Исихазм

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Сообщения - Irina

Страницы: [1] 2 3 ... 8
1
Келейные беседы / Re: Невидимая стена
« : 17 Ноябрь 2014, 10:47:19 »
Доброго дня всем!

Кетч, вот такое переживание "стены" и у меня есть. Согласна с вами, очень легко испытывать чувство живого собеседника, но - это когда речь идет о земном существовании. Ведь у нас есть мысли, воображение, эмоции и чувства. Эти энергии нам знакомы, поэтому и ощущение живости есть. А вот энергии Господа из другого плана, поэтому и ощущаем стену, потому что душа наша по отношению к духовному миру грубая и тупая :-)

Вот слова Alexandera из темы "Внутренняя и внешняя молитва", по ссылке Грации:

" Когда открывается внутренний человек, то кажущаяся независимость силы и действенности слов от психологии говорящего исчезает напрочь, ибо душа перестает быть подобной грубому и инертному камню; она становится подвижной, тонко настроенной и начинает воспринимать слово, чутко отзываясь и проговаривая его сама.
Когда внутренность человека очистится, то его душа может гармонично говорить и петь даже без слов на устах. В этом суть умно-сердечной молитвы."

Здесь о молитве речь, но тот же принцип заложен и в нашем общении с Господом. Так думаю.
Когда получается эту внутреннюю стену пробить, то и чувства оживляются, утончаются и Присутствие Господа явным становится. А потом снова стена и вновь нужно трудиться, как на каменоломне.
Но внутри есть некоторое предощущение, что есть Кто-то - невидимый, неслышимый, которого сложно почувствовать, но Живой. И наше стремление сердца к познанию Его, пока скрытого.

2
вот Ирина попыталсь нос в окно прощемить, но сподобилась лишь обсыпания заученными и утранбованными полетами ума...

Эх, хех...

3
Я уже говорила ранее, что лишена такого дара как образное восприятие. Поэтому мне тоже интересно знать, что такое "трезвая образность восприятия", но только лишь чисто теоретически.)) Нечего воспитывать...и нечему оскудевать... Слова или мысли воспринимаю не в образах. Просто чувствую их вибрацию... Это был не укол в Ваш адрес, Вы не поняли, простите!)

Но я не восприняла это как укол. Не за что просить прощения. Ситуации нет. :-)

4
Я, например, подумала, что эта трезвенность образного восприятия (мне она точно не грозит) – она как один из этапов на пути к безОбразному, и не является целью сама по себе. Наверное, говорить  об отдельном пути к такой трезвенности образного восприятия не совсем будет верно.

Да, то, что вы говорите, по умолчанию прилагается и к моим словам. Не думаю, что нужно на этом акцент делать (хотя, иногда и нужно). Вроде как и так ясно - уж обсуждали подобное на форуме не раз. :-)
Цель всегда одна - Божественное. :-)

5
О том, блуждаем мы или нет, во многом говорят наши слова, согласна с Вами в этом!) Если не трудно, поясните, пожалуйста, что означает "трезвая образность восприятия"?  :-)

Точно пояснить может Александр, ведь это его термин. Я лишь пытаюсь понять. :-) Если объяснять, как я вижу этот термин на данный момент, то выйдет так: воспринимать вещь не более и не менее того, что она есть. Если подробно, то - не позволять чувствам и уму навязывать свои образы, а видеть вещь такой какая она есть. Наверное как-то так. :|

6


Многие слова Каллиста (тех текстов, что переведены) обращены к новоначальным, где он предлагает сочетать  чтение Евангелия, толкования отцов, псалмопение, молитву и рукоделие,  ну как и другие отцы, впрочем.  Новоначальный – подразумевается – ветхий, так ведь? Но нигде я не встречала у него таких грубых приемов захватывания внимания. Напротив, очень все вдохновляющее и тонко…

Вот как, к примеру,  в каких образах он привлекает внимание ветхого человека, описывая восхождение ума от образного к безОбразному видению:
Цитировать
Ум, пользуясь собственным воображением для созерцания невидимого, руководится верою; осияваемый же благодатию, он утверждается надеждою; восхищаемый же божественным светом, он становится сокровищницею любви человеческой, а гораздо более Божией.

А по тому тексту, что Вы привели, складывается впечатление, что идет обращение к уже поднаторевшим в созерцании, т.е. уже не к совсем то и ветхим… Об этом говорят слова «состаримся», «довольствуемся» и т.п. Вот и Ирина выше о том же пишет: «Но что делать, когда стремление угасает?!». 

Почему же для ветхих (новоначальных) выбраны слова вдохновляющие, а для утончившихся (опытных) – грубые? Не понятно немного… А Вы помните, чтобы Каллист вообще прибегал к таким педагогическим приемам? Мне показалось, что преподобный вообще был не от мира сего (с его неизменными атрибутами воспитания). Но если автор жж аккуратен, то простим и ему и Каллисту такой прием, лишь бы на пользу! Главное, чтобы нам не состариться, читая такие тексты... :-)

Грация, а разве так важно выяснять, прибегал ли, или не прибегал прп. Каллист к определенным педагогическим приемам? Он же человек и человек своего времени и своей религии, поэтому мог использовать какие угодно приемы, в соответствии с духом времени и поставленными задачами.
Более важно, как мне кажется, выяснить, что же такое «трезвая образность восприятия».

Извините, Грация, но на примере вас разбираюсь. Ведь, со стороны, как говориться, виднее. :-)

Вот вы в своем сообщении наплодили столько умственно-чувственных образов, что если в них вникать - можно и заблудиться. :-) А если взять и убрать все это, то, что остается. Остается цитата прп. Каллиста и то, что она в себе несет применительно к данной теме. Читаем ее и понимаем, что в ней есть разные по качеству образы и в зависимости от того, в каком внутреннем состоянии пребывает человек, происходит взаимодействие с этими образами, а далее – отводим должное место в данной цитате каждому образу, но не пытаемся выстраивать детективные теории. Может это и есть путь к трезвой образности восприятия.
Или я тоже блуждаю? :|

7
Не слишком высокие образы может и могут что-то разрушить, но при этом разовьют еще и не то, что надо.)) На смену самолюбованию и превозношению придут другие полярности... Читала когда-то Каллиста. Помню у него возвышающий душу слог, таких образов не помню. Поэтому и появилась мысль о новом переводе. Александр, это верно?)

Да, согласна, что "придут другие полярности", но это относится к проявлению ветхости в человеке - поэтому и полярности. А из этих полярностей выводит стремление "узреть его своим (умным) взором". Стремление тоже разрушает, но делает это по-своему, не ввергая в противоположные состояния, а выводя из них. Но что делать, когда стремление угасает?!  Вот тогда нас "выбивают" палкой невысоких образов.)

8
Согласна, что человек должен стремиться к безОбразному видению. Автор показал, что без такого стремления человек остается в плену у своего эго. Да вот только способ освобождения из плена, предложенный в отрывке, оставляет желать лучшего. По-моему, подобное развитие чувства вины и стыда у человека, желающего познать Истину, не самый оптимальный вариант.

А мне кажется, что такие образы как "стыдно" и "нелепо" направлены не на развитие чувства вины, а на разрушение состояния самолюбования, превозношения и проч. - о чем говорит прп. Каллист.

9
...И есть такие женщины-жены - заботливые матери, хлебосольные хозяйки. Такой женщины всегда много в семье. И ум-муж при такой жене-душе, как правило, оказывается слабым и подавленным.

При общении мужчины с женщиной происходит очищение и преобразование стихий, так же как это происходит при молитвенной практике.  Можно рассматривать ум и сердце как два неравнодушных друг другу человека - мужчину и женщину, а можно как взаимообмен стихий в одном человеке. Основам умного делания можно учить даже маленьких детей на примерах волшебных сказок.  Ну, а если кто в детстве не учился, то жизнь сама учит, как вы говорите, из реального опыта.

Мужчине (уму) нужны чувства как вино, без которых мужчина (ум) становится дебелым и не активным. Сила мужского ума – в чувствах женщины к нему.  Женщине (сердцу) нужен мужчина (ум) как хлеб,  без которого женщина (чувства) становится холодной и расчетливой.

Активная в мире женщина – это женщина, использующая свой ум не по назначению.  Она не берет стихию теплого и влажного ума (воздуха) у своего мужа, а совершает магические действия в мире с помощью своего рационального ума – холодного и сухого. А, так как не берет у мужа, то и не отдает ему ничего взамен, оставляя своего мужа обессиленным или, по вашим словам, – слабым и подавленным. Если кратко, то нарушается их взаимообмен. Женщина начинает проявлять мужские, активные качества в жизни, а мужчина, наоборот, становится пассивным, обессиленным и, конечно же, начинает искать другой источник чувств. Если боиться потерять жену, то просто спивается.

Путь ума - это поиск сердца, а путь сердца - к уму. Ум и сердце вместе - сила. "Разом нас не подолати!" :-)

http://hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2487.0


Да-да, взаимодействие стихий - это интересно.  :-)

И женщина может быть подмята мужчиной. Так на  чувства давит неочищенный ум. Ум нечистый - сухой и холодный прессует влажность и холодность чувств. Влажность уходит и остается один леденящий холод. Если говорим про семью, то жена либо приобретает свойства своего мужа - холодного и сухого, либо тихо бунтует -  депрессией. Может, конечно, и громко бунтовать, если сильная.  :-) Но, если в жене, как представительнице больше водной стихии, совершается покаяние, то она помогает мужу.

Можно тогда предположить, что аскеза на двоих – обучение навыку обмена недостающими качествами стихий, когда в обоих вершится покаяние. 

10
Ирина! Простите, что отвлекаю вас от работы. Я согласна с вами. Просто - мысли вслух. Думаю, что это один и тот же огонь. Помните, когда хотят сказать о женщине, что она хорошая жена и мать, то говорят, что она – хранительница очага? В этом простом народном образе скрывается то великое таинство, которое я так неловко и пыталась описать, что даже смутила вас своим описанием.

Когда разгорается огонь страсти, то все полыхает вокруг так, что даже рядом стоящим и наблюдающим за влюбленными жарко становится.) Это так, это чувственное проявление огня. Но затем, огонь извне уходит в глубину. И вот тут искусство заключается в том, чтобы не дать ему угаснуть. Такому искусству женщина научена от природы. Что делают обычно, если хотят затушить огонь? Да, накрывают плотно чем-то источник огня, так, чтобы к нему не поступал воздух. Или же заливают водой или же закидывают землей. Вода и земля способны погасить огонь, лишь только воздух дает необходимую для его жизни пищу.  Помните, воздух – это мысль. Женщина берет у мужчины воздух (мысль) и с помощью воздуха (мысли) поддерживает семейный очаг, а мужу отдает свои чувства как чистую воду любви.   Мужчина же, взяв от женщины эту воду любви, обильно поливает ею землю (материю), чтобы на ней выросло то, что напитает вечностью всех в его доме.  Вспомнился эпизод встречи Господа с самарянкой, у которой он просил пить… Дай мне пить…

Ирина, я не сказки рассказываю, это так происходит в реальности. Но только мы часто путаем реальность с иллюзией и почему то большинство людей жизнь в иллюзии устраивает больше, чем жизнь в реальности. А у реальности есть свои ступени развития и роста, также как есть рост Любви в человеке. От жаркого внешнего пламени до внутреннего сердечного огня, преображающего мир и человека в этом мире.

Грация, поверьте, я не смутилась. :-) Вы многое верно описываете, красивые образы даете, но мне не хватает правды-истины. А в чем она? Наверное в реальном опыте. :-)
Что касается хранительницы очага, то для меня это всего лишь народный образ - душевный, бытовой. А если чуть больше смотреть, то образ Матери-Земли, образ плодородия, материнства. И есть такие женщины-жены - заботливые матери, хлебосольные хозяйки. Такой женщины всегда много в семье. И ум-муж при такой жене-душе, как правило, оказывается слабым и подавленным.

11
А вдруг это  исчезает реальный человек, а появляется иллюзорный? Глаза любви не просто приукрашают, они позволяют видеть истинно. Кто-то писал, что цвет любви – розовый, влюбленный человек все видит в розовом цвете. Кто сказал, что этот цвет – не реальный? Неужели серые будни реальнее того огня, который загорается в сердце влюбленного человека?

Грация, я про трезвенное отношение говорю. Глаза любви разные бывают. Есть глаза Любви - трезвенный взгляд, без приукрас, а есть глаза любви - вымысел, фантазия, словно кролик загипнотизированный.  И какой огонь загорается? Чувственный ли, где одни ахи да охи, или истинный - сердечный.

А взять на себя другого человека, находясь самому при этом  в своей эгоистичной слепоте – не вершина ли гордыни, в таком случае? 

Да, можно и от гордыни так говорить и так поступать. Я другое имела  в виду - внутреннюю ответственность, которой, кстати, сама не имею. :-)

Извините, надо работать.  :-)

12
Проблема появляется тогда, когда человек, потеряв первое чувство, думает, что это навсегда. Но это так же как с богооставленностью…
И первое чувство теряется почти всегда. Сначала эта была вспышка. Возможно что-то промелькнуло и от Высшей Любви, а потом пришли будни. И перед тобой появляется человек реальный, со всеми своими слабостями и недостатками. И уже подвиг - взять на себя другого человека. А дальше - не приобрести привычку смотреть сквозь пальцы, не давить пытаясь исправить эгоистически.

И думаю, что Любовь нами не взращивается, она – дар. Другое дело, умеем ли мы призвать, принять и сохранить этот дар. А терпение, труд, пот и т.п. вещи – если они исходят от эгоизма и страха потерять партнера, то грош цена им. Во взаимной любви это все без напряга. Душа  растет на трудностях. Но эти трудности приносят неизъяснимую радость, если находят свое верное решение в Боге.
Вроде как, верно говорите. Но здесь чего-то не хватает. Не могу понять чего. Но, все-таки придерживаюсь того мнения, что терпение, труд и пот, пока человек эгоистичный, присутствуют по умолчанию.

13
И что, ни одной знакомой семьи не попадалось такой, как я описываю? Это что, получается, что я сказочница, так?))

Ну, это очень похоже на сказку.  :-)

14
Говорю это по своим наблюдениям. :-)

Ирина! Спасибо, что вы мне написали. У вас на форуме немного сообщений и почти все их знаю напамять (давно читаю форум), если не по букве, то по духу точно и они очень близки мне. :-) Не будет наглостью, если я спрошу у вас: по наблюдениям над кем вы говорили в своем посте, обращенном ко мне?
Ну, у меня есть друзья, знакомые :-)
И есть еще личный опыт общения.
Я тут вам все никак не могу ответ написать. Была занята другими делами.  :-)
Да уж, пишу я мало. :-)

15
Соединение ума с сердцем, которого добиваются подвижники многими аскетическими подвигами, у любящих друг друга людей – мужа и жены, происходит чисто и светло – потому что их сердец коснулась Любовь, соединившая эти сердца (мысль и чувства) в едином брачном союзе.  Вот и вся аскетика… семейная - не предавать свою Любовь!))

Грация, вы как-то все в идеале про мужа и жену описываете.  :-) На самом деле не так все "чисто и светло". Быть может первый год жизни  в браке - да. И то, я бы не стала говорить про Любовь и про соединение ума с сердцем. Любовь взрастить надо - трудом, потом и терпением, как в себе, так и в семье. Имею в виду, конечно, истинную Любовь, от Бога которая.
Супруги - это не только два любящих сердца, но и два эго. И уж сколько времени понадобится, чтобы привыкнуть друг к другу, разрешить множество противоречий, недопониманий! А проблема семейного эгоизма?! Она тоже существует.
Конечно же, можно жить и  на эмоциях, сглаживая и обходя острые углы, но речь-то о семейной аскетике. И поэтому здесь без подвигов не обойтись.
Говорю это по своим наблюдениям. :-)

Страницы: [1] 2 3 ... 8