Исихазм

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Темы - Питирим

Страницы: [1] 2 3
1
Келейные беседы / Абхазия
« : 18 Декабрь 2015, 19:23:48 »
Абхазия. ноябрь 2015

Новый Афон. Маленький, уютный городок, с множеством выдающихся мест: Грот апостола Симона, Анакопийская гора, Монастырь Новый Афон, пещеры, три котла, деревня Анухва.

В первый же день по приезду, посетил станцию Псырцха стоящую на реке, старая, с виду заброшенная, но необычная, хранящая дух 50-60 годов.

Грот Симона Канонита. Находится в ущелье в заповедной зоне. Первый раз придя сюда, увидел горную реку, зелёные деревья, в конце ущелья скалу с небольшим гротом, где хаотично расположены сотни маленьких икон. В темноте сидел послушник, вторящий вызубренные текст «о месте сем».
Во второй раз, уже не замечал ни деревья, ни реку, наслаждался покоем кот. царил вокруг. Поток мыслей как будто иссяк. Не забываемое место.

- Скажите как пройти на Анакопийскую гору?
- Туда иди. Эээ стой куда пошел?!
- На гору…
- На какую гору! Садись хачапури кушай, вино пей, потом на гору! Голодным не дойдешь… 

Анакопийская гора. видна с любой точки Нового Афона, на её вершине остатки Анакопийской крепости и отличная обзорная площадка, виды с крепости впечатляющие.

М-рь Новый Афон. К своему удивлению, увидел большой монастырь, внешне ухоженный… Территория внутри огорожена от туристов, открыт проход лишь в большой храм, кот. в центре монастыря. В храме, довольно красиво, много росписи. В отличие от многих других храмов, здесь большое количество стульев… Некоторые люди просто молча сидели в тишине. Есть храмы в кот. растворяешься, они как будто живые, этот один из немногих. Не хочется уходить из таких мест.

В один из дней встретился с о. Дорофеем (Дбар). В ходе общения, увидел искреннего и хорошо образованного человека, кот. стремится сделать всё возможное для становления независимой Абхазской Церкви. Церковь для него в первую очередь это люди! Рад нашему очному знакомству.

Пещеры Нового Афона, впечатляют своим масштабом, необъятные залы внутри гор… Описывать бессмысленно – нужно видеть! Перед отправкой вагонов метро в пещеры, подходил пожилой человек кот. в молодости, первый нашел и спустился в них, он и по сей день работает в инфраструктуре пещерного комплекса.

Три котла. Удивительное место, бежит река и вымывает с годами огромный котёл, за ним еще один, за ним еще один. С первого во второй можно попасть, поднырнув под глыбу скалы. Всякий раз, когда приходил сюда, купался в этой бодрящей горной воде. В обратную сторону от трех котлов располагается зелёный каньон, вверх по веревке, далее по тропинке над ущельем… Когда впервые прошел по нему не покидало чувство восхищения. Только ради одной этой красоты стоило ехать почти 2000 км!

Анухва горная деревушка. Находится примерно в 10 км от Нового Афона. Шел один, снова мог наслаждаться тишиной, и красивой природой. Необычные растения, диковинные мосты кот. когда-то построили монахи. В самом начале деревни, увидел большой храм с железными обрушившимися стропилами. Домов в деревне не много. Здесь свой размеренный, не суетливый быт и царство тишины. И почему здесь скит не построили?! Возвращаться в Новый Афон совсем не хотелось. После деревни Афон представлялся шумным мегаполисом.

Озеро Рица. Название давно на слуху у туристов. Звучит многообещающи. По дороге на озеро почти все туристы останавливаются на пасеке, где всё красиво отделано, есть гиды кот. расскажут и покажут всё в лучшем виде… Удивительно, но основной акцент там сделан на активной продаже, настолько активной, что начинаешь сомневаться в горной пасеке, не декорация ли это?!

По дороге на Рицу рассказали историю. На пост ДПС, пришла бабушка с бычком и привязала его к шлагбауму. Инспектор возмутился, приказал отвязать бычка. А бабушка говорит инспектору: - Год назад ты пришел сюда совсем худым, а постоял возле шлагбаума и вон как растолстел… Пускай бычок постоит у шлагбаума, хоть немного поправится…

Не доезжая несколько км до Рицы, наша машина застряла в снегу.  Удачная случайность, на машине не смог бы хорошенько рассмотреть горы и насладиться окружающим пейзажем… Долго не думая пошли пешком… Дорогу на Рицу, вид снежных горных вершин, обрывов, горных рек и водопадов, описывать нет смысла... Такие вещи нужно видеть своими глазами!
Попав на озеро, невольно про себя отметил, впечатления, полученные от дороги гораздо больше и глубже, нежели от озера…

- Привет, ты где?
- В Абхазии.
- Ну и что там в этой Абхазии?
На лице невольно появилась улыбка, вспомнил ущелья, водопады, звенящую тишину, восхищение от увиденной природы, можно ли это передать в полной мере словами?!!
- Это нужно видеть!

2
"Соединение ума и сердца в молитве - первый необходимый шаг к преодолению последствий первородного греха". (Софроний Сахаров)

Говорят, ум не только сущность, но и энергия. Кроме ума, существует разум. Ум и разум - два разных начала. Предназначение ума - богообщение, постижение духовного мира... Предназначение разума - взаимодействие с миром материальным, аналитические познания тварного мира, его освоения.

Следующая мысль. В начальном, перво созданном состоянии человека, ум не связан с головой, его сущность и энергия находится в сердце. Деятельность же разума, рассудка изначально связана с головным мозгом.

До грехопадения Адама, высшие начала души, умная сущность и энергия ума, пребывали целостно в духовном сердечном центре. После грехопадения, энергия ума рассеялась, частично включившись в работу разума, соединилась с мозгом. Человек потерял способность созерцать и лишился высшего блага богообщения. Таким образом ум, расставшись с сердцем, разъединил человека с Богом.

"Ум человека приобретает внешние познания в отрыве от сердца". (Софроний Сахаров)
Ум втянут в разумную заботу о земном, он утратил своё назначение... Вместо богообщения он постоянно погружен в вечный поток помыслов, кот. плодит рассудок. Умная молитва возможна при отделении ума от рассудка, сердечная при соединении ума с сердцем.

Говорят сердце - вместилище духа. Точка из кот. исходит и к которой возвращается вся духовная жизнь.

3
Встречая фотографии, икону Николая II, фото его семьи, невольно всплывает вопрос: в чём святость этих людей? чем они лучше прочих  убитых...

Часто слышу аргумент: помазанник Божий, и этим всё сказано.

Царей помазанников было не мало, но сложно сказать, что помазание их сделало святыми... Скорее помазание отсекало возникающие  вопросы... Примеров как цари "чудили" много, это помазание действовало? Нет, это человек такой был.

Насколько понимаю, человека который отрекается перед смертью от Христа не считают мучеником - потому как отрёкся; а тот кто вытерпел все мучения и не отрёкся - тот мученик и почитаемый герой!  Как тут быть с отречением Николая?

Генерал армии, убитый после отречения от армии, он что получается герой и его мы считаем генералом? Нестыковка. Коммунист, отрекшийся от партии, и повешенный фашистами - он тоже герой? Вроде нет.

Поясните, не понимаю...

4
Аскетическая практика / Сила подсознания
« : 30 Декабрь 2014, 20:33:50 »
Интересная вещь подсознание, живёт в нас, влияет на нас, но мы редко его замечаем.

Слово такое – подсознание, как будто оно где то под сознанием, в неком подчинении, в подвале как золушка, и выполняет рутинную работу по дому, столь же неприметное, скромное, трудолюбивое, со своими тайнами и мистическими связями.

Однажды после сна, наблюдал, как проснулось сознание, стало осматриваться, приходить в себя, трезветь, но было смыто бурным потоком мыслей и образов, что напитал накануне мозг. Сознание снова выбралось, поток поутих, началась работа мысли. Вроде отдохнул, но чётко ощущалась нечистота сознания. Еще чётко видел работу двух центров одновременно.

5
   Порой в разговорах употребляется словосочетание «апостольская преемственность». Если задать уточняющий вопрос, обычно отвечают: «преемственность в благодати, как на апостолов сошел огонь в пятидесятницу, так и при таинстве рукоположения на священство, только невидимо»… Да, и прибавляют: «…и эта преемственность в благодати, через рукоположение, в православии непрерывна от самих апостолов…»

Мда, и ответ есть, и вопрос остаётся открытым.

   Мне лично не понятно, почему эта «спец. благодать» исходит через апостолов при рукоположении. Таинство? Возможно, но на ум приходит - продолжение Филиокве… Возможен конечно аргумент, апостолы молятся и через отца посылают благодать... Простите, но пахнет безумством.
 
   Про таинства. Многие знают, что в православии довольно много таинств, и ни один собор формально не утверждал их количество, и причин для этого нет…
В то же время на западе их чёткое количество 7, не больше и не меньше, в подтверждение этого было 2 утвердительных вселенских собора (II Лионский 1274 г., и Флорентийский 1439 г.) юридически закрепивших за церковью таинства.

   Когда люди после бракосочетания разводятся, или после исповеди не чувствуют отпущения грехов, страстей, считается, что виновны люди, а священник свою миссию (проведенную по чёткому регламенту) выполнил.
   Когда священник начинает «чудить», всё в порядке, благодать не умаляется, он же священник, ведь благодать к нему направил епископ, а у него от самих апостолов… Снова пахнет юридическим подходом.

Святой Дух никогда не становится узником, какого бы то ни было института.

6
Отделено от темы: http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1711.0
---


Если не дурачится умом и не жмуриться, то их легко увидеть - на то и официоз, который всегда перед глазами. Итак, кого Вы видите? За последние годы я видел лишь одного - митр.Антония (Сурожского). И что сделал с его детищем - общиной - официоз, когда митр.Антоний ослаб и умер? По плодам узнаем их.
Как поживает сегодня его община? ничего про них не слыхал... Интересно а к чему такие потуги, создание епархии, общины,  строительства... Ради чего всё?

7
1. Исусова молитва:
Господи Исусе Христе Сыне Божий божий помилуй мя грешнаго.
В классической молитве много слов и очень много слогов, и держать её, совсем не удобно... Можно пробовать стараться, но неудобно - факт. В добротолюбии (не помню точное место) говориться, что начальным легче вторить краткую молитву. Но начальным вопреки учению достигших высоты отцов - дают именно полный вариант молитвы. Не задумываются? наверное просто не знают...

2. Краткая молитва:
Гос-по-ди Ису-се Христе помилуй мя
Все равно много слогов, и вдох и выдох дробит слова. Может быть это по Русски так тяжеловесно звучит?

3. По Гречески: Кирие Ису Христэ Элейсон Мэ
Звучит весьма удобно, кратко и молитву можно вторить за два-три присеста (вдох и выдох или выдох - вдох - выдох) в общем удобно, ощущение как будто всего 5 слогов...

4. Практика кратких молитв существует довольно давно, и приживаются именно удобные молитвы - где мало слогов... Не буду приводить знаменитую шестислоговую молитву Буддистов (Ламаистов), те кто её знают, полагаю пробовали насколько удобно вторить, очень удобно...

В опрос заключается в количестве слогов в классической Исусовой молитве, почему их столько???
Давно задаю себе этот вопрос, и всё как то ухожу от него, нахожу оправдания, отговорки и заминаю...

8
Келейные беседы / Не города, а страны
« : 23 Март 2013, 15:00:33 »
Мы о многом говорим, обсуждаем духовные вопросы, а ведь есть и другая реальность, и она вне зависимости от наших желаний развивается стремительными темпами... Время идёт и полагаю оно уже близко с каждым годом...

http://www.youtube.com/watch?v=utVLescQI8s

http://www.youtube.com/watch?v=xG_aL3BER40

9
Диалог / Иудаизм. Талмуд.
« : 02 Июль 2012, 18:05:33 »
Но у нас пока относительно мягкий случай, нам удалось выкрутиться.
Тема из "Ислам. Коран" переместилась в "Иудаизм. Талмуд". :lol:
Если не затруднит перенесите часть темы из "Ислам. Коран" в эту ветку! Дабы разделить мухи и котлеты...

Краевед, расскажите подробней ваш опыт соприкосновения с иудаизмом...

10
Диалог / Ислам. Коран.
« : 14 Июнь 2012, 20:28:19 »
Давно хотел разобраться с Исламом, и уяснить для себя "кто они?", все же вторая религия по величине, после христианства...
Помню когда поп Даниил Сысоев периодически "подкусывал" мусульман, возникало противоречивое чувство: поп вроде наш, говорит грамотно, но чувствуется явный подвох в его словах...

В общем в "Москве" на Тверской, приобрел Коран, перевод с арабского В.Прохоровой (действующий член Российской Академии Наук).
Начинаю изучать... Места где говорится о Христе, Богородице, Евангелии помечаю зеленым стикером... Примерно на стр. 150 ступор, оставляю чтение...

Обнаружилось, что упоминаний о Христе настолько много, что книга к концу распухнет от зеленных стикеров.

Приведу краткие выдержки из Корана о Христе:
Сура 5 Трапеза ст. 46
"По их следам отправили мы Ису (Исуса) сына Марйам, чтобы истинность закона утвердить, что был ниспослан до него.
Ему Евангелие мы послали, в котором правый Путь, и Свет, и подтверждение того, что до него ниспослано в Законе, и правый путь и увещание (для верных), которые страшатся (Бога)."


Сура 5 Трапеза ст. 82
"...И несомненно ты найдешь, что ближе всех в любви к уверовавшим те, кто говорит: "Мы - назореи". И это потому, что среди них есть иереи и монахи, которые гордыни лишены.(и не возносятся перед другими)."

Сура 42 Совет ст. 13
"Он учредил в религии для вас закон, который был завещан  Нуху (Ною), - тот что внушением тебе мы ниспослали, и что завещан Ибрахиму (Аврааму), Мусе (Моисею) и Исе (Исусу) :
в религии блюдите стойкость, и в ней единство сохраняйте!". ... К себе Бог избирает тех, кто этого желает, к Себе ведет того, кто обращен к Нему.
"

Читая эти строки невольно возникает вопрос: а с чего весь сыр бор, покусывания друг друга?... :-o
Сура 2 Корова ст. 253
"И Исе (Исусу) сыну Марйам, Мы даровали ясные знаменья, и Дух Святой для укрепления Его."

11
Грани православия / Табель о рангах
« : 04 Апрель 2012, 13:18:57 »
Предлагаю немного исследовать некоторые нюансы связанные с должностями и статусами в православии. Для меня этот вопрос до сих пор остается не решенным, и пока не знаю как правильно к нему относиться. С одной стороны - подчинение иерархии церковной, гораздо проще и выгодней, с другой не следует забывать что это люди, и могут учить и заставлять подчиняться строго в угоду своих интересов...

12
Грани православия / Мнения о фильме
« : 21 Февраль 2012, 15:45:46 »
Фильм "Остров"


Игнатий Лапкин (с сокращениями): То что культивировали тысячу лет в России, вдруг талантливо, точно показано на экране. Прозорливость – пожалуйста, сколько угодно, хоть тачками вози. Юродство - вот оно, с колокольню, на которой возлёг Мамонов. Нужны исцеления от бесов, брошенные костыли – о чём мечтает вся Россия? И этого больше, чем на барже угля. Постоянное повторение Иисусовой молитвы, сокрушение о грехе до смертной доски, умирание от тоски и жжения в груди от сознания тридцать лет назад сотворённого греха и это с верой наплывает на весь экран.

Да как же не любить фильм такой! Но пройдёт эйфория и начнут протираться очки... А кто-то и добудет мази, обещанной Христом для верных, чтобы увидели срамоту свою, отображённую в фильме. О Христе в фильме нет речи. Главное - исповедать и причастить, исповедать и причастить. ...
 
Мы решили узнать мнение Московской Патриархии о фильме "Остров", и вот какой ответ получили: «Фильм прекрасен. Он очень поможет православной миссии, как в России, так и на Западе. Картина убедительным и ясным языком говорит о вере, и это – прекрасно. Впрочем, нужно помнить, что сегодня многие из тех, кто называет себя старцами, приносят людям больше вреда, чем пользы.  Духовный дар – особая харизма, должны проверяться церковью. Об этом хочется напомнить зрителю, чтобы не дай Бог, они не бросились искать старцев, забыв о Христе».

О.Александр Абрашкин: «Отца Иова мы в душе осуждаем. Но если бы не было такого законничества, такого уставщика, монастырь бы развалился».

Протоиерей Всеволод Чаплин: «Но самый сложный для меня вопрос следующий: фильм безапелляционно оправдывает фигуру «старца-харизматика», которому позволено всё: обманывать, игнорировать церковные правила, давать сомнительные советы, руководствоваться только своими мыслями и душевными движениями, не обращая внимания ни на что более. Герой Петра Мамонова поступает так, что мы видим добрые плоды его трудов. И то делает его положительным персонажем. Но мы знаем, что многие такие же «старцы-харизматики», среди которых есть и достойнейшие люди, приносят людям явный духовный вред и зло.
Я знал нескольких таких людей, которые сначала допускали вольности, потом начинали верить, что только они имеют прямой доступ к Небу, тогда как все остальные заблуждаются, а кончали расколом и сектанством.

Поэтому хотелось бы тем, кто смотрит фильм, напомнить, что не все такого рода «харзиматики» обязательно несут людям лишь добро.
А проверяется их деятельность плодами, которыми, согласно Евангелию, должны быть «любовь, мир, долготерпение, милосердие»…

Игнатий Лапкин: Когда я кричал о том, что называемое ныне православием есть совершенно новая религия обрядоверия и даже шаманства, не имеющая ни малейшего обоснования в Библии, к тому не прислушались, но это и нашло отражение в фильме. Вот то самое, к чему стремились тысячу лет на Руси!  Фильм - мечта! Вот бы его воплотить наяву! Но что бы мы тогда увидели в действительности? Монастыри на островах, прозорливцы юродствующие, народ, мыкающийся в дикой слепоте. И ни единого намёка на жертву Христову, на личное уверование в искупительную Жертву Спасителя.

Одобрением сего фильма открыли зелёный свет всем дуракам в старчество, теперь может начатья паломничество и массовое разочарование в новоиспеченных старцах. Принятый сюжет фильма есть ни что иное, как жажда иного вида спасения, не Евангельской веры, чуждого Апостолам благовествования. Этот фильм есть удачно экранизированная - карикатура на Евангельскую веру.

Будь консультантом в фильме Апостол Павел, да разве бы он сказал, что снимается то, что Христос оставил? Он бы даже и не понял, что это за вера, о чём она, где здесь Христос, где благовестие.

Народ будет искать и Мастера с Маргаритой, и старца Анатолия, и Матрицу, и Гарри – лишь бы была жвачка подешевле и подольше хватило. И обязательно чтобы кумир устроил жизнь, без наших усилий, как-то бы всё наладилось и десятый брак оказался более удачным, чем предыдущие девять. И чтобы по любому вопросу обращаться не к Богу, и не к святой Библии …

После первого показа фильма я сразу же высказал именно эту мысль, что народ очень быстро скатится к полному шаманству... Монастырям не поможет подпитка от блудного.

Иер.3:23 – «Поистине, напрасно надеялись мы на холмы и на множество гор; поистине, в Господе Боге нашем спасение!»
Мал.1:10 – «Лучше кто-нибудь из вас запер бы двери, чтобы напрасно не держали огня на жертвеннике Моём. Нет Моего благоволения к вам, говорит Господь Саваоф, и приношение из рук ваших неблагоугодно Мне».

13
... некто серебряник, именем Димитрий, делавший серебряные храмы Артемиды и доставлявший художникам немалую прибыль, собрав их и других подобных ремесленников, сказал: друзья! вы знаете, что от этого ремесла зависит благосостояние наше; между тем вы видите и слышите, что не только в Ефесе, но почти во всей Асии этот Павел своими убеждениями совратил немалое число людей, говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги.
  А это нам угрожает тем, что не только ремесло наше придет в презрение, но и храм великой богини Артемиды ничего не будет значить, и испровергнется величие той, которую почитает вся Асия и вселенная. Выслушав это, они исполнились ярости и стали кричать, говоря: велика Артемида Ефесская! И весь город наполнился смятением. Схватив Македонян Гаия и Аристарха, спутников Павловых, они единодушно устремились на зрелище....


По образному выражению одного пресвитера, мы склонны проповедовать купола и колокола, а не Христа и нравственную жизнь. Часто можно услышать такие, например, «советы новоначальным»: «Ты вот постись, ходи в церковь, читай такие-то и такие-то молитвы, съезди обязательно в такую-то обитель к старцу, отслужи молебен такой-то иконе» и проч., и проч. Наставляемый говорит: «Да я не понимаю ничего, что в церкви происходит, и молитвы мне не понятны…» На это следует такой ответ: «Ну и ничего, что ты не понимаешь. Главное, что бесы понимают, а тебе и не надо ничего понимать», - то есть как бы всё само собой, автоматически, где-то там на небе произойдёт, а ты только выполняй то-то и то-то. Это и есть магизм».

Мы из церкви делаем этнографический музей. Мы, погружаясь в дебри аскетической письменности, не только не приобретаем, но и теряем эти качества. Нас интересуют абсолютные послушания, мистические духовничества, типиконное постничество и пр. Гоняясь за этими журавлями в небе, мы нередко выпускаем из рук синицу обыкновенного человеческого здравомыслия. И получается так, как сказал свт. Василий Великий высокопоставленному чиновнику, начитавшемуся книжек и ушедшему в монастырь: «Ты и сенаторство потерял, и монахом не сделался». Приобретя ангельский чин, смотри, не утрать человеческого».

Особо посвящённое лицо, жрец или маг, должно точно выполнить то или иное обрядовое действие; и если оно правильно совершено, если учтены все значимые потусторонние обстоятельства дела, то результат гарантирован, независимо от внутренних расположений сердца человека, от его веры, взглядов, дел, нравственного состояния и пр. Главное – учесть все обстоятельства и скрупулёзно точно, посвящённым лицом исполнить определённый род действий. Если магизм проникает в церковь, он коренным образом извращает внутренний строй христианина, так что он фактически перестаёт им быть, хоть может быть внешне весьма воцерковлённым человеком. Магизм в церкви прежде всего извращает отношение человека к Богу, извращает саму мысль о Боге. Магическая точка зрения стоит на том, что Богу нужен только обряд, правильное, во время исполненный, в остальном человек Богу ничего не должен, и отношения человека и Бога этим вполне исчерпываются.

Церковь у нас превратилась в некую белую магию православного обряда. Пастырям проще выступать в роли жрецов – отслужить молебен или требу и, получив плату, на этом закончить созидание церкви. Людям же легче поставить свечи, написать записки, пройти по канавке, сходить к поясу в храм Христа Спасителя и т.п. в надежде, что они автоматически окажут нужное магическое действие, чем разбираться в своей жизни и строить её в соответствии с Евангелием. Внешний антураж.

У многих пастырей, в огромном количестве церковной литературы имеет место именно лубочное, псевдоцерковное христианство. Почему-то многие считают, что работа мысли вредит чистоте церковной жизни. Смотрят на жизнь сквозь узкую щель лубочного мировосприятия. Происходит подмена Бога и церкви её служителями. Послушание становится предметом спекуляций, рабским подчинением, только отдаляющим человека от Господа. На духовников сваливается вся жизнь паствы, люди хотят взамен свободы получить «гарантию спасения». Но отказ от свободы есть отказ от христианства. Духовники становятся безраздельными властителями. Покривляется весь строй не только христианской, но вообще жизни. Манипуляция жизнью подвластных. В других религиях для разрешения ровно этих же вопросов существуют гуру, шейхи, шаманы, ламы, цадики, друиды и проч. Церковь становится для людей магией.

 (Игумен Пётр, насельник Даниловского монастыря)

14
Постараюсь быть кратким. Прошу простить за отсутствие стилистики, ошибки и жесткую действительность. Мы порой живем образами, которые в нас вселяют и питают время от времени... Считаю, что простота и исренность приносит всем  значительно большую пользу.

Отъезд. На Афон собирался долго. Завершил все дела. Решил, если будет душа лежать к какому нибудь из монастырей, скитов, келий, то останусь без раздумий. Перед вылетом открываю евангелие и случайно попадаю на главу 4 от Иоанна: ...Отцы наши в горе сей поклоняются, а вы говорите в Иерусалиме есть место... Грядет час и ныне есть когда истинные поклонницы поклонятся Отцу духом и истинною, Отец таковых ищет...

Греция. Был удивлен видом греков, которые в большинстве были маленького роста, с кривыми арабскими носами и темноволосые. Представлял себе высоких, светловолосых с прямыми носами греков. Храм  Димитрия Солунского в Салониках, поразил — чем то напоминает огромный концертный зал, всюду микрофоны, кресла и стулья, солея как сцена поднята примерно на см 50-70, алтарь как закулисье в котором ходили какие то люди (на момент прихода там убирала клининговая компания). Под алтарем находится музей. Зашел в храм Г. Паламы, Софии, ощущения как будто попал в театр...

Пресвитеры в Греции курят, если на вас подрясник, вам обязательно в кафе предложат сигары...

Первый Старец. Прибыв в 4:30 утра на пустой автовокзал, я познакомился с Афонским старцем.  Отец А. 20 лет живет на Святой горе в месте где неприступные скалы и самый суровый климат. Он возвращался из Москвы и охотно пригласил меня к себе в гости на Карули. Спрашиваю как я вас найду среди скал? Он говорит, а у меня замый большой там, мраморный дворец. Как я после убедился, он говорил о дворце в прямом смысле. Мраморное хозяйство была весьма внушающих размеров, со спутниковой тарелкой, с большой церковью, и серьезными подсобными помещениями. Ожидая автобус старец с наслаждением рассказал как в Москве оплевал работников спецслужб... Примерно через месяц, до меня дошли слухи, что этот самый Старец. рукоположил приехавшего с России попа. Видимо за горячей беседой их политические мнения разошлись и паломник уехал с фонарем. Мда, политика грязное дело...  8-)

Старцем на Афоне называют официального владельца келии или игумена монастыря, скита. Остальные седобородые жители зовутся просто  отцами, братьями. Бывает старец келии инок лет 30-40, и у него проживает иеромонах и/или монах лет 50-60, находясь у него в послушании. Игумен (глава) может быть в монастыре или скиту, только один, при снятии с послушания игумена, человек становится снова иеромонахом.

Афон. По мере приближения к Афону, эйфория все больше наполняла меня. Когда стали приближаться к первой Афонской остановке, было чувство, что выйду и сразу сделаю земной поклон горе... Мне перед остановкой говорят: тут есть паломники, выходят на Иваницах и начинают кланятся и целовать арсану, ты не из таких случаем? Я говорю, не не, а сам думаю, а ведь вышел бы и поклонился... Первая остановка, выхожу, несколько шагов и я на Святой горе, все как то просто и обычно...

Евсфигмен.  Вдоль дороги растет лавр, дуб, еще какое то необычное без коры  дерево. Поднимась на гору виднеются огромные монастырские виноградники и оливковые рощи.  Прийдя в монастырь сразу увидел гранатовое дерево, мандариновое, хурму, грецкий орех, в нос ударил запах навоза. Насколько понял, я зашел в монастырь с хозяйственной стороны.   :?

Картина маслом: один отец стирал белье вручную, второй возился в сарае, откуда несло навозом, еще один вел трактор, несколько человек окучивали капусту, на арсане кто то ловил рыбу. Вот это настоящие монахи, промелькнуло в голове, трудяги, вот он образец монашества!  :roll:

Вспомнил статью на форуме hesychasm.ru. Это тот самый зилотский монастырь который в осаде уже лет 20, а это те самые монахи зилоты, они никого не поминают, не принимают паспортов, инн и т.д.  :-o

Тут в метрах 500 от монастыря Евсфигмен, поднявшись в гору, находится пищера св.Антония Киево Печерского. Именно отсюда 1000 лет назад, началось русское монашество.

Если видите работающего грека, значит это подвижник! Греки вообще не любят работать, и всегда кого то нанимают сделать за них работу (кроме подсчета денег). Грек с метлой или лопатой это однозначно либо блаженный либо святой.  :-D

Келлиоты. Есть келия в одном из ущелий, туда нельзя проехать на машине, и нет дороги для пешеходов, проехать можно только на личном катере. Среди каменных глыб стоит большая келия, здесь живут 2 старца схимника. Один из них отец Р. весьма известный, ему 75 лет, живет прямо у моря, второй отец И.чуть глубже в ущелье.
Хозяйство у них добротное. Небольшой прудик с рыбками, большая трапезная на человек 20, храм на человек 15. Ремонтная мастерская, комната для пришедших  на 4 человека, душевая, туалет. Летний эленг с огроммным катером, как потом оказалось, он очень мощный и на воздушной подушке. Катер сделали по тут на месте по индивидуальному проекту. Есть и техника, но мне лучше молчать об этом.
Ближе к вечеру увиделся со старцем О.Р. Мне были даны советы, возможно даже мудрые, но  для другого устроения, ко мне они не имели отношения. Старец после нашей беседы сказал, что я сам себе духовник и направил меня к прозорливому старцу греку О.Г. После, я стал спрашивать друга Афонита, как найти того старца, он заулыбался и сказал что, лучше с ним пока не встречаться, в связи с временным сдвигом на базе ИНН и паспортов...  :-o

Спустя время, передвигаясь по Святой горе, я не раз с улыбкой вспоминал старца этой келии отца И., наверное он «хохол», говорит: к нам народ приходит и ест, приходит и ест, толпы, а ведь мы не зарабатываем денег... да ты не подумай, у нас хватает продуктов, нада, поедем и еще купим, кстати ты поесть не хочешь? )))

В первые же дни когда от отшельников шел в Зограф, четко знал, что не останусь на Афоне.

Зограф. Огромнейший древний болгарский монастырь, братии человек 20, почему то не тянуло с ними беседовать на духовные темы (встретил с ходу блаженного, после в глубине монастыря еще одного). Монастырь отстроен на Российские деньги с условием, что половина братии будут русские, это и прописано во внутреннем документе. Однако кроме улыбок от болгар пока ничего нет. Говорят болгары не хотят идти в монашество, братия помалу вымирает.  :cry:

Констамонит. Маленькая святая обитель, тут греки трудятся своими руками. Финансовую помощь ни от кого принципиально не принимают, живут бедно, но достойно своего звания. Света в монастыре нет и не было. Когда был там, греки постригли одного русского иеромонаха. Вокруг монастыря редкая тишина... Техники почти нету, паломники тут редкие гости. Старчеством тут не «болеют», тут один старец - игумен, больше никого не признают, живут в молитве и труде, тишине и безызвестности.

Келлиоты. Карея. Старец, русский инок лет 35, в послушании у него иеромонах лет 50 и пара послушников. Поражен был электро оборудованием, что тут было. Распорядок у братии простой: 4 часа в день работа, четка с 1 до 5 ночи, далее литургия и отдых. Отцы мне понравились, простые русские люди. Вечером заезжали отцы с Филофея, шутку рассказали: раньше среди мирян были тайные монахи, сегодня же, среди монахов тайные миряне.)))

Каруля. Заходил в разные келии, и к грекам и к русским. Видел и поврежденных и оставшихся при «своих» спустя десяток лет жития в горах. Тут есть люди кто трудится и живет в беззвестности, а есть и писатели книг и стихов, чающие популярности. Русские в Керасье в основном самозахватом завладели греческими келиями, у них нет ни документов ни разрешений, просто приехали и живут и вкладывают пожертвованные им деньги в строительство келий, которые называют своими.
Не раз задавал вопрос, а зачем именно тут нужно строить? В Святой Руси мало земли? Ведь снова отберут строения и прогонят, как было много раз? Ответ был таков, так благословили старцы... Молчу, смотрю в глаза, а у отца на лбу написано «выпросил благословение»....
Основной невинный заработок тут, это разводить пчел, вязать четки, шить скуфейки, вырезать крестики. Некоторые же русские старожилы, «охотятся» за богатыми паломниками, предлагая им платные экскурсии (от 100 до 400 евро в день)...

Встречает Старец другого и говорит: ты не правильный монах! Посмотри сколько у тебя земли, сколько помидор — плантации, сколько винограда, сколько деревьев фруктовых! У тебя на высоте 800 метров, среди скал 3 трактора! Огромное хозяйство, стоматологический кабинет с новейшим оборудованием, професссинальные станки по металлу, дереву... Нет так низя двоим монахам жить, вы соблазн для мирян! Вот куда вы все деваете? Старец К. отвечает: мы вдвоем, своим трудом все добываем, и раздаем паломникам, скитам и келлиям, мы благословляем людей фруктами... Первый старец не унимается: тебе должны нести подаяние, а ты за всех молиться должен! Старец К. Говорит: мы с тобой делаем что можем, всему свое время, тебя чем могу угостить? Первый покраснел, запустил он напрочь свои плодородные земли, обленился...  :oops: Отче, будешь читать, не злись сильно на меня...  :roll:

Разговор двух старцев пустынников. Слышал, новые в ущелье появились? Да, слышал и прочувствовал, теперь они им все пожертвования оставляют, ко мне приходят пустые поесть... Мдаа, времена. Думаю нада схиму принимать, а то тяжко будет! Согласен! Когда слушал раазговор, давился от смеха ))).

Местная шутка: монах аки расслабленный лежи возле купели силоам и жаждет движения ...финансов.... когда зашуршит, он оживает...)))

Довелось попасть, на престольный праздник в одну греческую келию в горах. Служба была долгой и красивой. Греческий наемный хор был не подражаем, но ближе к евхаристии хор стал затягивать распевы «таарарем таарарем...» по русски наверное будет «ляляля...ляляля..» ))) В общем пока дослужили до евхаристии все почти спали... В чем смысл так тянуть? чтобы потом спать на самом главном? Говорят, византийское традиционное песнопение. После службы, в часов 7 утра, был праздничный обед, ух и вкусно, просто и вкусно. Да, во всех монастырях греческих, коронное ежедневное блюдо это фасоль и оливки, через день бывает большой кусок сыра и вино. Хлеб (не дрожжевой), напоминает произведение искусства, пышный, вкуссный и ароматный. После местного хлеба, греческий магазинный покажется жалкой подделкой настоящего хлеба (Московский, на жалкую подделку вообще не тянет).

Греки литургией называют всю службу. Как то в Агиа Павла хотел проспать службу и пойти только на Литургию, спросил во сколько начало литургии и лег спать, в общем пришлось стоять всю службу, а впереди был долгий пеший переход вверх...

Симонопетра. Моя давняя мечта. Огромный монастырь на вершине скалы. Дорога в Симонопетра одна из самых ухоженных, монастырь величественен и богат. Не далеко от входа, пищера св.Симона, внутри пищеры есть маленька пищерка куда не доносится звук с дороги. Внутренние дворики вылизаны, зазоры между камней в стенах всюду одинаковые, даже трубы сточные из нержавейки. Внутри роспись на стенах, картины, отличная мебель. В архондарике встретил портрет графа Дракулы, ктитора обители. В целом в монастыре даже не к чему придраться. Симонопетра оборудован лифтом, профессиональной посудомоечной техникой и пр.
Паломников сдесь минимум. Сюда не ходят автобусы, от арсаны 350 метро карабкаться по скале вверх, сомнительное удовольствие. Монастырь считается греческой академией церковного пения и богословия. У греков престижно попасть в братию Симонопетра. Попав на вечернюю службу, был поражен пением и самой службой, еще один шедевр в мою копилку. ))) С какой легкостью тут читается молитва, непонятно куда девается внутренняя мысленная суета! Отец П., русский попавший в братию монастыря, говорил, что монахи очень ценят возможность минимума попечений, и стремятся высвобожденное время тратить с умом. Братия состоит в основном из образованных и опытных людей, в большинстве аскетов. Для меня монастырь был открытием, до Симонопетра, неадекватно воспринимал внешнюю обустроенность и не ценил имеющие возможности. В архондарике меня встретил отец архондаричный, смотрю на него и не верится глазам, КИТАЕЦ. Спрашывает меня говорю ли я по английски, говорю нет, немецки-нет, французски-нет, итальнски-нет, испански-нет, китайский? Говорю: Хрони пола! Эго Рус, Моска. В ответ широкая улыбка: Ааааа, каталавэнэ(понятно), рус…  :-D Краснеть за свое невежество, я не стал.  :-D

Келия Модеста. Келия по обустроенности как и Симонопетра (тут останавливаются Медведев, Путин и др.) Вечером в архондарике разговаривая с братией, услышал такие слова: тут так все устроено, как мы можем спасаться среди этого богатства... Задаю вопрос, а вы сможете спасаться когда будет максимум попечений обо всем, когда все вокруг будет не устроено?

Утром служба не как обычно в 2-3 ночи, а по русски, по нашенски в 5-00. Приятно слышать службу и все понимать, но есть огромная невидимая разница между двумя службами  Симонопетра и Модеста, пускай даже одна на греческом, другая на славянском.

Шутка местная: удалюся я в келию, почитаю СМСки... )))

Дохиар.  Необычный монастырь, все вокруг кипит, гудят машины, трактора. Пока один из отцов шел чинить ручку от молотка, можно было с ним разговаривать. Все бегут кудато. Игумен монастыря похож на старшего тренера сборной. Он ходит по монастырю и наблюдает кто чем занят. Говорят тут принимают всех, работают каждый день, и даже в субботу, и воскресенье, и во все праздники...  :mrgreen: С моим попутчиком, приложившись к иконам, сели в беседке при выходе из монастыря и о чем то говорили. Не доходя пару метров, к нам подошел «тренер», принес метелку и смотрит не покраснеем ли мы, стоял минут 10, потом спустя минут 30 снова пришел, принес грабли, встал напротив и смотрит в упор. Увы не стал я брать у него ни грабли ни благословения.  :-D

 Трудился совсем недавно, тут один послушник, надоел он игумену, тот его и выгнал со словами: иди куда хочешь, хоть женись, хоть стрегись... Послушуник приезжает в Россию и говорит: меня игумен Дохиара благословил постричься в схиму. Его постригли. Возвращается он в Дохиар и к наместнику, а тот в недоумении рот открыл... Молодой схимник говорит, ну вы сами же благословили ))) Игумен: Ааааааааа, ммммммм...  :-D какой находчивый парень оказался  :-D

Пантелеимон. До прихода в Агиа Григориу, Дионисиате, Павла, Лавре и русские и греки, мне с печалью говорили о нашем монастыре. Монастырь самый богатый на Афоне. Руководство монастыря ни с кем на горе не общается... Зашел в лавку, в отличие от греков, сербов и болгар, тут нет ценников на товары, взял книгу и спрашиваю, сколько стоит? Старец осмотрел меня внимательно, и говорит 32 евро, я перед отъездом видел эту книгу в Москве — 250 р. Слышу снова вопрос, сколько иконка стоит? Снова взгляд не на товар а на спрашивающего и ответ — 750 евро., она ссвящена на святых мощах... Попытался тут пообщаться с некоторыми из братии насчет молитвы, несложилось, только ухмылки...  Возмутил меня один случай на престольной службе. Паломников море, в архондарике кровати даже в корридорах стоят. Все кто пришел на Покров, планировали причаститься, тут в храме выходит душевный старец, садится на стул и начинает исповедывать. Служба праздничная, стасидии все заняты, к нему одному вытягивается весь народ в очередь на исповедь...Другим насколько выяснил, исповедывать запрещено! После этот душевный старец читал акафист, все понять не мог, зачем всему храму читать так слащаво и с выражением?  :oops:

Старый русик. Пожертвовали двум монахам в старый русик 2 млн. евро на обустройство. Проходит время, приезжает благотворитель, а ничего не сделано все так же разрушено... Спрашивает, а где деньги? Ответ: пошли на богоугодное дело, тебе то какое дело, еще дашь деньги?... Денег больше не было... 8-)

Случайность: работал я у садовничего, резал лианы, чистил от молодняка лес. Хотелось есть, голод был ложный, ум смаковал вкус консерв с кальмарами. В рюкзаке я носил с собой еду, на всякий случай, хлеб, пару консервов и бутылка воды. Зная, что нельзя есть между трапезой, если не голоден, я все же слопал две консервы с кальмарами, угостив в архондарике одного паломника. Ужин, захожу примерно в середину стола, читают молитву, сажусь есть... У всех есть суп, у меня нету, забыли налить, у всех есть каша, мне случайно забыли положить, я присмотрелся, точно ли у всех есть каша — есть у всех, кроме меня...

Хиландар. Сербы народ простой и очень близкий к нам. Монастырь с самыми большими территориями. Подумать только, царь истратил всю казну государтсва чтобы приобрести тут скалистую землю. Царя звали Симеон (ныне Симеон мироточивый), он был первым игуменом монастыря, у него был старец и духовник - его сын Савва (ныне святитель Савва). Игумену в палестине подарили икону «Троеручица», которая когда то принадлежала Иоанну Дамаскину. Если зайдете в храм, на месте игумена увидите икону Божьей матери.
Братию тут исповедывает только игумен, паломников старец Серафим и Кирилл,  довольно прростые и открытые люди. Паломников тут не так много. Максимум 80 человек (Пантелеимон - только один из архондариков на 800 мест). Под трапезной сербы гонят ракию (самогон сербский 55 градусов). Удивительно, каждый вечер, желающие паломники и рабочие, собираются в беседку и пьют ракию, у них это не считается чем то не приличным. Алкоголик по сербски будет «пьяндура», но таких практически нет.

У сербских келлиотов, есть разные послушания, которые совокупно занимают не больше 4 часов, ночью же, когда спадает жара примерно с 1:00 до 5:00 практикуют исусову, так изо дня в день, из года в год. Причащаются тут отцы через день, да и в воскресенье обязательно (служит игумен).

Сербы пояснили про службу, почему начинается ночью в 2-3. Лето жаркое на афоне 8 месяцев (тепература в тени +35-40), а зима 1,5 месяца (это когда идут дожди и температура +5-10). Летом молиться не возможно, мозг плавится, днем служба начинается в 16:15 и до 16:45 далее трапеза 30 минут, после сразу служба 30 минут и отдых примерно в 19:00. Утром служба в 2-3 до 6, после сразу обед, и отдых до 9:00, далее послушания (работы) на 4 часа и снова небольшой отдых. Жара не дает служить днем.

Просфорки в Хиландаре не пекут, на проскомидии вынимают частички лишь с одной просфоры, после службы раздают тем кто не причащался. В россии помню просфоры тысячами пекут, потом тысячами вынимают и раздают.

Ладан. Удивительно если одна традиция сербов мне понравилась, то вторая... Берут ливанскую ароматную смолу, добавляют искусственный аромат, катают, валяют в магнезии и тогда кадят. В россии сам ливанский ладан (он же смола) считается наиболее чистым и ароматным.

Случайность: Меня часть сербской братии знала, я мыл с ними посуду в трапезной и убирал архондарик. Утром на евхаристии, один пожилой серб (Славко) стал приставать к паломникам — тут всем стоять, тут всем сидеть, тут руки по швам, тут смотреть вниз... Шуметь он начинал все сильнее, я повернулся к нему, поднес палец к своим губам со словами «нэможна... молим...», он надулся и замолк. Трапеза, иду мыть посуду, потом убирать архондарик. Убрав захожу к себе в келию, сидит на моей койке Славко (он пошивач) режет ножницами ткань и говорит: святи анжелы, арханжелы молитэ Бога о нас... святи анжелы и арханжелы молитэ Бога о нас...Думаю, наверное мирится пришел, снимаю куртку, а он мне пальцем показывает на спящего паломника на соседней койке и на часы. Смотрю, парню вставать нужно не успеет на автобус до парома, пешком часа 3-4 топать... Подхожу будить, тереблю за ногу, он спит дальше, я за плечо, спит, беру руку, пульса нет. Поворачиваю человека, губы синие синие, голова еще теплая. Ближайший врач на арсане (около 10 км к морю), мобильный в Хиландаре не ловит, интернета тут тоже нет. Спрашиваю Славко, давно сидишь? Он говорит: нэзнам, не имам часы. Рассказал, что паломник отстоял всю службу рядом с ним, причастился и пошел отдыхать перед дорогой.Через несколько часов, когда я возвращался в архондарик паломника переместили в храм над костницей, тут его и отпели. Звали моего соседа как и меня Александр.

Идут двое русских, вдоль дороги грек торгует арбузами. Русский спрашивает: "посо?" Грек называет не высокую цену... Наш начинает торговаться, грек уступает, наш продолжает торговаться... Грек берет арбуз, с улыбкой протягивает его нашему паломнику со словами ЕВЛОГИЯ (благословение, так бери)... :-)

15
"Златоуст: “Как это, - неужели всякий начальник поставлен от Бога? - Не то говорю, - отвечает он - У меня теперь идет речь не о каждом начальнике в отдельности, а о самой власти. Существование властей, при чем одни начальствуют, а другие подчиняются, и то обстоятельство, что все происходит неслучайно и произвольно, так, чтобы народы носились туда и сюда, подобно волнам, все это я называю делом премудрости Божией. Поэтому апостол не сказал, что нет начальника, который не был бы поставлен не от Бога, но рассуждая вообще о существе власти и говорит: “несть власть аще не от Бога, сущия же власти от Бога учинены суть”.

Власть, как Божественное установление, есть по существу своему добро, но и как всякое другое Божие создание, обладающее свободной волей, она может отступить от указанного ей назначения и превратиться в свою противоположность, т.е. во зло. Уже простой здравый смысл подсказывает нам, что нельзя относиться с одинаковым чувством уважения и к законному правителю, сознающему свою нравственную ответственность перед Богом и людьми, и тираном, силою захватившим кормило правления и руководящимся в своей деятельности личными страстями. Бывают такие властители народов, от которых явно отрицается Господь. Так, когда первый царь Израильский, помазанник Божий Саул, перестал повиноваться воле Божией, то он сделался по изображению слова Божия (1 Книга Царств, 28, 11) “врагом Божиим”. “Вы поставили, - говорит в гневе Господь Израилю через пророка — царей, но без Меня, поставили князей, но без Моего ведома” (Ос. 8, 4).

Таким образом, ясно, что от Бога сам принцип власти, а не поставление конкретных начальников."

Страницы: [1] 2 3