Умное делание
Практика и теория умного делания => Аскетическая практика => Тема начата: lemantar от 03 Март 2008, 23:42:58
-
Через некоторое время после того, как начал активно практиковать Иисусову Молитву заметил некоторые странные изменения.
Во-первых мне куда более "интересно" (слово не подходит, но лучше не подобрал) молиться бродя по малолюдным местам - лесу, пустырям, у реки, в поле и т.д. с Иисусовой Молитвой (и не только - пою про себя или тихо церковные песнопения и др.), чем на богослужении в храме. Если раньше бывало я стремился в храм, иногда ждал что б поскорей выходные и пойти на Литургию, то сейчас дома или на работе чаще могу почувствовать сильное желание удалиться - тогда по возможности бросаю все дела и иду взяв чётки куда глаза глядят лишь бы подальше от людей.
Я вобще стал замечать, что люди все больше мне "мешают" молиться. Странно, но даже будучи неофитом меня мало отвлекали люди в храме, а теперь если ктото постоянно чихает-сморкается это не дает возможности мне молиться, иногда станет передо мною девушка и тоже молитва не идёт, но с этим проще, можно перейти в другое место.
Раньше я любил когда на Великие Праздники в храме много народа был от этого какой то подъём, а теперь стараюсь идти на заутренню потому что тогда в храме мало людей, иногда по 3-5 человек, на вечерней же молиться не получается, все напоминает какуюто физзарядку где по команде тренера надо накладывать знамение и кланяться.
Так же и дома "по настоящему" молиться могу только если никого нет, даже в соседних комнатах или спят.
Сегодня в храме припав к иконе почувствовал как будто поцеловал руку человека. Необычное, хотя и не отталкивающее впечатление. Это нормально?
Както равнодушней стал относится к священнослужителям, раньше видел в них людей более приближеных к Богу чтоли, а теперь не вижу разницы между священниками и прихожанами. Может это гордыня?.. Ведь по этой причине сложнее на исповеди быть более искренним.
Да, вот ещё что. Раньше после богослужений в храме я чувствовал прилив сил, приободрялся как то, становился более оптимистичным (хотя после 3-х и более часов ноги могли побаливать), сейчас после храма такое случается редко, а вот после "скитаний по полям по лесам" с молитвой почти всегда. Ещё я во время этих скитаний "люблю" (опять не знаю как правильно сказать) трогать рукой, иногда обнимать деревья, мять в ладни сорваный листик или веточку, не прекращая при этом молитв. Не впадаю ли я тем самым в язычество и прочее в стиле секты Порфирия Иванова?
Что бы это могло быть, может искушения одолевают, может ещё что? С вами такое бывало?
-
Хочу отметить, что сам храм у меня не вызывает какого то отторжения, наоборот, я с удовольствием хожу в храмы когда нет служб, молюсь перед иконами, бывает до слёз (впрочем в известных храмах к иконам стоят очереди, это мне не подходит - зная, что за тобой стоят люди и ждут когда ты отойдеш молитва так же не идёт). А во время службы как правило молитвенное состояние не обретается... А вот к храмовым иконам у меня сейчас стал больший "интерес" нежели раньше причём... см. случай описаный в предыдущем посте.
-
Мне кажется, ничего странного. Открываются разные стороны молитвы, и когда открывается новая сторона, то обретенная ранее как бы отходит на задний план... отходит, но не теряется. Не абсолютизировать и не противопоставлять. И то, что Вы природу в своих молитвенных странствиях так воспринимаете и принимаете - осязательно и тактильно, - совсем не плохо.
-
Всё нормально у вас за исключение потери уважения к священослужителям и хладности к церкви..не стоит забывать что все св. отцы не покидали церковь...
Душе необходима покой и молитва такое было и у меня самое начало умного делания...В храм ходите не спроста но с обязательным причастием...и только по воскресениям и праздники обязательно..В обычные дни можно и в лесу погулять
-
Это никакая не гордыня (по поводу священников), а просто чувство реализма. Ведь написано: "Бог нелицеприятен". А исповедуемся не священнику, а Богу.
У меня тоже такое было (с некоторыми различиями, конечно), и... имеет место.
Мейстер Экхарт сказал (цитирую, как помню): "хорошо, когда идешь в Церковь помолиться, но гораздо лучше, когда приходишь в спокойное и тихое уединенное место".
Однако, мне люди в доме никак не мешают, плотно закрыл дверь - и все... это вот тихое и спокойное уединенное место есть внутри нас. По нахождении его, и, гуляя по базару, можно нормально молиться.
-
Имхо это вскипание тщеславия и это нормально.
Сердечное место обретается в храме как отклик на присутствие Божие,значит врагу выгодно к храму охладить.
Что священники "не такие" - значит,что "мы уже в одном ряду со служителями алтаря и,даже несколько впереди,мы тоже (шепотом)священнослужители!" - плод тщеславия.
Когда тщеславия нет,каждого священника видно в контексте времени-места и паствы,при этом понятно,что он здесь и теперь именно такой какой должен быть и неудовольствия не возникает.
Имхо,это хорошо,что вскипает тщеславие-Вы на правильном пути.
Простите.
-
Мейстер Экхарт сказал (цитирую, как помню): "хорошо, когда идешь в Церковь помолиться, но гораздо лучше, когда приходишь в спокойное и тихое уединенное место"
Мейстер Экхарт,иже в исихастах или во святых???
-
d'URIMAR fossoris, напомню, что подвижники часто уходили в леса, горы и затворы, где, как известно, храмов не было. И никто их не обвиняет за то, что на службах бывают не часто. Впрочем, Серафима Саровского обвиняли...
Некоторое охлаждение к храмовым службам после довольно долгого периода постоянного пребывания в храмах - вещь обычная и совсем не предосудительная. Еще есть огромная жизнь, которая никак не вмещается в стены храма, и в этой жизни также открывается Господь. Хуже превращение службы в рутину или полной уход из храма после разочарования.
-
Мейстер Экхарт сказал (цитирую, как помню): "хорошо, когда идешь в Церковь помолиться, но гораздо лучше, когда приходишь в спокойное и тихое уединенное место"
Мейстер Экхарт,иже в исихастах или во святых???
Ум не должен обманывать сердце и отвергать величайшего мистика только потому, что он "с другого берега", или у него "другой цвет кожи".
А Экхарт как раз обладал исихастским духом - это западный Палама.
-
вообще все хорошо главное то не напрягаться, а мне кажется что в усердной молитве нужно так же искать любовного упоения - как Дионисий Ареопагит пишет в именах "экстаз" - когда он приходит то уже не важно среди людей ты илит нет , хотя в многолюдстве м.б. проще это потерять, а может и нет...
-
Lemantаr, очень вас понимаю. В той части, что более любо посещение храма в «малолюдные» часы. После массовых служб некое истощение сил, слишком плотная и перенасыщенная (посторонними эмоциями, мыслями прихожан) атмосфера.
Считаю также, что здесь не должно быть надобности, принуждения и расписания. Форме придается слишком большое значение, чтобы чинно было, правильно, да «по уставу». В итоге получаем обратную реакцию на (будто) окаменевшие «сценарии» служб. Путь и Общение могут принимать разные формы.
Замечаю, что люди, которые пришли к исихазму, вообще склонны к уединению. Сначала сильная тяга уйти в монастырь. Потом понимание, что это тоже лишь внешнее обстоятельство, а самое важное - за этим, дальше. Одиночество не рождает страха, скуки и желания забыться в круговороте лиц и событий. Оно глубоко и наполнено.
Вместе с тем, очень радостно, когда на службах звучит призыв постоянно творить молитву Иисусову, и более сотни человек одновременно произносят «Господи, помилуй!».
-
Если раньше бывало я стремился в храм, иногда ждал что б поскорей выходные и пойти на Литургию, то сейчас дома или на работе чаще могу почувствовать сильное желание удалиться - тогда по возможности бросаю все дела и иду взяв чётки куда глаза глядят лишь бы подальше от людей.
Я вобще стал замечать, что люди все больше мне "мешают" молиться.
Ищите общину (молитесь, чтобы Бог вас привел в то место, где она есть).
Литургия - это таинство Царства, в одиночку этот опыт не прожить в полноте. Он должен предваряться чем-то, что обретается через христианское общение.
Визит в Церковь за "личным причащением" - немного не то.
Евхаристический опыт - это опыт единства во Христе, в одиночку (в одиночку даже находясь в многолюдном храме) его сложно приобрести.
Здесь (в теме и вообще на форуме) мало где чувствуется присутствие этого Евхаристического опыта. Может не все делятся...
Исключение - d'URIMAR fossoris:
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1620.msg25237#msg25237
-
Одиночество не рождает страха, скуки и желания забыться в круговороте лиц и событий. Оно глубоко и наполнено.
В действительности же у меня получается так, что круговорот лиц и событий рождает скуку и страх, когда нехватает одиночества (как то странновато звучит). И с этим тоже нужно учиться справляться.
-
На литургию я прихожу пораньше чтоб успеть встать впереди всех справа--Чувствую себя-ГЛАВНЫМ ФАРИСЕЕМ, зато никто не отвлекает и не передаёт свечи.И наш храм не большой.
Священники все хорошие(проверено опытом), мы может быть просто не видим этого.
Уединение, для себя считаю-хорошо, но отрываться от церковного богослужения- себя сильно обеднять(я имею ввиду ходить редко, я пробовал).В коллективной молитве есть особое что-то, и это что-то очень хорошее(где двое или трое...)...
Для локального технического уединения применяю наушники строительнае шумоподавляющие, а на глаза, по совету товарища, Sleepmask-это глазная маска, чтоб спать, свет не мешал...Не я на молитве не сплю это к слову пришлось... :-D Ага...А природа- это же красота...Богом созданный мир дышит Святым Духом, на природе это чувствуется. :-)
-
d'URIMAR fossoris, напомню, что подвижники часто уходили в леса, горы и затворы, где, как известно, храмов не было. И никто их не обвиняет за то, что на службах бывают не часто. Впрочем, Серафима Саровского обвиняли...
Имхо,если открылось сердечное место,можно спокойно уходить в пустыню,престол будет в сердце.
Имхо у этого брата ещё не открылось.
Если не открылось,надо упорно посещать храм,несмотря на охлаждение и прочие препоны,пока не откроется "мысленный жертвенник".
Простите.
ЗЫ Несмотря здесь слитно пишется или раздельно?
-
Я думаю, здесь слитно. А, например, в предложении: "Сказал, не смотря на его лицо", - раздельно. ( в своей пунктуации я не уверен)
-
Спасибо! Благодарю вас! Gratias ago!
-
Спаси Бог всех вас за участие в теме.
Что интересно, в казалось бы переполненном общественом транспорте вполне можно молиться, главное чтобы подле не было пьяных и через чур шумно-экспрессивных пассажиров. Конечно, это вероятно не лучшее место для молитвы, но чего зря терять время по дороге на работу и с неё? Привожу данный пример чтобы не сочли меня человеком совершенно шарахающимся от людей и не только для того.
-
Не я на молитве не сплю это к слову пришлось...
Совершенно с вами согласен, молитва по моему скромному мнению это как раз бодрствование, а не сон.
-
lemantar: Согласен с Маской. В храм мы приходим на общественную молитву, а не на личную. Это нужна всегда помнить. Литургия переводится "общее дело".Собираясь в Церковь, мы её собою выявляем(как писал о. А. Шмеман), актуализируем. Христиане - Царственное священство, Евхаристия - стержень Церкви, и вся жизнь её построенна вокруг этого Таинства . По заповеди Христа: "Сие творите в Моё воспонимание", учавствуем в Хлебопреломлении, становимся единым целым -Телом Христовым. Поэтому, имхо, неверно избегать общей молитвы. Лично я, стараюсь в эти моменты настроится позитивно к окружающим людям в храме, как бы раствориться в толпе, и молиться "едиными устами". Сам чин, текст Лутургии говорит об единении верующих на молитве. "Да возлюбим друг друг и единомыслием исповемы", "и даждь на Владыко единем сердцем и ...". Жалко, только евхаристического канона священники не читают. От причастности к коллективу ощущаешь чувство радости, от замыкания в себе, наоборот - уныние.
Храмовая молитва, вполне дополняет и питает молитву частную, которой можно молиться внебогослужения.
-
Если нет личной, то в общественной хоть чтото приобретается (внутренне)...
Но ИМХО так разделять молитву не стоит. Сила общественной молитвы
складывается и приумножается личной молитвой каждого. Не будь ее,
так и общественная будет не ахти... ИМХО Если у людей нет личной, то
служба таких людей будет просто ритуалом. И мы не приходим на общественную
молитву, а приносим на нее свою личную. Простите, это мое мнение.
-
Если нет личной, то в общественной хоть чтото приобретается (внутренне)...
Но ИМХО так разделять молитву не стоит. Сила общественной молитвы
складывается и приумножается личной молитвой каждого. Не будь ее,
так и общественная будет не ахти... ИМХО Если у людей нет личной, то
служба таких людей будет просто ритуалом. И мы не приходим на общественную
молитву, а приносим на нее свою личную. Простите, это мое мнение.
Родион, согласен с Вами. Однако, Господь есть Спаситель Тела которое есть Церковь. Любоовь проявляется в единстве.Мир сей разнознен грехом, поэтому наша задача, как христиан "людей,взятых в удел"явить собой союз любви и единства, быть примером для мира, свечой поставленной на подсвечнике. Господь пришёл чтобы собрать разронненых чад воедино.
-
Я ничего против не имею :-), я просто сказал о разделении внутренней (личной) молитвы и общественной,
среагировав на "В храм мы приходим на общественную молитву, а не на личную". И всего лишь.
ЗЫ
Еще хочиться добавить, что как бы было замечательно если бы в храме прихожане учавствовали в молитве,
а не просто присутствовали. Тогда бы была общественная полноценная молитва. Но это так, навеяло просто.
К тому что личная таки "первична" :-)
-
Разделение молитвы на личную и общественную без понимания их единства - большой соблазн и ошибка.
И верно замечено, не будет никакой общественной молитвы, если нет научения в молитве личной, останется только формальное исполнение. И под сей формализм подводится база...
-
И мы не приходим на общественную молитву, а приносим на нее свою личную.
Это разный опыт.
Как по-разному пониматся слова: "Царствие Божие внутрь вас есть".
Как присутствующее в глубине души каждого отдельного человека и как то, что становится реальным внутри (среди) нас, то, что в одиночку не может быть достигнуто ("внутрь вас", а не "внутрь тебя").
Литургия - совместное общественное служение. Евхаристия - благодарение. Даже перевод терминов несколько по-другому освещает происходящее, не просто как сложение многих личных молитв. Тут иная реальность ощущения себя - не самоуглубление с отсечением всех внешних факторов, а разомкнутость на людей, на внешние стороны происходящего. Это молитвенный процесс, реализованный в "экстравертной форме", рассчитанной на сопереживание, на соработничество молитвенного служения...
верно замечено, не будет никакой общественной молитвы, если нет научения в молитве личной
Верно. Как верно и то, что без научения и глубокого опыта Литургии, личная молитва выхолащивается.
-
Сила общественной молитвы складывается и приумножается личной молитвой каждого. Не будь ее, так и общественная будет не ахти...
Соглашусь с вами, но с уточнением.
Молитва может присутствовать в жизни в самых разнообразных и непредсказуемых формах. Не только как творение Иисусовой молитвы.
Молитва есть личное отношение человека к Богу (Лосский).
Я знаю женщину, которая любое действие осмысляет как молитву, как свой личный акт по отношению к Богу. Хотя не занимается "умным деланием", в той форме, как это представлено здесь на сайте.
-
Умное делание, ИМХО, на то и умное, что не ограничивается определенной формой.
-
Тут палка о двух концах.
Знаю людей, которые с самого начала своего воцерковления, почувствовали вкус именно к общецерковной молитве, находя в ней умиротворение, которое не могла дать им личная молитва. У меня так, наоборот, только при обретении некой личностной молитвы,я стала стройно вливаться в общецерковную...... но не отрекаясь от самоуглубления, и отсекая от себя все внешнии раздражающие факторы... в полном сосредоточении на молитвенном служении (невсегда, конечно!) :-)
-
настоящая молитва везде одинакова - это полное внимания обращение к Богу. а остальное это вопросы комфортности, а вообще главное в молитве это святить имя Господа - мы так и молимся "да святится имя Твоё" и т.д. можно делать дела и думать что все это происходящее - молитва и для Господа, но имя Господне не святить - такое не считаю молитвой, а просто жизнью по Богу
-
Молитва может быть и бессловесной, а следовательно и без произнесения или мысленного произнесения имени Господа.
-
Молитва может присутствовать в жизни в самых разнообразных и непредсказуемых формах. Не только как творение Иисусовой молитвы.
Я чтото говорил о молитве Иисусовой ?
-
...
Как по-разному пониматся слова: "Царствие Божие внутрь вас есть".
...
ДА! Поясню как я это понимаю. Посмотрите - один в полной Ж... сидит спокоен и счастлив,
другой в золоченых хоромах покоя себе не найдет ...
Так где Царство то ?
-
настоящая молитва везде одинакова - это полное внимания обращение к Богу. а остальное это вопросы комфортности, а вообще главное в молитве это святить имя Господа - мы так и молимся "да святится имя Твоё" и т.д. можно делать дела и думать что все это происходящее - молитва и для Господа, но имя Господне не святить - такое не считаю молитвой, а просто жизнью по Богу
Просто хочется плакать ... ИМХО
Ну пойми, брат, не "полное внимания обращение к Богу", нет,
это стояние перед Ним, со всем своим букетом, ... и с надеждой ....
-
Не только ПЕРЕД, но и В...
-
Высоко ИМХО берете .
"В" будет, когда Вы будете с иконы смотреть,
а пока "перед".
-
Родион, не стоит определять за других, если сами выбираете ограниченный образ. Я говорю о Живом Боге, который смотрит больше не с иконы, а изнутри, хоть и может смотреть откуда угодно.
-
Не хотел цитировать, т.к. знаю, что Вы Родион это критикуете, но не могу удержаться :)
"Аще любим друг друга, в Боге пребываем, и Той в нас"... Вы ведь согласитесь хоть с тем, что любят не только святые, которые изображены на иконах?
-
А Экхарт как раз обладал исихастским духом - это западный Палама.
Надо думать, что Экхарт поступил в Эрфуртский Доминиканский Орден уже лет пятнадцати, где после двух подготовительных лет он три года проходил так называемое Studium logicale: грамматику, риторику и диалектику; затем два года Studium naturale: арифметику, математику, астрономию и музыку. После этого начиналось изучение теологии, которое продолжалось три года; первый год был посвящен Studium biblicum, два последние - догматике; они назывались Studium provinciale. Во времена Экхарта в Германии существовала лишь одна такая школа в Страсбурге. Духовное образование для большинства этим и заканчивалось. Они принимали священнический сан и начинали свое служение. Тех же, которые отличались особым дарованием и могли стать хорошими проповедниками, посылали в высшую школу Ордена. В то время таких школ было пять. Первое место после Парижской занимала Кёльнская, и там пробыл Экхарт три года. Там прошел он круг идей великих схоластов - Альберта Великого и ученика его Фомы Аквинского.(http://www.magister.msk.ru/library/philos/ekhart01.htm#18)
Давайте различать немного схоластов и исихастов.
-
Исихазм для меня никак не философия, а образ жизни со стремлением и даже "пристрастием" (но благим, ес-но) к тишине, спокойствию, миру и Божьему безмолвию... не без любви, конечно же; и Экхарт, на фоне остальных католических учителей очень значительное внимание уделяет именно безмолвию, тишине, отрешенности, поэтому я и назвал его западным Паламой.
Если же смотреть с двойственной позиции, то учение Экхарта диаметрально противоположно теории Фомы Аквинского ИМХО. Но с такой позиции лучше не смотреть :)
Да и вобще, о чем это мы, и что это с нами? :-D
-
d'URIMAR fossoris, к чему Вы клоните? Палама тоже получил неплохое образование. И дальше?..
-
Почитайте Экхарта.(если сможете) :-D Имхо это схоластика.
-
настоящая молитва везде одинакова - это полное внимания обращение к Богу. а остальное это вопросы комфортности, а вообще главное в молитве это святить имя Господа - мы так и молимся "да святится имя Твоё" и т.д. можно делать дела и думать что все это происходящее - молитва и для Господа, но имя Господне не святить - такое не считаю молитвой, а просто жизнью по Богу
Просто хочется плакать ... ИМХО
Ну пойми, брат, не "полное внимания обращение к Богу", нет,
это стояние перед Ним, со всем своим букетом, ... и с надеждой ....
ну согласись брат, первое это к Богу обращение, все остальное - второстпенно. вообще читал у отцов что во внимательной молитве нельзя на себя обращать внимания. все внимание в Бога. кстати помедленне с выводами плиз))
-
настоящая молитва везде одинакова - это полное внимания обращение к Богу. а остальное это вопросы комфортности
А на каком опыте основывается ваш вывод? Как именно вы молились совместно?
Поделитесь.
Мой опыт говорит о том, что разница все-таки есть.
В нашей общине практикуется молитвенное чтение Евангелия (это помимо обычных евангельских встреч, на которых просто читаем, разбираем, вникаем в смысл).
Правда это бывает довольно редко - много сил требует, не все выдерживают, просят чтобы не часто.
Берется определенный тематический отрывок и после совместной молитвы и чтения присутствующие размышляют над прочитанным (молясь). Потом делятся. Подход такой, что любую мысль, любой образ, любое соображение нельзя прятать и умалчивать (даже нелепые и сомнительные на свой личный взгляд) - все принимается и оценивается, как данное Господом.
Развертывается какой-то совместный молитвенный процесс. Появляются какие-то образные линии, иногда они переплетаются. Сказанное тут же дает толчок к дальнейшим размышлениям. Получается по форме что-то вроде совместного толкования .
Заканчиваем, когда общее молитвенное размышление "исполняется", что ли (от слова "полнота"). Этот момент всегда чувствуется, а до него молитва длится независимо от времени (но, как правило, не больше двух часов).
У Жанны Гийон есть описания практики индивидуального молитвенного чтения Евангелия. Я сама такое практиковала (и сейчас иногда этим занимаюсь).
Совместная молитва над Евангелием - другое. Не сочтите за рациональное объяснение, но тут можно провести аналогию с системным подходом. Когда система дает иное качество, на которое не способен отдельный элемент системы, как бы он ни старался. Церковь - это новое качество людей, собранных во Имя Господне. В общей молитве это ярко видно (когда она не формальная).
Кто не имеет опыта, не может судить.
-
ДА! Поясню как я это понимаю. Посмотрите - один в полной Ж... сидит спокоен и счастлив,
другой в золоченых хоромах покоя себе не найдет ...
Так где Царство то ?
Ни то ни другое к Царству не имеет прямого отношения.
Царство - это не покой (или беспокойство). Счастье - тоже понятие относительное...
-
Почитайте Экхарта.(если сможете) Имхо это схоластика.
Имхо - это не схоластика. Это личный мистический опыт, благодатно воплотившийся в слове.
-
Почитайте Экхарта.(если сможете) :-D Имхо это схоластика.
Василий Великий вобще изучал эллинскую философию, но это же не значит, что его труды - это эллинская философия. Так что соглашусь с Маской. И добавлю, что это выражение Слова не для всех - не всякий готов воспринять Его так, как Оно выразило Себя через Экхарта.
-
й Выпадаю в осадок...
-
Брат, выпадать в осадок или просто выпадать, ИМХО, не конструктивно. Когда я говорил, что не все готовы, имелось в виду, что на этом форуме, как раз, почти все готовы... кто хочет понять это, а не использовать любую мелочь, чтобы отвергнуть. Но думаю, чтобы не выпадать в осадок, лучше не будем уводить тему в сторону :) Об Экхарте есть на форуме отдельная тема...
-
настоящая молитва везде одинакова - это полное внимания обращение к Богу. а остальное это вопросы комфортности
А на каком опыте основывается ваш вывод? Как именно вы молились совместно?
Поделитесь.
Мой опыт говорит о том, что разница все-таки есть.
В нашей общине практикуется молитвенное чтение Евангелия (это помимо обычных евангельских встреч, на которых просто читаем, разбираем, вникаем в смысл).
Правда это бывает довольно редко - много сил требует, не все выдерживают, просят чтобы не часто.
Берется определенный тематический отрывок и после совместной молитвы и чтения присутствующие размышляют над прочитанным (молясь). Потом делятся. Подход такой, что любую мысль, любой образ, любое соображение нельзя прятать и умалчивать (даже нелепые и сомнительные на свой личный взгляд) - все принимается и оценивается, как данное Господом.
Развертывается какой-то совместный молитвенный процесс. Появляются какие-то образные линии, иногда они переплетаются. Сказанное тут же дает толчок к дальнейшим размышлениям. Получается по форме что-то вроде совместного толкования .
Заканчиваем, когда общее молитвенное размышление "исполняется", что ли (от слова "полнота"). Этот момент всегда чувствуется, а до него молитва длится независимо от времени (но, как правило, не больше двух часов).
У Жанны Гийон есть описания практики индивидуального молитвенного чтения Евангелия. Я сама такое практиковала (и сейчас иногда этим занимаюсь).
Совместная молитва над Евангелием - другое. Не сочтите за рациональное объяснение, но тут можно провести аналогию с системным подходом. Когда система дает иное качество, на которое не способен отдельный элемент системы, как бы он ни старался. Церковь - это новое качество людей, собранных во Имя Господне. В общей молитве это ярко видно (когда она не формальная).
Кто не имеет опыта, не может судить.
да малой у меня опыт конечно такого нету =), максимум что мне приходилось - стоять на службе в Троице-Сергиевой. автор топа вроде бы о такой общей молитве говорит. все молятся - я тоже, а не просто слушаю хор и смотрю по сторонам. легче настроиться когда вокруг люди молятся а не зевают. это из области комфорта - где удобнее молиться. есть конечно и общий дух это важно, но такого сильного как у некоторых участников не испытывал. молитва это ведь суть и есть взывание к Богу. Макарий Великий пишет что в молитве должна быть духовная радость и т.д., это плоды молитвы он их так называет. может быть еще в общей молитве есть разница в плодах и в форме. пишут несколько человек вместе помолятся - Бог точно услышит. общее богослужение в храме не личная молитва, но состоит из личных. бывают разные молитвы - богослужения, молитвы благодарения, покаяния, прославления, прошения и т.д. но молитвы они потому что обращены к Богу. вместе с кем то молишься или один суть одна
конечно не имею вашего опыта,но совместная молитва вы пишете я конечно не знаю что за община у вас ), но как то странно - вы там разбираете образы и мысли, это наверное не молитва а плоды молитвы - я когда молюсь вообще все давлю (а точнее весь ум заключаю в молитву, стараюсь) - все образы и мысли как отцы пишут - так что у меня по долгом времени молитвы ничего не остается, только горе око и слова. это кстати страшно бывает иногда от сильного внимания. говорят молитвой надо вычистить сердце вот и стараюсь
Rodion кстати сразу я там написал что отцы пишут что не надо на себя вообще внимания обращать - я так не делаю. суть в том чтобы в молитве было полное обращение горе, хоть это и покаятельная молитва. запомнил что грешен - и все, все внимание и все силы чтобы достучаться до небес, вообще вся мысль должна устремиться туда. перед Богом - да и не спорю, я тоже перед, перед и В, если доводилось литургисаться то это догмат для каждого христианина, это не гордость
56 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.
26 Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.
8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним,
-
автор топа вроде бы о такой общей молитве говорит. все молятся - я тоже, а не просто слушаю хор и "смотрю по сторонам".
У нас на ранней нет профессионального хора. Поют все присутствующие. Правда, самые сложые песнопения (Херувимскую, некоторые Антифоны) - только те, кто был на спевках. А ектиньи - так это все участвут.
Смотря что такое - смотреть по сторонам. Малыи и Великий Вход - это важный момент, который глазами уясняется, не только ушами. Еще эпиклесис - призывание Святого Духа - если Царские врата открыты, то нужно видеть этот момент, чтобы полноценно соучаствовать (я, правда, иногда его чувствую, даже не видя). В эту сторону нужно смотреть... Нюхать (обонять) тоже не возбраняется. Чувства тоже "богослужат". Есть отличия от исихии.
я конечно не знаю что за община у вас
Нормальная община. МПЦ.
-
***Есть отличия от исихии.***
На основании чего сделано такое заявление?
-
На основании личного опыта.
-
Почитайте Экхарта. Имхо это схоластика.
Это личный мистический опыт, благодатно воплотившийся в слове.
И добавлю, что это выражение Слова не для всех - не всякий готов воспринять Его так, как Оно выразило Себя через Экхарта.
Не со всем соглашусь. Я говорила о благодати воссоздания ограниченным человеческим словом мистических глубин (слово - с маленькой буквы).
Если под Словом подразумевать конкретное Лицо Троицы, то мистика Экхарта - это не мистика Слова (или Отца, или Духа) - это мистика Бога. Тут мистическое проникновение в тайну Божьей Природы (насколько это возможно человеку). - Имхо.
-
Под Словом я понимаю Живое Слово, не как Лицо Троицы, а как Живое Слово, данное Богом в назидание. А как Лицо Троицы - это отдельный и совсем иной разговор. Хотя любое Слово Бога, изреченное в мире - изрекается через Второе Лицо Троицы, раз уж на то пошло. Ведь "все через Него начало быть, что начало быть". Но это шанс опять перейти на интеллектуализм, ИМХО лучше не стоит.
-
Maska, да отличная у вас община а что за приход? не подозревал что такое бывает в МП
все служит в богослужении и чувства и вообще весь человек служит, только часто на главном - горе око + слова - трудно сосредоточиться в современном храме. правда если в таком христианском окружении. я тут еще читал у кого то из участников на службах священник призывает к постоянной молитве - и все хором ему отвечают "Господи помилуй". ну это вообще шикарно, я бы хотел поприсутсвовать на таких службах
-
Хотя любое Слово Бога, изреченное в мире - изрекается через Второе Лицо Троицы, раз уж на то пошло. Ведь "все через Него начало быть, что начало быть"
35 И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте.