Умное делание

Практика и теория умного делания => Аскетическая практика => Тема начата: lemantar от 03 Март 2008, 23:42:58

Название: Что со мной?..
Отправлено: lemantar от 03 Март 2008, 23:42:58
Через некоторое время после того, как начал активно практиковать Иисусову Молитву заметил некоторые странные изменения.
Во-первых мне куда более "интересно" (слово не подходит, но лучше не подобрал) молиться бродя по малолюдным местам - лесу, пустырям, у реки, в поле и т.д. с Иисусовой Молитвой (и не только - пою про себя или тихо церковные песнопения и др.), чем на богослужении в храме. Если раньше бывало я стремился в храм, иногда ждал что б поскорей выходные и пойти на Литургию, то сейчас дома или на работе чаще могу почувствовать сильное желание удалиться - тогда по возможности бросаю все дела и иду взяв чётки куда глаза глядят лишь бы подальше от людей.
Я вобще стал замечать, что люди все больше мне "мешают" молиться. Странно, но даже будучи неофитом меня мало отвлекали люди в храме, а теперь если ктото постоянно чихает-сморкается это не дает возможности мне молиться, иногда станет передо мною девушка и тоже молитва не идёт, но с этим проще, можно перейти в другое место.
Раньше я любил когда на Великие Праздники в храме много народа был от этого какой то подъём, а теперь стараюсь идти на заутренню потому что тогда в храме мало людей, иногда по 3-5 человек, на вечерней же молиться не получается, все напоминает какуюто физзарядку где по команде тренера надо накладывать знамение и кланяться.
Так же и дома "по настоящему" молиться могу только если никого нет, даже в соседних комнатах или спят.
Сегодня в храме припав к иконе почувствовал как будто поцеловал руку человека. Необычное, хотя и не отталкивающее впечатление. Это нормально?
Както равнодушней стал относится к священнослужителям, раньше видел в них людей более приближеных к Богу чтоли, а теперь не вижу разницы между священниками и прихожанами. Может это гордыня?.. Ведь по этой причине сложнее на исповеди быть более искренним.
Да, вот ещё что. Раньше после богослужений в храме я чувствовал прилив сил, приободрялся как то, становился более оптимистичным (хотя после 3-х и более часов ноги могли побаливать), сейчас после храма такое случается редко, а вот после "скитаний по полям по лесам" с молитвой почти всегда. Ещё я во время этих скитаний "люблю" (опять не знаю как правильно сказать) трогать рукой, иногда обнимать деревья, мять в ладни сорваный листик или веточку, не прекращая при этом молитв. Не впадаю ли я тем самым в язычество и прочее в стиле секты Порфирия Иванова?

Что бы это могло быть, может искушения одолевают, может ещё что? С вами такое бывало?
Название: Re: Что со мной?..
Отправлено: lemantar от 04 Март 2008, 00:09:45
Хочу отметить, что сам храм у меня не вызывает какого то отторжения, наоборот, я с удовольствием хожу в храмы когда нет служб, молюсь перед иконами, бывает до слёз (впрочем в известных храмах к иконам стоят очереди, это мне не подходит - зная, что за тобой стоят люди и ждут когда ты отойдеш молитва так же не идёт). А во время службы как правило молитвенное состояние не обретается... А вот к храмовым иконам у меня сейчас стал больший "интерес" нежели раньше причём... см. случай описаный в предыдущем посте.
Название: Re: Что со мной?..
Отправлено: Alexander от 04 Март 2008, 00:20:06
Мне кажется, ничего странного. Открываются разные стороны молитвы, и когда открывается новая сторона, то обретенная ранее как бы отходит на задний план... отходит, но не теряется. Не абсолютизировать и не противопоставлять. И то, что Вы природу в своих молитвенных странствиях так воспринимаете и принимаете - осязательно и тактильно, - совсем не плохо.
Название: Re: Что со мной?..
Отправлено: r.b.Alexander от 04 Март 2008, 05:52:49
Всё нормально у вас за исключение потери уважения к священослужителям и хладности к церкви..не стоит забывать что все св. отцы не покидали церковь...
Душе необходима покой и молитва такое было и у меня самое начало умного делания...В храм ходите не спроста но с обязательным причастием...и только по воскресениям и праздники обязательно..В обычные дни можно и в лесу погулять
Название: Re: Что со мной?..
Отправлено: Keleynick от 04 Март 2008, 09:28:10
Это никакая не гордыня (по поводу священников), а просто чувство реализма. Ведь написано: "Бог нелицеприятен". А исповедуемся не священнику, а Богу.

У меня тоже такое было (с некоторыми различиями, конечно), и... имеет место.

Мейстер Экхарт сказал (цитирую, как помню): "хорошо, когда идешь в Церковь помолиться, но гораздо лучше, когда приходишь в спокойное и тихое уединенное место".

Однако, мне люди в доме никак не мешают, плотно закрыл дверь - и все... это вот тихое и спокойное уединенное место есть внутри нас. По нахождении его, и, гуляя по базару, можно нормально молиться.
Название: Re: Что со мной?..
Отправлено: d'URIMAR fossoris от 04 Март 2008, 14:38:40
 Имхо это вскипание тщеславия и это нормально.
Сердечное место обретается в храме как отклик  на присутствие Божие,значит врагу выгодно к храму охладить.
 Что священники "не такие" - значит,что "мы уже в одном ряду со служителями алтаря и,даже несколько впереди,мы тоже (шепотом)священнослужители!" - плод тщеславия.
  Когда тщеславия нет,каждого священника видно в контексте времени-места и паствы,при этом понятно,что он здесь и теперь именно такой какой должен быть и неудовольствия не возникает.
 Имхо,это хорошо,что вскипает тщеславие-Вы на правильном пути.
  Простите.
Название: Re: Что со мной?..
Отправлено: d'URIMAR fossoris от 04 Март 2008, 14:42:04
Мейстер Экхарт сказал (цитирую, как помню): "хорошо, когда идешь в Церковь помолиться, но гораздо лучше, когда приходишь в спокойное и тихое уединенное место"
  Мейстер Экхарт,иже в исихастах или во святых???
 
Название: Re: Что со мной?..
Отправлено: Alexander от 04 Март 2008, 15:03:12
d'URIMAR fossoris, напомню, что подвижники часто уходили в леса, горы и затворы, где, как известно, храмов не было. И никто их не обвиняет за то, что на службах бывают не часто. Впрочем, Серафима Саровского обвиняли...

Некоторое охлаждение к храмовым службам после довольно долгого периода постоянного пребывания в храмах - вещь обычная и совсем не предосудительная. Еще есть огромная жизнь, которая никак не вмещается в стены храма, и в этой жизни также открывается Господь. Хуже превращение службы в рутину или полной уход из храма после разочарования.
Название: Re: Что со мной?..
Отправлено: Keleynick от 04 Март 2008, 16:48:01
Мейстер Экхарт сказал (цитирую, как помню): "хорошо, когда идешь в Церковь помолиться, но гораздо лучше, когда приходишь в спокойное и тихое уединенное место"
  Мейстер Экхарт,иже в исихастах или во святых???

Ум не должен обманывать сердце и отвергать величайшего мистика только потому, что он "с другого берега", или у него "другой цвет кожи".

А Экхарт как раз обладал исихастским духом - это западный Палама.
Название: Re: Что со мной?..
Отправлено: Симеон от 04 Март 2008, 17:38:30
вообще все хорошо главное то не напрягаться, а мне кажется что в усердной молитве нужно так же искать любовного упоения - как Дионисий Ареопагит пишет в именах "экстаз" - когда он приходит то уже не важно среди людей ты илит нет , хотя в многолюдстве м.б. проще это потерять, а может и нет...
Название: Re: Что со мной?..
Отправлено: Maria от 05 Март 2008, 10:54:49
Lemantаr, очень вас понимаю. В той части, что более любо посещение храма в «малолюдные» часы. После массовых служб некое истощение сил, слишком плотная и перенасыщенная (посторонними эмоциями, мыслями прихожан) атмосфера.
Считаю также, что здесь не должно быть надобности, принуждения и расписания. Форме придается слишком большое значение, чтобы чинно было, правильно, да «по уставу». В итоге получаем обратную реакцию на (будто) окаменевшие «сценарии» служб. Путь и Общение могут принимать разные формы.
Замечаю, что люди, которые пришли к исихазму, вообще склонны к уединению. Сначала сильная тяга уйти в монастырь. Потом понимание, что это тоже лишь внешнее обстоятельство, а самое важное - за этим, дальше. Одиночество не рождает страха, скуки и желания забыться в круговороте лиц и событий. Оно глубоко и наполнено.
Вместе с тем, очень радостно, когда на службах звучит призыв постоянно творить молитву Иисусову, и более сотни человек одновременно произносят «Господи, помилуй!».
Название: Re: Что со мной?..
Отправлено: Elena от 05 Март 2008, 12:48:49
Цитата: lemantar
Если раньше бывало я стремился в храм, иногда ждал что б поскорей выходные и пойти на Литургию, то сейчас дома или на работе чаще могу почувствовать сильное желание удалиться - тогда по возможности бросаю все дела и иду взяв чётки куда глаза глядят лишь бы подальше от людей.
Я вобще стал замечать, что люди все больше мне "мешают" молиться.

Ищите общину (молитесь, чтобы Бог вас привел в то место, где она есть).

Литургия - это таинство Царства, в одиночку этот опыт не прожить в полноте. Он должен предваряться чем-то, что обретается через христианское общение.

Визит в Церковь за "личным причащением" - немного не то.

Евхаристический опыт - это опыт единства во Христе, в одиночку (в одиночку даже находясь в многолюдном  храме) его сложно приобрести.

Здесь (в теме и вообще на форуме) мало где чувствуется присутствие этого Евхаристического опыта. Может не все делятся...

Исключение - d'URIMAR fossoris:

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1620.msg25237#msg25237




Название: Re: Что со мной?..
Отправлено: stas от 05 Март 2008, 13:22:56
Одиночество не рождает страха, скуки и желания забыться в круговороте лиц и событий. Оно глубоко и наполнено.

В действительности же у меня получается так, что круговорот лиц и событий рождает скуку и страх, когда нехватает одиночества  (как то странновато звучит). И с этим тоже нужно учиться справляться.
Название: Re: Что со мной?..
Отправлено: mirnestranik от 05 Март 2008, 16:42:52
 На литургию я прихожу пораньше чтоб успеть встать впереди всех справа--Чувствую себя-ГЛАВНЫМ ФАРИСЕЕМ, зато никто не отвлекает и не передаёт свечи.И наш храм не большой.   
Священники все хорошие(проверено опытом), мы может быть просто не видим этого.
Уединение, для себя считаю-хорошо, но отрываться от церковного богослужения- себя сильно обеднять(я имею ввиду ходить редко, я пробовал).В коллективной молитве есть особое что-то, и это что-то очень хорошее(где двое или трое...)...
Для локального технического уединения применяю наушники строительнае шумоподавляющие, а на глаза, по совету товарища, Sleepmask-это глазная маска, чтоб спать, свет не мешал...Не я на молитве не сплю это к слову пришлось...  :-D Ага...А природа- это же красота...Богом созданный мир дышит Святым Духом, на природе это чувствуется. :-)
Название: Re: Что со мной?..
Отправлено: d'URIMAR fossoris от 05 Март 2008, 22:35:14
d'URIMAR fossoris, напомню, что подвижники часто уходили в леса, горы и затворы, где, как известно, храмов не было. И никто их не обвиняет за то, что на службах бывают не часто. Впрочем, Серафима Саровского обвиняли...
Имхо,если открылось сердечное место,можно спокойно уходить в пустыню,престол будет в сердце.
 Имхо у этого брата ещё не открылось.
 Если не открылось,надо упорно посещать храм,несмотря на охлаждение и прочие препоны,пока не откроется "мысленный жертвенник".
 Простите.
 ЗЫ Несмотря здесь слитно пишется или раздельно?
Название: Re: Что со мной?..
Отправлено: SrgK от 05 Март 2008, 22:59:03
Я думаю, здесь слитно. А, например, в предложении: "Сказал, не смотря на его лицо", -  раздельно. ( в своей пунктуации я не уверен)
Название: Re: Что со мной?..
Отправлено: d'URIMAR fossoris от 06 Март 2008, 01:18:16
Спасибо! Благодарю вас! Gratias ago!
Название: Re: Что со мной?..
Отправлено: lemantar от 07 Март 2008, 00:52:38
Спаси Бог всех вас за участие в теме.

Что интересно, в казалось бы переполненном общественом транспорте вполне можно молиться, главное чтобы подле не было пьяных и через чур шумно-экспрессивных пассажиров. Конечно, это вероятно не лучшее место для молитвы, но чего зря терять время по дороге на работу и с неё? Привожу данный пример чтобы не сочли меня человеком совершенно шарахающимся от людей и не только для того.
Название: Re: Что со мной?..
Отправлено: lemantar от 07 Март 2008, 00:56:45
Не я на молитве не сплю это к слову пришлось...
Совершенно с вами согласен, молитва по моему скромному мнению это как раз бодрствование, а не сон.
Название: Re: Что со мной?..
Отправлено: vostok от 07 Март 2008, 09:37:46
 lemantar: Согласен с Маской.  В храм мы приходим на общественную молитву, а не на личную. Это нужна всегда помнить. Литургия переводится "общее дело".Собираясь в Церковь, мы её собою выявляем(как писал о. А. Шмеман), актуализируем. Христиане - Царственное священство, Евхаристия - стержень Церкви, и вся жизнь её построенна вокруг этого Таинства . По заповеди Христа: "Сие творите в Моё воспонимание", учавствуем в Хлебопреломлении, становимся единым целым -Телом Христовым.   Поэтому, имхо, неверно избегать общей молитвы. Лично я, стараюсь в эти моменты настроится позитивно к окружающим людям в храме, как бы раствориться в толпе, и молиться "едиными устами". Сам чин, текст Лутургии говорит об единении верующих на молитве. "Да возлюбим друг друг и единомыслием исповемы", "и даждь на Владыко единем сердцем и ...". Жалко, только евхаристического канона священники не читают.  От причастности к коллективу ощущаешь чувство радости, от замыкания в себе, наоборот -  уныние. 
 Храмовая молитва, вполне дополняет и питает молитву частную,  которой можно молиться внебогослужения.
Название: Re: Что со мной?..
Отправлено: Родион от 07 Март 2008, 12:39:10
Если нет личной, то в общественной хоть чтото приобретается (внутренне)...
Но ИМХО так разделять молитву не стоит. Сила общественной молитвы
складывается и приумножается личной молитвой каждого. Не будь ее,
так и общественная будет не ахти... ИМХО Если у людей нет личной, то
служба таких людей будет просто ритуалом. И мы не приходим на общественную
молитву, а приносим на нее свою личную. Простите, это мое мнение.
Название: Re: Что со мной?..
Отправлено: vostok от 07 Март 2008, 13:11:53
Если нет личной, то в общественной хоть чтото приобретается (внутренне)...
Но ИМХО так разделять молитву не стоит. Сила общественной молитвы
складывается и приумножается личной молитвой каждого. Не будь ее,
так и общественная будет не ахти... ИМХО Если у людей нет личной, то
служба таких людей будет просто ритуалом. И мы не приходим на общественную
молитву, а приносим на нее свою личную. Простите, это мое мнение.

 Родион, согласен с Вами. Однако, Господь есть Спаситель Тела которое есть Церковь. Любоовь проявляется в единстве.Мир сей разнознен грехом, поэтому наша задача, как христиан "людей,взятых в удел"явить собой союз любви и единства, быть примером для мира, свечой поставленной на подсвечнике. Господь пришёл чтобы собрать разронненых чад воедино.


Название: Re: Что со мной?..
Отправлено: Родион от 07 Март 2008, 13:35:16
Я ничего против не имею :-), я просто сказал о разделении внутренней (личной) молитвы и общественной,
среагировав на "В храм мы приходим на общественную молитву, а не на личную". И всего лишь.

ЗЫ
Еще хочиться добавить, что как бы было замечательно если бы в храме прихожане учавствовали в молитве,
а не просто присутствовали. Тогда бы была общественная полноценная молитва. Но это так, навеяло просто.
К тому что личная таки "первична" :-)
Название: Re: Что со мной?..
Отправлено: Alexander от 07 Март 2008, 13:45:32
Разделение молитвы на личную и общественную без понимания их единства - большой соблазн и ошибка.

И верно замечено, не будет никакой общественной молитвы, если нет научения в молитве личной, останется только формальное исполнение. И под сей формализм подводится база...
Название: Re: Что со мной?..
Отправлено: Elena от 07 Март 2008, 14:32:07
Цитата: Rodion
И мы не приходим на общественную молитву, а приносим на нее свою личную.

Это разный опыт.

Как по-разному пониматся слова: "Царствие Божие внутрь вас есть".

Как присутствующее в глубине души каждого отдельного человека и как то, что становится реальным внутри (среди) нас, то, что в одиночку не может быть достигнуто ("внутрь вас", а не "внутрь тебя").

Литургия - совместное общественное служение. Евхаристия - благодарение. Даже перевод терминов несколько по-другому освещает происходящее, не просто как сложение многих личных молитв. Тут иная реальность ощущения себя - не  самоуглубление с отсечением всех внешних факторов, а разомкнутость на людей, на внешние стороны происходящего. Это молитвенный процесс, реализованный в "экстравертной форме", рассчитанной на сопереживание, на соработничество молитвенного служения...

Цитата: Alexander
верно замечено, не будет никакой общественной молитвы, если нет научения в молитве личной

Верно. Как верно и то, что без научения и глубокого опыта Литургии, личная молитва выхолащивается.

Название: Re: Что со мной?..
Отправлено: Elena от 07 Март 2008, 14:45:54
Цитата: Rodion
Сила общественной молитвы складывается и приумножается личной молитвой каждого. Не будь ее, так и общественная будет не ахти...

Соглашусь с вами,  но с уточнением.
Молитва  может присутствовать в жизни в самых разнообразных и непредсказуемых формах. Не только как творение Иисусовой молитвы.

Молитва есть личное отношение человека к Богу (Лосский).

Я знаю женщину, которая любое  действие осмысляет как молитву, как свой личный акт по отношению к Богу. Хотя не занимается "умным деланием", в той форме, как это представлено здесь на сайте.
Название: Re: Что со мной?..
Отправлено: Keleynick от 07 Март 2008, 14:47:32
Умное делание, ИМХО, на то и умное, что не ограничивается определенной формой.
Название: Re: Что со мной?..
Отправлено: iunija от 07 Март 2008, 14:59:33
   Тут палка о двух концах.
 Знаю людей, которые с самого начала своего воцерковления, почувствовали вкус именно к общецерковной молитве, находя в ней умиротворение, которое не могла дать им личная молитва. У меня так, наоборот, только при обретении некой личностной молитвы,я стала стройно вливаться в общецерковную...... но не отрекаясь от самоуглубления, и отсекая от себя все внешнии раздражающие факторы... в полном сосредоточении на молитвенном служении (невсегда, конечно!) :-)
   
Название: Re: Что со мной?..
Отправлено: Симеон от 07 Март 2008, 15:26:40
настоящая молитва везде одинакова - это полное внимания обращение к Богу. а остальное это вопросы комфортности, а вообще главное в молитве это святить имя Господа - мы так и молимся "да святится имя Твоё" и т.д. можно делать дела и думать что все это происходящее - молитва и для Господа, но имя Господне не святить - такое не считаю молитвой, а просто жизнью по Богу
Название: Re: Что со мной?..
Отправлено: Keleynick от 07 Март 2008, 15:30:48
Молитва может быть и бессловесной, а следовательно и без произнесения или мысленного произнесения имени Господа.
Название: Re: Что со мной?..
Отправлено: Родион от 07 Март 2008, 15:50:10
Молитва  может присутствовать в жизни в самых разнообразных и непредсказуемых формах. Не только как творение Иисусовой молитвы.

Я чтото говорил о молитве Иисусовой ?
Название: Re: Что со мной?..
Отправлено: Родион от 07 Март 2008, 15:53:54
...
Как по-разному пониматся слова: "Царствие Божие внутрь вас есть".
...

ДА! Поясню как я это понимаю. Посмотрите - один в полной Ж... сидит спокоен и счастлив,
другой в золоченых хоромах покоя себе не найдет ...
Так где Царство то ?
Название: Re: Что со мной?..
Отправлено: Родион от 07 Март 2008, 15:57:57
настоящая молитва везде одинакова - это полное внимания обращение к Богу. а остальное это вопросы комфортности, а вообще главное в молитве это святить имя Господа - мы так и молимся "да святится имя Твоё" и т.д. можно делать дела и думать что все это происходящее - молитва и для Господа, но имя Господне не святить - такое не считаю молитвой, а просто жизнью по Богу

Просто хочется плакать ...  ИМХО
Ну пойми, брат, не "полное внимания обращение к Богу", нет,
это стояние перед Ним, со всем своим букетом, ... и с надеждой ....

Название: Re: Что со мной?..
Отправлено: Keleynick от 07 Март 2008, 16:55:00
Не только ПЕРЕД, но и В...
Название: Re: Что со мной?..
Отправлено: Родион от 07 Март 2008, 17:09:39
Высоко ИМХО берете .
"В" будет, когда Вы будете с иконы смотреть,
а пока "перед".
Название: Re: Что со мной?..
Отправлено: Keleynick от 07 Март 2008, 18:46:16
Родион, не стоит определять за других, если сами выбираете ограниченный образ. Я говорю о Живом Боге, который смотрит больше не с иконы, а изнутри, хоть и может смотреть откуда угодно.
Название: Re: Что со мной?..
Отправлено: Keleynick от 07 Март 2008, 19:10:18
Не хотел цитировать, т.к. знаю, что Вы Родион это критикуете, но не могу удержаться :)

"Аще любим друг друга, в Боге пребываем, и Той в нас"... Вы ведь согласитесь хоть с тем, что любят не только святые, которые изображены на иконах?
Название: Re: Что со мной?..
Отправлено: d'URIMAR fossoris от 07 Март 2008, 19:24:14
А Экхарт как раз обладал исихастским духом - это западный Палама.
Надо думать, что Экхарт поступил в Эрфуртский Доминиканский Орден уже лет пятнадцати, где после двух подготовительных лет он три года проходил так называемое Studium logicale: грамматику, риторику и диалектику; затем два года Studium naturale: арифметику, математику, астрономию и музыку. После этого начиналось изучение теологии, которое продолжалось три года; первый год был посвящен Studium biblicum, два последние - догматике; они назывались Studium provinciale. Во времена Экхарта в Германии существовала лишь одна такая школа в Страсбурге. Духовное образование для большинства этим и заканчивалось. Они принимали священнический сан и начинали свое служение. Тех же, которые отличались особым дарованием и могли стать хорошими проповедниками, посылали в высшую школу Ордена. В то время таких школ было пять. Первое место после Парижской занимала Кёльнская, и там пробыл Экхарт три года. Там прошел он круг идей великих схоластов - Альберта Великого и ученика его Фомы Аквинского.(http://www.magister.msk.ru/library/philos/ekhart01.htm#18)
 Давайте различать немного схоластов и исихастов.
Название: Re: Что со мной?..
Отправлено: Keleynick от 07 Март 2008, 19:38:43
Исихазм для меня никак не философия, а образ жизни со стремлением и даже "пристрастием" (но благим, ес-но) к тишине, спокойствию, миру и Божьему безмолвию... не без любви, конечно же; и Экхарт, на фоне остальных католических учителей очень значительное внимание уделяет именно безмолвию, тишине, отрешенности, поэтому я и назвал его западным Паламой.

Если же смотреть с двойственной позиции, то учение Экхарта диаметрально противоположно теории Фомы Аквинского ИМХО. Но с такой позиции лучше не смотреть :)

Да и вобще, о чем это мы, и что это с нами? :-D
Название: Re: Что со мной?..
Отправлено: Alexander от 07 Март 2008, 19:42:36
d'URIMAR fossoris, к чему Вы клоните? Палама тоже получил неплохое образование. И дальше?..
Название: Re: Что со мной?..
Отправлено: d'URIMAR fossoris от 07 Март 2008, 19:50:13
Почитайте Экхарта.(если сможете) :-D Имхо это схоластика.
Название: Re: Что со мной?..
Отправлено: Симеон от 07 Март 2008, 20:02:10
настоящая молитва везде одинакова - это полное внимания обращение к Богу. а остальное это вопросы комфортности, а вообще главное в молитве это святить имя Господа - мы так и молимся "да святится имя Твоё" и т.д. можно делать дела и думать что все это происходящее - молитва и для Господа, но имя Господне не святить - такое не считаю молитвой, а просто жизнью по Богу

Просто хочется плакать ...  ИМХО
Ну пойми, брат, не "полное внимания обращение к Богу", нет,
это стояние перед Ним, со всем своим букетом, ... и с надеждой ....


ну согласись брат, первое это к Богу обращение, все остальное - второстпенно. вообще читал у отцов что во внимательной молитве нельзя на себя обращать внимания. все внимание в Бога. кстати помедленне с выводами плиз))
Название: Re: Что со мной?..
Отправлено: Elena от 07 Март 2008, 22:20:50
Цитата: elm
настоящая молитва везде одинакова - это полное внимания обращение к Богу. а остальное это вопросы комфортности

А на каком опыте основывается ваш вывод? Как именно вы молились совместно?
Поделитесь.

Мой опыт говорит о том, что разница все-таки есть.

В нашей общине практикуется молитвенное чтение Евангелия (это помимо обычных евангельских встреч, на которых просто читаем, разбираем, вникаем в смысл).

Правда это бывает довольно редко - много сил требует, не все выдерживают, просят чтобы не часто.

Берется определенный тематический отрывок и после совместной молитвы и чтения присутствующие размышляют над прочитанным (молясь). Потом делятся. Подход такой, что любую мысль, любой образ, любое соображение нельзя прятать и умалчивать (даже нелепые и сомнительные на свой личный взгляд) -  все принимается и оценивается, как данное Господом.

Развертывается какой-то совместный молитвенный процесс. Появляются какие-то образные линии, иногда они переплетаются. Сказанное тут же дает толчок к дальнейшим размышлениям. Получается по форме что-то вроде совместного толкования .

Заканчиваем, когда общее молитвенное размышление "исполняется", что ли (от слова "полнота"). Этот момент всегда чувствуется, а до него молитва длится независимо от времени (но, как правило, не больше двух часов).

У Жанны Гийон есть описания практики индивидуального молитвенного чтения Евангелия. Я сама такое практиковала (и сейчас иногда этим занимаюсь).

Совместная молитва над Евангелием - другое. Не сочтите за рациональное объяснение, но тут можно провести аналогию с системным подходом. Когда система дает иное качество, на которое не способен отдельный элемент системы, как бы он ни старался. Церковь - это новое качество  людей, собранных во Имя Господне. В общей молитве это ярко видно (когда она не формальная).

Кто не имеет опыта, не может судить.


Название: Re: Что со мной?..
Отправлено: Elena от 07 Март 2008, 22:30:23
Цитата: Rodion
ДА! Поясню как я это понимаю. Посмотрите - один в полной Ж... сидит спокоен и счастлив,
другой в золоченых хоромах покоя себе не найдет ...
Так где Царство то ?

Ни то ни другое к Царству не имеет прямого отношения.

Царство - это не покой (или беспокойство). Счастье - тоже понятие относительное... 

Название: Re: Что со мной?..
Отправлено: Elena от 07 Март 2008, 22:43:16
Цитата: d'URIMAR
Почитайте Экхарта.(если сможете)  Имхо это схоластика.

Имхо - это не схоластика. Это личный мистический опыт, благодатно воплотившийся в слове.
Название: Re: Что со мной?..
Отправлено: Keleynick от 07 Март 2008, 23:09:46
Почитайте Экхарта.(если сможете) :-D Имхо это схоластика.

Василий Великий вобще изучал эллинскую философию, но это же не значит, что его труды - это эллинская философия. Так что соглашусь с Маской. И добавлю, что это выражение Слова не для всех - не всякий готов воспринять Его так, как Оно выразило Себя через Экхарта.
Название: Re: Что со мной?..
Отправлено: d'URIMAR fossoris от 07 Март 2008, 23:36:07
й Выпадаю в осадок...
Название: Re: Что со мной?..
Отправлено: Keleynick от 08 Март 2008, 00:29:06
Брат, выпадать в осадок или просто выпадать, ИМХО, не конструктивно. Когда я говорил, что не все готовы, имелось в виду, что на этом форуме, как раз, почти все готовы... кто хочет понять это, а не использовать любую мелочь, чтобы отвергнуть. Но думаю, чтобы не выпадать в осадок, лучше не будем уводить тему в сторону :) Об Экхарте есть на форуме отдельная тема...
Название: Re: Что со мной?..
Отправлено: Симеон от 08 Март 2008, 01:07:09
Цитата: elm
настоящая молитва везде одинакова - это полное внимания обращение к Богу. а остальное это вопросы комфортности

А на каком опыте основывается ваш вывод? Как именно вы молились совместно?
Поделитесь.

Мой опыт говорит о том, что разница все-таки есть.

В нашей общине практикуется молитвенное чтение Евангелия (это помимо обычных евангельских встреч, на которых просто читаем, разбираем, вникаем в смысл).

Правда это бывает довольно редко - много сил требует, не все выдерживают, просят чтобы не часто.

Берется определенный тематический отрывок и после совместной молитвы и чтения присутствующие размышляют над прочитанным (молясь). Потом делятся. Подход такой, что любую мысль, любой образ, любое соображение нельзя прятать и умалчивать (даже нелепые и сомнительные на свой личный взгляд) -  все принимается и оценивается, как данное Господом.

Развертывается какой-то совместный молитвенный процесс. Появляются какие-то образные линии, иногда они переплетаются. Сказанное тут же дает толчок к дальнейшим размышлениям. Получается по форме что-то вроде совместного толкования .

Заканчиваем, когда общее молитвенное размышление "исполняется", что ли (от слова "полнота"). Этот момент всегда чувствуется, а до него молитва длится независимо от времени (но, как правило, не больше двух часов).

У Жанны Гийон есть описания практики индивидуального молитвенного чтения Евангелия. Я сама такое практиковала (и сейчас иногда этим занимаюсь).

Совместная молитва над Евангелием - другое. Не сочтите за рациональное объяснение, но тут можно провести аналогию с системным подходом. Когда система дает иное качество, на которое не способен отдельный элемент системы, как бы он ни старался. Церковь - это новое качество  людей, собранных во Имя Господне. В общей молитве это ярко видно (когда она не формальная).

Кто не имеет опыта, не может судить.



да малой у меня опыт конечно такого нету =), максимум что мне приходилось - стоять на службе в Троице-Сергиевой. автор топа вроде бы о такой общей молитве говорит. все молятся - я тоже, а не просто слушаю хор и смотрю по сторонам. легче настроиться когда вокруг люди молятся а не зевают. это из области комфорта - где удобнее молиться. есть конечно и общий дух это важно, но такого сильного как у некоторых участников не испытывал. молитва это ведь суть и есть взывание к Богу. Макарий Великий пишет что в молитве должна быть духовная радость и т.д., это плоды молитвы он их так называет. может быть еще в общей молитве есть разница в плодах и в форме. пишут несколько человек вместе помолятся - Бог точно услышит. общее богослужение в храме не личная молитва, но состоит из личных. бывают разные молитвы - богослужения, молитвы благодарения, покаяния, прославления, прошения и т.д. но молитвы они потому что обращены к Богу. вместе с кем то молишься или один суть одна
конечно не имею вашего опыта,но совместная молитва вы пишете я конечно не знаю что за община у вас ), но как то странно - вы там разбираете образы и мысли, это наверное не молитва а плоды молитвы - я когда молюсь вообще все давлю (а точнее весь ум заключаю в молитву, стараюсь) - все образы и мысли как отцы пишут - так что у меня по долгом времени молитвы ничего не остается, только горе око и слова. это кстати страшно бывает иногда от сильного внимания. говорят молитвой надо вычистить сердце вот и стараюсь

Rodion кстати сразу я там написал что отцы пишут что не надо на себя вообще внимания обращать - я так не делаю. суть в том чтобы в молитве было полное обращение горе, хоть это и покаятельная молитва. запомнил что грешен - и все, все внимание и все силы чтобы достучаться до небес, вообще вся мысль должна устремиться туда. перед Богом - да и не спорю, я тоже перед, перед и В, если доводилось литургисаться то это догмат для каждого христианина, это не гордость
Цитировать
56 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.
Цитировать
26 Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.
Цитировать
8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним,
Название: Re: Что со мной?..
Отправлено: Elena от 08 Март 2008, 18:15:42
Цитата: elm
автор топа вроде бы о такой общей молитве говорит. все молятся - я тоже, а не просто слушаю хор и "смотрю по сторонам".

У нас на ранней нет профессионального хора. Поют все присутствующие. Правда, самые сложые песнопения (Херувимскую, некоторые Антифоны) - только те, кто был на спевках. А ектиньи - так это все участвут.

Смотря что такое - смотреть по сторонам. Малыи и Великий Вход - это важный момент, который глазами уясняется, не только ушами. Еще эпиклесис - призывание Святого Духа - если Царские врата открыты, то нужно видеть этот момент, чтобы полноценно соучаствовать (я, правда, иногда  его чувствую, даже не видя). В эту сторону нужно смотреть... Нюхать (обонять) тоже не возбраняется. Чувства тоже "богослужат". Есть отличия от исихии.

Цитата: elm
я конечно не знаю что за община у вас

Нормальная община. МПЦ.

Название: Re: Что со мной?..
Отправлено: Alexander от 08 Март 2008, 18:20:12
***Есть отличия от исихии.***

На основании чего сделано такое заявление?
Название: Re: Что со мной?..
Отправлено: Elena от 08 Март 2008, 18:36:59
На основании личного опыта.
Название: Re: Что со мной?..
Отправлено: Elena от 08 Март 2008, 23:35:16

Цитата: d'URIMAR
Почитайте Экхарта. Имхо это схоластика.

Цитата: Maska
Это личный мистический опыт, благодатно воплотившийся в слове.

Цитата: Keleynick
И добавлю, что это выражение Слова не для всех - не всякий готов воспринять Его так, как Оно выразило Себя через Экхарта.

Не со всем  соглашусь. Я говорила о благодати воссоздания ограниченным человеческим словом мистических глубин (слово - с маленькой буквы). 

Если под Словом подразумевать конкретное Лицо Троицы, то мистика Экхарта - это не мистика Слова (или Отца, или Духа) - это мистика Бога. Тут мистическое проникновение в тайну  Божьей Природы (насколько это возможно человеку). - Имхо.

Название: Re: Что со мной?..
Отправлено: Keleynick от 09 Март 2008, 00:17:54
Под Словом я понимаю Живое Слово, не как Лицо Троицы, а как Живое Слово, данное Богом в назидание. А как Лицо Троицы - это отдельный и совсем иной разговор. Хотя любое Слово Бога, изреченное в мире - изрекается через Второе Лицо Троицы, раз уж на то пошло. Ведь "все через Него начало быть, что начало быть". Но это шанс опять перейти на интеллектуализм, ИМХО лучше не стоит.
Название: Re: Что со мной?..
Отправлено: Симеон от 09 Март 2008, 00:56:57
Maska, да отличная у вас община а что за приход? не подозревал что такое бывает в МП

все служит в богослужении и чувства и вообще весь человек служит, только часто на главном - горе око + слова - трудно сосредоточиться в современном храме. правда если в таком христианском окружении. я тут еще читал у кого то из участников на службах священник призывает к постоянной молитве - и все хором ему отвечают "Господи помилуй". ну это вообще шикарно, я бы хотел поприсутсвовать на таких службах
Название: Re: Что со мной?..
Отправлено: Симеон от 15 Март 2008, 16:20:02
Хотя любое Слово Бога, изреченное в мире - изрекается через Второе Лицо Троицы, раз уж на то пошло. Ведь "все через Него начало быть, что начало быть"
35 И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте.