Сегодня выложили видео первой московской беседы о. Иоакима – от 3 февр 2013, в ясеневском храме.
Тема была:«О молитве и духовной жизни для живущих в миру»– по просьбе монахов и духовенства. Просто и мощно.
Не все из его подхода близко, но многие важные вещи словно услышал впервые.
Не знаю, насколько запись передаст то, что услышалось на этой встрече, вживую,
когда дух глаголет – вне слов, вне вопросов и ответов...
+100
Вживую, конечно, слово открывается Духом. На живой беседе чувствуется присутствие Духа Свята.
Тем не менее, приведу некоторые выдержки из этой беседы.
Все его беседы направлены на то, чтобы показать основную причину наших проблем и в жизни, и в молитве - это отпадение от Бога из-за себялюбия. Он не учит как молиться, но показывает, что нам не дает молиться - себялюбие. И учит не только распознать это препятствие к единению с Богом, но и как преодолеть его в себе. Себялюбие преодолевается через любовь и служение ближним. Кому открывается эта простая и мощная истина, и кто трудится над малым доброделанием в служении ближним, а не себе, тому дается молитва.
"Молитва – это осознанное понимание присутствия Божия. Мы не делаем Бога. Господь Бог уже присутствует. Что является молитвой – это позволение нашему осознанному разуму быть полностью присоединенным к Богу. Это молитва.
Господь Иисус Христос говорит нам, что самая великая заповедь – это любить Господа всем своим помышлением, всем своим сердцем, всей своей душою и всей своей сило й. Это означает то, что когда мы совершаем молитву наш рассудок полностью присоединяется и вовлечен в осознание Бога. Это трудно.
Духовная жизнь – это жизнь в Духе Святом, жизнь вместе и согласно Духа Свята. Это означает для многих из нас, мы не живем жизнью духовной и мы не молимся. Легко сказать, как мы можем дойти до той точки, когда мы узнаем, что значит молиться и когда мы молимся? Что делает вас полностью или всецело занятым чем-то в нашем рассудке? Любовь – это единственное, что может нас донести или может привлечь или присоединить к кому-то, кроме как к себе. И в сязи с тем, что над всем этим мы любим только себя, очень трудно думать о том или быть присоединенным к чему-либо, кроме как к сами себе."
"Молитва – это цель деятельности ума. Ваш интеллект и ваш рассудок были созданы только для одной цели – для молитвы. Молитва – это полное осознание Бога вне себя и ничего другого. Вам был дан рассудок и интеллект для того, чтобы понимать и видеть и иметь взаимоотношение с Богом. Любые виды фантазий или рассуждений, любопытства, все эти деятельности рассудка отводят человека от молитвы. Потому что фантазии и любого вида рассуждения и любопытства – это о себе. Они для цели удовлетворения себя. Молитва – это самая великая деятельность рассудка. Ни изучение, ни обдумывание, ни работа и творение головным мозгом, а молитва является самой великой деятельностью. Молитва является освобождением или освободителем от сложностей жизни и молитва дает единение рассудку. Вместо того, чтобы быть разбросанным везде и повсюду, рассудок, который прыгает с места на место из-за того, что он не может быть удовлетворен ни в чем, Господь полностью удовлетворяет рассудок и делает единым с собой. Вот это молитва. Молитва заставляет рассудок оглохнуть, замолчать и всем чувствам - онеметь. Молитва – это единственно важное единение человека с Богом. Молитва – это единственная причина, по которой рассудок в состоянии зафиксировать себя и настроить на Бога.
Почему молитва является такой трудной?"
"Молитва является трудной в связи с грехопадением Адамовым. Человеческий рассудок, наш интеллект с грехопадения Адамова был захвачен и даже стал заложником (или попал в тюрьму) себялюбия. Потому что мы одержимы тем, что мы любим себя и приносим себе только удовольствия. Мы не можем молиться, мы не можем иметь взаимоотношения ни с кем, потому что это всегда обо мне. Все взаимоотношения у нас становятся предметом переговоров. Кто мне даст наибольшее, чего я хочу? Это никогда о том, как мне сделать доброе и приятное другому. Это всегда так, что это сделает хорошего для меня. И всязи с грехопадением Адамовым мысли, которые мы имеем в своем рассудке не являются общением и единением с Богом. Они стали мыслями о чувствительных вещах, о всех вещах, которые стимулируются этими чувствами. Мы отвлечены и захвачены творением, но не Творцом. Мы не можем видеть Творца, потому что восхищаемся нашим творением. В связи с грехопадением наша жизнь наполнена страстями. Страсти всегда действуют, как чувственное отвлечение. Позвольте дать мне простой пример тех отвлечений, которые являются совершенно безобидными. Еда, сон, комфорт. Все эти вещи являются необходимыми. Но когда ими пользуются совершенно экстремально, они усиливают любовь к себе и уничтожают взаимоотношения с Богом. Потому что мы одержимы взаимоотношениями с чувствами с целью делать приятное только себе. Исключая взаимоотношение с Богом, мы заменяем их деланием себе."
" Единственно, что делает молитву возможной – это любовь и нелюбовь к себе. Любовь – это всегда ради другого. Любовь – это никогда о себе. Когда вы слышите говорящего вам: «Любишь ли ты меня?», убегайте от такого, бегите. Они хотят вами владеть. Они говорят о себе и не говорят о вас. Любовь – всегда отдавать, а не получать.
Как возможно любить, отдавая? И как можно любить, не получая? Мы, как живые существа, уже любимы полностью. И ничто и никто не может любить нас больше, чем мы уже любимы. Именно Господь Бог, который любит нас полностью. Господь Бог - это вся любовь. Никто не может дать нам больше, даже вы сами себе. Итак, как мы можем любить? Мы должны любить, потому что нас уже любят. «Вы любите, потому что Я возлюбил вас первый». А кого вы любите, если вы любите Бога? Господь Бог говорит, что если вы любите Меня, то вы любите друг-друга. Таким образом мы любим. Не нужно бегать и искать кого-то, кто сделает вас цельным, чтобы кто-то вас любил таким, каким вы хотите быть. Это уже сделано. Вы просто об этом не знаете. Вы просто не отвечаете на это, потому что вы любите себя. Господь Бог говорит, что если вы любите меня, то вы любите друг-друга. Вот куда идет любовь ваша. В связи с тем, что я люблю Бога, я люблю и вас. А каждый, кто любит других, не должен ими владеть. Он не должен иметь их только для себя. Естественный ответ – любить друг-друга. Почему мы не любим друг-друга? Потому, что мы не любим Бога мы любим себя. А когда любишь себя, ты не можешь себя реализовать и ты становишься безумным. "
"Давайте поговорим о любви. Как любить? Мы говорили в начале разговора, что мы должны любить Бога над всем. Это именно то, для чего мы были созданы. Потому что это единственная цель жизни – быть единым с Богом. Когда ты делаешь эту связь, все остальное вокруг работает. Когда этого не имеешь, ничего не срабатывает. Когда ты любишь Бога, вот тогда ты и начинаешь совершать молитву. Когда ты начинаешь совершать молитву, любя Бога, тогда ты любишь и ближнего. А когда ты любишь ближнего, тебе легко продолжать любить Бога. И во всем появляется всяческая причина и смысл. Как это сделать? - Через благодарность. Мы можем научиться любить только через благодарность.
Что такое благодарность? Благодарность возникает тогда, когда ты кому-то что-то должен. Когда вам делают что-либо или для вас. Если бы этого не было сделано, вы бы не были здесь. Или тот, кого вы любите, он бы тоже здесь не был. И поэтому ты не имеешь никакой возможности отплатить ему за это. И вот эта невозможность вернуть долг, она смиряет вас. Это заставляет вас понять то, что вы не можете ничего вернуть назад и вы не можете этот процесс контролировать. Благодарность Богу состоит в том, что мы распознаем, что все что мы есть, все что мы имеем – это от Него. И поэтому мы возвращаем ему со смирением. Не с гордостью, а со смирением. Когда мы смиренны, тогда мы можем любить. Без этого мы горды и мы любим только себя."