Alexander, вот это уже ближе к тому разговору, который бы хотелось хоть немного завязать в этой теме.
Если мы хотим что-то понять в Духе и приобщиться к Гнозису, нужно выйти из навязанной ментально-матричной системы. Перестать работать на рационального заказчика. Этот заказчик транслирует свою волю из всевозможных рупоров. Современное богословие - один из его заводиков по изготовлению обманного дурмана, наевшись которого человек полагает себя обладателем высоких знаний, недоступных непосвященным.
Известно два способа преодоления барьера рационального знания с целью восхождения в область Гнозиса. Первый - мучительно-долгий, полный соблазнов, обманок и приражений. По нему идут многие, а доходят единицы единиц. Он заключается в шлифовке и организации ума в процессе научной проработки материала. В конце этой деятельности рациональный ум добирается до своих пределов, и происходит понимание ограниченности этого пути. Такой ум может взглянуть ввысь, но взлететь в высоты не может - у него нет крыльев, он приучен ползать. Да и сердце может спать.
Второй способ и путь - молитвенный, деятельно-созерцательный. Про него я говорил неоднократно. Схождение успокоенного и молчащего ума в очищенное и умиренное сердце, их единение, рождение в Духе, а затем освоение умственно-душевного пространства под водительством Духа. В этом освоении есть как этапы восхождения на сверхумственные высоты, так и этапы спуска в глубины души. Такая работа происходит в самом человеке, отсюда и внимание переносится на человека, а не на набор и обсуждение внешних знаний.
Человек, соединяющий оба способа, т.е. идущий деятельно-созерцательным путем и имеющий развитый обученный ум, может наполнить рациональную (догматическую) систему бОльшим смыслом, предлагая ее в качестве символической лестницы восхождения для других умов. Таких людей, соединивших оба способа, очень мало. Среди них - прп.Максим. Но даже и на нем мы видим всю сложность такого соединения-построения, когда высокие прозрения сменяются банальной философией и заумью ненужных рассуждений.
Важное для нас - это не изучать догматизированные ступени символической лестницы, не лобызать их, а идти по ним, восходить, отталкиваясь от низших ступеней, касаясь высших, поклоняясь не им, а Богу.