Исихазм

Автор Тема: Евангелие (от) Иуды  (Прочитано 27276 раз)

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Евангелие (от) Иуды
« Ответ #15 : 14 Апрель 2006, 22:06:50 »
Леонид,
Цитировать
Оч. похоже на "откровения" Дэна Брауна с его "Кодом да Винчи".


Похоже. А смишники в Европе решили обывателям предложить всякие "блюда" из "Ев.Иуды" именно в эти дни. Какими только невероятными подзаголовками не пестрят газетные киоски! Идет дальнейшее промывание мозгов.

Дмитрий Алексеев

  • Гость
Евангелие (от) Иуды
« Ответ #16 : 14 Апрель 2006, 23:26:17 »
Спасибо всем, кто откликнулся на моё сообщение.

Дерзну опубликовать истолкование этого текста, сделанное опытным и духовно авторитетным (для меня) человеком:
Цитировать
Складывается такое впечатление, что научный мир все еще пребывает под гипнозом Иринея, понимая роль Иуды у гностиков как «лучшего друга» Иисуса. По пословице – «смотрят в книгу, а видят фигу». И даже само название текста – Евангелие Иуды вместо Евангелия от Иуды (как это Вы точно подметили в своей статье!) – их не надоумило посерьезнее об этом подумать. А это название именно и свидетельствует о том, что оно не такое, как все остальные. При этом автору Евангелия Иуды было хорошо известно, как называются аналогичные Евангелия (от Фомы, от Филиппа, но в то же самое время просто – Евангелие Истины или Евангелие египтян). Да и упоминание о «трех днях» свидетельствует о том, что автор, судя по всему, был уже знаком с канонической традицией. Бесспорно то, что это Евангелие более позднее, чем большинство упомянутых выше. И тем не менее – просто Иуды, а не от Иуды. Почему же так? Но объясняется это очень просто. Сам Иуда к этому Евангелию отношения не имеет: он даже в заглавии не представлен как автор этого текста. Но и в самом тексте не сказано (как, например, у Фомы или Луки), что Иуда «записал эти слова». Это Евангелие призвано быть некоторой частью Благой Вести, которая касается отношений между Иисусом и Иудой. И главная его цель заключается в том, чтобы снять с Иисуса обвинение в преднамеренном «зомбировании» Иуды к совершению преступления («дал кусок, и с этим куском вошел в него Сатана»). Это Евангелие показывает истинную причину и те обстоятельства, которые привели Иуду к предательству. Оно «реабилитирует» Иисуса и однозначно свидетельствует о том, что Иуда сам выбрал свою судьбу. Это Евангелие – подлинный классический «Реквием Иуде-предателю». Но показано все это не с топорной примитивностью двухполюсного мира – белое и черное – а с присущим только первоначальному евангельскому гностицизму знанием тонкостей человеческой души и поведения живого человека. А бесспорно то, что Иуда здесь – живой.
Ну а теперь, чтобы не быть голословным, я хотел бы подтвердить свои слова цитатами из самого текста. Непосредственный текст «о событиях» предваряется следующими словами автора: «некоторые идут по пути праведности, другие же ходят в своем преступлении» (после 33). Это слово «преступление» относится именно к Иуде, т.к. оно предваряет сам рассказ о «преступлении». Другого «преступления», о котором бы говорилось в этом тексте, – нет, а значит, из элементарных законов логики вытекает, что именно Иуда – преступник. Его образ, как и в канонических Евангелиях, остается отрицательным. Отличие только в том, что Иисус в беседах с Иудой как бы разъясняет ему (и нам), в чем заключается его истинная роль и дает ему шанс избежать предательства. Помните слова, сказанные в синедрионе? – Должен один человек погибнуть ради спасения всего народа. – Это – абсолютное подобие ситуации, но теперь уже это слова Иисуса Иуде. Евангелие Иуды – это также и «апология Иуды» на суде перед человечеством, где Иуда (а точнее – сам текст) пытается «доказать», что вина за его ужасное преступление не лежит исключительно на нем, Иуде, что он – новый Эдип, совершивший предательство по воле Проведения («блуждания его звезды»).
Еще один интересный эпизод, который в глазах западных богословов превращает Иуду в лучшего друга Иисуса. Ученики «сказали: «Мы крепки». И не смог их дух осмелиться предстать пред Ним, кроме Иуды Искариота: он смог предстать Ему, но не смог посмотреть в Его глаза и отвернулся» (35). Обращаю Ваше внимание, что речь в данном случае идет о «духе», а не о «теле». Понятно, что ученики – слабы, поэтому они не осмелились «предстать». Но разве смог это сделать Иуда? «Предстать» это не то же самое, что «встать». У Иуды хватило дерзости на физическое – встать (потому что он гордый и амбициозный), но он не смог сделать того духовного, что предлагал им всем Иисус: посмотреть в Его глаза. Вы отлично помните, что такое «глаза» и «посмотреть» для коптов-гностиков. Но было бы естественно прочитать после этого о том, что Иуда «опустил глаза» или «склонил голову», а не надменное «отвернулся», как переведено у Вас в тексте. Более того, если это то же самое, что и «повернулся», то это указывает на «вращение» Иуды, а не на его «покой», о чем мы уже тоже говорили. Помните у гностиков? – Полярная звезда, пребывающая в покое, и вращающееся вокруг нее звездное небо (кстати, это общий сюжет с даосами). Обратите внимание, Дмитрий: во всем тексте этого Евангелия Иуда показан каким-то беспокойным, задающим «корыстные» вопросы, но никак не находящимся в «покое». Уже одно это свидетельствует о том, что он не может быть «любимым учеником» Иисуса. В рассмотренном выше эпизоде знаки препинания могут быть расставлены по разному. Сказано про «дух» учеников, но когда речь пошла об Иуде это слово «дух» автор коптского текста опустил совсем не случайно. О «духе» Иуды речь уже не идет: сказано просто «он», т.е. Иуда. Но вся эта «картинка» или «фрагмент из жизни», бесспорно нарисован в тексте очень жизненно.
Еще один эпизод, свидетельствующий вроде бы о «светлости» Иуды. Иуда «увидел светлое облако и вошел в него» (57). Но эта «светлость» Иуды мигом улетучивается, когда мы читаем подобное, но уже с другими персонажами: «И вот явился из облака ангел… облик же его осквернен кровью…Иной ангел вышел из облака – Сакла» (51).
Слова Иисуса «Перестань утруждаться, тринадцатый бес!.. Я потерплю тебя (44)… Вот, тебе рассказано все» (57) – свидетельствуют о снисхождении Иисуса к будущему предателю, а не о том, что Иуда – любимый ученик.
В тексте «Иуды» очень большая роль отводится отрицательным духовным сущностям – «звездам». Иуду ведет звезда, которая «ввела его в заблуждение» (45): «Подними свои глаза, и ты увидишь… звезду путеводную. Это твоя звезда» (57). И после этого – «он предал Его».
Очень поэтичен и красочен следующий эпизод. Но предварительно следует отметить, что по тексту «Иуды» те, кто приносит жертвы, – отрицательные персонажи. Про Иуду же мы читаем следующее: «Приносящие жертву Сакле… всякие злые дела. Ты же превзойдешь их всех». В чем? – В этих злых делах. И далее: «Уже рог твой вознесся, и твой гнев наполнился, и твоя звезда закатилась, и твое сердце захвачено…». То есть речь о том, что Иуда внутренне готов именно к предательству, а не к осознанному поступку по принесению себя в жертву ради освобождения человечества.
Иуда должен «принести в жертву… человека, который носит Меня в себе». Принести в жертву Сакле точно так же как в «великих снах» учеников был жертвенник и «иные приносили в жертву собственных детей», – все это имеет резко отрицательную окраску.
О том, что у Иуды был шанс избежать участи предателя, говорит Сам Иисус: «Я расскажу тебе таинства Царства, ибо тебе возможно войти в него, но ты будешь очень опечален» (35). Что такое «будешь очень опечален» и почему Иуда не отважился взять на себя бремя этой печали, – мы уже никогда не узнаем. Человек, совершивший предательство по воле Учителя, никогда бы не повесился, и мы не вправе подозревать канонические тексты в меньшей правдивости. «Но ты будешь весьма опечален, видя Царство (со стороны – что следует по контексту)» (46). То есть Иуда в это Царство («дом» по тексту) не войдет. И далее – обвинительные слова Иуды: «Ты отделил меня от этого поколения».
Вообще текст бесспорно интересный и заслуживает гораздо большего внимания, чем подобное поверхностное рассмотрение. Но бесспорно также и то, что он даже отдаленно не может претендовать на то, чтобы быть поставленным по духовному уровню рядом с Евангелиями от Фомы или от Филиппа. И даже не рядом с Фомой Атлетом. Это Евангелие Иуды – просто интересная «картинка», но не духовный текст, чтение которого ведет ученика к постижению Иисусовых мистерий.


Иным же напомню слова Св. Фотия, патриарха Царьградскаго:
 
Цитировать
Анафема, реченная исповедниками истины, есть страшное, бегания достойное, из всех бедствий крайнее; реченная же противниками ея, есть баснь и играние, и проклинаемым вместо злополучия уготовляет неувядаемыя небесныя венцы.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Евангелие (от) Иуды
« Ответ #17 : 15 Апрель 2006, 01:23:54 »
Дорогой Дмитрий Алексеев,
Это истолкование - как говорят дети в США - Kool!
Нет слов.................................
Благодарю еще раз!
Удачи Вам во всем, и Спаси Господь.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Евангелие (от) Иуды
« Ответ #18 : 15 Апрель 2006, 10:46:46 »
Вот ссылка на очень интересную статью из православного журнала "Фома" об Иуде:

http://www.religare.ru/print27972.htm

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Евангелие (от) Иуды
« Ответ #19 : 15 Апрель 2006, 13:11:10 »
В статье (из православного журнала) дается очень грубое предположение о мотивах, двигающих Иудой, - впрочем, оно всяко интереснее традиционного образа тупого предателя и вора.

Базируется же предположение на другой известной(?) версии: главным мотивом предательства оказалось не сбывающееся мессианство Господа, крушение Иудиных чаяний на восставление низверженного Израиля в земной славе. И Иуда вынуждает Господа совершить выбор: позорная смерть на кресте или слава - земная жизнь и господство, на которые должен пойти Иисус, поставленный предательством перед смертью. Господь, по замыслу Иуды, должен был проявить свою божественную силу и могущество, поразив врагов и воссев на троне! Цена сделки как и способ предательства, прежде всего, имели символическое (если угодно: мистериальное) значение: открывается путь к величию Божьему на земле. И когда Иуда увидел, что его план потерпел крах...

Путь маленького иуды повторяет каждый, кто ищет, входя в церковь, земное благополучие, душевное здоровье, священническую или монашескую карьеру и работает на укрепление  достояния ради церковного рая-града на земле с богатыми и многолюдными храмами, пышными службами... забывая о Граде Небесном. Такой человек, искренне желая служить Богу делами, предает Господа в своем сердце.

Спасибо Дмитрию Алексееву за предоставленный перевод Евангелия Иуды и интересное толкование.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Евангелие (от) Иуды
« Ответ #20 : 15 Апрель 2006, 16:51:56 »
Цитировать
Это истолкование - как говорят дети в США - Kool!


cool, Леня :D

Дмитрий Алексеев

  • Гость
Евангелие (от) Иуды
« Ответ #21 : 16 Апрель 2006, 17:49:57 »
Цитировать
В  предисловии к переводу Вы пишите:
В то же время, все канонические книги Нового Завета были написаны в I столетии, а потом начался период немоты, не оставивший нам не только хоть сколько-нибудь связных богословских систем, но и просто свидетельств о существовании писаний, вошедших впоследствии в канон.


Подробнее см. http://monotheism.narod.ru/alexeev-01.htm


Цитировать
Интересно, что в «Ев. Иуды» бог Сет контаминируется Христом.


Это очень важная для всего понимания текста фраза. Сет здесь ни при чём, речь идёт о библейском Сифе. Я опубликовал свой "сырой" перевод с единственной целью - чтобы не расползался перевод уважаемого Вл. Бойко с английского. Он вообще злодейский, и Вл. Бойко в этом ничуть не виноват - он прекрасно перевёл английский текст. Просто текст такой. Чуть позже я опубликую перевод со всеми параллельными местами и ссылками, а пока см.
http://monotheism.narod.ru/schenke.htm

Цитировать
Мне кажется, «равноангельскость» несла другую смысловую нагрузку в домонашеский египетский период. Тем более, что коптская анахоретская традиция имела место еще до христианизации коптов. Несмотря на некоторые исследования, эта тема так и остается белым пятном в истории. Слишком мало материала.


Я всё же склоняюсь к мысли, что это поздняя вставка, направленная именно против монашества. О египетском монашестве, кстати, есть прекрасная книга А.Л. Хосроева.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Евангелие (от) Иуды
« Ответ #22 : 17 Апрель 2006, 00:05:57 »
Дмитрий Алексеев,
Цитировать
Это очень важная для всего понимания текста фраза.Сет здесь ни при чём, речь идёт о библейском Сифе


Ага, ясно. Переводчик англ. Seth перевел как "Сет". С Сифом, как я понимаю контаминировали Христа так называемые "сифиты", идейные противники каинитов. Поправьте меня, если я не в ту сторону загнул. :D

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Евангелие (от) Иуды
« Ответ #23 : 18 Апрель 2006, 20:47:57 »
Цитата: Igor
cool, Леня :D

Именно что 'Kool', а не 'cool'. Иногда еще пишут 'Keowl'... У меня тут двое своих "американцев"...
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Евангелие (от) Иуды
« Ответ #24 : 19 Апрель 2006, 01:17:50 »
Леонид,
Цитировать
Именно что 'Kool', а не 'cool'.


Что ж, принимаю эти американские штучки, как они есть :D

Дмитрий Алексеев

  • Гость
Евангелие (от) Иуды
« Ответ #25 : 23 Апрель 2006, 03:15:39 »
В контексте реального Евангелия Иуды едва ли имеет смысл говорить о "каинитах". Вероятно, клеветник Ириней всё выдумал. Даже если некие немыслимые "каиниты" реально существовали, это было чисто литературным, а не "сектантским" явлением.

Alek-Sandr

  • Сообщений: 225
    • Просмотр профиля

Евангелие (от) Иуды
« Ответ #26 : 23 Апрель 2006, 23:01:55 »
Обо всём этом написано в канонических Евангелиях. Я имею в виду, что там не раз говорилось о том, что придут многие лжепророки, будет много различного рода соблазнений, будут выдавать себя за пришедшего Христа и т.д.
Не нужно обращать много внимания на заранее спланированные и раздутые журналистами акции. Как говорит одна очень хорошая восточная поговорка
 - Собака лает, караван идёт.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Евангелие (от) Иуды
« Ответ #27 : 24 Апрель 2006, 00:46:12 »
После того как покойный папа Ян-Павел Другий посетил синагогу и просил у них прощения, стало очевидным, что католицизм решил стать в стойло у мировой раздачи хлёбова. Теперь Ватиканом предпринимаются всевозможные усилия по реабилитации талмудического иудаизма, виновного в распятии Господа Христа. Публикация этого кодекса подверстывается под общую внешнеполитическую линию сил апостасии.
Жду событийности...
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Евангелие (от) Иуды
« Ответ #28 : 24 Апрель 2006, 00:53:56 »
Цитата: Леонид
После того как покойный папа Ян-Павел Другий посетил синагогу и просил у них прощения, стало очевидным, что католицизм решил стать в стойло у мировой раздачи хлёбова.
Каждый воспринимает мир в меру развращенности собственного сознания.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Евангелие (от) Иуды
« Ответ #29 : 24 Апрель 2006, 02:40:00 »
Или в меру незамутненности собственного сознания общепринятой жвачкой политкорректности.
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.