В том то и дело что было. Все разговоры о "предстоит достич" в категориях вечности теряют смысл.
Палама пишет в своих главах:
Не хотелось бы опять попасться впросак, говоря о "категориях вечности" совсем из иных категорий )) это капкан. Готов был ответить тебе, в том ключе, что эти слова Паламы можно трактовать иначе, что у с.о. разные мнения по образу и подобию и вообще эта тема мутная в Предании и не относится к догматам, что у с.о.<имярек> иное мнение было, чем у Паламы и тд и тп. Ну как обычно Но понял – пустое это.
Важнее понять – кому из нас и зачем это нужно?
Есть такое понимание сейчас. Догматы и богословие все меньше интересуют того, кто в сущности своей – мистик, кому близки эти слова об Ареопагите: "в углубленном созерцании своей души открывается сущность вещей, мира, себя самого".
Область интересов у такого – одна: это Божественный Эрос, влекущий к себе Эрос человека.
И далее также цитирую
арх. Киприана Керна "Антропология св.Григория Паламы"Образ божий в человеке, искра божественного Эроса в нас ищет выхода из себя. По природе своей Эрос экстатичен... Жаждя выхода из себя, человеческий Эрос ждет идущий навстречу ему Эрос божественный, выходящий из себя же".
"Бог есть Эрос и поэтому мы, будучи Его образом, отображаем этот Эрос", раскрывая его в себе. Что же касается подобия.
Со-творчество этой искры божественного Эроса в нас и Самого Эроса – это и есть осуществление потенциального подобия. В действии, в динамике.
Далее. Для чего понимать все это – про сотворение мира и человека, про падение? И как понимать – чтобы было правильно?
Имо, главное – так понимать, чтобы осознать бедственность теперешнего состояния всеми фибрами души. Чтобы этим пониманием
создать максимальную тягу на выход.
Отсюда – Домой, как пела когда-то Янка Дягилева. Преодолеть тяготение смерти...
А что это за история будет – иудейская история или гностические расклады с заточенными в узилище Демиурга частичками божественного света или что еще...
Жизнь поправит, пусть эта история лишь включает осознание: я сорвался с обрыва, вишу над пропастью и только Один Господь, Жизнь и Истина, подает мне руку, а я тянусь к его руке.
Если человеку его воззрение крепко поможет – ТАК рвануться к Господу изо всех силенок, то оно – то, что нужно.
А не поможет, так хоть заройся в с.о. истолкованиях древнеиудейского повествования. Тогда не лучше ли воспользоваться советом Будды, который не давал никакого ответа на назойливые просьбы изложить "кто мы и откуда", кроме одного: "Не это Вам нужно сейчас знать, – говорил Будда. Когда освободитесь и прозреете, все узнаете несомненно сами."
Жёстко, но верно. Если "чисто для понимания"
, то любая история сотворения и падения, объяснения причин и следствий, кто виноват и что делать – бессмысленна. Не постигнуть ее никогда, пока не будем ведать Истины.