Дополнительная информация о Цветнике:1.Доклад младшего научного сотрудника Отдела древнерусской литературы кандидата филологических наук Светланы Алексеевны Семячко:
"Древнерусские сборники XVII в.(Старчество, Цветник священноинока Дорофея, Крины сельные)"
В докладе были проанализированы три тесно связанных между собой сборника:
1. "Старчество" Кирилло-Белозерского келаря Матфея Никифорова, известный в двух списках (РНБ, собр. Кирилло-Белозерского мон. N 122/1099, 60-80-х гг. XVII в. и того же собр. N 162/1239, конца XVII в.);
2. "Цветник священноинока Дорофея", известный в большом количестве списков и в 11 старообрядческих изданиях;
3. "Крины сельные", составленный в ноябре 1692 г. Диомидом Яковлевым сыном Серковым и известный в автографе (РНБ, собр. ПДА, N 196) и в 14 списках.
С.А. Семячко установила, что сборники "Старчество" Матфея Никифорова и "Крины сельные" восходят к общему источнику; в свою очередь, происходящему от общего источника с "Цветником священноинока Дорофея". О личности самого Дорофея нет никаких сведений, за исключением высказанного еще архимандритом Леонидом предположения, что это - Дорофей, основатель Южской пустыни (начало XVII в.).
С.А. Семячко привела данные о других известных Дорофеях XVII в. и указала на существование списка "Цветника" с датой 1645 г. (неизвестно, протографа списка или самого оригинала сборника), что может помочь при дальнейших поисках автора этого широко распространенного сборника.
Выступившие в обсуждении коллеги высоко оценили проделанную С.А. Семячко работу и предложили пути дальнейшего изучения древнерусских сборников XVII в.
http://www.ruthenia.ru/ruth/doklad.html***
2.РУССКИЙ ИНОК № 13
ИЮЛЬ 1910 г.О книге "Цветник священноинока Дорофея"
(к вопросу в №№ 9 - 10-м "Русского Инока" за 1910 г.).
В книге "Цветник священноинока Дорофея" хотя много весьма полезного, но она более идет для чтения уже преуспевших в духовной жизни, для новоначальных же иноков, она - высока. Кроме того, в ней есть весьма неправильные мысли. Например, о том, что Святая Троица не вдруг вселяется в человека, непрестанно творящего молитву Иисусову, а по годам: в 1-й год вселяется Дух Святой, в 2-й - Сын Божий, в 3-й - Бог Отец.
Это явно неправые мысли, так как Лица Св. Троицы исповедуются нераздельными.
В продаже, насколько мне известно, этой книги нет.
Перепечатать книгу и издать в таком виде, очевидно, нельзя. Если же издать ее вновь, то нужно пересмотреть книгу весьма тщательно и исключить из нее неправые мысли, переведя, для удобопонятности, на русский язык.
Инок Нектарий.
http://www.russian-inok.org/books/ri13.html***
3.Симонов Р. А. О зашифрованной записи в «Цветнике священноинока Дорофея»
http://www.drevnyaya.ru/vyp/v2003.php4.Сведения о сочинителе Цветника, священноиноке Дорофее, помещены в 1-м томе “Аскетических Опытов” в статье “Посещение Валаамского Монастыря”.
В примечаниях к сочинениям Игнатия можно отметить множество ссылок на Цветник.
5.Об некоторых изданиях:
http://www.tipografia.grodno.by/history/books/cvetnik.htmlЦветник Дорофея. 1787
«Сказание известно главам настоящия святыя книги сея»
«Сия книга, глаголемая Цветник, сочиненная священноиноком Дорофеем, содержащая в себе заповеди евангальския и святых отец поучение, типом издана в типографии его королевского величества короля польского в Гродне в лето 7295 (1787)».
___________________________________________________________
Альтернативная html -
качественная редакция электронного текста:
Одним файлом:
http://www.omolenko.com/books/tsvetnik/content.php?p=all#toc10Директория:
http://www.omolenko.com/books/tsvetnik/http://www.omolenko.com/books/Ещё альтернатива, но менее качественная html версия:
http://agion-oros.orthodoxy.ru/doc2/cvetnik.htm