Исихазм

Автор Тема: О ДУХОВНИКЕ  (Прочитано 118082 раз)

ГеоргийA

  • Сообщений: 318
    • Просмотр профиля

Re: О ДУХОВНИКЕ
« Ответ #315 : 08 Июль 2011, 13:58:52 »

Георгий, а вы знакомились с тем, что тут написано? С прилеплеными темами например?

я повторюсь, что не отрицаю, полезности форума.
некоторые темы прочитывал.

ГеоргийA

  • Сообщений: 318
    • Просмотр профиля

Re: О ДУХОВНИКЕ
« Ответ #316 : 08 Июль 2011, 14:00:52 »
да, вопросы все разрешимы... выводы напрашиваются... А что ваш духовник говорит по поводу причащения? Частота, подготовка, вычитка всех канонов?


то что он мне благословил относительно этого...
это индивидуально...

в личном сообщении могу написать... если нужно

Анна-Мария

  • Гость
Re: О ДУХОВНИКЕ
« Ответ #317 : 08 Июль 2011, 14:01:50 »
не отрицаю, полезности форума.

Спасибо Вам большое за ответ на мой вопрос об изменениях в человеке!
Будете на Афоне, передавайте от нас привет всем! :-)

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: О ДУХОВНИКЕ
« Ответ #318 : 08 Июль 2011, 14:20:36 »

Георгий, а вы знакомились с тем, что тут написано? С прилеплеными темами например?

я повторюсь, что не отрицаю, полезности форума.
некоторые темы прочитывал.

что-нибудь почерпнули? думается, что в некоторых непременно кое-что найдете... или посоветуете из своего опыта

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Re: О ДУХОВНИКЕ
« Ответ #319 : 08 Июль 2011, 14:25:44 »
Цитата: Alexander
Друзья, вы должны ясно понимать, что на Афоне подвизаются люди, живущие как-бы в параллельном пространстве. Это замечательное пространство, это огромное пространство, и оно выстроено на огромной исторической традиции. И вы в это пространство - в качестве молитвенников - войти не можете, потому что не блюдете его некоторых специфических правил.
Каких правил? О. Софроний Сахаров входил в это пространтсво (после того, как уехал с Афона)?
Для меня вопрос чисто теоретический. Я в пространство Афона не могу войти уже по чисто "физической причине". Потому что женщина.
Входил... отчасти. И не входил, поскольку говорил больше и о большем, чем принято на Афоне. И я, разумеется, говорю не о физическом пространстве.
А нельзя ли поподробнее поговорить об этом "параллельном пространстве"...например, в другой...параллельной теме?  :-)
Должно быть, это архи интересно... :roll:

ГеоргийA

  • Сообщений: 318
    • Просмотр профиля

Re: О ДУХОВНИКЕ
« Ответ #320 : 08 Июль 2011, 16:44:05 »

что-нибудь почерпнули? .......................
[/quote]

никогда не писал- излагая свои мысли, а тут пришлось...вижу, что это совсем не просто...
в нескольких строках изложить, и изложить именно то, что думаешь...
так же понять несколькими фразами, что имел ввиду собеседник...

думаю в этом плане... (диалога...) полезное может быть.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: О ДУХОВНИКЕ
« Ответ #321 : 08 Июль 2011, 17:20:06 »
Цитата: ГеоргийA
-спрашивал о том на какой стадии помысел принимается, о стадиях помыслов.
-поскольку я занимался, когда то восточными единоборствами, вот и спросил у старца, что он об этом скажет - получив ответ, который мне поначалу не был понятен, я все же со временем сделал так как Он благословил.
- я говорил ему. что у меня не хватает времени на утренние и вечерние правило - батюшка ответил :"Ну неужели так трудно найти вечером 20-ть минут, а утром 15-ть.»
- когда появилась нужда, молится своими словами, и несколько попробовал, то после рассказал ему.

и т.д...

Я имею возможность обращаться с вопросами и получать духовные советы от одного лица. 

Но происходит это иначе. Был, например,в самом начале один категорический совет. сразу его не исполнила, но он засел в голове и постоянно над ним думала - так ничего и не поняла, почему это нужно сделать (этот совет касался моего имеющегося церковного служения, возложенного на меня священником общины). Но у меня было желание разобраться, было желание послушаться. Через полтора года (служение это имеет вид совместного поприща, которое длится 1,5 года) решила последовать этому совету, попросила подтверждения (задала вопрос, актуален ли совет) - и получила ответ "смотри за собой, избирай полезное".

Мне бы очень хотелось, чтобы у меня был поводырь,  чтобы по каждому вопросу получить подробное разъяснение. Но этого нет. Насколько понимаю, цель тех советов, которые я получаю - направить на то, чтобы научиться  ориентироваться самому. По каким-то важным поводам - советы давались быстро и в резкой форме (там где опасно было), в остальном - очень скупо.

ГеоргийA

  • Сообщений: 318
    • Просмотр профиля

Re: О ДУХОВНИКЕ
« Ответ #322 : 08 Июль 2011, 17:20:29 »
Цитировать
Св.Феофан."путь ко спаению"
Дело внутренней брани непостижимо и сокровенно; случаи к ней чрезвычайно разнообразны, лица воюющие слишком различны: что для одного соблазн, то для другого ничего не значит; что одного поражает, к тому другой совершенно равнодушен. Потому одного для всех установить решительно невозможно. Лучший изобретатель правил брани – каждое лицо само для себя. Опыт всему научит, надобно только иметь ревностное желание побеждать себя. Первые подвижники не учились из книг и, однако же, представляют собою образцы победителей. Притом не должно слишком полагаться на эти правила – они представляют только внешнее очертание. То, что составляя существо дела, каждый узнает только из опыта, когда станет сражаться самым делом. И в этом деле руководителями ему остаются только собственное благоразумие и предание себя Богу. Внутренний ход христианской жизни в каждом лице приводит на мысль древние подземные ходы, чрезвычайно замысловатые и сокровенные. Вступая в них, испытуемый получает несколько наставлений в общих чертах – там сделать то, там другое, здесь по такой-то примете, а здесь по такой-то, и потом оставляется один среди мрака, иногда с слабым светом лампады. Все дело у него зависит от присутствия духа, благоразумия и осмотрительности и от невидимого руководства. Подобная же сокровенность и во внутренней христианской жизни. Здесь всякий идет один, хотя бы был окружен множеством правил. Только чувства сердца обученные, и особенно внушения благодати, для него суть всегдашние, необманчивые и неотлучные руководители в брани с собою; все прочее оставляет его.

Святитель Феофан Затворник различал понятия «духовник» и «духовный отец». Духовник − это священник, у которого исповедуются, духовный отец − тот пастырь, чьими советами еще и руководствуются в жизни.

Руководство к духовной жизни
(По письмам епископа Феофана)

                    «Духовный руководитель
Как руководствоваться, когда его нет»

                     Правду говорит Н., что ныне нет настоящих руководителей. Однакож с одним Писанием и отеческими уроками оставаться не следует. Необходимо вопрошение. Паисий Нямецкий так решил: два или три единомысленных пусть составят союз и друг друга руководят или друг друга вопрошают, ведя жизнь во взаимном послушании, со страхом Божиим и молитвою, в умеренной строгости аскетической. (Вып. 5, пис. 917, стр. 208)
                    «Духовное отношение к духовным чадам»
              Что вы смотрите сурово на исповедающихся, это ничего, это в порядке. Но шуточного в обращении ничего не допускайте... Будьте радушны, приветливы - и словом, и взглядом, и обхождением... но без шуток. Иначе они подумают, что даете поблажку.
             Любите учеников своих, так должно. Но нет ли плотской любви? Сами смотрите... и не допускайте ей быть. Кажется, это различить не совсем трудно.
             Что вечером отворенною имеете дверь для имеющих нужду в вашем слове, это хорошо. Я слышал, что в Оптиной пустыни духовник подолгу двери не закрывает... и к нему прибегают иногда в полночь.
             Те послушники, что почти каждый день ходят, если приходят по духовным нуждам - пусть ходят. Но говорите с ними всегда только о духовных вещах и, сказав должное, отпускайте.
Оставшись сами, Богу исповедайтесь во всем, - и испрашивайте Его вразумления на всякие случаи. (Вып. 5, пис. 924, стр. 208)


             Великое спасительное дело спрашивать совета у наставников (духовного отца или старца), но, в то же время, святой Антоний Великий советовал наперед удостовериться в правомыслии и в опытности старца, - и тогда уже доверяться его слову, беспрекословно принимать его советы. Признак, по которому это можно распознать, есть согласие слова со словом Божиим.

          Душа не может освободиться от искушения иначе, как призывая Иисуса Христа и прибегая к ду¬ховному отцу (Св. Симеон Новый Богослов).

          Особенно воет злой дух на нас через злые мысли, развращая ум, сердце и, обременяя их страстя¬ми, которыми мы порабощены, а через откровение мыслей духовнику (или старцу) получаем проще¬ние и духовное наставление о том, как побеждать мир, плоть и дьявола (Старец Иларион Оптинский).
Без совета старца и руководства святоотеческими писаниями нельзя много заниматься сердечной Иисусовой молитвой.

           Великое благодеяние - появление благоразумного и благорасположенного советника (Свт. Василий Великий).


            Постараемся спрашивать преуспевших (Авва Дорофей).


           У демонов в обычае показывать тебе духовного отца недостатки, чтобы оглушать уши твои к тому, что он говорит тебе (При. Феодор Едесский).


           Своих искушений никому не поверяй, кроме духовного отца (Прп. Амвросий Оптинский).


          В советах и наставлениях своих надо быть край¬не осторожным, надо с людьми обходиться, как с больными, и успокаивать их, а не обличать, ибо это больше их расстраивает, нежели приносит пользы (Старец Антоний Оптинский).


               Преподобный Кассиан Римлянин (V в.)

«Полезно открывать свои помыслы Отцам, но не каким попало, а старцам духовным, имеющим рассуждение, старцам не по телесному возрасту и сединам. Многие, увлекшись наружным видом старости и высказав свои помышления, вместо врачевства получили вред от неопытности слышащих».

            Преподобный Иоанн Лествичник (VI в.)
«Когда мы... желаем... вверить спасение наше иному, то еще прежде вступления нашего на сей путь, если мы имеем сколько-нибудь проницательности и рассуждения, должны рассматривать, испытывать и, так сказать, искусить сего кормчего, чтобы не попасть нам вместо кормчего на простого гребца, вместо врача на больного, вместо бесстрастного на человека, обладаемого страстьми, вместо пристани в пучину, и таким образом не найти готовой погибели».

                 Авва Авраам пришел к авве Арию. И, когда они сидели, пришел и другой брат к старцу и сказал ему: скажи мне, что мне делать, чтобы спастись? Старец говорит ему: поди во весь этот год вечером вкушай хлеб с солью, потом опять приди - и скажу тебе. Брат ушел и сделал так. Когда же прошел год, брат опять пришел к авве Арию. Случилось быть тут также и авве Аврааму. Старец опять сказал брату: поди постись и в этот год, вкушая пищу чрез два дня. И когда брат ушел, авва Авраам говорит авве Арию: почему ты всем прочим братиям говоришь о легком иге, а на сего брата налагаешь тяжкое бремя? Старец отвечает ему: братия как приходят спрашивать, так и уходят, а сей ради Бога приходит, он делатель и, что ты ему ни скажешь, делает рачительно. Потому-то я и говорю ему слово Божие.

                    Рассказывали об авве Иоанне Колове: удалившись в скит к одному фивейскому старцу, он жил в пустыне. Авва его (то есть старец фивейский), взявши сухое дерево, посадил и сказал ему: каждый день поливай сие дерево кружкой воды, пока не принесет плода. Вода же была далеко от них, так что Иоанн уходил за ней с вечера и возвращался к утру. После трех лет дерево принесло плод. И старец фивейский, взявши плод его, принес в собрание братий и сказал братии: возьмите, вкусите плоды послушания.

                    Авва Моисей сказал некоему брату: будем просить послушания, рождающего смирение и приносящего терпение, и великодушие, и сокрушение, и братолюбие и любовь, ибо это суть воинственные оружия наши.

                        Еще сказал: брат! Иди на послушание истины: здесь есть и смирение, здесь сила, здесь радость, здесь терпение, здесь братолюбие, здесь долготерпение, здесь сокрушение, здесь любовь, ибо имеющий благое послушание исполнен всех заповедей Божиих.

                         Сказала блаженная Синклитикия: живя в общежитии, мы должны предпочитать послушание подвижничеству, ибо последнее научает высокомерию, а первое показывает смиренномудрие.
еще сказала: надобно нам с рассуждением управлять душою, и находящимся в общежитии, не нужно нам приобретать собственности, не надобно служить собственной воле, но надобно по вере повиноваться отцу. Мы осудили себя на изгнание, то есть сделались чуждыми мирских забот. Итак, не попустим себе опять искать мира: там мы имели славу, здесь - поношение, там - изобилие явств, а здесь - недостаток и в хлебе.


                        Авва Иперехий сказал: драгоценность монаха есть послушание. Стяжавший послушание и сам будет услышан и с дерзновением предстанет пред Распятого, ибо распятый Господь послушлив был даже до смерти (Фил. 2. 8
Старцы говорили: если кто имеет веру к другому и самого себя отдает в подчинение ему, тот не имеет нужды внимать заповедям Божиим, а должен волю свою предать отцу своему - и не останется виновным пред Богом.

Родион

  • Сообщений: 9255
    • Просмотр профиля

Re: О ДУХОВНИКЕ
« Ответ #323 : 08 Июль 2011, 17:24:19 »
Георгий, избегайте такого цитирования. Пост не читабельный и что Вы хотели сказать не ясно.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Александр_М

  • Сообщений: 131
    • Просмотр профиля

Re: О ДУХОВНИКЕ
« Ответ #324 : 08 Июль 2011, 17:32:21 »
Elena

Цитировать
Мне бы очень хотелось, чтобы у меня был поводырь,  чтобы по каждому вопросу получить подробное разъяснение.

Т.е. Вы хотите, что бы Вашу жизнь за Вас прожил кто то другой?  :-o

ГеоргийA

  • Сообщений: 318
    • Просмотр профиля

Re: О ДУХОВНИКЕ
« Ответ #325 : 08 Июль 2011, 17:36:02 »
Георгий, избегайте такого цитирования. Пост не читабельный.............

этого нельзя делать? не предусмотрено форумом или это Ваше мнение?

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Re: О ДУХОВНИКЕ
« Ответ #326 : 08 Июль 2011, 17:37:46 »
Святитель Феофан Затворник различал понятия «духовник» и «духовный отец». Духовник − это священник, у которого исповедуются, духовный отец − тот пастырь, чьими советами еще и руководствуются в жизни.

Вот и очень хорошо! Я руководствуюсь советами Священного Писания и Святых отцов! Посему в духовных отцах у меня Бог и все святые! В других духовных отцах у современного горожанина нет необходимости!

ГеоргийA

  • Сообщений: 318
    • Просмотр профиля

Re: О ДУХОВНИКЕ
« Ответ #327 : 08 Июль 2011, 17:39:28 »
Elena

Цитировать
Мне бы очень хотелось, чтобы у меня был поводырь,  чтобы по каждому вопросу получить подробное разъяснение.

Т.е. Вы хотите, что бы Вашу жизнь за Вас прожил кто то другой?  :-o

Т.е. Вы хотите, что бы Вашу жизнь за Вас прожил кто то другой? ---Нет...просто хочеться хотя бы отчасти жить так как советовали св. отцы .

некоторые примеры в ответе:
« Ответ #322 : Сегодня в 17:20:29 »

ГеоргийA

  • Сообщений: 318
    • Просмотр профиля

Re: О ДУХОВНИКЕ
« Ответ #328 : 08 Июль 2011, 17:41:11 »
В других духовных отцах у современного горожанина нет необходимости!

это Ваше мнение или так советовали того св. отцы?

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: О ДУХОВНИКЕ
« Ответ #329 : 08 Июль 2011, 17:42:46 »
ДРУГАЯ СТОРОНА ВОПРОСА.

Для начала приведу мнение одного духовного лица:

Цитировать
Священник поступает мудро, если он  не поддается на провокации неистовых женщин, которых хлебом не корми, а только дай, чтобы ими поруководили "духовно" (нет у нас на них в Православии Эриха Фромма -- потому и развелость так полно мазохистического типа личностей женщин и женоподобных мужчин и садистического типа личностей попов... ой, что я говорю, -- конечно же, не "попов", а старцев и батюшек).

Есть ведь и такая сторона в отношениях между наставником и наставляемым,  если наставляемый - женского пола.

Желание "наставляться" - оно ведь должно соответствовать желанию  духовного лица, к которому обращаемся за помощью . Должно быть у него желание нас "наставлять".

Есть известная история о женщине, которая следовала за одним старцем по всем городам и местностям, куда он перемещался, и постоянно просила о духовном наставничестве. В конце концов старец согласился ее принять. Она, окрыленная надеждой, пришла за наставлениями. Тот ей сказал - главное твое послушание - где узнаешь, что я остановился - к этому городу не приближайся на расстояние 100 километров.

Еще в этом плане меня очень отрезвили дневники А.Шмемана. Там он сетует на отношения с одной женщиной, которая его считала своим духовным отцом и постоянно пыталась открыть ему всякие свои сложности, помыслы, трудности... Если судить по дневнику, то ничего кроме раздражения, тягости, болезненного неудобства эти ее действия в душе священника не вызывали. Он считал это вымороченным, ненужным, считал, что все в Церкви должно управляться иначе - без таких отношений.

Еще пример. Поехала сестра из нашей общины к старцу (к этому человеку многие ездили из нашей общины). У нее был сложный внутренний опыт, какие-то сомнения ее одолевали.

Она буквально выловила старца где-то на дороге (он не принимал, он последнее время вообще отказался от общения с приезжающими, сил мало, возраст очень преклонный или еще по какой причине...)
Когда женщина к нему обратилась - он ей прямо сказал - езжай обратно, что ты ищешь у кого-то, что должна сама найти...

Я, в этой связи, вижу для себя реальную проблему - не оказаться навязчивой, не обременить другого. Бывает, что по чину человек вынужден тебе отвечать, а в душе у него нет такого желания. В таком случае хороших плодов ждать не приходится.