Умное делание

Молитвенное общение => Объявления, отзывы => Тема начата: Леонид от 16 Июль 2012, 01:36:38

Название: Косточки Преподобного Серафима
Отправлено: Леонид от 16 Июль 2012, 01:36:38
Из двух разных источников дошли до меня слухи, что кости Прп. Серафима в Дивеево стали обрастать плотью.
Сам Серафим предсказал, что воскреснет перед самым "концом".
Если у кого есть информация, подтвердите... или опровергните...
Название: Re: Косточки Преподобного Серафима
Отправлено: Леонид от 16 Июль 2012, 02:26:22
(http://apikabu.ru/img_n/2011-07_5/1884b6.jpg)
Кто-нибудь знает что-либо о разнице цветов костей афонских монахов?
Название: Re: Косточки Преподобного Серафима
Отправлено: mirnestranik от 16 Июль 2012, 18:47:11
Кости праведника должны быть с янтарным оттенком...т.е. желтоватые...
Другого не встречал...
Когда студентом занимался в анатомичке...то часто встречались кости жёлтые или белые...
Желтые были ещё и плюс ко всему более прочные...белые были как бы из мела...пористые и не такие прочные...
Мне кажется :-)...
Название: Re: Косточки Преподобного Серафима
Отправлено: Alexander от 16 Июль 2012, 19:39:17
Ну какое отношение цвет костей имеет к святости? Однако, традиция и, возможно, еще какое-то оккультное наполнение. Так видится.
Название: Re: Косточки Преподобного Серафима
Отправлено: Леонид от 16 Июль 2012, 19:54:54
Существует мнение, что обретение православными [и не только] святыми Царства Божия кардинально меняет физиологию тела, что внешне выражается в очень умеренном потреблении пищи, а также накоплению в тканях тела так наз. "жировоска" - естественного материала, препятствующего гниению после смерти физ. тела. Поскольку монахи на Афоне хоронят всех усопших прямо в землю [без гроба], то ткани тела так или иначе становятся добычей червей. Достают скелет из могилы после опр. срока и по цвету костей определяют степень "достижения" усопшего.   
Название: Re: Косточки Преподобного Серафима
Отправлено: Gabriel от 16 Июль 2012, 19:57:56
вот интересно, когда все это началось?...этот творческий подход...догадываюсь, что кости раннехристианских мученников не подвергались ни цветовой экспертизе, ни экспертизе скорости истлевания плоти...так когда же  все это началось и, главное, зачем?  :roll:
ведь был же вроде простой и очевидный критерий Святости - исцеления и вокрешения от мощей... :-)
на Афоне и в Греции - одна традиция хоронить православных усопших, у нас - совсем иная...и что? :oops:
Название: Re: Косточки Преподобного Серафима
Отправлено: Леонид от 16 Июль 2012, 20:08:21
В процессе прославления в 1903 году, высочайше назначенная экспертиза раскрыла полусгнившую дубовую колоду, в которой обнаружила голые кости Преп. Серафима, лишённые всякого намёка на нетленную плоть, о чём и доложила царственным особам. Вот тогда и началось...
Название: Re: Косточки Преподобного Серафима
Отправлено: mirnestranik от 16 Июль 2012, 20:13:07
а также накоплению в тканях тела так наз. "жировоска" - естественного материала, препятствующего гниению после смерти физ. тела.
Изменение в физике тела у святых конечно происходит...достаточно вспомнить...что в расплавленое серебро ныряли...в кипятке не варились...и в огне не горели...
В мороз голыми ходили...

К теме...некоторые мощи чёрного цвета...причём вместе с мышечной тканью и кожей...
По Афонским традициям насколько я помню...чернота чуть ли не проклятие...

А в Киево Печерской лавре есть чёрные мощи...
Название: Re: Косточки Преподобного Серафима
Отправлено: Gabriel от 16 Июль 2012, 20:17:51
что и на Афоне, в Греции суета с экспертизой "достижений" усопшего началась только после 1903 года?   :?
мощи Спиридона Тримифунтского вроде бы доныне целы и даже имеют температуру живого тела... :roll:
как нелепа вся эта суета вокруг мощей...просто ужасно... :oops:
Название: Re: Косточки Преподобного Серафима
Отправлено: Леонид от 16 Июль 2012, 20:24:02
что и на Афоне, в Греции суета с экспертизой мощей началась только после 1903 года?
Как раз на Афоне и нет никакой суеты с мощами или костями усопших монахов. У них - в каждом монастыре устроены так. наз. костницы, в которых хранят на полках черепа, а остальные кости свалены в кучу где-то в подвалах.
Название: Re: Косточки Преподобного Серафима
Отправлено: Alexander от 16 Июль 2012, 20:56:23
Выкапывать и хранить черепа, подписывать их, отслеживать состояние и цвет - это не суета?.. В результате и рождаются истории по типу приведенной здесь : http://vmeremina.narod.ru/erem3.htm
Название: Re: Косточки Преподобного Серафима
Отправлено: Родион от 16 Июль 2012, 21:10:40
Простите, помнится где то мелькало что на афоне выкапывают захороненных через время и по состоянию останков ( если память не изменяет по степени разложения плоти - кости должны остаться без следов гниения и т.п. ) "определяют" отмаливать душу или ей уже "и так хорошо". Это скорее традиция с некоторой окультной окраской. ИМХО. Только какая от этого польза нам?  :-)

Название: Re: Косточки Преподобного Серафима
Отправлено: Кнопка от 16 Июль 2012, 21:11:02
Святость по косточкам? Это круче, чем чугунок на голову)))
Название: Re: Косточки Преподобного Серафима
Отправлено: Gabriel от 16 Июль 2012, 21:24:26
Как раз на Афоне и нет никакой суеты с мощами или костями усопших монахов. У них - в каждом монастыре устроены так. наз. костницы, в которых хранят на полках черепа, а остальные кости свалены в кучу где-то в подвалах.
пока писала ответ, Родион уже опередил... :-) тоже  не раз встречала про закапывание и откапывание с отслеживанием скорости тления...ох, и непросты афонские технологии спасения душ после смерти... :roll:
Название: Re: Косточки Преподобного Серафима
Отправлено: прозелит от 16 Июль 2012, 23:23:46
Система, однако.  8-)
В других книгах об Афоне также встречал – о том же.
Цитировать
На Афоне существует очень древний обычай: через три года после погребения останки монахов выкапывают и осматривают. Если кости — белого цвета, чистые, значит, умерший монах угодил Господу Богу. Если кости — желтые, значит, он сверх того был еще и подвижником высокой духовной жизни. Если же тело осталось нетленным, кожа светлая, а от мощей струится благоухание — это, без сомнения, святой человек. Бывают, однако, случаи, когда, вскрыв могилу, тело находят нетленным, но совершенно черным, издающим невыносимое зловоние. В последнем случае, как показал многовековой опыт, это означает, что монах умер, не покаявшись от всего сердца в тяжелых грехах, а потому не прощен Богом. Сожалея об ужасной участи, постигшей умершего, братья рассылают по всем монастырям, скитам и кельям Афона записки с просьбой о сугубых молитвах за скончавшегося в таком плачевном состоянии. Его останки снова закапывают в могилу, и весь Афон усиленно молится за него еще три года.

Когда же проходят и эти три года, могилу открывают вновь. И, как правило, за молитвы всех афонских братьев Господь все-таки милует нерадивого монаха. В этом случае находят одни лишь белые косточки. Слава Богу, значит, простил его Господь! Останки вынимают, на лобной кости черепа тушью пишут имя усопшего и кладут, как положено, на полку в “костнице” (специальное помещение под кладбищенским храмом). Очень часто могилы на Афоне используют многократно, т.е. после изъятия останков в них погребают других умерших братьев.
http://azbyka.ru/tserkov/monashestvo/igumen_sokrovenny_afon_36-all.shtml

Цитировать
В Пантелеимоновском монастыре, по рассказу о.Иосифа,  мощи хранятся в отдельном небольшом храме. Монах, допустивший паломников в этот храм, говорил, что кости вообще бывают  трех цветов:  белый указывает на прощенные грехи, черный на то, что грехи не простились. А есть кости  воскового цвета. Это знак благодати Господней. Чем насыщеннее желтый цвет кости, тем благодать больше.  Находящиеся там мощи святого апостола Луки, например, имеют цвет темного гречишного меда.

Цитировать
Все большие и малые кости тщательно сортируются . Мелкие кости помещают в  общие ящики  или специальных полукруглых нишах: «ножные»-  к «ножным», «ручные» - к «ручным» и т.д. По свойству и цвету костей, особенно черепа, монахами-святогорцами определяется праведность земной жизни покойного. Кости святых и праведных мужей, рассказывает иеромонах Иоаким  (Сабельников), как правило, чисты, они  бывают желтого цвета, а иногда издают благоухание и  даже источают капли мира. Это – «признак особой духовности покойного». Кости белого цвета свидетельствуют о помиловании и  спасении души усопшего. Значит, его  покаяние перед Богом принято и он удостоен прощения грехов. Кости темно-зеленого цвета и смрадные по запаху свидетельствуют о печальной участи души усопшего и его смертных   грехах.
Название: Re: Косточки Преподобного Серафима
Отправлено: viktorioan от 18 Июль 2012, 08:02:09
Для тех кто "внимает себе" в каждом движении и кости "не просто так". Для одного иконы "поют" и он их "слышит", и мощи "помогают" предстоять пред Богом, для иного всё это чушь.
Название: Re: Косточки Преподобного Серафима
Отправлено: Gabriel от 18 Июль 2012, 09:14:14
у одних поют, у других плачут и подмигивают...  :wink:
игры в песочнице...можно играть в куклы, можно - в кости...человеки весьма изобретательны по части тленных игр...  8-)
однако, про нетленность Духа и Истины забывать не стоит...  :roll:
Название: Re: Косточки Преподобного Серафима
Отправлено: прозелит от 18 Июль 2012, 11:45:02
Про мощи есть святоотеческое учение. Из Слова 4 Симеона Нового Богослова:

Цитировать
4. Душа, сподобившаяся стать причастницею Божественной благодати, будучи сама освящена, по естественному последствию освящает и все тело свое, потому что, союзя и содержа тело, она находится во всех членах его; почему и благодать Святого Духа как усвояет себе душу, так усвояет и тело ее. Впрочем, пока душа находится в теле, Всесвятой Дух не проявляет в этом теле всей славы своей, потому что настоит необходимость, чтоб душа до конца жизни показывала сама доброе произволение свое, то есть последует ли она, как должно, благодати Святого Духа. Но когда придет конец и душа отделится от тела, тогда, поелику кончен уже подвиг (состязание, как на ристалищах), и душа, одержав победу, исходит из тела в венце нетления, как добре совершившая подвиг свой, тогда, говорю, благодать Святого Духа и в теле души сей проявляет свою освящающую силу, от чего кости голые и целые мощи святых источают исцеления и врачуют всякие болезни. Когда душа отделится от тела со смертию его, тогда она одна, без участия в сем тела, начинает пребывать со всем Божеством, то есть с Божественною благодатию, и сама бывает бог по благодати; тело же остается одно без души только с Божеством и проявляет для людей божественную силу в чудесах (не чрез душу, а прямо от Божества). Тогда ни душа в действиях своих не может встречать препятствий от связности телом, будучи отделена от него, ни тело из-за души не бременится уже лишениями в удовлетворении своих потребностей, то есть ни алчбою, ни жаждою, ни чем другим подобным. Но поелику оба они, и душа, и тело, освободились от всякой нужды и всякого искушения, каким подвергались по причине взаимного союза, то и Божественная благодать, как в той, так и в другом, действует без всякого препятствия, так, как бы всецело Божиими стали и душа, и тело, быв усвоены Божеством ради богоугодного жития, какое провели они в мире, когда находились обе вместе.

    Во время же всеобщего воскресения и тело примет нетление, какое даровал уже Бог освященной душе. Ибо, по слову святого Григория Богослова, как в этом мире душа была участницею в тяготах и прискорбностях тела, по причине тесного их союза, так и тогда телу передано будет от души обрадовательное состояние, которым она обладает. Тогда душа поглотит собою все тело и будет едино с ним, и дух, и ум, и бог по благодати, и все тленное и смертное тогда пожерто будет животом.
Название: Re: Косточки Преподобного Серафима
Отправлено: Gabriel от 18 Июль 2012, 12:07:09
а про белизну/желтизну и проч. тон-кости тоже есть у СНБ?
Название: Re: Косточки Преподобного Серафима
Отправлено: прозелит от 18 Июль 2012, 12:24:51
Нет, это уже местный опыт ))
Название: Re: Косточки Преподобного Серафима
Отправлено: Deonisy от 18 Июль 2012, 15:34:07
а про белизну/желтизну и проч. тон-кости тоже есть у СНБ?

а Вы не доверяете многовековому афонскому опыту, ну Вам виднее конечно...
Название: Re: Косточки Преподобного Серафима
Отправлено: Gabriel от 18 Июль 2012, 15:43:03
опыту чего?  :roll:
Название: Re: Косточки Преподобного Серафима
Отправлено: Кнопка от 18 Июль 2012, 16:00:12
Deonisy, это местные традиции. Это не духовный опыт, а несколько абсурдное суеверие =)
Название: Re: Косточки Преподобного Серафима
Отправлено: Gabriel от 18 Июль 2012, 16:09:58
ценен и убедителен опыт чудотворения от костей и мощей: реальных исцелений и воскрешений, который широко известен и активно используется...а чем может быть ценен опыт их селекции, классификации, собирания и хранения в местах, недоступных для использования во благо...как-то не убедительно ... :-(
Название: Re: Косточки Преподобного Серафима
Отправлено: mirnestranik от 18 Июль 2012, 17:54:20
Deonisy, это местные традиции. Это не духовный опыт, а несколько абсурдное суеверие =)
Это скорее наблюдение...хотя...если обнаруживают кости с признаками "неприкаянности"...то молятся всем Афоном...
Вот ЭТО уже суеверие...
В Лавре есть чёрные мощи...
Название: Re: Косточки Преподобного Серафима
Отправлено: mirnestranik от 18 Июль 2012, 17:56:40
ценен и убедителен опыт чудотворения от костей и мощей: реальных исцелений и воскрешений, который широко известен и активно используется...а чем может быть ценен опыт их селекции, классификации, собирания и хранения в местах, недоступных для использования во благо...как-то не убедительно ... :-(
О нет!...уж лучше пусть себе лежат на Афоне...а НЕ пройдя местную "селекцию" распространяются по миру...можно только предположить во что выльется...
Название: Re: Косточки Преподобного Серафима
Отправлено: Gabriel от 18 Июль 2012, 19:34:50
 :-D и во что же? в сотни-тысячи исцелившихся от рака и прочих бич-заболеваний нашего века, в десятки тысяч уверовавших во Христа и родившихся для жизни Вечной?  в приближение Царства Небесного? :roll:
Название: Re: Косточки Преподобного Серафима
Отправлено: Deonisy от 18 Июль 2012, 19:44:18
Deonisy, это местные традиции. Это не духовный опыт, а несколько абсурдное суеверие =)

Суеверие???... Когда за усопших братьев начинали молится, цвет костей менялся. Читайте больше об Афоне, если нет возможности туда попасть. Подобную дикость читать не приятно.
Название: Re: Косточки Преподобного Серафима
Отправлено: Alexander от 18 Июль 2012, 20:12:00
Кнопка, это не абсурдное суеверие (хотя такое отношение к святыням имеет свойство вырождаться в суеверие), а благочестивый обычай. Вообще, во что (или через что) люди склонны верить, то отчасти и происходит (имеет силу).
Название: Re: Косточки Преподобного Серафима
Отправлено: mirnestranik от 18 Июль 2012, 20:34:29
Deonisy, это местные традиции. Это не духовный опыт, а несколько абсурдное суеверие =)

Суеверие???... Когда за усопших братьев начинали молится, цвет костей менялся. Читайте больше об Афоне, если нет возможности туда попасть. Подобную дикость читать не приятно.
Да неприятно читать дикие всплески агрессии...если вдруг задели кумира...
Попадите или прочитайте в Киево-печерскую лавру... там есть мощи святых ЧЁРНОГО цвета...по Афонским канонам...это мощи НЕсвятого...а грешника...который НЕполучил прощения...и ГОРЕТЬ ЕМУ В ГЕЕННЕ ОГНЕННОЙ...согласитесь вершить СУД за Бога...наблюдая цвет костей это СУЕВЕРИЕ...
Впрочем пусть они как хотят...
Не стоит возмущаться...такая Афонская традиция--НЕканонична...
Название: Re: Косточки Преподобного Серафима
Отправлено: Кнопка от 18 Июль 2012, 22:42:46
+1 к Игорю. Судить за Бога? По цвету костей? Может в этих костях кальция нема...
Название: Re: Косточки Преподобного Серафима
Отправлено: Краевед от 18 Июль 2012, 22:57:26
Хи. Позволите развлечься ?

А если какой-то (какие-то) монах болезнуя братолюбием, когда-то вымолил у Бога, чтобы по этому признаку знать, нужны ли усиленные молитвы за усопших ?
Судить за Бога о костях, монахах и Божией воле ?
Название: Re: Косточки Преподобного Серафима
Отправлено: Gabriel от 19 Июль 2012, 09:24:17
А если нет, то что тогда...к чему все эти домыслы?  :roll:
Если кости/мощи святых - это передатчик благодати, источник исцелений и воскрешений... так велком - пусть они работают на благо и спасение человеков...зачем же эти дары Божьи хоронить и прятать от тех, кто столь сильно нуждается в исцелениях и воскрешениях, духовных и физических?...прямое благодатное воздействие - лучшее и единственное доказательство святости, а никак не цвет...  8-)
Название: Re: Косточки Преподобного Серафима
Отправлено: Alexander от 19 Июль 2012, 10:19:22
Чтобы святыня "заработала" (извиняюсь за термин), ее не должно быть много и долго. Она должна - на относительно короткий срок - сфокусировать на себе устремления и надежды многих людей. И тогда несколько человек из тысяч могут получить исцеления, даже если святыня - копия старой святыни (как в случае с поясом). Так и афонскими костями. Их воздействие не будет распространяться дальше сферы почитания.
Название: Re: Косточки Преподобного Серафима
Отправлено: viktorioan от 19 Июль 2012, 14:52:59
Чтобы святыня "заработала" (извиняюсь за термин), ее не должно быть много и долго. Она должна - на относительно короткий срок - сфокусировать на себе устремления и надежды многих людей. И тогда несколько человек из тысяч могут получить исцеления, даже если святыня - копия старой святыни (как в случае с поясом). Так и афонскими костями. Их воздействие не будет распространяться дальше сферы почитания.
У меня есть мощевик. Для меня он как рыцарские доспехи и оружие, - тяжело носить, но ...в бою, как в бою.
Название: Re: Косточки Преподобного Серафима
Отправлено: mirnestranik от 19 Июль 2012, 19:37:39
У меня есть мощевик. Для меня он как рыцарские доспехи и оружие, - тяжело носить, но ...в бою, как в бою.
Эх ты...как это тяжело...почему...что происходит?...
Название: Re: Косточки Преподобного Серафима
Отправлено: Леонид от 19 Июль 2012, 19:58:46
Чтобы святыня "заработала" (извиняюсь за термин), ее не должно быть много и долго. Она должна - на относительно короткий срок - сфокусировать на себе устремления и надежды многих людей. И тогда несколько человек из тысяч могут получить исцеления, даже если святыня - копия старой святыни (как в случае с поясом). Так и афонскими костями. Их воздействие не будет распространяться дальше сферы почитания.
Это, конечно, правильно. Эгрегориальная "намоленность" работает. Кроме такого есть всё же точки "прокола" Горнего Мира в наш, и такими точками случаются мироточивые иконы [даже картонки] и благоуханные мощи святых [Св. Николай-Чудотворец непрерывно мироточит в католическом храме на юге Италии в г. Бари].
Название: Re: Косточки Преподобного Серафима
Отправлено: mirnestranik от 19 Июль 2012, 20:05:30
[Св. Николай-Чудотворец непрерывно мироточит в католическом храме на юге Италии в г. Бари].
Когда прислуживал в алтаре...некто из прихожан...пожертвовал...я так понял именно это миро...
Так как алтарники имеют "особый доступ"...то брат чтец...помазал себя и меня...
Не знаю...по моему я ничего не почувствовал...
Похоже что НЕвсем дано ощутить..."прокол" Горнего Мира...
Название: Re: Косточки Преподобного Серафима
Отправлено: Gabriel от 19 Июль 2012, 20:17:03
а че ты хотел почюйствовать то? :roll:
мне пару раз дарили флакончики с водичкой от Святителя из Бари...кстати, католики мирро разводят в водичке...наши - в маслице... :-)
Название: Re: Косточки Преподобного Серафима
Отправлено: mirnestranik от 19 Июль 2012, 21:04:43
а че ты хотел почюйствовать то? :roll:
мне пару раз дарили флакончики с водичкой от Святителя из Бари...кстати, католики мирро разводят в водичке...наши - в маслице... :-)
Если честно...я ничего не хотел...я даже не был инициатором помазания...думал что лучше пусть кого нибудь, кто нуждается помажут...НО...меня не спросили :-)...он просто подошёл и помазал :-)...буквально несколькими молекулами...благоговейно он это делал, надо сказать...
Я в тот момент был в ауте :-)...а потому параллельно относился ко всему что происходило вовне...
Название: Re: Косточки Преподобного Серафима
Отправлено: Леонид от 19 Июль 2012, 21:09:17
а че ты хотел почюйствовать то? :roll:
Думаю, что самое главное и наиболее интересное не в нанесении чудесным образом полученного мира на части тела, а осознание умом того факта, что есть Иное...
Название: Re: Косточки Преподобного Серафима
Отправлено: mirnestranik от 19 Июль 2012, 21:11:32
а че ты хотел почюйствовать то? :roll:
Думаю, что самое главное и наиболее интересное не в нанесении чудесным образом полученного мира на части тела, а осознание умом того факта, что есть Иное...
Вообще то была тогда мысль...что я И ТАК имею всё что нужно...по этому и было жаль драгоценного миро...которое на меня тратят, напрасно...
Название: Re: Косточки Преподобного Серафима
Отправлено: Gabriel от 19 Июль 2012, 21:15:30
не только осознание, но и...эээ....соприкосновение с Ним...Иное подарило тебе Свою улыбку...и даже...по головке погладило...и вернуло из аута...  :roll:
Название: Re: Косточки Преподобного Серафима
Отправлено: mirnestranik от 19 Июль 2012, 21:32:26
и вернуло из аута...  :roll:
Не вернуло :-)...аутом я назвал состояние...тишины и мира в душе...и затруднённый процесс мышления :-)...регент знала об этой моей особенности "зависать"...и по тому, когда надо подходила, тыкала пальцем, и говорила-читай... :-)...по этому аут...out there :-)...
Название: Re: Косточки Преподобного Серафима
Отправлено: viktorioan от 20 Июль 2012, 09:11:35
По поводу "аута".
Было часто, но раньше. Когда активность в миру, осознанная и по духу, то и взаимодействие с Ним стало иным. "Благодать на благодать", как и Иоанна в Евангелии.

По поводу вопроса, почему тяжело, так я ответил, - идет бой, и он конкретный самый, вот вчера (поделюсь) была такая схватка, чуть не заболел, или переболел. Но не забываю, что во первых - по грехам, а уж во вторых физические (духовные) возможности.
Название: Re: Косточки Преподобного Серафима
Отправлено: Gabriel от 20 Июль 2012, 09:15:46
аутом я назвал состояние...тишины и мира в душе...и затруднённый процесс мышления :-)...регент знала об этой моей особенности "зависать"...и по тому, когда надо подходила, тыкала пальцем, и говорила-читай... :-)...по этому аут...out there :-)...
так это уже не аут, в смысле outside, а, наоборот, ин - inside...ушел во внутреннююю клеть и соединился с Вечностью... :-)
Название: Re: Косточки Преподобного Серафима
Отправлено: Elena от 20 Июль 2012, 14:32:31
Цитата: mirnestranik
такая Афонская традиция--НЕканонична...

А где в канонах о правилах почитания мощей?

Мне например, близка позиция Ф.М.Достоевского - ее можно уяснить из истории смерти старца Зосимы в "Братьях Карамазовых".
Название: Re: Косточки Преподобного Серафима
Отправлено: mirnestranik от 20 Июль 2012, 18:03:18
Цитата: mirnestranik
такая Афонская традиция--НЕканонична...

А где в канонах о правилах почитания мощей?

Мне например, близка позиция Ф.М.Достоевского - ее можно уяснить из истории смерти старца Зосимы в "Братьях Карамазовых".
Наверное нигде...по этому и есть Афонская традиция...
Пора собрать вселенский собор :-)...

Не касался этого вопроса...но наверняка есть правила захоронения тел усопших...разговор не о почитании мощей...а о захоронении тел...
Название: Re: Косточки Преподобного Серафима
Отправлено: Леонид от 20 Июль 2012, 18:37:36
Мне например, близка позиция Ф.М.Достоевского - ее можно уяснить из истории смерти старца Зосимы в "Братьях Карамазовых".
Elena,
Напомните, какую позицию заявляет Фёдор Достоевский по поводу смерти старца Зосимы и его непредвиденной "тленности", которое так поразило Алёшу Карамазова?
Мне известно, что после смерти своего младшего сына Алексея потрясённый Достоевский посетил Оптину Пустынь, где встретился и говорил с Амвросием Оптинским [который, как считается, и есть прототип старца Зосимы], произведшим на писателя глубочйшее впечатление.
Название: Re: Косточки Преподобного Серафима
Отправлено: Elena от 21 Июль 2012, 00:02:48
Мне например, близка позиция Ф.М.Достоевского - ее можно уяснить из истории смерти старца Зосимы в "Братьях Карамазовых".
Elena,
Напомните, какую позицию заявляет Фёдор Достоевский по поводу смерти старца Зосимы и его непредвиденной "тленности", которое так поразило Алёшу Карамазова?

Сложно сформулировать. Позицию трезвения. Чтобы не ставить сам факт святости в зависимость от каких-то обязательных подтверждающих материальных знаков. Чтобы не за счет чуда уверяться в святости человека которого знал лично. Какой-то важный сдвиг в сознании (переход от детской веры к взрослой?) Да даже чтобы не зацикливаться на удостоверении этого самого звания - святой, не святой. Не важно это.  Бог своих святых знает, а ты ценишь и любишь этого старца не за титул святости.

У меня плохо получается пересказать. Лучше вам перечитать.