск и дающего скрытые знания, необходимые для дальнейшего поиска и сражения в волшебном мире (необходимые для освоения внутреннего мира);
- встреча и битва с антиподом (напр.,кощеем, драконом), который знает о том, что его победят, но всех непобедителей уничтожает (здесь битва и растворение своего темного я - надментального эгоизма, скрытой страстной натуры и др.);
- сон героя (обычная ситуация для очищенного ума - при погружении в заботы и пр.);
- смерть героя (от предательства) и воскрешение. Это излюбленная тема не только сказок, но и мифов (супермифов);
- испытание невестой, которая порой хочет даже погубить героя. На уровне игры полов - это проверка избранника и выбор лучшего для продолжения рода. На уровне отношений мужского (напр. ума) и женского (напр., чувств) - определение руководства и налаживание единства.


Повторю, волшебная сказка в массовом варианте подключает внешнего человека к матричному порядку, в эксклюзивном - вводит человека в его внутренний мир, и в суперэксклюзивном - приобщает к духовному поиску. В пострелигиозном мире при частичной утрате религиозными мифами своего былого влияния, волшебная сказка - в современном исполнении - приобретает особое значение.

6
Конспективно.

Для человека - его психической стабильности - свойственно формирование позитивных целей-устремлений. Позитивная определенность легко раскрывается в слогане "все будет хорошо". Тем, у кого проблемы с позитивным настроем, помогают врачеватели душ и таблетки. 

Следующий уровень - негативная определенность с его "все плохо". Встреча с ней для неподготовленного человека чревата большими поражениями и болезненным прохождением через этапы принятия. Яркий пример из религиозной практики - памятование о смерти. Смерть для позитивно настроенного человека отодвигается в сторону. Признание негативной определенности в образе смерти (болезни, несчастий...) - для позитивиста становится крушением жизненных ориентиров и источником пробудившихся психозов.

Признание негативного сценария дает большую крепость и новую уверенность. При этом реальная жизнь здесь-и-сейчас может стать иллюзией - все лучшее и худшее переносится на некое время-вечность, грядущее после великого перехода в мир иной, прихода мессии и пр. И может случится так, что начнет раскрываться нахождение в неопределенности через жизнь здесь-и-сейчас. Яркая иллюстрация - фильм "Достучаться до небес" - и намек на то, что такая жизнь в неопределенности (уже не здесь, но еще не там) не может быть долгой.

Чуть о статическом и динамическом формировании определенности. Приземленный пример: статика - в желании заработать много денег, динамика задается желанием быть в гуще процесса зарабатывания денег. Динамическая определенность - более сильный вариант. В духовном плане - важен путь делателя и постепенное понимание, что цель не статична, она растворяется-присутствует в самом пути.

Вхождение в неопределенность. Происходит после этапа постижения позитивной определенности, затем - негативной, затем - череды их смены и попыток согласования. Пример: общественное и личное конструирование христианского мифа, затем - его деконструкция, а затем - соприкосновение с неопределенностью. То же - в области экономического и политического состояния общества в период пандемии.

8
В личку пришел вопрос-проблема:  бывает что внезапно обостряются прежние проблемы, у меня это проявляется в виде тревожности.

Выношу ответ.

Есть относительно быстрый способ исправления - в религиозном контексте. Много раз наблюдал, как это происходит у других людей. Осуществляется через эмоциональную профетическую зажженность. Закрепляется увлечением делом и искренним служением. Происходит частичный выход из эгоистической замкнутости на проблеме, старая болезненная доминанта ослабевает. Поскольку нижняя часть сознания (подсознание) остается неочищенным - со всеми страхами и прочими бяками, тревожность перемещается вниз и со временем (достаточно нескольких лет) прорастает там. И в этой области, поскольку она весьма загрязнена и плохо доступна, исправить проблему еще сложнее. Можно жить, будучи расщепленным на лучше обозначенный верх и более тяжелый и скрытый низ. У нас на форуме немало участников, поделенных таким образом надвое.

Эмоционального горения и искреннего служения недостаточно. Требуется систематическая практика: молитвенная аскеза плюс умная работа над собой. Так происходит постепенное освоение и преображение умно-душевного пространства без существенных лакун и без расщепления. Тревожность (наряду с другими непроработанными психическими состояниями) признается как данность, которую наскоком не изменить, но можно - часть за частью - исправлять, начиная с тишины головного ума, переходя на эмоциональный мир и успокоенность, сопряженные со сердечной радостью, затем погружаясь в глубинные страсти. И только еще дальше и ниже - за депрессивными болотами - подступать к корням тревожности, имеющей общечеловеческие масштабы. А в процессе этой неблагородной и неблагодарной работы научиться быстро подниматься умом наверх - и отдыхать (когда разрешено) во свете. На определенном уровне (высокого внутреннего состояния) видно, что тревожность - лишь одно из внушений, которые можно отвести в сторону.

9
Видя нечто, мы определяем - отвечаем на вопрос "Что это?". Процесс идентификации происходит автоматически - так, как нас научили за годы натаски, сообразно надетым на ум многоуровневым комплексом сшитых шаблонов, заложенных коллективным сознанием. Эту заданность легко увидеть при смене локального поля ума-подсознания, заданного наработанным и устойчивым коллективом, на радикально другой.

Позиция наблюдателя, вырабатываемая при молитвенном предстоянии, также многоуровневая. Если на обычном уровне внешнего ума это неприятие, разотождествление с грубыми мыслительными процессами, то на более высоком это выход из структурообразующих ментальных внушений. На уровне страстных проявлений - разотождествление с влиянием эмоций, страстей и животных сил.

На базисном уровне, который открывается по мере вхождения в область подсознания, происходит "встреча" с автоматизмами (стоящими за ними доминантами, моделями поведения и пр.). Эта область - приоритетная для проработки в настоящее время. И мы все участвуем в этом процессе. Тот, кто (это подавляющее большинство) вовлечен рабски, обречен на специфическую умственную деградацию, которую и наблюдаем повсеместно. 

Чтобы приступить к выходу из зависимости автоматического распознавания, порождающего иллюзию знания вещи, ум должен войти в режим отсутствия ответа на вопрос "Что это?" - от грубой мысли и помысла до прилога, с которого и начинается восприятия вещи умом.

Следующий уровень разотождествления - перестать задавать вопрос "что это?", поскольку сам вопрос определяет ответ на него.

10
Почти до конца прослушал трилогию Курпатова "Красная таблетка", "Чертоги разума" и "Троица". Несколько соображений.

Несмотря на постоянное манипулирование (не увлекаясь и без отторжения) и множество других недостатков и ограничений (о них ниже), присутствующих в текстах автора, я бы настоятельно рекомендовал прочесть-прослушать хотя бы "Красную таблетку". Полезно для знакомства (в поверхностно-популярном изложении) с современными представлениями о работе мозга, полезно для деконструкции устаревших ментальных шаблонов, подменяющих ум обывателя, в тч и религиозного. Для делателей же полезно для более четкого понимания работы верхней области подсознания.

Эта область - подсознания - в настоящее время ключевая для проработки. И да, подавляющее большинство в этой проработке участвует без понимания - как пустая руда.

Цель "Красной таблетки" - матричная перезагрузка ума - в сторону более эффективного функционирования. У Курпатова центр человека - его мозг, посему он не видит ни духовного, ни даже душевного обустроения, сводя все к нейрофизиологии. Этакий вульгарный материалист, с рефлексией плывущий в глобальном потоке деконструкции старого, среди которого не так уж и много истинных ценностей.

Курпатов (ум его исключительно дуален) пытается дать и позитивный конструктив, даже несколько раз об этом заявляет - и тут же скатывается к очередному описанию опытов и деконструкции поведения человека. Понимая, что выстраивание типологического поведения на основе акцентуализации характеров (т.е. не явных патологий) есть не самая сильная сторона конструирования, предлагает еще более слабую модель-зеркало. Вместо троицы "шизоид-истероид-невротик" толкает их "позитивный" аналог в виде "конструктора-центриста-рефлектора". Остальное - описание, часто предвзятое" опытов-фактов, совмещенное с разрушением шаблонных представлений.   

11
Создан новый раздел - Практика участников форума - http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?board=29.0

В раздел перенесены соответствующие темы. Особенность раздела: авторам - при их желании - предоставляется возможность следить за своей темой - отделять и удалять оффтоп.

12
Эмоциональная сфера - первое, с чем сталкивается замолкающий ум при классическом варианте молитвы, принятом в умном делании. Далеко не у всех эта сфера развита и находится в луче дневного сознания. Скорее, она - вотчина (одна из многих) внутреннего человека, живущего путанной автономной жизнью.

Эмоциональные потоки мутными клубами подступают к основанию горла, где и застревает ум, ищущий молитвенный путь а сердцу. Требуется утишение, умягчение и раскрытие эмоций для того, чтобы ум продолжил свое нисхождение в сердечные глубины. Эмоции-страсти можно и высушивать, чтобы открылись глубины, но в этом случае произойдет умаление и сворачивание проекта "человек".

Одним из ярких признаков внутреннего раскрытия становится пробуждение видения жизненных сил и появление эмоционального отклика. Серый мир, доселе накрытый вуалью рационального ума, при ее стягивании, взрывается красками, в нем проявляется как прекрасное, так и уродливое. Ум с восхищением при виде красивого и с отвращением при виде уродливого входит как бы в новое измерение-постижение мира эмоций и страстей, за которым скрыта сердечная глубина.

Если эта (верхняя) часть душевного пространства плохо сформирована и не проработана, ум застревает. Повторю, в физ.пространстве место такого застревания связано с горлом - его нижней частью и сопутствующими проблемами, напр., простудными заболеваниями, в ментальном - в отсутствии ярких образов, в принципиальном неумении читать притчи, в  отсутствии спонтанной словесной реакции и пр.

Существует приемы, позволяющие относительно быстро "хакнуть" эту проблему - войти уму в сердечные глубины без промежуточной проработки, не через горло, а непосредственно. О них - их достоинствах и недостатках - скажу позже.

13
Келейные беседы / Ушедшие
« : 26 Февраль 2019, 10:54:38 »
Некоторое время назад участник нашего форума Елена в личке посетовала, что форум обеднел - часть интересных ей участников, ушедших вольно иль невольно, пасется в местах иных. Их не столь сложно найти в сети: не многие интересуются исихазмом и практикой молитвы. Я посмотрел странички...

Один из старых участников, с мистическими наклонностями и не оправославленный, в своем поиске места, где приклонить голову, сначала подался к розмиристам и, по мере оскудения их тусовки, выбрал буддизм, получил посвящение, обучался, сейчас у него ученики. Раньше он - в своем поиске - был интересен. Не знаю, как сейчас... сайт его сообщества сделан так, чтобы привлекать внимание матричного обывателя. На выбивание денег не заточен.

Евгений, Неовит и Елена неторопливо общаются в фейсбуке. Как понимаю, были попытки общения на других православных форумах. Но, повторю, молитва - в ее опытной ипостаси - мало кому интересна, эти форумы заполнены серым шумом гудения исполнителей родовых и общественных программ.

Евгений скатывается на пустой путь репостов и цитат, собственные мысли - копирки старых его воззрений, возможно, уже не интересны ему самому. Ощущение затхлости с натюрмортом из банок консервов.

Неовит деятелен, он плодит субъективные околонаучные православные тексты. Ум его стал более дисциплинированным, при этом подзасох, скукожился и окончательно развалился на противочасти. Угас огонь искреннего поиска. Все сильнее жесткий учительский и обличающий глас. На этом удручающем фоне радуют даже комменты Елены, которая там, пожалуй, самая живая. Насколько можно быть живой в банке с формалином.

Здесь можно увидеть последний текст Неовита "Покаяния отверзи ми двери" с говорящим началом: Исследуется покаянная суть умного делания как благодать перемены духа молящегося от самомнения к обожению через отверзение сердца и брань с лукавым... -  https://www.facebook.com/profile.php?id=100012360253966

Вспомнил. Есть еще В.Шипилов, депрессивно постящий цитаты. 

14
из VIII беседы "О созерцании" Иоанна Дальятского
(запись под замком, поэтому без ссылки)

Когда божественный свет воссиявает в душе, и соделалась она едина с ним, проходит она умопостигаемым образом все природы: небо и землю, горы и моря, людей и все плотные тела, и, в меру своей чистоты, зрит она их такими, какие они есть. Сие – созерцание телесных [природ], и просвещение человека каждым из сих вещей именуется «помышлением творений».

Затем, вместе со святым и божественным светом, она превосходным образом соделывается проста среди всех простых и духовных [ангельских] природ и зрит их такими, какие они есть. И пребывает вместе с ними в видении, единстве, подобии (dmūṯā) и их возглашении Трисвятого, которое есть изумление (tahrā) и непрестанное безмолвие и которое происходит от всеобщей Жизни в живом огненном движении. Сие – созерцание умопостигаемых природ.

Затем она величественным образом освещается и погружается в святой и возвышенный в блистаниях свет, и поглощается славою его видения и приходит в изумление. И возвышается она вся пред своим видением, словно его не существует, и забывает саму себя, поскольку соделывается единой со светом славы Величия Его. Она пленена оцепенением (temhā) его красоты и лицезрит достославные Ипостаси посредством ведения, то есть неведения, которое превыше всего познаваемого (ydʕn) и всего познающего (yaddūʕā).

Даже самый великий глава ангелов не в силах выразить качество и род сего видения, да и невозможно им изъяснить друг другу то, что касается его, даже среди их чинов, пылающих в свете и Духе Жизни; но оно [созерцание], посредством Духа совершенства, воссиявает внутри каждой из святых ипостасей, и [каждая] восприемлет в своем уме (hawna) его облик и удостоверение относительно его без посредничества своего соратника. Сие – область Мiра Нового, и они восприемлют ее благодаря Святому Духу, как при оном грядущем изменении, когда помимо Него не будет там посредника между Ним и теми, кто приемлет Его дары. Он Тот, Кто подает, и Тот, Кого приемлют; Он Тот, Кто являет, и Он Тот, Кто предстает созерцанию любящих Его; Он Тот, Кто снисходит в Своей любви, и Он Тот, Кто восприемлется светоносными умами (hawna): то есть Он Тот, Кто воссиявает в них и показует Свою красоту тем, кто любит Его, внутри них и в услаждение им. Он – источник жизни и источает в блистающих умах (mad'â) Свои лучи, дабы пришли они в ликование. Он Тот, Кто соединяет умы (hawna) их с Собой и изменяет их по Своему образу (dmūṯā), и вне, и внутри себя, и от себя они дышут Им.

Так и здесь те, чьи умы (mad'â) чисты, восприемлют сие созерцание, и к нему подвижники направляются посредством ангелов. Никакое творение не властно над ним, чтобы сообщить его своему соратнику, но воссиявает оно в уме (hawna), соединяет их с собою и являет свою славу и, как мы сказали, напечатлевает в нем видение своих поклоняемых Ипостасей. Оно есть видение Святой Троицы, как можно о нем сказать, ибо оно, по милости, открывается тем, кто чист. Блажен, кто возымел попечение и отвергает все, дабы его обрести! Все мы да удостоимся его по благости поклоняемого нашего Бога! Аминь.

Порой Дух, его путеводитель, увлекает ум и окунает его в море сущностного Света. Один брат сказывал мне: «Когда милости Отца осиявают меня и восхищают ум мой к сему славному видению, то, прежде чем будет поглощен он оцепенением (temhā) и неведением, и будет приведен в онемение, вижу я свой ум увеселяющимся в Море Жизни: он купается в волнах света, погружается, всплывает, вдыхает благоухание Жизни, оцепеневает, восходит, утопает, сияет, нежится в излиянии Его величия, приходит в ликование, сокрывается в свете, от рачения и радости приводится в горячность, воспаряет и летает без ограничения, проникает в глубину Его славы, изменяется по образу Его изумительного сияния, зрит в Нем ангелов света, которые неизреченно блистают, простирается вместе с ними и возглашает дивным образом Трисвятое.

Затем оно [созерцание] влечет его [ум], чтобы превосходным образом проник он в глубину святого света, и видится в Нем словно на горе света в многочисленных сияниях; и приводится он в онемение видением Красоты, сокрываемой светом; и пленяется он славою Всевышнего. И все существующее бывает для него как не существующее, и даже не ведает он самого себя. Такова душа, умершая для всего, ибо посредством своего созерцания воскрешает ее Отец всего.

[Еще] сказывал оный брат: «Иногда ум пребывает в сем вхождении ведения, которое лишено ведения и воздвизаний, одно краткое мгновение или один час, или весь день, или всю ночь. Как благоугодно Духу, [такова] и величина сего дарования. Однако и после исхождения оттуда, остается он без мiрских воздвизаний приблизительно целую неделю. Что же касается великих степеней, то я, говорил он, не знаю [точно], сколько [времени ум] погружается в свет и сколько пребывает в оцепенении (temhā) восхищения; но я знаю, что сие [может продолжаться] много недель. Затем ум помрачается, и постигают [его] искушения.

Порой человек видит в своем сердце небо и ангелов и порой – блистания Духа, которые непрестанно воссиявают в сердце. Иногда внезапно появляется в нем столп неизреченного Света, и воздвизаются внутренности его, [ища] выхода по причине величия силы Света и крепости радости. Порой созерцаниет он восходящую в его сердце Звезду, в многочисленных сияниях и изумительной красоты, и которая есть Христос, являемый любящим Его для увеселения их сердца.

Когда одного брата Дух неизреченным образом услаждал сими благами, Он глаголал в нем и говорил ему: «Сладостны для тебя сии вещи; претерпи также ради них и вещи горькие».

Если некто, мудрствуя [об этом] безрассудно, порицает [нас], – поскольку написали мы об этом во многих местах , – мы возразим на его нелепую мысль (tar‛īṯā), что если бы мы все дни нашей жизни писали книги, посвященные сим предметам, то не смогли бы исполнить того, что требует справедливость, но и разум (tar‛īṯā) тех, кто любит Бога, даже и не удовлетворил бы своего желания и не насытился бы, ибо повествования о сих вещах слаще для него более всех благ. Мы также знаем, что немощному, чьей разум (tar‛īṯā) [объят] мiрскими страстями, не доставляет удовольствия пространное повествование о жизни тех, кто чист, потому что изобличает его собственная совесть, и приходит он в стыд. Но пусть заткнет он уши свои, дабы смогли слушать наследники Божии!

Кто скажет о наслаждении, происходящем от сих вещей, которое укрепляет и помазует души тех, кто чист, и которым орошается также плоть, кости и суставы? Кто изъяснит приятность святого благоухания, которое исходит отсюда, и изменяет посредством своего действия душу и тело, и даже одежды, которые на нем? Или кто расскажет о божественном огне, который ниспадает на сердце в эти часы и охватывает всё тело и душу? И [тогда] сердце бывает воспламенено, что воспаряет ввысь от крепости горения, так что даже земля нагревается под ним, и, по причине силы его действия, орошается водой, как весьма часто я видел сие происходившим с одним из братьев. Кто возглаголет о рачении, соединяющем со Христом во время сих изумительных видений и посредством коего сердце изменяется, и человек выходит из своего чина, так что не в силах он удержать свою воспламененную душу, чтобы та [не] взмыла ввысь от вышеестественной горячности и приятности в своем сильном стремлении пребывать в оном славном видении? Или кто даст знать о единении с Богом ума (hawna), который объемлет собою все миры духовные и телесные, подобно Богу, Своему Творцу и Объединителю, Коий в сущностном Своем простирании непостижимым образом [суть] во всем и превыше всего? Какой язык способен показать [сие] посредством силы слова, облекающей ум (hawna), через излияние сердца и единение ума (mad'â) с ведением [нашей] надежды, когда он избавляется от блуждания и страстей, и помыслов, а также от полезного поучения, молитвенных воздвизаний, и пленяется любовью, и ею обращает в бегство чуждые силы и упраздняет мiрские воздвизания?

Никто не обретал и не обретает сих вещей, разве тот, кто низвел себя ниже всего и соделался в своих глазах презренным и уничиженным и, ничего не значащим, и кто проявил терпение, когда испивал страдания и горести от бесов, естества и ближнего, и все, что происходило с ним, счел [за должное] и что за свои многочисленные злодеяния заслужил он получить гораздо более сего. Никто не бывал освящен Господом, кроме того, кто всегда представлял себя пред Ним как нечистого. Сего-то Он, радуясь, освящает, дабы соделался он возгласителем «Трисвятого» в Его честь; но тому, кто считает себя святым, Святой говорит: «Поскольку не чувствуешь ты во Мне нужды, оставайся со своей святостью!». Господи, сподоби меня вместе с сотаинниками Твоими узреть откровение славы Твоей во всякое время внутри нас! Аминь.

Я прошу тех, кому повстречаются сии беседы, чтобы никто, по причине волнения своих воздвизаний и беспорядочности своих [телесных] чувств, не стал думать: «А каким образом наступает оное спокойствие у того, кто достиг сих даров?». Ведь сии вещи – не от естества, а также не от воли, но тогда, когда благодать Духа посещает человека по причине добродетелей, совершаемых им и в притеснении и смятении. С этой поры она укрощает и умиротворяет не только беспорядочные и смущающие движения, но и даже воздвизания горячности о Боге; и рачение о трудах пременяет она на спокойствие, оцепенение (temhā) и услаждение, и опьяняет его видением славы Вседержителя. Приемлет он изменение во всем, что касается его и, вместо того, кем он был, становится он иным; он изменяется в собственных очах и забывает, кем он был прежде, ибо бывает рожден он от Духа вместо духа. Благодать Духа непрестанно почивает на его уме (hawna) и исполняет его изумлением (tahrā) и восторгом (dummârâ); она показывает ему саму себя, и он приходит в ликование и вдыхает благоухание сладости ее, когда желает она подать ему [сей дар]. И бывает он погружен в услаждение и неизреченное умиротворение. Затем она оставляет его, и он страдает, приходит в смятение и отчаивается в собственной жизни. И вновь воссиявает она в нем в неистовом сиянии и свете, и приходит он в онемение. Да будет благословен день оный, и блаженству его да не будет конца!

Да дарует Господь всем любящим Его познание сего на опыте! Аминь. И да соделает Он почивающей тайну сию в умах (mad'â) тех, кто будут устремлять взор к сим образам до дня, который будет исполнением времен. Да приведутся мне на память в сем месте все поколения, что будут после меня. Относительно тех, кто памятуют о немощи моей, пусть вспомнит о них Господь и приведет им на память блаженство [оного] дня. Да преисполнит их красота Его видения и изумление (tahrā) Его славой. Да опьянятся они Его рачением и сладостью Своего услаждения, и благодаря ей да забудут они тленный мiр и все его тленные вещи, без их множественности, один в Одном и с Одним. Да погрузятся они в Его славу и да будут сокрыты от всякого зрака врагов их, и да будут вдыхать они Жизнь от утробы Его, и да презрят жизнь временную. Да вознесутся они на волнах величия Его со святыми Силами, воздвизающимися во всеобщей Жизни – в месте, дыханием обитателей коего является Святой Дух! Аминь. Ему же слава из уст нас всех, и да сподобит Он всех нас наслаждаться славою Его во веки веков! Аминь.

Страницы: [1] 2 3 ... 17