Алексей, я лично не усматриваю тут мстительности церкви. Вот когда гроб на свиньях возят, как это бывало в русской истории - вот это месть... А тут, имхо, все только от безвыходного положения. Отказ следовать законам шантажа и капризам - это же не мстительность, а действенный способ противостояния шантажу. И ведь никто не призывает плохо думать о самоубийце, каким-то образом бросать камни. Хуже того, что он сделал себе сам, никто не делает. Грешник отказался от всего сам, и от забот тоже, это его собственный выбор. Нельзя же за блудным сыном всем домом подняться и пойти бродяжничать, настойчиво проявляя о нем заботу, от которой он будет с упоением отплевываться. Понимание всей серьезности выбора и вполне определенных последствий, на мой взгляд, может предотвратить много жертв, следовательно полезно.
Так где же здесь потакание, вот что непонятно. Я же не отрицаю грех самоубийства, лишь считаю, что этот грешник тоже имеет право на заботу церкви
Раз получилось непонятно, я попробую более подробно описать, что я имею в виду, и почему.
1. Молиться за самоубийц можно и нужно.
А кто сможет делать это правильно? Мы за себя то не особо умеем. Потому, что результаты оставляют желать лучшего. А тут, такой сложный случай. Исключительный. И прав
o2inhal: "у Господа милосердия больше, чем у человека". Самоубийцам, может быть, способны помочь люди, близкие к святости, лучше понимая, как возлюбить души, попавшие в такой переплет. Как указано в ответе 5, священники, получившие разрешение епископа, могут. Вот о. А. Мень мог, и делал. А близкие самоубийц, у них надолго, едва ли не навсегда, остается боль, как ножик в спину, и вот это страдание тоже вид молитвы, невысказанной... Тут не упростишь, и это следует понимать живущим в нашем мире.
2. Традиция оставлять самоубийц за церковной оградой противоречит самому духу христианства.
Нет... дело не в мертвецах. И не в оптимизации распределения мест для трупов задача земной церкви, имхо. В данном случае для людей на земле важнее любить живых, и среди живущих предотвратить подобное. Если вопрос ограды тут может помочь, то не следукт пренебрегать и им. А для Бога не проблема где ляжет прах.
3. Самоубийство, само по себе, еще не самое худшее, что может приключиться с человеком.
Это путь соблазна. Так про всякий грех можем сказать, и тогда оправдаем все грехи что-ли? Нет уж. И это путь бухгалтерии, путь ветхого законничества, а не любви, когда все имеет свой весовой коэффициент в справичнике и происходит подсчет. Но судить и считаться не нужно.
4. Каковы были движущие силы в душе, приведшие к такому исходу - фактор наиважнейший.
Вот снова апелляция к суду. Неужели предлагается учредить так, чтобы кто-то на людском суде определял движушие силы души и подобные вещи? Как это возможно? Да никак, людской суд не праведен, и не должен заменять собой Божий. А то получатся совковые "товарищеские суды", а то и инквизиция. Нет, Богу уже только возможно разобраться в ситуации полностью справедливо.
А от людей нечего и требовать справедливости. И к церкви предъявлять претензию - ну-ка сделай мир сей справедливым! - совершенно неуместно, так как она считает что Царствие Небесное не от мира сего. И поэтому, самое порядочное, самое справедливое оценивание, которое тут остается в условиях нашего мира - формальный признак, без того чтобы лезть в факторы чужой души. Это касается также и пункта 3, и вопроса об убийце 50 человек.
И еще такой момент. Разные мыслители да полемисты, и мы тут тоже, можем полемизировать сколько угодно, и все будет пустым стрекотанием. Как же решать? Может прозвучит немного высокопарно, но тем не менее. Важные вопросы различения добра ото зла следует основывать на благодатном вИдении святых, а не на наших скудоумных рассуждениях.
Так что не надо считать мстительными христиан, придерживающихся своей традиции, опираясь на почерпнутый масштаб благодати. Кроме этих причин иррационального консерватизма, есть и рациональные доводы, о которых например я написал. И христиане пока не могут сделать бывшее небывшим, и сложно поправить подобное как-то иначе, смягчить отношение к этому греху, учитывая важность задачи его предотвращения. Людям на земле нужно любить живых, и именно живых любить больше, чем умерших. И если уж искать, что улучшить, то по-моему конечно не эти традиции относительно мертвых, а то, что может дать помощь живущим. Например, как сделать так, чтобы у самоубийц перед роковым шагом была какая то возможность обратиться за специализированной неотложной помощью кудато. Есть что то подобное, но достаточно ли? Может быть что то еще можно придумать в плане добавления нового, и для живых. Вот куда бы энергию преобразований направить.