Ща будет в некотором роде провокация. Рассказываю по памяти (надеюсь не очень скучно).
№1 Рассказ Нины Павловой из времён начала восстановления Оптиной пустыни. Небольшая компания православных энтузиастов. Зима, Рождественский пост. Тяжёлый физический труд. Условия проживания, финансы, еда самые скудные, зато настроение отменное.
Вечером, после работы народ типа поприкалываться решил - озвучить "заказы" к Рождественской трапезе на фоне всем надоевшей перловки без масла. Один говорит: эх! вот бы куриных окороков гриль целую кучу! Другой: а я малосольную форель люблю и сыр дор-блю (который с плесенью). Ещё, ещё, шампанское, естественно, и в заключение кто-то вспоминает о необычайной вкусноты пирожных, что когда-то ел будучи в Польше.
Проходит время, наступает Рождество, к празднику съезжаются гости-паломники. Привозят: гору куриных окороков-гриль, красную рыбу, сыр дор-блю, шампанское и прочая. Мало того - приехали польские православные студенты и привезли те самые пирожные!
№2 Опять же из Оптинских историй, но более позднего времени.
Некой паломнице-труднице до зарезу захотелось шоколаду - вот приспичило и всё тут! Ну, бывает. Проблема - денег в обрез (только на обратную дорогу), вечер, до магазина переться далеко (Оптина стоит несколько на отшибе от "цивилизации"). На другой день на общей трапезе среди прочего выставляют здоровенную миску колотого шоколада - ешь сколько влезет. Спрашивают - откуда? Оказывается некий благотворитель прислал целый мешок колотого шоколада.
Здесь займёмся собственно анализом. Точная хронология событий конечно неизвестна, но предположения строить можно. Что было прежде - мысль трудницы "хочу шоколада" или события пожертвования оного? Возможно, что мысль "хочу шоколада" возникла когда этот самый шоколад был уже приготовлен к отправке (в дороге, уже приехал).
№3 Одно из многочисленных исцелений по молитве Иоанна Кронштадского.
Некое семейство - тётки как водится верующие, мужик - сомневающийся, скептик. Малолетнее дитё внезапно заболевает. Диагноз неясен, дитю всё хуже - чуть не помирает. Зовут Иоанна Кронштадского. Он приезжает, молится, дитё выздоравливает, муж-скептик сильно трансформирует мировоззрение.
Снова анализ. Обычная трактовка представляет описанное как случайную цепь событий, окончившуюся чудом исцеления. Ну, пусть не совсем случайную, но привязанную к дитю которое заболело и по милости и промыслу Творца было исцелено. А давайте попробуем привязать цепь событий не к дитю, а к мужу-скептику. Тогда все описанные события произошли (спланированы) ради изменения его мировоззрения.
А теперь мои ассоциации по этим и многим подобным им историям. Всё это мне напоминает учебный фильм.
А ещё оно мне напоминает манипуляцию сознанием. А манипуляцию сознанием я очень не люблю - хоть в каком виде - пусть даже и с благими целями.