Исихазм

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Темы - Стефан

Страницы: [1] 2
1
Как кнут - это отличное средство - согрешил - получи боль в сердце, если пронесешь слова через него.
А если все нормально, хотя конечно нормально не все, пока мы Бога не всем сердцем любим пока в нас страсти и нет безмолвия в мыслях, но если мы не святые, наказывать себя за это?
Может я как-то не так понимаю смысл канонов и молитвословия, но почему такая боль, если проносишь слова через сердце. Ты никчемный (и что?), ты убогий (и что?), ты грешный (и что?!)? Зачем это все чувствовать? Я лично от этого в депрессию впадаю и циклюсь на себе.
Или депрессия и ДАВЯЩЕЕ чувство греховности - кратчайший путь к святости?
Может этим пользоваться как воспитательной мерой - согрешил - прочувствуй. А если ты не благоухаешь как роза, то зачем вдыхать аромат своего репейника, пронося все через сердце? Смотрю я на людей, которые просто вычитывают - довольные, радостные, простые. А я все эти прилагательные о своей гнусности перекручиваю сердцем, а итог сопли, нервы, и исступление.

2
Стал замечать, что притча о сеятеле касается близкого человека (понятно кого конечно), и при искушениях любовь исчезает и сласти мира сего занимают любовь в сердце. И от первого и второго Господь кажется не любящим, требующим того, чего не требует человек, который любит. Ведь, если я кого-то люблю, то я не буду требовать от него отказаться от всего или гневаться/печалиться, что он меня перестает любить когда я доставляю ему неприятности (скорби - это ведь по попущению от Господа).

Не хочу говорить этого, по тому, что озвучить проблему - значит признать ее, а я не хочу признавать этого, т.к. тут до отчаяния один шаг. Скажу иначе мой близкий человек перестает видеть в Иисусе друга, брата, Спасителя, а начинает видеть не милостивого Судью требующего того, что я не могу дать. Да еще совесть обострилась как у очищенного, а сердце-то грязное и тут внутренний конфликт - совесть постоянно осуждает, а насквозь грешен.

Как увидеть к Иисусе любящего, милостивого, как полюбить Его опять? Евангелие перестал читать - какую страницу не откроешь - знаешь почти дословно, и не только знаешь, но и понимаешь о чем. Исцеления не показывают окаменелому сердцу Его любовь. Внимание цепляется за места где он говорил строго и аскетично. А я не могу вырвать из сердца любовь к миру, значит нет любви Отчей в нем. А выдрать с корнем все - это выше сил, и у Бога страшно помощи просить - он то даст сил, а будет ли произволение.. Перестаю писать, т.к. тяжело становится.
P.S.
Святых Отцов вообще перестал читать - от них себя хуже беса видишь, да и ничего нового не находил давно.
И в принципе движение остановилось - нужно сделать новый шаг, а произволения нет, и от этого духовного ступора все начинает казаться скучным, хочется чего-то нового, а в силу слабости сердце ищет развлечений в миру, а потом опять пустота и совесть. Первые два года - как сказка были, а теперь =(

3
Собственно вопрос всплыл. Если цель взыскать молитвенной помощи у человека, "богатством неправедным", в данном случае, если мое или чье-то прошение поможет этому человеку в конкретном о чем для него просишь, чтобы он видя это подвизался в конкретном прошении за меня или другого человека? Т.е. конечно мы не чудотворцы, но все возможно верующему, так если Господь сотворит прошение - можно дать человеку знать, что если это будет, то по чьему-то прошению, чтобы он и сам сугубо молился за другого человека?

Есть мнения Св. О., кроме того, что нужно просить только милости, а Господь Сам все устроит (с чем не согласен, т.к. говорить просто "помилуй такого-то" - слишком ограничено), просим ведь и здоровья за болящего, и освобождения от страсти алкоголизма, игромании, за гордого молимся и пр.
Просто смутился - можно ли написать человеку как за него молятся, не вызовет ли это у него неприязни, вроде "тоже мне молитвенники нашлись" или наоборот получив помощь решит "да, Господь их слушает" и станет думать о них больше чем они/я/мы есть во вред и себе и молящимся?

4
 Можно свои измышления, желательно выдержки из Отцов. А вопрос если конкретизировать в том: почему благодать то есть, то нет? Т.е. не духовная радость, а именно благодать помогающая молиться, поститься, помогать, дающая желание духовного чтения и пр. Я не говорю о том когда она уходит из-за греха, например осуждения, скрытой гордости и пр. что порой трудно заметить, но в том то и дело, что когда благодать есть - замечаешь все помыслы и движения сердца, а на другой день - ее нет, и уныние, и лень и желания суетного и даже попросить помощи сложно.

Есть мнение некоторых Отцов, что это для обучения нас. Но с другой стороны, если мы только сосуды и все добро от Него и слава Ему, и мы понимаем, что пока Он хочет мы будем и жить благочестиво и молиться прилежно (при условии доброго произволения), то для чего нас учить и главное чему, если сами в себе мы благодать никогда иметь не будем, а имеем и будем иметь ее только от Него? Еще понятно когда это происходит первое время когда еще только умом знаешь, что вся сила от Него, но когда уже всей душой чувствуешь, что и само сердце бьется благодатью, то не ясно почему она уходит?

Из своих измышлений могу по последним наблюдением сказать (замечать эти приобретения и потери начал недавно просто), что возможно это связано и с пищей. Отцы пишут, что пост должен быть постоянным, но для мирянина возможно постоянный пост в том, чтобы не вкушать без нужды просто по тому, что так надо. Вот взял к примеру голод, а пока "Отче наш" читал он и пропал, так стоит ли есть, или это издевка бесов, которые после молитвы не терзают псевдоголодом и отступают, а ты положив на сердце желание поесть вкушаешь, хотя голод уже отступил.

Ну и еще пожалуй можно вспомнить слова об этом всем известного о. "Матфея", что сухость нужна для перерождения "душевных" отношений с Богом в "духовные", но одно дело сухость, а другое расслабленность, упадок, апатия, и пр. не ведущие ко спасению вещи (поправьте если ошибаюсь)

5
Вопрос возник в связи с тем, что последнее время складывается мнение, что понятие гордость для "здравого" православного следует заменить понятием эгоизм.
Возможно ли гордится деланием, если в голове есть вера в то, что только Бог дает силы на это (чем бы это ни было?). А батюшки у нас часто "это не делай, так не постись, делай так и так и вообще в прелесть попадешь". Возможно ли вообще попасть в прелесть (сейчас не о молитве - там это может произойти как мне кажется только от не знания), занимаясь каким либо деланием (пост, бдение, милостыня и пр. и пр.)? Когда понимаешь, что все хорошее, что делаешь идет от Бога, а ты лишь как проводок по, которому течет ток, просто даешь свое согласие на это, где тут место гордости при любом подвиге?
Гордость - это не более чем невежество в контексте делания.
Гордость же как эгоизм - когда знаешь как надо, но не делаешь - вот наверное подлинная гордость. А у нас все попутолось..

Теперь о тщеславии.
Иоанн Лествичник пишет:
 "Тщеславие ко всему льнет: тщеславлюсь, когда
пощусь, но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от лю-
дей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая се-
бя мудрым; побеждаюсь тщеславием, одевшись в хо-
рошие одежды; но и в худые одеваясь, также тщесла-
влюсь; стану говорить, побеждаюсь тщеславием, за-
молчу, опять им же побежден бываю. Как ни брось сей
трезубец, все он станет верх острием"
Тщеславие для здравомыслящего христианина тоже не может существовать.
Есть постоянные помыслы, но они могут быть тщеславием только если отождествлять их с собой.
Я думаю у многих есть внутренняя "гадина" (назовем условно), которая постоянно сравнивает тебя с кем-то, хвалит тебя и вообще паразитирует в уме отвлекая даже во время церковной молитвы. кстати с гордостью по этой логике справится даже проще - по сути и бороться не надо, если знаешь кто ты и почему ты, а Кто Бог и что делает Он. А вот, то что Св. О. называют тщеславием мне думается можно победить лишь диссоциацией со своим умом. Это первая сложность. И вторая - это страх. Страх рождает эго, которое боится "потерять лицо" - от этого может быть я бы сказал тщеславие малодушия, когда боишься сделать что-то за, что тебя осудят. Тут с умом уже завязано и сердце. Но начинать надо я думаю с тишины ума.

Почему Св. О. так мало пишут (да и писали ли?) о методиках "затухания" ума, предолгая вместо этого путь борьбы с тем, что победить невозможно, и что  как мне кажется только отравляет жизнь особенно тем, кто не верит в такую милость Божию, когда одно короткое прости снимает камень с души. Хорошо, когда ассоциировался с помыслом тщеславия, сказал "Господи помилуй", и тут же пришел в умиление, от чего еще большая любовь и благодарность к Богу, но так они же писали о том, что нужно и за волосы себя потрепать (СНБ к примеру), и что другого пути кроме как плакать у нас нет, и болеть сердцем и т.д. Соглашусь - если грех этот повторяется в деле и слове или мысли с, которой соглашаешься, но у них самих неужели так было? Или это говорилось для тех, кто действительно скажем тщеславится делом и словом и "кайфует" от этого, а потом спохватывается?
Но если говорить такое человеку, вокруг которого это помыслы летающие как назойливые мухи вокруг ума или сердца, и он бы готов был лучше вообще не жить чем жить так, эти слова звучат как приговор на пожизненную депрессию.

Может я в чем-то ошибаюсь? Поправите или дополните.

6
Сильно смущают противоречия посланий апостолов.

Павел пишет Кор.10:31
"Итак,едите ли, пьете ли или (иное) что делаете, все делайте в славу Божию"

Иоанн 1, 2:15-17
"Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей.
Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. "

Вопрос этот может показаться простым, "мол, что лезишь и капаешь там где не надо - живи проще". Но ответ мог бы дать вектор движения от человека душевного к духовному.
Надо признаться, что большинство из нас, пусть и добрые, и хорошие, и праведные даже, но ветхие.. Надеюсь ошибаюсь и сужу по себе перстному.

На примере: мы едим вкусную пищу, пьем вино (в меру), кто-то сок, слушаем музыку, и за все это благодарны Богу, если Он на первом плане. По Павлу греха тут нет, ну действительно какой грех, когда душа благодарит Бога. Но вопрос в другом, что в этот момент происходит с духом? Он недоумевает почему он в его целом (тело,душа,дух) получают удовольствие в материальном, и понимает, что чем больше первые две составляющие будут крепнуть в благодарности и радости от этих вещей тем дальше от него будут вещи дающие радость духовную. 
Вопрос риторический: можно ли пить какао и иметь созерцательную молитву =)
Христос не раз писал о ненависти и к жизни и к душе своей, и о семени (ветхий человек), которое должно умереть и принести плод - одна из трактовок.

Одно дело аскетика - когда ты лишаешь себя чего-то, особенно, если ограничиваешь (а не лишаешь полностью), другое дело "ненависть" как холодность к материальному (к миру), для жизни духовной.

"и непщевах разумети: сие труд есть предо мною" как сказал Давид, вот и я не пойму как можно перестать любить утешения мира сего, да тот же поход в гипермаркет, где все так радует глаз даже если не покупать ничего, а просто обилие красок выбрасывает гормон радости в мозг. Как возненавидеть мир? Как стать настоящим христианином отвергавшимся себя?
Возможно ли по настоящему стать хладнокровным к материи (заключить пять чувств не только что само собой на греховное, но и на вполне естественное), и тяготеть к горнему?  И как тяготеть к нему не вкусив, а если вкусить, то как?

7
 Постоянно замечаю в себе раздражение, гнев, тревогу причем выхода наружу я этому не даю, по понятным причинам. Мир из души уходит, и внутри желание разбить тарелку, либо аутоагрессия, т.к. вижу причину таких эмоций в себе, от этого желание членовредительства - ударить себя или разрыдаться окаявкая себя, желание наказать себя пусть эмоционально.
Если таких действий не происходит, эта энергия еще какое-то время находиться в теле действуя на душу, от этого опасение за вред причиненный душе от чего потом печаль.
Я задумался, существует ли какой-нибудь не традиционный (или традиционный) метод "заземлить" это чувство, чтобы оно не оседало внутри вызывая потом тревогу по пустякам, а уходило проработанным?
Самый просто способ - спустить эмоцию на объект вызвавший ее, но за это расплата в виде вины, и вообще не по христиански - любви тут места нет. По этому вопрос куда девать это негатив? Где он оседает, какие последствия такое "замалчивание" может вызвать, и главный вопрос как это пропустить через себя, чтобы это вышло не причинив вреда?

8
В продолжении темы http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=3291.30
Решил выделить отдельно ответвление от вопроса.

Я понимаю, что с виду все это кажется страшным. Но я и боюсь, действительно боюсь открывать эту тему, по тому, что уверен на 99%, что никто меня не поймет, по тому, что у всех есть стериотип мышления по поводу ПАВ, и БОЛЕЕ ТОГО он не вымышлен и основан на фактах и примерах из личного опыта знакомых, а у кого-то и своего, и что говорить у меня и у самого был негативный опыт ведущий в погибель. И мои попытки попросить взгялнуть на вопрос с моего ракурса и помочь мне разобраться с проблемой в МОЕМ контесте скорее всего приведут к осуждению и спору, во всяком случае таких будет большинство...
Но я попробую на свой страх и риск, не рассчитывая на понмание, даже сам не знаю зачем..

Стаж приема ПАВ у меня 10 лет. Началось все как у всех с травки, потом амфетамины, и пр. и пр. Все эти годы живя без Бога и не видя смысла в том в чем видели сверстники я искал полноту лишь в ПАВ, т.к. тогда все становилось как выразился Краевед просто и ясно – в общем стандартная ловушка и я был в ней. Потом однако я начал обрастать комплесами и тараканами – желание мести обидчикам, желание быть круче других, красивее и т.д. И это довело меня до больницы, было пограничное расстройство. Выйдя проблема осталась, хоть обострение и прошло, и вот однажды я решил принять одно ПАВ (о котором и говорю по сей день и, которое не могу назвать орудием беса) и пойти погулять. В магазине наменя напал жуткий страх, что все поймут в каком я состоянии, осудят, осмеют и т.д. И вот дойдя почти до паники словно светлая мысль озарения пронзила меня «Все в твоей голове» и тут же я почувствовал такую легкость и свободу, что словами не передать. Первый раз за несколько лет я шел по улице свободно как будто никого нет, не думая как на меня смотрят, не сравнивая себя с кем-то и просто радуясь лету и солнцу. После этого я стал принимать это ПАВ почти каждый день и каждый день был лучше прежнего, в какой-то момент мне стало казаться, что я умер и попал в рай. Блудная страсть, которая меня мучила долгие годы отступила от меня и меня больше вообще не волновала, вкусовые пристрастия угасли, желание быть лучше чем кто-то ушло. Тогда я вспомнил, что все, что теперь дает неизреченную радость (свобода от тщеславия и главное блудной страсти), о всем этом говорит христианство и это было первым толчком на моем длинном и не ровном пути к Богу. В то время я просто ходил в батанический сад и гулял босиком, хотя раньше для меня снять обувь и пойти таким образом была дикость и стыд. Очень интересно было изучать разные поверхности осязанием ног - ходить по асфальту, лужам, траве, сваленным деревьям, особо забавляло хождение по мху =) Тогда это были одни из счастливейших моментов моей жизни и понимая, что счастье не может быть из ниоткуда, я интуитивно понял, что Бог, в которого я верил с детства, но жил как-бы без Него и Есть источник всякого блага. Я стал смешивать свои мысли с христианством и создавать свою ерись, в которой впрочем места греху не было, но, которая странным образом уводила меня от того, что всю жизнь меня мучило. Однако «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии», и вскоре бес воспользовавшись моими восторгами начал потихоньку вкладывать мысли, что это и не Бог, и вообще личности Бога нет, а есть благой абсолют и в итоге я разуверился и превратился в язычника, который тупо радовался солнцу, небу и деревьям и восхвалял безличностный абсолют, и тут как тут приступили все бесы найдя дом выметенным. Почувствовав раскрепощенность и свободу действий я направил силы на служение идолу «я», решил записаться на бокс, стал агрессивно вести себя и вскоре упал. Но т.к. мне было не привыкать, то я не смирился, а вскоре в ход пошли другие ПАВ, которые точно ничего хорошего дать не могли, и в приеме, которых теперь придя к Богу я вижу лишь грех, т.к. плода положительного увидеть не удается как не присматривайся и от, которых я отказался. Однако приимущество я тогда отдавал этому ПАВ, т.к. в отличии от прочих, которые возвышают эго до небес это напротив убирало его напрочь, и то служение идолу «я» было осознанно, т.е. когда нет эго, то нет и того, что его сдерживает и с ним можно делать что хочешь, однако вскоре я понял свою ошибку и раскаявшись начал медленно идти к Богу. Бога я находил в этом состоянии, и в этом я вижу тоже премудрый промысел, т.к. как по другому Бог мог достучаться до такого грешника как я? Это лучше чем если бы я принимал и ходил на дискотеки. Потом была поездка в Иерусалим, там я принимал это ПАВ каждый день, и  где случилось такое, что говорить никому не хочу, т.к. учитывая предполагаемый скепсис боюсь, что бисер будет попран ногами. После чего у меня появилась возможность не грешить из любви к Богу, но я скотина не устоял и вскоре опять пал. Но, то что со мной произошло навсегда изменило мою жизнь!!! Это было семя брошенное в землю, которое дало плод хоть и аж через целых два года.
Господь может любую вещь обратить во благо.
И да, после этого бес опять меня крутил и путал когда я принимал это ПАВ, пытался свести с ума, но то семя, то, что со мной было тогда в Израиле оно тайно держало меня на плаву.

А теперь почему я считаю, что именно это ПАВ, и никакое другое может дать пользу, и ни в ином, а в конкретно моем случае.

В конце прошлого месяца я принимал ПАВ про, которое я Вам рассказывал – то самое, которое меня в свое время вытащило из плена собственного ума показав, что все проблемы у нас в голове, после чего я начал идти к Богу окольными путями в начале через ерись о собственной вселеной после смерти, а потом и через постепенное осознание (скорее интуитивное, т.к. тогда я даже Евангелия не прочитал полностью) истинности Святой Троицы и христианства.

После последнего приема заметил, что сердце несколько умягчилось и Писание вызывавшее последнюю неделю холодность при чтении снова немного ожило. Немогу не связать этого с тем, что этот прием помог мне приобрести опыт в осознании верности заповедей, а вернее не осознании, т.к. знаю я об этом и без того, а скорее восчувствовании радости от этого осознания.
В момент действия записал следующие мысли. Первая как толкование Писания, вторая произвольная. В квадратных скобках пояснения, которые записал на другой день

-=И сказал: выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь;
 после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, и там Господь. (3 Цар. 19:11-12)
Мягкие фразы – в них Бог. Мягкость, но твердость позиции, именно твердость не жесткость позиции, но мягкость и твердость несут в себе Дух.
[далее пишу то, что записывал в режиме реального времени]
Вот помысел пришел писать Дух с большой буквы или  маленькой, т.е. уверен ли я что это не ерись (когда пишу это сильный дискомфорт в голове, как-будто что-то вытягивают ….. сильное напряжение – спад, опять задумался [о верности толкования, т.к. смущало, что этим толкованием я оправдываю себя и угашаю голос совести, который часто навязчиво принуждает бросить все] и началось ощущение вытягивания чего-то из тебя [из гловы], когда прекращаешь писать [размышляя на тему с какой буквы писать Дух – т.е. уверен ли я в этих словах] все затихает….) Может бес действует ощутимо, когда [дальше мысль рвется]
Но мы не опытны – и легко прегрешаем в духовном мире, т.к. не совершенны, а это очень опасно…=-
 Возможно бес приступает когда начинаешь сомневаться в истине…

И вторая мысль записывая, которую я не сомневался и, которая принесла радость.
-=Мы сами создаем связи – сами ассоциируем и связываем в своем сознании одно с другим формируя свой мир – делая его адом или раем. [Сами по себе вещи и события нейтральны по природе, кроме греховных – убийства и всякая злоба, прелюбодеяние и всякая мысленная нечистота и пр.] Но есть заповеди – соблюдая которые эти связи сами формируются и их не надо формировать и формулировать самим – Он Сам все лучше нас сделает, так что червь не подкопает и моль не съест – Он направляет на правую стезю и строит на век (Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии), по этому лучше доверять Ему и не прикладывать усилий [имея в виду умствования и прививания чувствам философские понятия].=-
 Говоря о связях я имел в виду, что святой скажем если его ударят воспримет это как милость Божию и примет во уме разумение, что наказав его на земле Господь избавит его наказания там (либо как милость к венцу по 9-ой заповеди блаженств), простой христианин вероятно обидеться и посчитает, что его ударили не справедливо, а «язычник» захочет дать сдачи. И все это происходит в уме и в чувствах. Т.е. одну ситуацию разные люди будут мыслить и чувствовать по разному, т.к. в сознании конкретная ситуация связанна с различными мыслями рождающимися от той или иной ситуации.

Также была мысль, что путь к умерщвлению души – делать то что не хочется и не делать того, что хочется.

Так вот принимая это ПАВ положительные ассоциации очень легко строить, в добавок каждый правильный Евангельский помысел дает ощущении сердечной радости от чего происходит закрепление понимаемого, так, что в дальнейшем и в трезвом состоянии в подобной ситуации начинаешь постепенно воспринимать похожую ситуацию с правильными мыслями, а главное чувствами. Т.е. одно дело понять, а другое дело прочувствовать скажем радость когда что-то идет не по твоему или кто-то «задел» тебя. Это вещество помогает приучаться правильно чувствовать мир без страстей и тараканов, которых у меня в голове полно. Например в этом состоянии я пошел в аптеку купить еще один флакон препарата, но его там не было, а больше аптек где его продают в районе тоже не было, и выйдя из аптеки я подумал, что это к лучшему, т.к. по Божией воле, выходя я сказал вслух «Все удача», и эти слова доставили огромную радость. А через несколько дней я шел по улицы и какие-то ребята плюнули в мою сторону (обычный человек не заметит такой мелочи, но не я со своими тараканами) и в начале пришло раздражение, но тут же вспомнив, что «все удача», я решил, что этим Господь меня сделал чуточку толератней к таким ситуациям и раздражение сменилось радостью и некоторым утешением.

Также из положительных моментов могу выделить, что это помогает возвыситься в хорошем смысле над материей, т.к. в этом состоянии отсутствуют страсти сластолюбия. Скажем холодный душ не воспринимается как холодный не за счет притупления чувств, а за счет не отождествления себя с телом, т.е. как-бы «холодно моему телу», вместо «мне холодно», то же самое и с пищей. При этом любопытно, что вкусовые предпочтения резко меняются в сторону натуральной пищи, и остаются от части таковыми и после прекращения действия, а также и память о том, что большинство чувств являются телесными и наша беда, что мы отождествляем себя с ними также остается и помогает скажем принять холодный душ утром без страха.
То же самое и с тщеславием (честолюбием), однако тут процесс идет медленнее, и если перерыв продолжительный, а эффект не закрепленный, то со временем робость от честолюбия возвращается в аналогичной ситуации. Однако в свое время и тут был достигнут положительный эффект.
Все эти положительные эффекты я не приписываю действию вещества (упаси Бог!!!), но все чему я научился принимая его я воспринимаю как дар от Бога. И упование мое на Бога, а не на ПАВ. Но для меня загадка почему многие хорошие вещи недоступны для меня пока я не приму это ПАВ. Может психика тоже связанна с духовным миром, и в обычном состоянии она у меня закостенелая?.. Все таки учитывая, что я несколько раз лежал в больнице (по психике), а психиатрия еще не дошла до того, чтобы подобрать правильное лекарство, возможно это и есть оно, если судить по плодам?

Негативные моменты.
Из негативных моментов можно выделить, что состояние это, по мимо всех вышеперечисленный положительных эффектов, дает некое состояние эйфории, однако эта не та эйфория, которая обычно бывает от наркотиков и лучше всего характеризующаяся понятием удовольствие. Здесь она заключена непосредственно в радости от положительного образа мышления. И при этом это вещество многим вообще не нравиться, а кому нравится, то в основном как думается от визуальных эффектов, которые возникают только при больших дозировках. В телесном отношении есть чувство полета и некоторой невесомости, которые тоже приятны, но возникают только в начале действия.
Эйфорию я назвал негативным моментом, т.к. все же некоторая страсть к этому состоянию есть и проявляется в возбуждении, если есть сдерживающие обстоятельства (присутствие домашних рядом), но возможен прием, т.е. радость покрывается страхом от того, что прием может расстроить ближнего и от смеси чувств происходит волнение. Либо «взыграние» в груди перед приемом, если таких обстоятельств нет.

Также есть опасность, которую я заметил читая невидимую брань:

«Всякое другое расследование и разузнавание есть порождение и пища самолюбия и гордости; это - узы и сети диавола, который, видя, как воля тех, которые внимают духовной жизни, сильна и крепка, покушается победить ум их такими любопытствами, чтоб таким образом овладеть и им, и тою. Для этого он обыкновенно влагает в них мысли высокие, тонкие и изумляющие, особенно тем из них, которые остроумны и скоры на высокоумничанье. И они, увлекаясь удовольствием иметь и рассматривать такие высокие помыслы, забывают блюсти чистоту своего сердца и внимать смиренному о себе мудрованию и истинному самоумерщвлению; и таким образом, будучи опутываемы узами гордости и самомнения, делают себе идола из своего ума, а вследствие того мало-помалу, сами того не чувствуя, вдаются в помысл, что не имеют уже более нужды в совете и вразумлении других, так как привыкли во всякой нужде прибегать к идолу собственного разумения и суждения.
Это - дело крайне опасное и трудно врачуемое; гордость ума гораздо бедственнее, чем гордость воли. Ибо гордость воли, будучи явна для ума, может быть иной раз им удобно уврачевана чрез подклонение ее под иго должного. Ум же, когда самонадеянно утвердится в мысли, что его собственные суждения лучше всех других, кем, наконец, может быть уврачеван? Может ли он кого-либо послушаться, когда уверен, что суждения всех других не так хороши, как его собственные? Когда же это око души - ум, с помощью которого человек мог бы узнавать и исправлять гордость воли, сам ослеплен гордостью и остается неуврачеванным, кто уврачует и волю? И бывает тогда внутри все расстроено, и притом так, что негде и некому пластыря приложить. Вот почему надлежит тебе как можно скорее воспротивляться этой пагубной гордыне ума, прежде чем она проникнет до мозга костей твоих; воспротивляйся же, обуздывай быстроту ума своего и покорно подчиняй свое мнение мнению других; будь буй из любви к Богу, если желаешь быть премудрее Соломона. Аще кто мнится мудр быти в веце сем, буй да бывает, яко да премудр будет (1 Кор. 3, 18).»

Вот здесь если бы я не прочитал этого, то риск того, что я увлекусь через чур выстраиванием положительных связей и этим отвлекусь от Бога сводя все к позитивному мышлению несомненно был бы. И теперь я еще лучше понял слова псалма в контексте той фразы, которую записал в начале, а именно то, что без Бога как бы мы не приучали себя мыслить позитивно строение – «собственный рай» на земле не устоит «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии». И однажды я уже наступил на эти грабли, но тогда я не ходил в церковь, однако надмения ума у меня хватило на то, чтобы «Рече безумен в сердце…».
По мимо этого если не иметь рассуждения, то можно прельститься например мыслью, что Бог всех нас любит и по этому скажем поститься не нужно и при этом закрепить это радостью от якобы озарения. Но я стараюсь быть осторожным и все мысли сравнивать с канонами и уставами церкви, а также с Евангелием, имея в прошлом подобный негативный опыт.

Следующий негативный момент, который однако я осознал, а по тому надеюсь не прельститься, это как раз таки прельщение «духовными пустышками» разного характера, начиная от симпатии к лжеучениям заканчивая видения красоты в ментальных конструкциях не несущих истинной смысловой нагрузки от Бога, например какою-то притягательность брендов, вещей и пр. Например смотря на логотип известной фирмы рождается симпатия к нему и желание тоже иметь такую вещь, чтобы в сознании чувствовать отождествленность с этой ментальной конструкции.     …Однако этот последний момент я заметил за собой совсем недавно и уже после приема, вспомнив, что подобные чувства сильнее возникают в момент действия.

Если кто действительно желает помочь, то лучше пишите в ЛС, т.к. любая не осуждающая позиция по этой теме  может быть пропагандой, мол зачем трудиться, молиться - принял ПАВ и все здорово. Но я и сам понимаю, опасность таких рассуждений и не имею таковых. Тема скорее носит характер совместимости вспомогательных средств психиатрии в христианской жизни, т.к. на то о чем я говорил можно смотреть двояко - как на легкий путь, и как на лекарство для больного/дефектного человека, который нуждается в костылях.

9
Другого названия не придумал, либо оно было бы слишком длинным. Заметил такую вещь, что читая утренние/вечернее правило (надеюсь еще есть те кто не перешел только на ИМ, и могут дать совет), на некоторых словах возникают помыслы, которые как-бы смешиваются со смыслом и вкладывают свое понимание слов молитвы от чего потом начинается другое отношение к некоторым поступкам.
На примере: во время чтения слов молитвы 4, святого Макария Великогоэти  "Я́ко леня́щася мене́ на Твое́ угожде́ние, и ничто́же бла́го сотво́рша" от не понимания, что же я ничтоже благого сотворша чего мог сотворить не сделал приходит помысел съел шоколадку или выпил какао на ночь, т.е. провел не достаточно аскетично свой день, и потом налаживается связь этих слов с таким пониманием их в итоге чувство вины от того, что пьешь какао или тому подобное обостряется, и в мелочах лезут помыслы - не делай - сам же каешься. Может действительно не верный в малом не верен во многом?... И еще много моментов когда во время чтения молитвы либо ты сам придумываешь смысл, что тебе вкладывать в эти слова, либо внутренний голос как-бы толкает вложить именно этот смысл.  Или эти строки: "Нова сотвори мя, обетшавшаго нечувственными, Пренепорочная, согрешении." вкладывал всегда смысл, чтобы видеть новым взглядом прегрешения, которых обычно не замечал и не чувствовал, в итоге стал на столько педантичным к словам и помыслам, что с ума можно сойти и даже пару часов прожить с чистой совестью не выходит, а от этого подавленность.

Одно время думал, что это Дух, который дышит где хочет Сам вкладывал смысл в слова молитв, а теперь хочу спросить Вашего мнения. Может я малодушествую  и жалею себя, что ропчу на тяжесть ноши, которая приходит от не желания и смущения понести то, в чем во время молитвы каюсь, вкладывая такой смысл, или не решаюсь пойти тем путем, о котором сам же и прошу во время молитвы опять таки вкладывая тот или иной смысл?
Можно конечно держать внимание на верхней части груди или устах и тогда помыслов почти нет, если не отвлекаться, но молитва идет как бы без понимания умом того о чем говоришь. А скажем читая "Отче наш" больше радости когда держишь внимание не просто на груди, а когда и головой осознаешь о чем просишь. "Да святиться им Твое" - мысль о том, что прекрасно когда Имя Божие святиться в мире и в душе, "да приидет Царствие Твое" - мысль о том, что Царствие Божие приидет в сердце тоже радует, те же самые чувства и при осознании прочих слов этой молитвы и все с радостью, а читая иные молитвы вот такое осознание часто вносит смущение, как я сказал возможно от не решимости, либо это бес вносит.. Вот этот вопрос очень сейчас волнует, т.к. молитвенное правило меняет отношение ко многим моментам, причем не в утешительную сторону...

10
Последнее время (раньше такого не было или не замечал) стал наблюдать за собой страстные толчки в области груди по разным поводам, начиная от блудной страсти, которой Господь не дает проявляться ни в действиях ни в принятии помыслов (сам я ничто), заканчивая этими движениями как-бы возбуждения при дискуссии с кем-то, при желании  не только доказать, но и обосновать свою позицию или когда попадаю в неловкие положения и робость (от честолюбия естественно) не дает сделать решительный шаг. Даже желание проверить почту сопровождается этим движением. Выходит каждому действию предшествует желание, а желанием движет страсть. Хотел бы услышать мнения как жить, действовать и при этом не терять Дух мирен? Если страсть уходит когда не получает удовлетворения со временем, то почему например блудная страсть не получая удовлетворения (вот даже сейчас я убогий пишу это и движение страстное как бы хвастовства, что блюду себя... хотя я последний блудник, если бы Господь не держал (вот кстати с чего ради чувства кичатся, если ум сознает ничтожность) ни в помыслах ни в действиях не проходит, а напротив временами обостряется, причем движения эти в большинстве случаев даже не успевают перейти в соответственное движение плоти, а остаются в области груди. Может это физиология и нервы от части,  т.к. скажем выпивая бутылку пива во всех этих случаях никаких движений в сердце не происходит.
А вообще у меня от природы повышенная возбудимость с соматическими проявлениями (краснею, потею, дрожу и т.д - короче дефектный =). Одно время даже принимал транквилизаторы и как ни странно эти движения почти полностью исчезали, однако появлялось движение в виде желания принять лекарство, т.к. состояние умиротворенности приходило. Со всем этим конечно можно жить, но все же спокойно вести духовную да и бытовую жизнь это мешает. Можно ли с этим как-нибудь справиться?

11
В понятие духовный блуд чаще всего вкладывают уклонение в оккультизм/ерись/другую религию.
Но я задался вопросом не гораздо ли шире это понятие?
Вот в книге Иова глава 31 сказано:
26 Смотря на солнце, как оно сияет, и на луну, как она величественно шествует,
27 прельстился ли я в тайне сердца моего, и целовали ли уста мои руку мою?
28 Это также было бы преступление, подлежащее суду, потому что я отрекся бы тогда от Бога Всевышнего.
С одной стороны это можно понять в контексте поклонения небесам и природе - язычество, но с другой не духовный ли блуд любоваться природой не держа во уме Бога, а наслаждаясь Его таврением?
Я последнее время чувствую какое-то опустошение если ем вкусную пищу и не славлю в уме Бога за едой, а придаюсь смакованию вкусом как бы забывая на время о Боге. Не есть ли и это духовный блуд? Блуд - это измена, не есть ли блуд каждое мгновение когда человек произвольно забывает Бога, например ложась на кровать и включая музыку с желанием релаксации и растворения в мелодии, или утопая в чувстве романтики, как в тонком духовном переживании, находясь в живописном месте и  акцентируя внимание на этом переживании?
Про любовь мужчины к женщине даже не говорю, т.к. Апостол Павел прямо сказал:
 "А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу;
а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею:
незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу.
Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения. "
Сейчас конечно задел чувства людей любящих своих вторых половин, но это больной вопрос для многих я думаю, в том плане, что никто не захочет пустить в себя мысль, что утопание в романтике отношений мужчины и женщины есть забвение Бога. По этому давайте рассмотрим отрывок из послания Павла в контексте последней фразы "благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения.", тем более, что куда лучше тяга полов для продолжение рода через романтику отношений, как душевного чувства, чем через плотское влечение.
И так:  "благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения." Выходит развлечение все что отвлекает от Бога, а таких вещей в миру огромное количество, скажем смотришь на витрину с одеждой даже не из желания купить вещь, а просто потешить глаза обилием красок уже забыл о Боге, выходит уже соблудил в сторону от Бога? Получается если честно посмотреть правде в глаза - почти  все мы блудники. Но  и духовного развития думаю не у всех хватит, чтобы черпать силы только в Боге молитвой и держанием Его имени в уме, чтобы не впасть в уныние взяв бремя неудобоносимое. Вот и задался вопросом как найти грань между оправданием и любовью к Богу всем сердцем по первой заповеди, без уклонения в наслаждение тварью?

12
Для того, чтобы понять суть вопроса в начале хотелось бы объяснить, что такое маятник.
Проще всего узнать об этом из книги "Трансерфинг реальности", но читать православным я бы не советовал, в любом случае читая нужно отдавать отчет, что это всего лишь теория..
Чтобы не объяснять своими словами, приведу цитату из сети
Цитировать
Теория маятников.
Что такое маятник? – это любое событие или явление, на которое мы обращаем внимание, по поводу которого испытываем какие-то чувства. Например, многие испытывают раздражение от толкучки в метро, от того, что сосед громко музыку включил, от плохой погоды и.т.п. Все это маятники, которые сосут из нас энергию. И чем больше мы паримся – тем меньше сил у нас остается и тем наша жизнь тяжелее.
....чем сильнее наши эмоции по какому-то поводу – тем больше энергии мы отдаем и, соответственно, тем сильнее становятся маятники. Например, паримся мы по поводу толкучки в метро, бесимся на эту тему – значит, толкучка с каждым разом на тебя будет сильнее воздействовать. Ты будешь встречать ее даже там, где ее раньше не было никогда. Она буквально по пятам тебя будет преследовать. То же самое и с положительными маятниками – чем больше ты радуешься по какому-то поводу, тем больше у тебя будет поводов для радости. 
Из книги по трансерфингу
Цитировать
Итак, главная задача маятника состоит в том, чтобы зацепить, задеть человека за живое, не важно каким образом, лишь бы мысли человека были заняты маятником.
Одним из самых любимых способов маятника получить доступ к вашей энергии является вывод вас из равновесия. Отклонившись от равновесия, вы начинаете «раскачиваться» на частоте маятника и тем самым раскачиваете его.
Самая крепкая нитка, за которую может вас дергать маятник – это страх. Самое древнее и сильное чувство. Не имеет значения, чего именно вы боитесь, но если страх связан с каким-либо аспектом маятника, он получит вашу энергию. Тревога и беспокойство уже слабее, но все еще достаточно прочные нити. Эти чувства очень хорошо фиксируют излучение мысленной энергии на частоте маятника. Если вас что-то беспокоит, вам трудно сосредоточиться на чем-нибудь другом.

Из личного опыта я тоже заметил нечто похожее. Если говорить православным языком, маятники - это бесы питающиеся нашими эмоциями.
Вот отсюда вопорос раскаяние с сильными душевными переживаниями или сокрушение от замечания в себе движения страстей не приводит ли к усилению этих страстей?
Заметил, что когда я не беспокоился по поводу тщеславных услаждений, то их у меня и было меньше (или просто не замечал?), а с тех пор как начал стенать и сокрушаться, то они стали преследовать меня. Тоже самое и по поводу плотских страстей - жил спокойно и меня этот вопрос не беспокоил, а потом в какой-то момент решил перестать смотреть на женщин вообще и вот потом однажды посмотрев почувствовал едва заметное движение страсти ответом на, которое было сильное сокрушения и сердечная боль. Таким образом в надежде изжить сам корень страсти я ввел в привычку такую реакцию и с тех пор смотреть на женщин вообще не могу, т.к. начинается сильный страх, который запускает действие самой блудной страсти на сердце. Молясь Богу с сокрушением иногда начинаю чувствовать как-будто нависшего беса этой страсти и чувствую на сердце это влияние, причем даже без пресловутого "телесного восстания".
Спрашивается стоило ли сокрушаться и стенать как учат Св. О. ? Не запускает ли сердечное сокрушение маятника?
Тоже самое и с раздражительностью, когда стоишь и боишься, что будешь раздражаться, то обязательно это случиться, но с этим справляться легче, т.к. "промах" не фатален и можно экспериментировать. А вот с б. страстью не до практик игнорирования, теперь так и вынужден бегать от женщин. Хотелось бы услышать Ваши мнения по поводу опасности попадания под маятник в процессе раскаяния, и нужно ли раскаяние вообще, как инструмент для получения помощи свыше, или достаточно покаяния как исправления жизни?

13
Как проявляются страсти телесные мы все знаем. Как проявляются грубые душевные страсти - гнев, злорадство, зависть думаю тоже ясно.
Но как отличить ощущения благодатные когда радуется душа "о Бозе" от тонких душевных страстей - тщеславия и гордости?

За собой заметил, что отвергаю абсолютно все "сладостные" чувства, если они не разбавлены в достаточной степени покаянием, и видя в их тут же укоряю себя и глушу тем, что Alexandr назвал психотехникой покаяния. Последнее время задумываюсь, отвергая плохое не отвергну ли я и хорошее, т.к. заметил, что моя жизнь с каждым буквально месяцем становиться все печальнее и печальнее и возможно даже боюсь сам себе признаться, что до воцерковления я жил в каком-то смысле счастливее (даже страшно говорить, да простит меня Господь, видя, для чего я это говорю).  Связываю этот глубоко таящийся ропот именно с отвержением всякой радости считая себя не достойным ее, принимая за тонкие душевные страсти.
Но с таким пониманием боюсь принимать и откровенно тщеславные услаждения, которые порой бывают даже на исповеди, когда называешь грех там где как тебе кажется "обыватель" бы не заметил. Однако же эти движения души чем-то напоминают ликование какое наступает после исповеди - очищения совести. И по этому часто сложно понять грань, особенно когда самоанализ дает два вывода, например: "Радость от осознания, что Господь совершает тебя показывая тебе грехи" и "Тщеславие от видения грехов как песок морской за счет отождествления себя с придуманным идеалом" и если тут я склоняюсь скорее ко второму выводу , то часто бывают моменты где два вывода одинаково могут отражать причину такой радости.

Возможно ответ может дать определение спектра ощущений физических, за счет описания "вещественного", и от части душевных возможно аллегорично обозначая их.
Вот об этом и хочу поинтересоваться, у кого как проявляется благодать и душевные страсти и как можно правильно отличать одно от другого?
У себя заметил чувство "взыграния"  из середины груди, при этом если оно продолжительно от 20 сек. то физически может проявятся мурашками по голове. Пока наметил критерием наличие умиления. Но опять таки умиление может происходить и от видения самого себя себя в радужном цвете не осознанно, по этому не 100% показатель..

P.S.
А истинно духовную радость вообще можно как-то описать словами?

14
Последнее время все чаще возникает вопрос как отличить совесть от смущения?
Лежит ли совесть лишь в области сознания и формируется уровнем нравственности и духовности человека, или является зерном "гласа истины" свыше?
Стоит ли доверять совести человеку не стяжавшему бесстрастие от душевных страстей? Читая Отцов можно видеть, что нет, но о том в понимании, того, что совесть может не требовать там где надо, или наоборот требовать там где не надо не говорится. По этому следом возникает вопрос по мере духовного роста совесть становится требовательнее до мелочей, или мудрее и при этом напротив перестает смущать, то что смущает совесть человека еще лишь идущего к очищению?
Спрашиваю, т.к. часто смущаюсь по разным поводам и сам прихожу к выводу, что излишние смущения от Бога быть не могут.

Но если некоторые моменты смущений поддаются сознанию, которое успокаивает смущение, то есть моменты особо навязчивые. Один монах сказал, что совесть действует тихо не принуждая человека, а лишь указывая путь, а мое "жжение" с навязчивым помыслом от одного вопроса он назвал смущением бесовским (и остальное духовенство с кем общаюсь), не смотря на то, что это смущение происходит от не решимости к заповеди о том "если хочешь быть совершенным" (Мф 19:21). в контексте личного вопроса. Т.е. бес выходит может смущать и принуждая к чему-то хорошему, по своим причинам - привести к гордости, возложить бремя неудобоносимое и пр.

Но не смотря на это все же отличить совесть от смущения не всегда удается, т.к. бывает, что то, что принимаешь за смущение оказывается стоило послушать, а то, что принимал за совесть приводит к не лучшим ситуациям.
Хотелось бы узнать сталкивался ли кто-нибудь с такой проблемой и имеет ли опыт и выводы?

Теперь о второй части темы. Думаю многим часто приходят на ум какие-то мысли и стремления к переменам в жизни, но меняя что-то сложно предугадать о последствиях следуемых за этими переменами. Возможно ответ может дать рассмотрение источника этих мыслей и того, что их предвещало. На примере (за одно надеюсь получить совет в конкретной ситуации)

Закончился рождественский пост и теперь в еще более сильное смущение приводит пища. Часто даже когда благословляю купленную шоколадку перед едой происходит смущение и всякие хульные помыслы в виде обличений моего невоздержания, при чем до поста смущение было меньше. Второй момент, который хотел бы обсудить в теме - как в принципе понять стремление возникающее благое или нет? В описанной ситуации возникает стремление к воздержанию и переходу к простой пище под предлогом того, чтобы сердце было отдано одному Богу и земные удовольствия не имели такого влияния на душу, т.к. заметил, что ранние подъемы происходят легче в не постные дни, когда знаешь, что после правила поешь чего-нибудь вкусненького и такое отношение тоже приводит к смущению, и вдобавок больший ажиатаж когда трапеза обещает быть вкусной. Но вопрос в том приведет ли такой аскетический опыт к увеличению любви к Богу за счет освобождения сердца от привязанностей к земным утешениям и пошлет ли Бог в свое время утешение за такое воздержание или само смущение совести происходит от беса, который посредством его заставляет меня принять такое решение и привести к еще большей гордости от, которой я и без того страдаю постоянно и унынию от отсутствия утешений к, которому я также временами склонен?

Возвращаясь к вопросу о принятия решения о том делать шаг или нет исходя из источника. Допустим определил, что толчком к перемене было смущение от лукавого, но тогда вопрос может ли Бог попустить лукавому ввести во искушения для этого толчка, чтобы обратить его злой умысел в добро? У меня бывали такие ситуации, когда принимал решение от помысла (теперь понимаю - явно вражьего), но в итоге плод уже не смущал.
Здесь тоже принципиальный вопрос от, которого зависит принять решение или нет.

15
Старую тему Прилог, помысел, страсть решил не поднимать, а изложить конкретный вопрос, который мучает.
Очень сильно последнее время страдаю от помыслов, хотя может раньше так было, просто не замечал их.
Задаюсь все чаще вопросом, каяться-ли в помыслах осуждения и тщеславия, когда сознанием отвергаешь их?
Чтобы было понятней объясню на примере.
Допустим видишь или вспоминаешь нечто, что совершил человек и что не является правильно субъективно, но чаще объективно. Вспомнив это почувствовал приближающийся помысел, который либо выходил бы из душевного состояния, либо удобно принимался бы им при не бдении сознания над чувствами. Но т.к. в виду огромного количества помыслов я приучаюсь всегда бдеть над тем, чтобы сознанием не пустится в сосложение  с ним я переключаюсь, однако из того, что такие помыслы удобно могут быть вложены в душевное состояние (как пазлы), т.е. душа может чувствовать притягательную силу помысла тщеславия или осуждения не знаю есть ли это лишь сочетание или все же уже сосложение, когда я не позволяю душе броситься в этот помысел и услаждаться им или продолжать беседу с ним. Из этого возникает очень важный и принципиальный вопрос – каяться ли в таких помыслах или отвлекать внимание при приближении его? Дело в том, что если каяться, то с одной стороны плюс в том, что начинается видении своих грехов  бесчисленных как песок морской и ощущаешь себя действительно худшим из людей, а если не каяться, а воспринимать как навязываемой, т.е. чужое, то поводов для покаяния за день набирается от силы 3-4 и по этому слова молитв в, которых говорится о том, что ты "яко же бо свиния в калу" и "достоин есмь всякаго осуждения и муки"  не удобно принимаются от всего сердца, хотя сознанием опять таки понимаешь, что раз Он "и в ангелах своих усматривает недостатки", то тем паче и во мне согревающем.

Пробовал и так как сейчас относится к помыслам и каяться во всех, но при этом боюсь попасть в ловушку, когда начинал сокрушаться в помыслах осуждающих внешность человека, например «у него нос большой», которые я бы и принял до воцерковления еще в подростковом возрасте, но теперь об этом и речи идти не может, т.к. все взрослые люди и понимаем, что суждать внешность это не только грешно, но и глупо. Однако приняв мысль о покаянии во всех подкрадывающихся помыслах начал каяться и в этих. А при таком покаянии непроизвольно останавливаешь сознание на этом помысле, чтобы прочувствовать его мерзость, и таким образом приводишь душу в движения от медления в нем (или медля в помысле тщеславия испытываешь тщеславие, но и каешься в нем) от этого и происходит покаяние часто до отвращения к себе.
Вот это один из главных вопросов, который встает предо мной.
В один момент приняв такой образ мыслей читая Иисусову молитву (однако это было не при покаянии в очередном помысле, а от осознания не достоинства) почувствовал близость Бога, и свое не достоинство даже Имя Его произносить – вот это было настоящее покаяние – это первый раз за всю жизнь когда я почувствовал близость Бога - его любовь и свою ничтожность, слезы были теплыми и утешающими. Однако это прошло как только я принял помысел передери в другое место храма, чтобы не смущаться мамы, которая стояла впереди и могла оглянуться. Но не знаю можно ли такое состояние было связать с моим тогдашним отношением к помыслам или благодатью, т.е. посещением Бога не за образ мыслей и правильность пути, а по благодати – тогда я ездил трудником в Псково-Печорский монастырь, и было это после благословения старца схимонаха от, которого буквально исходила любовь  и благодать.
Очень хотел бы, чтобы молитва всегда была такой, но стоит ли это связывать с покаянием во всех предложенных помыслах, которые сознанием можно отвергнуть на стадии между сочетанием и сосложением или сосложением и пленением не знаю, и правельно ли я для себя определяю, что это не есть пленение или сосложение - тоже вопрос. Чувствую, что я запутался и от правильного решения зависит опять таки вся духовная жизнь, как с правильным отношением к покаянию http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=3221.0
С одной стороны хочется покаяния, с другой стороны хочется избавится от помыслов, чтобы они не переходили даже в стадию сочетания, а оставались лишь как прилоги проносящиеся и не смущающие.
Очень нуждаюсь в духовном совете.
За ранее благодарен за ответ.

Страницы: [1] 2