Исихазм

Автор Тема: КНИГА О ТОМ КАК НЕ НАДО ТВОРИТЬ ИИСУСОВУ МОЛИТВУ  (Прочитано 25365 раз)

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Цитата: Константин Н.
Несмотря на эти различия, книга 'Откровенные рассказы странника' была в целом одобрена святителем Феофаном, который в 1882 году взялся подготовить ее ко второму изданию211.


При том что у книги действительно есть недостатки, одобрение книги свт. Феофаном является для меня авторитетным свидетельством того что достоинства книги перевешивают их. Приступающий к молитве со смирением и из этой книги извлечёт пользу, а приступающий с гордостью и поиском "духовных наслаждений" уже с самого начала в прелести, какие бы правильные книги он не читал. Мне один священник сказал: "Кто впал в прелесть, тот с самого начала был в ней". Если же сравнивать "Странника" с морем псевдо-православной литературы наводнившей рынок, рядом с которой даже стоять опасно, то эта книга покажется просто шедевром.

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Чтобы не спорить понапрасну, я предлагаю беспристрастно и по порядку разобрать претензии критиков "Странника". Только при таком подходе можно увидеть, в чем они правы, говоря, что эта книга опасна, в чем они не правы, а в чем они попросту пристрастны и представляют гораздо большую опасность, чем сама книга.

Возьмем к примеру наиболее радикальное из приведенных Константином высказываний о "Страннике"

+++Игум. Игнатий (Душеин): Опыт странника практически полностью соответствует “духовным упражнениям” Игнатия Лойолы – основателя ордена иезуитов. Возможно поэтому католикофилам и новообновленцам “Странник” особенно по вкусу

и посмотрим насколько оно соответствует действительности.

Обратимся к первоисточнику: статье о. игумена "Куда ведет "Странник"":
http://www.pravbeseda.org/library/index.php?page=book&id=211

Аргумент 1-й против "Странника":

+++1. Первое, что бросается в глаза – странная причина, побудившая странника начать труд непрестанной молитвы. Вот что пишет странник: “В 24 неделю после Троицина дня пришел я в церковь к обедне помолиться; читали Апостол из послания к Солунянам, зачало 273, в котором сказано: непрестанно молитеся. Сие изречение особенно вперилось в ум мой, и начал я думать, как же можно беспрестанно молиться...” [3]. Любопытство явилось источником опытов молитвы странника: “... сильное желание и любопытство возбудилось во мне; и день и ночь из ума моего сие не выходило. ... так я до сих пор остался в недоумении и беспокойстве” [4]. О том, какова должна быть правильная причина начала молитвенного подвига святитель Игнатий пишет так: “Все виды бесовской прелести, которым подвергается подвижник молитвы, возникают из того, что в основание молитвы не положено покаяние, что покаяние не сделалось источником, душою, целью молитвы” [5]. Итак, сама причина начала молитвы странника неправильна.

Аргумент этот нельзя не признать пристрастным и "может быть объяснен только отсутствием реального опыта правильной молитвы" у автора статьи, как он сам далее пишет о "Страннике". Причины начала молитвы могут быть самые разнообразные: это может быть благодарение Богу,  умиление, внимание и удивление перед словами Писания, необязательно покаяние. Без покаяния молитва не обходится, но оно может быть не началом, а результатом правильной молитвы. См., например:

"Прежде всего изобразим на хартии нашего моления искреннее благодарение Богу; потом исповедание грехов и сокрушение души в чувстве; после сего да представляем Царю всяческих наши прошения. Сей образ молитвы есть самый лучший, как одному из братий от Ангела Господня было показано" (Лествица, 28, 7)

Тот же св. Игнатий Брянчанинов пишет об этом:

“Первоначальные плоды молитвы заключаются во внимании и умилении… Далее плодом молитвы бывает постепенно расширяющееся зрение своих согрешений и своей греховности, отчего усиливается умиление и обращается в плачь”

И эта цитата есть у автора далее в статье по другому поводу. То есть, когда нужно, он ее приводит, когда не нужно, он о ней забывает. Такую критику "Странника" нельзя признать добросовестной или основаной на реальном опыте.

Идем далее. Аргумент 2-й.

+++2. О количестве молитвы странника. “Вот тебе четки, – говорит новоначальному молитвеннику “старец”, – по коим совершай на первый раз хоть по три тысячи молитв в каждый день. ... и непременно выполняй по три тысячи в день, не прибавляй и не убавляй самочинно. Бог поможет тебе через сие достигнуть и непрестанного сердечного действия” [6]. Через пару недель “старец” заповедует новоначальному творить уже по 12 тысяч молитв в день (!). Совсем другому учат Святые Отцы: “На неспешное и внимательное произнесение ста молитв [7] (Иисусовых) потребно времени 30 минут... Не произноси молитв спешно, одной немедленно за другою, делай после каждой молитвы краткий отдых и тем способствуй уму сосредоточиваться. Безостановочное произнесение молитв рассеивает ум. Переводи дыхание с осторожностью; дыши тихо и медленно: этот механизм предохраняет от рассеянности” [8]; “Не гоняйся за количеством молитвословий, а за качеством их, т.е. чтоб они произносимы были со вниманием и страхом Божиим” [9]; “Новоначальным должно заниматься молитвою понемногу, но часто, чтоб сохранить вкус к молитве и не произвести в уме утомления, от которого происходит оставление молитвы” [10]. Нетрудно посчитать, что если бы странник молился так, как учит Святитель Игнатий, то есть 100 молитв за тридцать минут, то ему пришлось бы свои 12 000 молитв прочитывать за 60 часов [11].

Аргумент этот, по моему мнению, основан на недоразумении. Не может быть одинаковых рецептов для новоначальных, образ жизни которых сильно отличается друг от друга. Вполне естественно, что автор статьи, как игумен, воспринял рекомендации св. Игнатия, данные им для монашествующих. Обратите внимание: св. Игнатий говорит о ста молитвах, то есть монашеской сотнице и том, как нужно выполненять монашеское правило. Не естественно то, что автор статьи распространяет этот совет на всех начинающих молитвенников, в том числе и на странника, не монаха, у которого нет никакого монашеского правила. Правило у монахов чередуется с послушанием, и потому оно вовсе не расчитано на весь день. В отличие от этого старец давал свои рекомендации страннику, который весь день, как сторож, сидел в шалаше и не имел другого занятия, кроме молитвы. Почему же в таком случае эти рекомендации, свт. Игнатия и старца, должны совпадать?

Приведенный пример хорошо иллюстрирует одну из особенностей критики "Странника". Она зачастую исходит из своего, пусть правильного, но ограниченного опыта и в силу своей ограниченности воспринимает чужой опыт обязательно как чуждый.

Я пропущу несколько аргументов (отчасти, может быть, справедливых) и обращусь непосредственно к наиболее впечатляющему выводу автора:

+++Опыт странника практически полностью соответствует “духовным упражнениям” Игнатия Лойолы – основателя ордена иезуитов

Давайте посмотрим, на чем этот вывод основан.

+++6. Странник попирает еще один духовный закон, о важности которого часто пишет святитель Игнатий – он допускает участие воображения при молитве. Вот как странник учит искать сердечное место: “Ты точно также вообрази свое сердце, наведи свои глаза, как бы смотрел на него сквозь грудь, и как можно живее представь его, а ушами то внимательно слушай, как оно бьется и ударяет раз за разом. Когда к сему приспособишься, то и начинай к каждому удару сердца, смотря в него, приноровлять молитвенные слова” [25]. Строго предостерегает от подобных опытов свт. Игнатий: “Самый опасный, неправильный образ молитвы заключается в том, когда молящийся сочиняет силою воображения своего мечты или картины ...” [26]; “Ум во время молитвы должно иметь и со всею тщательностию сохранять безвидным, отвергая все образы, рисующиеся в способности воображения... Образы если их допустит ум в молитве, соделаются непроницаемой завесою, стеною между умом и Богом” [27]. Опыт странника практически полностью соответствует “духовным упражнениям” Игнатия Лойолы – основателя ордена иезуитов.

Вот уж правильно о таких умозаключениях говорится: слышу звон, но не знаю, где он. О. игумен совершенно не представляет себе, что такое воображение, где оно находится и в чем его опасность состоит. Соредоточение ума в теле, какими бы оно внешними приемами ни достигалось (наблюдением ли за дыханием или за биениями сердца), не является воображением, а наоборот, является единственным средством борьбы с воображением. Представление биений сердца или введения ума посредством дыхания -- это всего лишь внешние приемы для сосредоточения ума в теле и как раз для борьбы с воображением. Ни один разумный человек не отсоветует применять такие приемы новоначальным, тем более, не назовет их "духовным упражнением иезуитов", о котором о. игумен, видимо, не имеет ни малейшего представления. Непонимание таких вещей  у человека, который по своему положению обязан учить других монашескому деланию, вызывает недоумение: а чем они, собственно, в монастыре занимаются? Строят коровники?

"Замечаешь, брат, что даже если не духовно, а просто по-человечески разобрать дело, все равно выходит, что для желающих принадлежать самим себе и сделаться подлинно «монахами» [«едиными»] по внутреннему человеку, обязательно нужно вводить ум внутрь тела и сдерживать его там? Особенно уместно учить смотреть в самих себя и посредством дыхания вводить собственный ум вовнутрь начинающих.  Ни один разумный человек не отсоветует какими-нибудь приемами сосредоточивать ум в себе монаху, который еще не умеет видеть самого себя. Именно, поскольку у только что приступивших к борению даже сосредоточенный ум постоянно скачет и им постоянно приходится снова его возвращать, но он ускользает от неопытных, которые еще не знают, что нет ничего более тудноуловимого и летучего, чем их собственный ум, то некоторые советуют внимательно следить за вдохом и выдохом и немного сдерживать дыхание, в наблюдении за ним как бы задерживая дыханием и ум, пока, достигнув с Богом высших ступеней и сделав свой ум неблуждающим и несмешанным, трезвенники не научатся строго сосредоточивать его в "единовидной свернутости"" (свт. Григорий Палама. Триады, 1, 2, 7)

Алексей В.К.

  • Гость
Цитата: Alexander
Только помнить надо, что человек, не рожденный свыше, всегда духовный самоубийца.


Александр, а Вы точно уверены, что правильно понимаете слова о рождении от Духа в Евангелии от Иоанна? Не слишком ли многих такое понимание может обречь на "духовное самоубийство"? Царство Божие, в которое входит рождённый от Духа - это ведь не только внутреннее состояние, а реальное преображение физической данности. Вот смотрите, что пишет Д.Андреев в поэме "Песнь о Монсальвате" (1938).

    Не знал он, что светом обратным
    Лицо его блещет; что он
    Уж избран на путь невозвратный
    Из плещущих волн времен.

    - Тебя ожидают, как брата,
    Святые в саду Монсальвата. -
    - Учитель!.. Учитель!.. Брачных одежд
    Нет у меня! Нет!
    Как же взойду я на пир? Где ж
    Вынести мне этот свет?!

    Но встали, склонив колена,
    Младшие из троих,
    Касаясь - справа и слева -
    Тканью одежд своих;
    И - как священник во храме,
    Пред тем, как Чашу поднять,
    Руки воздев над Дарами,
    Испрашивает благодать, -
    Так Аммарэт у порога
    Руки возвел и лик,
    И звуку молитвы строгой
    Внимал, рыдая, старик:

    - Искупитель невольных и вольных,
    Воплощенный Завет!
    Солнце горних и дольних!
    Всепрощающий Свет!
    Милосердьем ведом,
    Ты открыл Никодиму
    О рожденье втором.

    Душу нового брата
    Мощь и право нам дай провести
    До ворот Монсальвата,
    Защищая в пути,
    К совершенному строю
    В осиянном краю,
    Сквозь рожденье второе
    В Дух и Волю твою!

    И легла, как бесплотный огонь,
    На главу Гурнеманца ладонь.

    - В Богоносное
                  Тело
    Облекись, - и в Нетленную ткань;
    Под творящие
                Стрелы
    Духа Божьего -
                  Встань! -

    Пламя ли ринулось с неба, как дар?
    Сердце ли оборвало свой удар?
    Вихрь ли смятенную кровь закружил
    Вспять по руслу пламенеющих жил?
    Это, как молния, Божья милоть
    Падала - на расщепленную плоть.
    Сил земнородных бессильная муть
    Голову покидала и грудь,
    Через стопы, торопясь, как струя,
    В землю, под землю, на дно бытия;
    Жадно впитывала их толща пород,
    Всасывая в круговорот,
    В сумрачный круговорот вещества,
    В битву без торжества.

    И просиял ослепительный лик,
    Выстраданный
                и раскованный,
    Долго томившийся в узах Двойник,
    Царствию
            приуготованный,
    Странно подобен был кроткий взор

    Распятому,
              Сострадающему,
    Как уподобилась лилия гор
    Крину
         неувядающему.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Я не совсем понял замечание нашего гостя Алексея В.К.
Рождение от Духа еще не есть преображение тела. Говорить же о преображении тела (и материи)... Скорее, чаять его и предуготовлять, поскольку за рождением следует младенческий возраст, становление и возмужание в меру возраста Христова.

Mistik

  • Гость
Простите. Зачем столько споров :?:Книга выпущена по благословению православной церковью. Её история старше нас всех вместе взятых. Надо бы молится спасатся а не обсуждать и не критиковать. Ненравится книга не читайте есть другие книги. Ко всему можно яму выкопать (у меня есть выступления Осипова на касете где он даже под Серафима Саровского капает) В своё время я гдето читал,что книгу Рассказы странника нужно читать только в назидание и в возогревание духа но не как учебное пособие. Ибо путь странника возможно единственный и не повторимый, ведь к Богу приходят все неодинаково "Пути господни неисповедимы" там был путь странника а наш путь иной. Книга открывает нам от странника ревность,стремление,желание то чего нехватает нам в нашем пути. Всё что говорили св. Отцы о книге сказано было вами выше и этого разве недостаточно. Всё св. отцы для нас оставили в назидание и во спасение...только спасайтесь :D

Илья(Севастополь)

  • Гость
Цитата: Mistik
Ко всему можно яму выкопать (у меня есть выступления Осипова на касете где он даже под Серафима Саровского капает)


Простите, не совсем может ао теме, но - у меня есть все лекции Осипова, как называется та о которой вы упомянули? Я слушал одну лекцию под названием "Серафим Саровский и современность" и копаний там не заметил, более того Осипов Взял Серафима Саровского как эталон от  которого раскручивал многие вопросы.

Mistik

  • Гость
Не возражаю..просто мне не понранвились его слова о том как он отнёсся к толкованию Серафима о Адаме.....До вдуновения жизни Адам вовсе не был мёртв но был как без ума и только после того как господь вдунул в него дух он стал умным существом....Осипов замечает своё недоверие к отцу Серафиму Саровскому мол никто из святых такого не говорил поэтому можно не доверять (не верить) словам Серафима...

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Цитата: Mistik
Не возражаю..просто мне не понранвились его слова о том как он отнёсся к толкованию Серафима о Адаме.....До вдуновения жизни Адам вовсе не был мёртв но был как без ума и только после того как господь вдунул в него дух он стал умным существом....Осипов замечает своё недоверие к отцу Серафиму Саровскому мол никто из святых такого не говорил поэтому можно не доверять (не верить) словам Серафима...


Непонятно, кто искажает слова преп. Серафима, Осипов или в Вашем пересказе так получается. В "Беседе" не утверждается, что Адам был без ума, но утверждается, что он был до вдуновения без благодати.

"...многие толкуют, что когда в Библии говорится - вдунул Бог дыхание жизни в лице Адама первозданного и созданного Им от персти земной, что будто бы до этого не было души и духа человеческого, а была будто бы лишь плоть одна, созданная из персти земной. Неверно это толкование, ибо Господь Бог создал Адама от персти земной в том составе, как святой апостол Павел утверждает, да будет всесовершен ваш дух, душа и плоть в пришествии нашего Иисуса Христа. И все три сии части нашего естества созданы были от персти земной, и Адам не мертвым был создан, но действующим животным существом, подобно другим живущим на земле одушевленный Божиим созданиям. Но вот в чем сила, что если бы Господь Бог не вдунул потом в лице его сего дыхания жизни. то есть благодати Господа Бога Духа Святого от Отца исходящего и в Сыне почитающего и ради Сына в мир посылаемого, то Адам, как ни был он совершенно превосходно создан над прочими Божими созданиями, как венец творения на земле, все-таки пребыл бы неимущим внутрь себя Духа Святого, возводящего его в Богоподобное достоинство, и был бы подобен всем прочим созданиям, хотя и имеющим плоть, и душу, и дух, принадлежащие каждому по роду, но Духа Святого внутрь себя неимущим. Когда же вдунул Господь Бог в лице Адамово дыхание жизни, тогда-то, по выражению Моисееву, и Адам бысть в душу живу, то есть во всем Богу подобную, как и Он, на века веков бессмертную. Адам сотворен был не подлежащим действию ни из одного из сотворенных Богом стихий, его ни вода не топила, ни огонь не жег, ни земля не могла пожрать в пропастях своих, ни воздух не мог повредить каким бы то ни было своим действием. Все покорено было ему, как любимцу Божию, как царю и обладателю твари... "

Вполне православное толкование и даже богословски очень продвинутое, что, по-своему, удивительно, учитывая, что преподобный тех самых отцов, у которых это подробно описано, не читал.

Chevanton

  • Гость
Тот же А.И. Осипов, когда его спросили, читать ли "Подражание Христу", вполне логично ответил, мол, зачем? Неужели мало "проверенной" литературы. Тоны. За жизнь Отцов не перичитаешь. Так зачем тешить свое любопытсво книгами, в которых выражают сомнения люди, несравненно выше тебя?
Потом, относительно "скорости" благодати. Макарий Великий в том же 1-ом томе Добротолюбия пишет, что, де, если очень просят молитвенной благодати, она им дается, а внутренний человек остается тем же. И вопрос о сохранением благодати, наверное, определяет искушенность человека. Когда благодать не улетает как спугнутый голубь твоим очередным падением.
И потом, св.Феофан пишет о непрестанной молитве, как о чувстве, что Господь близ, с благоговением и сокрушением. А борматание, очевидно, ничего не дает.
После внимательной, собраной, покаяной молитвы, готов скорее умереть, чем согрешить твоей обычной страстью. Но насколько это чувство в нас остается? Во мне хорошо если час.

Anonymous

  • Гость
"Mistik"  писал:
 
Цитировать
В своё время я где то читал, что книгу "Рассказы странника" нужно читать только в назидание и в возогревание духа но не как учебное пособие.
 

Готов с Вами согласиться!

Если каждый кто прочитал нашу (в целом интересную) дискуссию придет к вышеуказанному мнению Mistika, я буду считать, что достиг цели которую ставил перед собой когда открывал эту тему.

"Странника" нужно читать только в назидание и в возогревание духа, но не как учебное пособие. Похоже с этим соглашается большинство принявших участие в обсуждении.

И давайте на этом закроем тему, т.к.  все основные аргументы высказаны, дальше будут только повторы.

С уважением, Костантин.

Илья(Севастополь)

  • Гость
Цитата: Mistik
Не возражаю..просто мне не понранвились его слова о том как он отнёсся к толкованию Серафима о Адаме.....До вдуновения жизни Адам вовсе не был мёртв но был как без ума и только после того как господь вдунул в него дух он стал умным существом....Осипов замечает своё недоверие к отцу Серафиму Саровскому мол никто из святых такого не говорил поэтому можно не доверять (не верить) словам Серафима...


Это не он(Осипов) отнесся так к Серафиму Саровскому, :) а вы к Осипову :) . Нет не капли недоверия. Дословно(почти) у Серафима (равно как и Осипов цитирует) звучит: "до вдуновения жизни Адам был подобен всем скотам земным" (обезьяна короче). Я примерно так же думал сам еще давно когда ни Осипова не слышал ни Серафима Саровского не читал. Осипов говорил что такое может и есть но он лично не встречал такого у отцов. И говорил он это совсем не в связи с недоверием :).

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Цитата: Илья(Севастополь)
Дословно(почти) у Серафима (равно как и Осипов цитирует) звучит: "до вдуновения жизни Адам был подобен всем скотам земным" (обезьяна короче)


Если у Осипова из

+++"до вдуновения жизни Адам был подобен всем скотам земным"

следует

+++(обезьяна короче)

то тут он явно не прав, так как не понимает в каком смысле в Писании упоминаются те или иные термины. На библейском языке "подобен всем скотам земным" означает не человека без ума, а человека без благодати, например, Адама (и каждого человека) после грехопадения. Так о нем говорят отцы, вовсе не отрицая наличия у него ума.  И в Писании см.:

"Приложися скотом несмысленным и уподобися им" -- это сказано о человеке после грехопадения, то есть без благодати, а не без ума.

Илья

  • Гость
Цитата: Евгений
Цитата: Илья(Севастополь)
Дословно(почти) у Серафима (равно как и Осипов цитирует) звучит: "до вдуновения жизни Адам был подобен всем скотам земным" (обезьяна короче)


Если у Осипова из

+++"до вдуновения жизни Адам был подобен всем скотам земным"

следует

+++(обезьяна короче)

то тут он явно не прав, так как не понимает в каком смысле в Писании упоминаются те или иные термины. На библейском языке "подобен всем скотам земным" означает не человека без ума, а человека без благодати, например, Адама (и каждого человека) после грехопадения. Так о нем говорят отцы, вовсе не отрицая наличия у него ума.  И в Писании см.:

"Приложися скотом несмысленным и уподобися им" -- это сказано о человеке после грехопадения, то есть без благодати, а не без ума.


А это уже опять не у Осипова(он такой вывод не делает), а у меня такой вывод. И "как обезьяна" я сказал образно :) , но опять же необязательно именно так, хотя бы приблизительно точно мы знать не можем - создание человека как это описано в Ветхом Завете для нас тайна и трактовалось теми же отцами по разному, но заострять на этом внимание я думаю не стоит, в деле нашего спасения, укрепления веры, терпения, любви это знание нам не поможет.

Спаси Господи!

Константин Н.

  • Гость
Цитировать
Цитата: Евгений
Цитата: Илья(Севастополь)
Дословно(почти) у Серафима (равно как и Осипов цитирует) звучит: "до вдуновения жизни Адам был подобен всем скотам земным" (обезьяна короче)


Если у Осипова из

+++"до вдуновения жизни Адам был подобен всем скотам земным"

следует

+++(обезьяна короче)

то тут он явно не прав, так как не понимает в каком смысле в Писании упоминаются те или иные термины. На библейском языке "подобен всем скотам земным" означает не человека без ума, а человека без благодати, например, Адама (и каждого человека) после грехопадения. Так о нем говорят отцы, вовсе не отрицая наличия у него ума.  И в Писании см.:

"Приложися скотом несмысленным и уподобися им" -- это сказано о человеке после грехопадения, то есть без благодати, а не без ума.



Это очень непростой вопрос.

И мне кажется неправильно отождествлять состояние Адама до вдухновения с состоянием Адама после грехопадения.

Христос второй Адам, исправивший адамово повреждение. Для этого потребовались Вочеловечение и Крестная жертва. Бог не мог насиловать пусть падшего, но свободного человека. Бог не может насильно исправить человека без его желания и усилий. А человек, до Воскресения Христова, даже желая не мог соединится с Богом (правидников из ада вывел Христос).
Для врачевания поврежденного естества потребовалось Воплощение, т.е. соединение человеческой и божественной природ.

Если же принять Вашу точку зрения то вдухновение это волевой и насильственный акт по исправлению поврежденной человеческой природы Адама. Не дарование безгрешному животному рассудка и иных даров, а именно исправление человека. То есть совершение того что сделал в последствии в себе самом Христос.

Я думаю сдесь явное противоречие.

Костантин

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

+++Если же принять Вашу точку зрения то вдухновение это волевой и насильственный акт по исправлению поврежденной человеческой природы Адама. Не дарование безгрешному животному рассудка и иных даров, а именно исправление человека. То есть совершение того что сделал в последствии в себе самом Христос.

Нет-нет. Есть "благодать", а есть "благодать на благодать", как об этом кратко, но очень метко сказано в Беседе. Дуновение давало благодать, а Воплощение и все дальнейшее Домостроительство о нас Спасителя давало нам не только благодать, но и "благодать на благодать", то есть обожение. Благодать, то есть восстановление состояния первозданного Адама, Домостроительство давало через дуновение Христа на апостолов, а "благодать на благодать" -- через сошествие Св. Духа в Пятидесятницу. Первое, то есть восстановление состояния безгрешного Адама, могло быть в принципе совершено без Воплощения [это вопрос спорный, как и сама сослагательная постановка вопроса; во всяком случае Божия Матерь ни разу не согрешила и это явилось результатом всего Домостроительства Ветхого Завета], но уж второе, то есть обожение, точно не могло быть после грехопадения совершено без того, чтобы Сын Божий стал одним из нас, Начатком обожения, Первенцем рода обоженых.

Итак, благодать, дарованная Адаму, только давала возможность обожения, которого он дожен был достичь самостоятельно, но не достиг и пал. Воплощение Христово подавало не возможность, а само обожение, Тело Христово, среду, в которой обожение совершается.