"Речь – это проявление жизненной силы и качеств личности. Именно по речи издревле определяли уровень сознания и образованности человека. Мягкая, приятная и сдержанная речь, способность выражаться лаконично и по сути – это признаки высокого уровня сознания и глубокой мудрости. И наоборот: грубость, спутанность мыслей, скудость выражений, склонность говорить много и без смысла – это следствие низкого животного уровня сознания.
На основе философии Бхагавад-Гиты можно выделить три категории речи: речь в невежестве, речь в страсти и речь в благости.
1. Речь в качестве невежества характеризуется грубостью и несдержанностью, а также насыщена нецензурной лексикой и словами-паразитами. К качеству невежества относятся пустые бесцельные разговоры и сплетни (праджалпа), любые виды критики, гнев и оскорбления (апарадха), ложь, претензии, осуждения, жалобы и угрозы, злорадный юмор. Праджалпа приводит к потере энергии. Когда люди обсуждают сплетни, какие-то пустые глупости, то вокруг них собирается множество тонких сущностей, которые высасывают из их тонких тел жизненные силы через их речь. Такие люди, склонные к праджалпе, часто болеют и испытывают слабость в теле, имеют много вредных привычек и обыкновенно спят и едят больше необходимого.
Склонность к сплетням и критике – это недостаток разума (доша буддхи). Любая критика напрямую ведёт сознание к деградации. Все те негативные качества, за которые мы критикуем другую личность, тут же незаметно поселяются в нашем сердце, а наши хорошие качества уходят к тому, кого мы критикуем. Поэтому, мудрый человек никогда никого не критикует. Это не значит, что он мирится с грехом и сквозь пальцы смотрит на все несовершенства мира. Такой мудрец всегда провозглашает то, как поступать правильно, но никогда не критикует и не ругает того, кто поступает неправильно (за тем лишь исключением, когда он несёт за этого человека личную ответственность, например, принимает его в ученики). Истинный мудрец видит недостатки только в себе, и всегда работает над самим собой, а в других стремится видеть их достоинства. Таким образом, мудрый человек меняет других людей своим личным примером, не указывая им на их недостатки.
К качеству невежества также относится гневная речь. Гнев крайне сложно контролировать. В ведических писаниях есть множество примеров, когда даже великие аскеты и йоги не могли сдержать свой гнев и растрачивали за один раз все свои накопленные мистические силы. Гнев – это энергия разрушения...
...Как же научиться пресекать гневную речь? Самый простой и действенный способ: перед тем, как что-то сказать, мысленно досчитать до десяти. Если вы научитесь отвечать на претензии, оскорбления или гнев только после десятисекундной паузы, это даст вам возможность успеть подумать, прежде чем ответить. Это спасёт от негативных реакций не только вас, но и вашего собеседника.
Но самое опасное, что скрывает гуна невежества – это оскорбления. Существует несколько видов оскорблений:
• Оскорбления живых существ (джива-апарадха).
К этой категории относятся любые оскорбления, насмешки или издевательства, это могут быть оскорбления на расовой почве или на основе любого другого признака. Насмешки, например, над глупостью или какими-то другими недостатками живого существа. Даже обидеть животное, например, пнуть собаку – это уже джива-апарадха и она повлечёт за собой кармическую реакцию в виде болезни или сложной жизненной ситуации.
• Оскорбления Бога (ишвара-апарадха).
Считать только свою религию истинной и думать, что остальные религии не от Бога – это ишвара-апарадха. Все религии исходят из одного источника и предназначены для разных уровней сознания. Нельзя отзываться пренебрежительно о других культах и религиозных традициях, это невежество.
Недостаток интеллекта и недостаточная образованность часто приводит к подобного рода оскорблениям; или даже к таким упрёкам в сторону Бога, что мир не справедливо устроен, или что Бог обладает какими-то недостатками, что-то не предусмотрел. Всё это ишвара-апарадха.
• Оскорбления имён Бога (нама-апарадха).
Бог имеет огромное множество имён, и все эти имена наделены Его трансцендентными качествами в большей или меньшей степени и обладают колоссальной очистительной силой. Нельзя относиться пренебрежительно ни к одному из имён Бога, таких как Нараяна, Аллах, Вишну, Кришна и так далее.
Оскорбления имён Бога подразделяются в свою очередь на десять категорий из которых оскорбление святого преданного Бога (вайшнава-апарадха) – это самый тяжкий вид оскорблений. Оскорбляющий святого (садху) постепенно лишается разума, превращается в безумца и отправляется в самые тёмные области ада, даже если обладал до этого всеми совершенствами. Также оскорбление святой личности приводит к заболеванию проказой.
2. Речь в качестве страсти основана на привязанности к плодам своей деятельности и желании наслаждаться материей. Качество (гуна) страсти очень нестабильно и тяготеет либо к гуне невежества, либо к гуне благости. Темы, связанные с сексом, деньгами, политикой и материальными приобретениями находясь в гуне страсти, тяготеют к невежеству и приводят к опустошению и потере сил. Юмор в страсти пошлый и связан с сексом.
В страсти человек очень любит похвастаться и похвалиться своими достижениями, аскезами и заслугами. Но как только он похвастался своими результатами, он тут же теряет плоды своего поступка. Хвастуны никогда не добиваются высоких результатов, удачливы и успешны они только на словах.
В том случае, когда гуна страсти тяготеет к благости, то речь направляется на обсуждение материальных целей и планов, на развитие бизнеса и карьерный рост, решение материальных проблем и задач. В этом случае жизненная энергия не теряется, а направляется непосредственно в дело.
3. В качестве благости человек всегда говорит правду, его речь мягкая и приятная сердцу. Такая речь посвящена темам саморазвития, основана на знании и всегда наполнена глубоким смыслом. Такой человек никогда не говорит лишнего, каждое его слово направлено на увеличение счастья и наполнено умиротворением и покоем. Юмор в благости добрый и безобидный. Человек в гуне благости любит пошутить над собой. Отсутствие критики и прославление хороших качеств других людей – это также признаки благостной речи.
Отдельный вид речи, который не относится к трём вышеперечисленным, так как стоит выше них, – это повествования о Боге, Его именах, качествах, играх и о Его святых преданных (хари-катха). Такие повествования, которые выходят из уст истинного садху, полностью трансцендентны и не относятся к качествам материальной природы. Слушание хари-катхи от чистого вайшнава очищает сердце от всех плохих качеств и освобождает живое существо из пут материального существования.
Что и как мы говорим напрямую зависит от того, кого мы слушаем. Поэтому самое лучшее стремление – это стремление слушать речи святых. Такое слушание очищает наш ум, а чистый и спокойный ум естественным образом отражается и в нашей речи и во всех наших поступках. Контроль языка и высокая культура речи – это одно из первейших условий для достижения высшей цели жизни, – совершенной духовной любви к Богу."
"Оказывается, что разговоры у благостных, страстных и невежественных людей тоже разные. Люди в благости говорят о самосознании. У людей в страсти идея беседы всегда вокруг да около темы: "мы лучше, они хуже". То есть, они всегда кого-то критикуют, насмехаются над кем-то. У людей в невежестве разговоры наполнены ненавистью. Они не просто смеются над кем-то или обсуждают кого-то, а просто ненавидят других. Они постоянно говорят о том, кого нужно побить, кто там плохой. В своих разговорах они втаптывают всех окружающих в грязь."
"Речь находится в благости, страсти и невежестве. Благостная речь, она простая – внимательно слушайте – простая речь, в ней не так много новых слов – всякие там совдепы, перестройки, ускорение. Ну, много есть неологизмов, новых слов, связанных с бизнесом, связанных с культурой, допустим, какие-то попсовые слова там, понимаете? Сленг такой. Это страстная речь, когда много сленга. Благостная речь простая, она идет от сердца, и человек выражается сердечными словами какими-то, понятными. Страстная речь очень научная, она полна различных оборотов, трудно её понять, потому что там сложные такие предложения различные: «С точки зрения банальной эрудиции»... То есть человек научно пытается очень показать, что он очень ученый большой. То есть страстная речь, она полна различными фразами, элементами речи сложно понимаемыми. И невежественная речь – это что? Мат, матерщинная речь невежественная и жаргон уголовный – это невежественная речь."