Леонид, а по какому Вы считаете должно пути строится покаяние в чувствах, которые происходят без твоего произволения.
Видите ли,
Стефан, наши умы так плотно
проконопачены разного рода информацией, что представляется оч. сложным пробиться к тому
изначальному состоянию ума, когда в него входили
только телесные переживания от уютного пребывания в утробе матери, от драматического прохождения родовых путей, от перерезания пуповины и наступления кислородного голодания, от отсутствия вовремя данной груди с материнским молоком, от давно несменянного подгузника, и проч. в том же роде.
Вот, примерный набор чувств, к которым, конечно, необходимо прибавить постоянное удивление ребёнка, постигающего мир уже в менее зависимом от родителей и более сознательном образе жизни. И все такого рода чувства приходят не
по произволению, а естественным образом.
Когда мы говорим здесь о
покаянии, то идеальным было бы попадание в это изначальное состояние, когда мы ещё [уже] не изуродованы вожделениями и искушениями мира сего, когда уже не работает наша генетика + родовые грехи - только тогда мы начинаем воспринимать Господа, который всюду и нигде, и можем начать видеть, что никуда и никогда Он от нас не устраняется. Мы также можем начать понимать, что молитва - не труд пополам с кровавым потом, а естественная и ненатужная форма жизни в Боге, такая же необходимая [для полноты жизни] функция организма как дыхание.
Но [истинное]
покаяние призвано буквально взорвать всю систему "благоприобретённых" ценностей, знаний, привычек, вкусов, пристрастий и, самое главное, - разрушить образ себя дотла.
В нём аннигилируют причины чувств, приходящих, якобы, без произволения. Хотя, не стоило бы себя обманывать, что "наше" вожделение на самом деле - не наше. Оно чаще всего идёт из нашего же подсознания, только мы не отдаём сeбе в этом отчёта. Потому-то так необходима нам молитвенная Тишина Ума, чтобы ясно зреть источник помыслов, без забалтывания его умом, постоянно генерирующим что угодно.