Ставлю в этой теме относительно старое сообщение из ЖЖ - http://aorist.livejournal.com/235558.html?thread=4936742#t4967206 Обнаружил его случайно только вчера: почему-то автоматически попало в спам:А.Г. Дунаев переводит просто ужасно! Я проверял. Предлагаю вам ознакомиться с моими переводом Симеон Новый Богослов О трех способах молитвы
и сравнить с переводом Дунаева. Я перевел мало, но судить уже можно. Дунаевский перевод здесь
http://www.hesychasm.ru/library/stsymeon/symeon1.htmΣυμεών ο Νέος Θεολόγος
Περί των τριών τρόπων της προσευχής
Από Φιλοκαλία Τόμος Ε’, εκδ. Το Περιβόλι της Παναγίας, έτος 1993, Θεσσαλονίκη.
1. Введение
"Есть три образа (τρόποι) внимания (προσοχής) и молитвы (προσευχής), коими душа либо возводится, либо низвергается. Возводится, когда пользуется ими своевременно, [и] низвергается, когда удерживает их невовремя и неразумно (ανόητα). Бдительность (νήψη) и молитва так связаны, как душа с телом, и пребывать (σταθεί) друг без друга не могут. То и другое [бдительность и молитва] связаны друг с другом двумя способами. Бдительность первая восстает на грех, как передовой дозорный (εμπροσθοφυλακή), а затем следует молитва, которая умерщвляет (θανατώνει) и уничтожает все эти непристойные помыслы, в той или иной степени пресеченные вначале вниманием, ибо оно одно не может с ними этого сделать. Эти двое - внимание и молитва - врата жизни и смерти, ибо если мы бдительностью сохраняем молитву чистой (καθαρή την προσευχή), то становимся совершеннее, а когда не прилагаем старания и оскверняем и повреждаем [молитву], то возрастаем в [своей] негодности.
Итак, раз мы сказали, что есть три образа внимания и молитвы, следует разъяснить и свойства каждого образа, дабы желающий обрести жизнь и потрудиться, [мог] уверенно и избрать лучшее из этих трех отличных друг от друга состояний, и не придерживаться по невежеству худшего, а стремиться только к лучшему".
νήψη - "alertness" ( A Patristic Greek Lexicon. G.W.H. LAMPE p.913).
Первый способ молитвы
Отличительные особенности первого способа молитвы таковы. Когда человек стоит на молитве, он воздевает к небу руки, глаза и ум, и заполняет свой ум божественными мыслями, образами небесных красот, ангельских воинств, обителей праведных. Короче говоря, во время молитвы он собирает в своем уме все, что слышал из Священного Писания, и так побуждает свою душу к божественному вожделению, всматриваясь в небо, а иногда проливает слезы. Но если кто молится так без осуществления этого [на самом деле], то сердце его кичится и превозносится; он рассматривает происходящее как действие божественной благодати и молит Бога, чтобы позволил ему всегда пребывать в этом делании. Однако такие предположения - признаки прелести, ибо добро - не добро, когда оно делается неподобающим образом.
Итак, если такой человек проводит жизнь в безмолвии и уединении, он почти неизбежно станет невменяемым. И даже если этого не случится с ним, то невозможно ему будет достичь состояния святости или бесстрастия. Придерживающиеся этого способа молитвы также заблуждаются, думая, что они видят светы телесными очами, обоняют благовония, слышат голоса, и так далее. Одни стали полностью одержимы демонами и бродят с места на место в своем безумии. Другие не распознают дьявола, когда он "принимает вид ангела света" (2 Кор 11:14.), и, доверившись ему, пребывают в неисправимом состоянии прельщения вплоть до своей смерти, отвергая совет кого-либо [из братьев]. Иные, подстрекаемые дьяволом, кончают жизнь самоубийством, бросаются в пропасть или вешаются.
В самом деле, кто может описать все различные формы прельщения, употребляемые дьяволом? Но из того, что мы уже сказали, любой разумный человек может понять разновидность вреда, могущего проистекать из этого первого способа внимания. Даже если кто-то, использующий этот способ, возможно, избежит зла, о котором говорилось, поскольку живет в общине, - ибо отшельники особенно подвержены ему, - тем не менее, он проживет всю свою жизнь безуспешно.
http://ia600305.us.archive.org/9/items/Philokalia-TheCompleteText/Philokalia-Complete-Text.pdfстр. 917