Исихазм

Автор Тема: Действие страсти.  (Прочитано 38969 раз)

stas

  • Сообщений: 328
    • Просмотр профиля

Re: Действие страсти.
« Ответ #30 : 10 Апрель 2008, 14:49:52 »
Gior, konart,  спасибо.

Подозреваю одна из причин такого моего "мысленного срыва", это то о чем говорит konart:

"""Сначало - очень сильно прибавил, стал глубже чувствовать утренние и вечерние молитвы (особенно утренние), потом стало тяжко."""

яко немощен есмь

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Re: Действие страсти.
« Ответ #31 : 10 Апрель 2008, 14:58:40 »
Незачто! Буду рад если поможет.
Подозреваю одна из причин такого моего "мысленного срыва", это то о чем говорит konart:

"""Сначало - очень сильно прибавил, стал глубже чувствовать утренние и вечерние молитвы (особенно утренние), потом стало тяжко."""
ИМХО, это - чуть позже. Так сказать - вторая серия - когда глубокое внимание к молитве начинает приносить первые плоды.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Действие страсти.
« Ответ #32 : 10 Апрель 2008, 14:59:30 »
Я заметил что если читая направлять внимание на следующие слова в молитве, т.е. говоришь одно слово, а следующее уже прочитываешь мысленно, то добавляется внимание...Больше внимания, меньше отвлекающих помыслов, мне показалось :-)
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Re: Действие страсти.
« Ответ #33 : 10 Апрель 2008, 15:41:51 »
Есть старый и проверенный эффективный прием, рекомендованный, кстати, тем же св. Иоанном Лествичником, - запирание ума в словах молитвы. Хорошо, когда при этом ум сидит в сердце, а если нет - то это не так ИМХО эффективно.
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

d'URIMAR fossoris

  • Сообщений: 1039
    • Просмотр профиля

Re: Действие страсти.
« Ответ #34 : 11 Апрель 2008, 08:45:22 »
Re: Действие страсти похоже на опьянение: что втемяшется:пожрать,денег заработать,купить какую-нибудь вещь,похоть(без женщин жить нельзя на свете,нет),пока не исполнишь,беспокоишься,мягко говоря.
 Выражение "выйти из себя" понимаю буквально.
 Пока держится внутрь-пребывание,страсти где-то рядом,а когда нарушится внутрь-пребывание,всё,меня потащило...
  Почему свв.отцы говорят-самое ценное трезвость.
Κύριε Ἰησοῦ Χριστέ, Υἱὲ του Θεοῦ, ἐλέησόν με τὸν ἁμαρτωλόν!

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Действие страсти.
« Ответ #35 : 11 Апрель 2008, 17:40:34 »
Цитата: konart
В результате обсуждения "об искоренении страстей" я пришел к выводу, что мы называем "страстью" разные явления, потому имеет место непонимание.

У меня довольно часто бывает так, что действие страсти ощущается почти физически. Причем как некое насилие над моей душой. Ну, к примеру, поднимающийся гнев, или осужение, или блудная страсть. Так бывает не всегда, зависит от общего состояния духа.
...

Последнее время очень сильно чувствуется, порой аж до слез, это насилие.
В качестве лекарства помогает покорное терпение и ососзнание собственного недостоинства. Противовосстать страсти не получается, практически,
 никогда. Господь сам защищает по прошествии определенного времени.

Мне так и непонятно, что подразумевается по "страстями".

Вернее в общем понятно, но вот когда имеем дело с практической стороной, нет даже попытки вглядеться и различить нейтральные и патологические проявления естественной человеческой психики.

Полное пребывание вне страстей (бесстрастие) - это несвойственно человеку. Природа у него такая - изменчивая, основанная на живом эмоциональном отклике на окружающее.

Как бы отделить "мух от котлет" в этом вопросе...

В разговоре все валится в кучу и от всего открещиваются "пакетом". Это самый простой способ, но малоэффективный. На мой взгляд, и гнев может быть здоровым и не всегда он "страсть".

Вопрос такой:

А что участниками допускается и приветствуется в жизни как благое в этой области?

P.S. Вопрос касается всей полноты нашей жизни, не только аскетики. Насчет "слез покаяния", или "плача по грехам" можно не высказываться - это уже сделано в избытке.

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Re: Действие страсти.
« Ответ #36 : 11 Апрель 2008, 17:52:09 »
Цитировать
Мне так и непонятно, что подразумевается по "страстями".
ИМХО, это источники смертных грехов:
   1. Гордыня (Superbia)
   2. Зависть (Invidia)
   3. Обжорство (Gula)
   4. Похоть (Luxuria)
   5. Гнев (Ira)
   6. Алчность (Avaritia)
   7. Уныние (Acedia)
Все остальное следствия.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Действие страсти.
« Ответ #37 : 11 Апрель 2008, 17:56:03 »
Цитата: d'URIMAR fossoris
Действие страсти похоже на опьянение: что втемяшится: пожрать, денег заработать, купить какую-нибудь вещь, похоть (без женщин жить нельзя на свете,нет), пока не исполнишь, беспокоишься, мягко говоря.

Вот если начать с "пожрать". И соотнести это с "пока не исполнишь, беспокоишься, мягко говоря".

А почему бы "не исполнить", в конце-то концов? И решить таким образом проблему?

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Действие страсти.
« Ответ #38 : 11 Апрель 2008, 18:04:01 »
Цитата: Gior
ИМХО, это источники смертных грехов:

   1. Гордыня (Superbia)
   2. Зависть (Invidia)
   3. Обжорство (Gula)
   4. Похоть (Luxuria)
   5. Гнев (Ira)
   6. Алчность (Avaritia)
   7. Уныние (Acedia)

Все остальное следствия.


Вы думаете перечислив, вы что-то прояснили?

Насчет "источника и следствия", что-то не совсем точно вы сформулировали. Откуда берется источник? Что, уныние - это какое-то метафизическое понятие, какая-то онтологическая реальность, имеющая "бытие в себе", чтобы вот так просачиваться в нашу жизнь?

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Re: Действие страсти.
« Ответ #39 : 11 Апрель 2008, 18:12:54 »
Ага :)

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Действие страсти.
« Ответ #40 : 11 Апрель 2008, 18:27:36 »
Цитата: Gior
Ага

Вы как-то суперлаконичны.

"Ага" - это к унынию относится? Или ко всем страстям.

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Re: Действие страсти.
« Ответ #41 : 11 Апрель 2008, 18:30:28 »
Вы как-то суперлаконичны.
:) В смысле думаю что прояснил.
Простите сейчас нет времени на подробный ответ.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Действие страсти.
« Ответ #42 : 11 Апрель 2008, 18:39:19 »

Мне так и непонятно, что подразумевается по "страстями".

Вопрос такой:

А что участниками допускается и приветствуется в жизни как благое в этой области?

P.S. Вопрос касается всей полноты нашей жизни, не только аскетики. Насчет "слез покаяния", или "плача по грехам" можно не высказываться - это уже сделано в избытке.


Цитировать
Подвижнические наставления Святаго Ефрема Сирианина.
4. О добродетелях и страстях. (Т. 3, стр. (519—634).

Страсти душевныя.
4. Душевныя страсти суть: забвение, леность и неведение. Сими тремя страстями омрачаемое око душевное, т.-е. ум, подпадает господству прочих страстей, каковы суть: нечестие, неправоверие, т.-е. всякая ересь, хула, раздражительность, гнев, дасада, вспыльчивость, человеконенавистничество, памятозлобие, клевета, осуждение, неразумная печаль, страх, боязнь, раздор, ревность, зависть, тщеславие, гордость, лицемерие, ложь, неверие, неблагоразумие, неразборчивость, недальновидность, ненасытность, любостяжание, леность, притязательность, пристрастие, привязанность к земному, уныние, малодушие, неблагодарность, ропот, кичение, самомнение, запальчивость, высокомерие, любоначалие, человекоугодие, коварство, безстыдство, нечувствительность, ласкательство, скрытность, насмешливость, двоедушие, соизволение на грех по страсти, непрестанное помышление о грехах, скитание помыслов, самолюбие, — матерь всего худаго, сребролюбие — корень всех пороков и страстей, злонравие и лукавство.

Телесныя страсти.
5. Телесныя же страсти суть: чревоугодие, прожорство, роскошь, пьянство, ядение в тайне, разные роды сластолюбия, блуд, прелюбодеяние, распутство, нечистота, кровосмешение, деторастление, скотоложство, худыя пожелания и всякия противоестественныя и постыдныя страсти, воровство, святотатство, разбой, убийство по зависти или в неразумном раздражении, всякое телесное успокоение, удовлетворение хотениям плоти, особенно в здоровом состоянии тела, волшебство, ворожбы, чародеяния, гадания, предвещание, щегольство, легкомыслие, нега, страсть к нарядам, натирания лица, предосудительное распутство, игра в кости, пристрастная преданность мирским удовольствиям, жизнь плотоугодная, одебеляющая ум, делающая его оземленившимся и скотоподобным, и никак не допускающая возвести взор к Богу и к делам добродетелей. Корнем же всех зол и, как сказал бы иной, первою причиною служит сластолюбие, славолюбие и сребролюбие, от которых раждается все худое.

Добродетели душевныя.
2. О душевных добродетелях утверждаем, что главным образом четыре родовыя добродетели, а именно: мужество, благоразумие, целомудрие, справедливость. От них же раждаются следующия душевныя добродетели: вера, надежда, любовь, молитва, смирение, кротость, великодушие, терпение, доброта, негневливость, Боговедение, нераздражительность, простота, невозмущаемость, нелицемерие, правдолюбие, свобода, отвращение от осуждения, от тщеславия, от кичения, от гордости, от зависти, от коварства и от сребролюбия, сострадательность, милосердие, щедрость, почтительность, благоговение, влечение к будущим безсмертным благам, желание Царствия Божия, вожделение всыновления.
Добродетели телесныя.
3. Телесныя же добродетели, о которых вернее можно сказать, что они ведением по Богу обращаются в орудие добродетелей, и если чужды всякаго лицемерия и человекоугодия, возводят человека к преспеянию в смирении и безстрастии, суть следующия: воздержание, пост, голод, жажда, бдение, всенощное стояние, коленопреклонение, постоянное нехождение в баню, удовлетворение себя одним хитоном, сухоядение, позднее и то в малом количестве вкушение пищи, питие одной воды, возлежание на голой земле, нищета, нестяжательность, изможденность, непопечительность об одежде, несамолюбивость, уединение, безмолвие, безвыходное пребывание в келлии, скудость, довольство малым, молчаливость, собственноручное упражнение в рукоделии, всякое злострадание и всякий телесный подвиг. Все сие, когда тело здорово, и тревожат его плотския страсти, весьма нужно и полезно, а когда оно немощно, и при помощи Божией преодолело в себе страсти, не столько необходимо; потому что все исполняет святое смирение и благодарение.

 9. Чтоб еще яснее узнать нам страсти, признали мы необходимым присовокупить и следующее.
Душа делится трехсоставно: на силу мысленную, раздражительную и вожделетельную.
И грехи мысленной силы суть следующие: неверие, ересь, неблагоразумие, хула, неразборчивость, неблагодарность, и соизволения на грехи, происходящия от страстной силы в душе. К уврачеванию же и исцелению от сих грехов служат — несомненная вера в Бога, истинные и не погрешительные догматы, постоянное изучение словес Духа, чистая молитва, непрестанное благодарение Богу.
Грехи раздражительной силы суть следующие: жестокосердие, ненависть, несострадательность, злопамятство, зависть, убийство и постоянное помышление о подобном сему. К уврачеванию же и исцелению от сих грехов служат человеколюбие, любовь, кротость, братолюбие, сострадание, терпеливость и доброта.
Грехи вожделетельной силы суть следующие: чревоугодие, прожорство, пьянство, блуд, прелюбодеяние, нечистота, распутство, корыстолюбие, вожделение пустой славы, золота, богатства и плотских удовольствий. К уврачеванию же и исцелению от оных служат — пост, воздержание, злострадание, нестяжательность, расточение денег на бедных, стремление к будущим благам, желание Царствия Божия, вожделение всыновления.
Простите за большой объём...Но лично у меня такое чувство, что я иной раз рассуждаю так, как будто я этого никогда не читал, или забыл, это напоминание о корнях, что ли :-)
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Действие страсти.
« Ответ #43 : 11 Апрель 2008, 18:50:22 »
Цитата: mirnestranik
Телесныя же добродетели:

голод, жажда, бдение, всенощное стояние, коленопреклонение, постоянное нехождение в баню, удовлетворение себя одним хитоном, сухоядение, позднее и то в малом количестве вкушение пищи, питие одной воды, возлежание на голой земле

Вы тоже (как d'URIMAR fossoris) все принимаете "пакетом"?

Конкретный вопрос: как часто вы моетесь? (это к вопросу о "постоянном нехождении в баню")

Считаете ли вы греховной страстью поддерживать чистоту тела?

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Действие страсти.
« Ответ #44 : 11 Апрель 2008, 19:02:56 »
А мне интересно, кто-нибудь может вести разговор без "заточенности" под аскетические схемы (я предполагаю, что большинство учасников все-таки в миру живут, а не в скитах).

Цитата: Alexander
Нечистый ум, отказавшись от схем, входит в сумасшествие. Поэтому он так и держится за схемы, и плодит их немеряно.

Alexander, у меня к вам вопрос:

То, что приводится выше (классификация страстей) - это схемы, или нет?

У меня порой ощущение, что "чистые" умы просто заменили одну схему на другую. Но схематизм, ставящий преграду между нами и реальностью от этого только набирает силу. Что перекрывает пути к творчеству, к полноценной жизни.