Исихазм

Автор Тема: Причастие  (Прочитано 4422 раз)

АААнтон

  • Сообщений: 2
    • Просмотр профиля

Причастие
« : 30 Декабрь 2006, 00:48:51 »
Прочитал в новостях. Действительно ли нужны послабления. Я привык жить по старым установкам. Интересно мнение людей, имеющих опыт церковной жизни.

В Даниловом монастыре прошло пастырское совещание в по вопросам подготовки к таинству Святого Причащения.

МОСКВА. 27 декабря в Центре духовного развития молодежи (ЦДРМ) московского Даниловского монастыря состоялся очередной круглый стол, посвященный актуальным вопросам духовной жизни в Церкви в наши дни. На этот раз в центр внимания вынесена тема подготовки к таинству Святого Причащения. Для обсуждения этого вопроса были приглашены епископы Русской Церкви и авторитетные священники Москвы.
То, что Причащение является основой жизни христианина в Церкви - очевидная истина. Но в настоящее время не существует какого-либо единообразия в приходах в требованиях к мирянину, приступающему к этому величайшему таинству. Как заметил на круглом столе епископ Егорьевский Марк, «тема решается до сих пор каждым духовником в соответствии с его представлениями, которые могут быть достаточно экстравагантными».
По церковной традиции причастник должен поститься в течение недели или хотя бы трех дней и вычитать значительное молитвенное правило – Каноны покаянный ко Господу Иисусу Христу, молебный ко Пресвятой Богородице и Ангелу Хранителю, а также Канон и молитвы ко Святому Причащению (плюс Акафисты Иисусу Сладчайшему и Пресвятой Богородице). И здесь уже возникают вопросы.
В Москве в настоящее время многие священники призывают причащаться как можно чаще. Что же, если причащаться еженедельно и при этом соблюдать недельный или трехдневный пост, то человек обрекает себя на почти постоянный пост. А для многих это совершенно непосильно. По словам игумена Петра (Мещеринова), директора Школы молодежного служения при ЦДРМ, уже после двух лет такого ревностного духовного труда человек устает и охладевает: сначала к молитве, а потом к таинству Евхаристии. Приходится сталкиваться с тем, что люди, пришедшие в Церковь в начале 90-х, теперь становятся равнодушными, «теплохладными» и бросают приход. Не находя в Церкви ответов на свои вопросы, сталкиваясь с отсутствием постоянного руководства в своем стремлении жить по Евангелию при чрезмерном внимании духовника к внешней аскетике, люди разочаровываются в церковной жизни, где когда-то они нашли смысл и полноту. Кроме того, из-за подобного формализма подготовка к причащению и исповедь начинает восприниматься как «покупка билета». Сделал, что нужно, – получи билет! А это недопустимо.
Игумен Петр обратил внимание на клерикализм такого подхода, когда человека, не сумевшего пропоститься без рыбы три дня, духовник не благословляет причащаться. Священство не поститься перед вкушением Святых Даров – только читают правило. А от мирян требуется особенный аскетизм. «Так вводится двойной стандарт… Мы похожи не тех книжников и фарисеев, про которых Христос говорил: “Итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их”(Мф. 23: 3-4)», - заметил епископ Егорьевский Марк.
Существуют и более частные вопросы, связанные с причащением, такие как исповедь накануне причащения, обязательное присутствие на вечерней службе перед причастием, посещение богослужений женщинами в «критические дни» и др.
Приглашенные на круглый стол священники, рассказали о том, как на их приходах решаются эти вопросы. По мнению протоиерея Владимира Воробьева, настоятеля храма свт. Николая в Кузнецкой слободе и ректора Свято-Тихоновского университета, до тех пор, пока не принято общецерковное решение этих вопросов, справиться с ними можно только внутри церковной общины.
Церковные, или евхаристические, общины в России возникли основываться в начале ХХ века и стали одним из факторов, который помог пережить годы гонений. Понятие «церковная община» значительно отличается от прихода. Для евхаристической общины характерно, что у нее есть глава и руководитель - духовник, который близко знает все проблемы членов общины и руководит духовной жизнью каждого. Причащаться для церковных людей естественно как можно чаще. И если человек живет церковной жизнью в соответствии с евангельской нравственностью, соблюдает посты и праздники, имеют искреннее желание, то перед ним нет препятствий приступить к Чаше.
«С самого начала служения я относился к исповеди очень внимательно и отдавал этому много сил. Тогда я заметил, что многие приходят на исповедь просто пообщаться с батюшкой», - сказал отец Владимир Воробьев. Или исповедник просто зачитывает список грехов, выдавливая что-то из себя. Таинство покаяния – это великое таинство, в котором человек обновляется целиком. Каждый священник знает это. Бывает, что приходит человек, искренно пересмотревший свою жизни и от всего сердца раскаивающийся, готовый полностью перемениться, – и тогда священник, разрешающий его, чувствует особую благодать, проходящую через него. «Но это бывает так редко», - заметил отец Владимир. Обычно же бывает так, что священник произносит слова разрешительной молитвы «прощаю и разрешаю» и ничего не чувствует, потому что человек ничего не приносит на исповедь. При этом все равно нужно ежедневно исследовать себя, приносить покаяние каждый день в вечерних молитвах, обдумывая свои поступки и мысли. Таким образом, покаяние и причастие могут быть не связаны между собой, как это и принято в Восточной Церкви.
Протоиерей Николай Балашов, секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межправославным отношениям, рассказал, как бывает на Афоне, что паломники, приезжающие в воскресенье утром, причащаются за литургией, а потом расходятся по каливам и кельям своих духовных отцов на исповедь. Такой путь подходит для воцерковленных людей, которых духовник, давно зная их, может допустить к причастию без исповеди (особенно в праздники, когда число исповедников в храмах доходит до 2 тыс.).
Но каждый день в храме встречаются и те, кого протоиерей Всеволод Чаплин, заместитель Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, назвал «захожанами» - люди, пришедшие поставить свечку о родителях и вдруг решившие исповедаться или причаститься. К ним можно проявить и некую разумную строгость, указать на необходимость таинства исповеди. Но тогда не нужно совмещать исповедь с литургией или вечерним богослужением, а назначить отдельное время, чтобы поговорить глубоко.
Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохловском переулке, чтобы у человека было благоговение перед Церковью и ее таинствами, предложил со строгостью следить не за соблюдением поста перед причастием, а к примеру, за духовной готовностью людей, принимающих крещение или собирающихся венчаться.
«В вопросе подготовки к причащению необходимо допустить плюрализм», - считает отец Владимир Воробьев, чтобы не существовало слишком строгих запретов, которые могут оттолкнуть. Это не призыв к революции, чтобы к Святой Чаше без исповеди мог подойти любой. Но сейчас время поиска, когда Церковь ищет правильного выхода. В качестве одного из возможных решений существующих вопросов Цент духовного развития молодежи предлагает утвердить памятку перед причащением, которая входила бы в каждый молитвослов. Ну а в каком-нибудь отдаленном будущем постановление должно быть принято на Церковном Соборе, который привел бы в практическое соответствие традицию и те обстоятельства, в которых теперь находится Церковь.
Пресс-служба Свято-Тихоновского университета/Седмица.Ru

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Причастие
« Ответ #1 : 30 Декабрь 2006, 09:13:09 »
Никакие "установки" не смогут навязать причастнику переживание священного страха и, даже, ужаса перед вкушением Святых Таин. Вера в то, что в Чаше Причастия пребывает само Пречестное Тело и сама Пречестная Кровь Господа Христа является самым-самым сокровенным чудом Православия и не может быть санкционирована.
Полагаю, что самым важным переживанием причастника может быть только этот священный трепет перед чашей, а не многодневная подготовка.
Это не значит, что надо отвергать или менять правила, но надо также учитывать "злобу дня" - человек случайно завернул в храм посреди шумного города, проникся энергией момента и причастился в слезах искреннего покаяния и страха Божьего - что же в этом плохого?
« Последнее редактирование: 31 Декабрь 2006, 09:21:20 от Леонид »
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

АААнтон

  • Сообщений: 2
    • Просмотр профиля

Re: Причастие
« Ответ #2 : 30 Декабрь 2006, 10:45:53 »
Это хорошо для человека имееющего длительный опыт церковной жизни. А для малоопытного, возможно, отсутствие таинства исповеди перед причастием, будет поводом для легкомысленного отношения к принятию Святых Тайн. Он может и не вспомнить, или не знать, о важности покаяния.
Дело не в длительной подготовке, она и так в наше время обычно решается в частном порядке духовником. И далеко не всех заставляют строго говеть.