Публикую статью одного православного автора.....
И.П.Сухарев
ВОЗМОЖНОСТЬ НЕПРЕДУБЕЖДЕННОГО ПОДХОДА К АСТРОЛОГИИ
За все время существования астрологии, не раз менялось отношение к ней. Но и астрология не оставалась застывшей, постоянно преломляясь сквозь призму научного, культурного, духовного развития общества; вписывалась в его структуру, отражала его потребности. Мы являемся свидетелями того, что современное отношение к астрологии - от восторженного до презрительного, от дилетантского до научного, от безоговорочного признания до проклинающего осуждения - менее всего разумно. Суть в том, что астрология в своей структуре не является однородной и включает в себя множество направлений и течений, среди которых оккультное, по крайней мере в России, является доминирующим.
Неслучайно распространение оккультного подхода в атмосфере функционального цинизма и игнорирования традиционной духовности. Почвой для него является человеческое сердце, лишенное трепета перед Божественной Тайной, одержимое само-центрированной гордостью и стремлением к индивидуальному могуществу. Для религиозно зрелого человека неприемлем поиск власти над людьми и миром, приобретаемой посредством мистического опыта. Тем более необходимо попытаться разобраться в этом явлении, выделить конструктивное начало в многотысячелетнем опыте человечества, определить возможности применения позитивного знания. Отсутствие конструктивного подхода к этой проблеме приводит к тому, что люди, обладающие аналитическим складом ума и интересующиеся эзотерическими знаниями и не получающие объяснения в церковных кругах, часто ограничивающихся императивными указаниями, впадают в ерксь, скатываются на позиции примитивного оккультизма, попадают под влияние разнообразных сект.
Проблема важна также и потому, что, развиваясь, некоторые знания освобождаются от пут оккультизма и находят достойное применение среди наук, необходимых для понимания человека, природы и общества. В этом направлении движется современная астрология.
Развиваясь, подобно большинству наук, путем накопления эмпирических знаний, соотнося явления повседневного опыта с положением светил и планет, астрология настолько тесно была связана с вопросами жизни и смерти наших предков (климат, урожаи, природные катаклизмы и проч.), что органично вплеталась в первичные религиозные представления и мифы. Осмысляя периодичность жизненных процессов, развитие и гибель объектов растительного и животного мира, первобытное сознание относит управление этими процессами к сверхприродным силам, отождествляемых с Солнцем, Луной, планетами. Это определило, с одной стороны, вхождение астрологии в систему теософско-оккультной традиции, а с другой - создание универсального языка, способного обнаруживать архетипические структуры - инструмента, так необходимого современной психологии.
Возросший интерес к астрологии обусловлен психологическими потребностями нынешнего человека. Этому служит активная популяризация материалов соответствующего характера в средствах массовой информации. Блуждающий в джунглях цивилизации человек, пытается решить личностные проблемы, найти фундаментальное подтверждение смыслу своего существования, при этом часто проваливаясь в мировоззренческие "ямы".
Как это происходит? Поверхностность изложения оборачивается вульгаризацией, происходит вымывание смысла, низведение сложных философско-метафорических понятий на бытовой уровень. Примитивизировались методы - "бульварная астрология" оперирует, в основном, характеристиками знака по Солнцу или годом рождения по восточному календарю. Характеристики знака переносятся на личность. В результате, анализируя себя, согласно стереотипному трафарету, индивид списывает свои проблемы и недостатки на предопределенность и приписывает себе несуществующие достоинства, а свое окружение рассматривает не иначе как согласуясь с теми же примитивными критериями. Выражение типа: "Я Скорпион, а Вы кто будете?" стало вполне обычным. То есть человек отождествляет себя с неким фантомом и ограничивает понимание окружающих его людей набором шаблонов. Он, как бы отгораживает себя системой мнимых ценностей от универсума в стремлении достигнуть ощущения внутренней безопасности. Но стены этой крепости - из песка, здесь мы имеем дело с ловушкой, иллюзией защищенности; и жизнь неминуемо разрушит эту защиту, бросив его вновь в пучину неожиданностей и невзгод.
С другой стороны, возможность достижения временной социальной и интрапсихической адаптации достигается ценой блокирования духовного развития, регрессом высших личностных функций на уровень суеверных представлений. К сожалению, многие известные астрологи внесли свой вклад в распространение этого уродливого подобия издревле уважаемой науки - астрологии.
Серьезная астрология, в большинстве своем стоит на оккультной позиции, суть которой можно выразить следующим образом: астрология - эзотерическая дисциплина, рассматривающая связь между движением светил и планет и событиями происходящими на земле, как проявление безличной воли Абсолюта /Макрокосма, Мирового Разума/, изучающая человека и его судьбу /с той или иной степенью предопределенности/ с точки зрения его космоподобия /при этом космоподобие приравнивается к богоподобию, а точнее, к богоравности/ и возможности реализации заложенной в него "программы" в ряде последовательных воплощений.
Из сказанного ясно, что данный подход представляет собой прежде всего систему верований, принятие которой является необходимым условием получения оккультных знаний. Не вдаваясь в глубокий анализ этого вопроса, следует подчеркнуть, что оккультизм, в любой своей форме неприемлем для Христианства уже потому, что предлагает веру не во Христа, а
1) безличное божество, воплощением которого (посланцами, посвященными) в разное время являлись Будда, Моисей, Иисус Христос, Магомет и так далее. Все они реализаторы еего воли. А потому, различия между исповеданиями чисто внешние.
2) в человека, подобного богу, стремящегося стать богом, приходящего к этому состоянию при выполнении определенных условий. Христос представляется человеком, не более богоподобным, чем любой человек и Его земная жизнь трактуется, как пример человека, становящегося богом.
Нет необходимости объяснять, насколько это направление удаляет человека от Бога, разрушает веру, лишает возможности видеть пути ко спасению. Именно оккультная астрология справедливо осуждается Церковью. К сожалению, как противники, так и сторонники астрологии сходятся в одном, считая оккультный подход единственно возможным. Однако, это не так.
На данном этапе развития научного прогресса человечества рождается дисциплина, нейтральная по отношению к религиозному мировоззрению. Ее роль, в структуре гуманитарных отраслей знания, может быть сравнима с математикой среди естественных наук. Она вытекает из двух источников:
1. В результате тысячелетних наблюдений создана уникальная система символов, где планеты уже не являются планетами как таковыми, а становятся универсальными символами. Упрощенным подобием этого является употребление обозначений типа "x", "y" "z" в математической формуле. С их попомощью можно описать человеческую личность, события внешней и внутренней жизни человека.
2. Холистическое представление о времени, как о последовательности моментов, рождающих целостность (а каждый момент времени соответствует возникновению определенной целостности). В этом смысле планетарная ситуация является характеристикой качества момента (как сложившаяся совокупность факторов, определяющих уникальность данного момента времени), так как сложилась именно в этот момент времени. / Я.Смэтс, А.Бергсон, Д.Радьяр/.
Итак, принятие во внимание этих положений создает возможность описания целостностей и их последующего самостоятельного существования, подобно отстраненному математическому описанию физических, биологических и других процессов. Не имея, так же как и математика, никакого конкретного смысла, астрология вносит связь, паттерн, логику, упорядоченность реальности, с которой бывает соотносима. Так же как математика связана с физикой, химией, биологией, астрология предполагает связь с историей, социологией, медициной и, особенно, с психологией. Речь идет о том, что астропсихология может сегодня рассматриваться как самостоятельная научная дисциплина, отделяемая от оккультизма с одной стороны и не являясь предметом теологического анализа, с другой. Так же, как математика не дает информации о том, к каким именно процессам относится то или иное уравнение, астрологическая карта не может ответить на вопрос, какого вида целое описывается (человек, животное и т.д.). Эти условия должны быть заранее оговорены.
Значение данного подхода для психологии и психотерапии трудно переоценить. Во-первых, астропсихология позволяет выявить личностные комплексы и проблемы при анализе карты рождения, предлагает наглядную картину структуры личности, позволяет рассматривать ее как единое целое. Во-вторых, разбор карты рождения с клиентом помогает ему осознать суть его личностных проблем, увидеть пути их решения, осознать их конструктивность. Судьба становится совокупностью проблем, которые ему предстоит решить через самоизменение. Свободная воля, дарованная человеку Богом, остается определяющим фактором формирования его жизни. Астрологический анализ раскрывает не фатальность, а характер проблем, решение которых зависит от внутренней духовной зрелости человека. В-третьих, астрологический метод нельзя упростить, вульгаризовать, сделать массовым, поскольку он имеет дело с личностью, в своем роде уникальной и неповторимой. В-четвертых, являясь строго научным, метод не несет в себе религиозного содержания (как и никакого другого); он дает лишь систему связей, структуру, форму, которая может быть наполнена психологическим содержанием.
Нельзя не отметить тот факт, что описанное направление не является окончательно сформировавшимся, скорее оно находится в процессе становления. Нет единой школы, ощутим дефицит признания со стороны психологии и других гуманитарных дисциплин. Справедливости ради надо сказать, что отдельные представители напрвления, хотя и декларируют свое стремление к строго научному подходу, однако фактически обнаруживают тенденцию к оккультизму. Однако автору, преодолевшему увлечение эзотерикой, астропсихология, свободная от оккультизма, представляется наукой будущего и единственно возможной формой астрологии, которая не вступает в противоречие с христианскими ценностями.