Исихазм

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Сообщения - Dima2

Страницы: [1] 2 3 ... 20
1
Грани православия / Еще один взгляд.
« : 21 Февраль 2012, 13:53:36 »
Еще один интересный взгляд на исихазм. Взят он из современной православной прозы, книги Александра Торика "Флавиан". Вроде ничего нового, но "цепляет" своей простотой и искренностью. Просто хочу поделиться.

" Чётки, табуретки, дыхание и прочие внешние атрибуты делателя молитвы Иисусовой есть лишь инструменты, которыми равно как созидать, так и пораниться можно. Суть молитвы Иисусовой не в них.
Можно и без чёток эту молитву творить, можно и стоя, и сидя, и лёжа, можно и в келье, и в церкви, и даже за рулём. А результат всё равно будет правильный — стяжание благодати. Иногда этот монашеско-подвижнический «антураж» даже мешает, уводит от сути делания в услаждение самим процессом. Дьявол этому весьма способствует — подмене результата действием. Причём не только в молитве, но и во всех областях.
Так вот, те же бесы и молитвенников хотят лишить плода молитвы, превратить их делание в самоуслаждение внешним ритуалом. Именно за это Христос и фарисеев обличал, за внешнюю ложную религиозность. Слово «религия» означает связь, общение с Богом, результатом которого является получение благодати и приумножение в человеке любви. К Богу и к людям. Только любовь к Богу не всегда «проверяема», а вот любовь к людям, наоборот, гораздо проще обнаруживается.
Подойди в храме к бабушке у подсвечника и попробуй у неё на глазах свечку левой рукой поставить. Сразу её истинную религиозность и увидишь...
По обращению с прихожанами и настоящая религиозность священников и монахов очень наглядно проявляется. Когда я вижу батюшку, орущего в «праведном» гневе на старушек, или иеромонаха, швыряющегося в алтаре клобуком в недостаточно расторопного алтарника, грустно становится на душе от такой религиозности.
Апостол и Евангелист Иоанн пишет в Первом соборном послании: «Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего».
А появлению в человеке ложной религиозности зачастую способствует неправильная молитва, молитва внешняя, формальная. Бывает, сел человек на низенькую табуретку, взором в пупок уткнулся, дыхание придержал, чётки в руку и — давай Иисусову молитву бездумно тараторить, прислушиваясь, когда в сердце благодатные ощущения появятся.
Бес тут как тут. Видит, что помыслы «подвижника» в рассеянии гуляют, и давай ему свои «идеи» подкидывать: ты, мол, молодец! Высоким деланием подвизаешься, прямо как в книжках! И сидишь правильно, и дышишь, и чётки ну только что не горячие уже! Не может Бог такому молитвеннику Фаворского света не показать! Жди, скоро получишь!
И если эти помыслы молящийся вовремя не отсечёт и начнёт принимать своё «делание» за нечто достойное награды — всё! Бесовская наживка проглочена! Жди «благодатных созерцаний»!
— Отче! Но не на пустом же месте все эти скамеечки придуманы! И как сидеть, и как дышать, и куда смотреть! Ведь сколько Отцов об этом пишут! Значит, у них эти технические приёмы работают, приносят им благодать!
— Не технические приёмы, Лёша, приносят благодать! Они лишь помогают сосредоточиться на главном — благоговейном разговоре с Богом, сконцентрировать своё внимание на смысле произносимых слов молитвы.
Основная молитвенная работа ведётся в сознании молящегося, и лишь впоследствии, как действие Божьей благодати и по Его воле, Его Божественным Промыслом, молитва переходит из ума в сердце и там, уже на качественно другом уровне, происходит общение христианина с Богом.
Святитель Игнатий Брянчанинов говорит, что никакими техническими приёмами нельзя совершить насилие над Божьей волей и «заставить» молитву опуститься в сердце. Сердечная молитва — великий Дар Божественной Любви, и даётся он тому, кто искренне хочет получить его, не ради наслаждения возвышенными духовными состояниями, а единственно ради общения с возлюбленным Господом и получения от Него обещанной милости спасения.
Только тогда, когда ум и сердце окажутся подготовленными для принятия Божьего Дара сердечной молитвы, Господь, видя эту готовность, Сам введёт молитву в сердце подвижника.
— Отче! А что значит быть готовым к принятию сердечной молитвы? В чём выражается эта готовность и как стать готовым?
— А как спортсмена, например, учат прыгать в высоту? Ставят планку низенько, показывают, как правильно делать движения, и вперёд — «повторенье мать ученья»! Научился правильно прыгать на этой высоте — поднимают планку выше, и опять до седьмого пота. И так, постепенно поднимая планку, сперва нормы «разрядника» выполнишь, затем «мастера спорта», а потом и до чемпиона допрыгаться можно. Главное — правильно исполнять движения и тренироваться как можно больше.
Вот так твоя готовность сразу и видна будет — прыгнул на норму первого разряда, значит, ты к нему и готов.
Так же и в молитве: правильно молись и как можно больше, в идеале молитва должна стать непрестанной, даже во сне продолжаться, не прерываясь. Впрочем, это уже уровень «мастера спорта», а тебе ещё надо с «детского разряда» начинать. А когда намолишь «готовность», ты её сам ощутишь, молитва качественно на другом уровне пойдёт.
— Так, батюшка! Тогда давай объясняй «на пальцах», как правильно «движения делать», как вообще к молитве по-серьёзному подойти. А то у меня после всего, о молитве прочитанного, в голове, честно говоря, каша какая-то — вроде всё понимаю, а как практически приступить — не знаю!
— «На пальцах», говоришь? Ну, давай на пальцах! Чтоб правильно молиться, надо стать похожим на мобильный телефон.
— Чего? Это как?
— А вот так: посмотри, что мобильник сразу после включения делает — ищет антенну, источник сигнала, и устанавливает с ним связь. А установив, постоянно эту связь поддерживает, чтобы «волна не уходила» и связь не прерывалась.
Так и в молитве, сперва надо свою душу на молитвенную связь с Богом настроить и силой воли, посредством напряжённого внимания удерживать во всё время молитвы.
— Стоп, стоп, стоп, батюшка! Сначала объясни, как настраивать!
— Настраивать себя на молитву Иисусову надо так: для начала выбрать место и время, пусть недолгое, но чтоб тебя ничто не отвлекало. Потом, когда с этой молитвой «подружишься», она у тебя и посреди шумного вокзала «включаться» будет, но для начала обучения время и место важны.
Сделай так, например, чтобы тебя в твоём «офисе» в ближайший час никто не побеспокоил, уединись там и начинай молитву. Как «организующий момент», не торопясь, зажги лампадку или свечечку, можешь, если хочешь, слегка ладаном покадить, сперва перед иконами трижды крестообразно, сверху вниз и слева направо от себя, потом также по единожды на четыре стороны света. Впрочем, это не обязательно, конечно, хотя молитвенному настрою способствует!
— Я буду кадить, благослови, отче!
— Бог благословит! Кади. Затем встань спокойно перед иконами, можно даже и сесть, если устал или ноги болят. Закрой глаза и побудь в тишине, «повыключай» все отвлекающие мысли и чувства. Затем подумай о том, кто есть ты со своими страстями и грехами и Кто есть Тот, к Кому ты сейчас обратиться дерзнешь. Удивись и умились тому, что Он, по Своей неизмеримой Любви, готов с высоты Своей Святости до глубины твоего непотребства снизойти и твоё недостойное обращение к Нему выслушать и принять.
Осознав и напомнив себе об этом, начинай благоговейно, вслух, вполголоса произносить слова молитвы Иисусовой, силой воли удерживая внимание так, чтобы смысл каждого слова и всей молитвы в целом был тобою осознаваем."


2
***Это и важно, чтобы чтение Евангелия перестало быть обязаловкой, а стало радостью встречи со словом Божиим.***

Да, я тоже так понимаю. Радость встречи с Господом в каждой, даже малой молитве, в каждом, даже незначительном духовном порыве. Молитва, словно при незримом присутсвии Божием, осознание ее таковой, - так же приводит к подобной радостной встрече.Окрыляет такую молитву послушание(духовнику, родителям иным дух.зрелым людям) и исполнение воли Божией(она является сокровенно нам и в заповедях, и в Евангелии, и в с.о.).

3
***Знать не значит уметь объяснять и систематизировать. Я это спрашиваю здесь.***

В свое время, мне помогал уход от поспешных решений. Тихонько молясь, можно угомонится, прийти в мирное состояние духа. До этого, вместо хаотичного анализа, я брал, к примеру, лопату и рыл усиленно канаву под водопровод, - и все становилось на свои места. Приходил покой души и понимание переживания...

4
***Правило ведь простое, если убрать все финтифлюшки. Надо молиться на любом месте и в любое время сообразно положению. Кому-то вычитывать правило, а кому-то ухаживать за детьми. Только молиться, вычитывая правило, а не делать это формально. И в молитвенном настрое ухаживать за детьми. ***
 
Для молитвенного настроя помагает также богомыслие. Зацепила, к примеру, фраза из Евангелия, или из с.о., - возгрелось в душе особое чувство молитвенное, - толи благоговения, толи сокрушения или еще какое, - за нее и нужно дежаться. Уходит ум в помыслы, остывает сердце, - вспомнил ту особую фразу, - молитвенное чувство и взыгралось. А держать себя постоянно в молитвенном настрое помогает каждому разное, соглашусь с Сашей, как кому, - по устроению да по обстоятельствам жизни...

5
Имхо, настоящий опыт, - как маленькое откровение, как милость, как особый дар. Когда делимся, - теряем что-то значимое, - это чувствуеться. Когда не делимся, - тоже теряем... Как семя, которое вовремя не посадить, - плода не даст. Взращивание в себе особого духовного тонкого чувства помагает обозначить для себя эту тонкую грань, которой определяем необходимость такого раскрытия опыта...

6
Келейные беседы / Re: прошу молитв
« : 28 Ноябрь 2011, 12:15:43 »
+

7

Тем не менее - не ты для правила, ноправило для тебя...
На конкретный вопрос, - конкретный ответ.:) А с вами согласен.

8
  Помолитесь обо мне.
      Хочется найти здесь советы новоначальному: вот закончил обычное правило, и?... Вот свободное время(окошко), и? Здоровье сегодня есть - поклоны?
  
Помогай вам Бог.
Попробуйте упорядочить распорядок дня: выработайте определенную молитвенную дисциплину,правила, распределите повседневные труды, - как это дается послушнику в нормальном монастыре(для сравнения).Трудитесь. Остальное приложится.

9
Имхо,как минимум один Человек все-таки прошел и вместил в себя эти оба маршрута...

10
СпасиБо- это спаси Бог. Поэтому(наверное)вернее говорить "благодарю" Тебя Господи. Не так ли?

Да,точно, так вернее.Буду исправляться.:)

11
Господи! Спасибо Тебе за все. Даруй нам мир Твой и милость Твою,и все то,что нам необходимо для спасения. Не остави нас, Господи. Наипаче помяни, Господи, сирых и вдов, неимущих и бездомных, болящих и умирающих, тяжко страдающих от болей или житейских скорбей, тех, кто в печали или отчаинии пребывает, тех, кто в пути или в опастности,тех ,кто в заключении, тех, кто терпит издевательства от ближних в рабстве или плену, тех,кто на войне или в горячих точках, тех, кто в плену стихии или эпидемии и всех чад Твоих. Сугубо ,Господи, помяни тех,кто молиться или трудится во славу Твою, - патриархов, епископов, священников, дьяконов, все монашество и клир, храмостроителей и всех мирян, и неправославных детей Твоих не остави в милости Твоей. Помяни,Господи, начальствующих и работников, учителей и медиков,и всех тех, кто наш покой оберегает, помяни всякую семью и сохрани в каждой мир Твой. Также, Господи, не остави, спаси и помилуй родителей моих, супругу и детей, всех сородников моих и прихожан, всех благотворителей наших и духовных чад моих, и всех тех, кого поминать просили,имена их сам веси,Господи, тех,кто нас любит и помагает и тех,кто нас обижает,злословит или насмехается над нами. Помяни также тех,кого я невольно сам обидел или по неразумию к греху подтолкнул,спаси и помилуй их. Помяни, Господи, и заблудших овечек Твоих, - преступников и прелюбодеев, наркоманов и пьяниц, - не остави их,приведи к свету Твоему святому. Всем нам, Господи, даруй веру, надежду и любовь. Слава Тебе,Господи, слава Тебе. 

12
Читая посты на этом форуме, мне стало понятно, что Вы, Dima2, православный священник.
Скажите, испытываете ли Вы подобные явления во время Проскомидии, самого Пресуществления и Причащения? Мешают ли они Вашему Богослужению или нет?
В двух словах не скажешь. Все взаимосвязано, и жизнь и богослужение,и внешнее и внутреннее. Приведу небольшой пример. Литургия - всегда особая духовная среда,где пересекается,сливается во едино молитва многих,их духовные переживания и состояния. Это имеет место быть и в жизни, но вовремя службы ярче проявляется. Если священник вхож в эту среду,в той или иной мере, то особо переживает нахождение в этой сокровенной среде, скажем, если вдруг на тихую будничную службу в храм вдруг зайдет компания сильно выпивших, это не может не отразится на внутреннем состоянии молящихся. Конечно, бывает это сбивает, смущает, но мешает - я бы не сказал. Скажу так,- если брат ,посетивший меня несчастен, то как мне быть равнодушным в этот момент ?  

13
***Поясните пожалуйста ...я как то не слышал о поднятии снизу Святой Силы(термин Иосифа Хаззайи )...***

Здесь я говорил в общем смысле,как ощущение,- движение энергии верх,движение вниз. Понятно, силы различные. Если говорить лично обо мне,подъема, как такового не было,было постепенное опускание-очищение сверху вниз. Местами было болезнено,особенно в области сердца и чрева. В области паха, на какое-то время смутило некое разжение,горячение, в общем прилив в эту область, что было,правда, не долго. Имхо,приход силы ощущаю временами откуда-то из сокровенной глубины,условно называю эту область духовным сердцем, хотя и сверху тоже время от времени. Замечу,ощущений не ищу,все приходит как приходит, в свое время, сужу по плодам.

14
***Другой интересный вопрос. Как вселяется Дух Святой в человека? Есть ли какое-нибудь пространственное выражение, есть ли последовательность прохождения в действиях Духа, в Его посещениях и очищении человека? Как считаете?***

Имхо.Говорю в контексте своего понимания.Вселение, думаю,скорее это процесс проявления Его в человеке, пробуждения в нем его глубоко сокрытых сокровенных свойств. Вначале похоже на то, как мать будит дитя в школу,- дескать,просыпайся, пора идти. Первоклашка встает,завтрыкает, идет в школу, но мать неименно рядом помагает, собирает,проверяет дневник, вместе с ним учит домашнее задание. Мы привязываемся к материнской заботе(разумею попечение Духа о нас, Его зовущая благодать), но вот она все чаще оставляет нас решать наши повсякневные вопросы( разумею духовные искания) самостоятельно, - мы то встаем, то падаем, потираем ушибы и ссадины, плачем зовем ее, - а она и приходит(разумею Дух), утешит,умоет,наставит, станет в сторонку и смотрит,как мы дальше идем( разумею учительную благодать).  Школа окончена, мать благословлет наши дальнешие труды, ее благословление незримо нам сопутствует во всем, чтобы мы ни делали, но и мы для этого чтим волю нашей матери и не нарушаем ее.(разумею содействие Духа).
 Имхо,деление на духовный и телесный состав в человеке условно и относительно,- пример наш Спаситель,в котором видно целостное и гармоничное их сочетание(хотя и без смешения). По мере установления такового сочетания, процес молитвы отражается во всем его составе,а это ,и телестные, и чувственно-эмоциональные, и душевные , и духовные проявления.Соглашусь с Александром, чувство тепла или холода,схождение с верху силы(хотя бывает и не так),или ее поднятие снизу,ощущения сопряжения со всем живым и неживым, - нормально и закономерно, хотя, предполагаю, что это все индивидульно, и о четкой последовательности для всех ,не могу сказать. Замечу только, что сказать посещение Духа,Его приход можно условно, - имхо,Он не приходит или уходит,Он есть ,- меняемся мы.Чем более гармонична наша жизнь, чем меньше дерганья из крайности в крайность, тем менее болезнение и незаметнее этот процесс.

15
Келейные беседы / Re: Если в семье не лады
« : 25 Октябрь 2009, 17:38:44 »
Простите, но все еще не понимаю, как отношения со священником могут быть связаны с Евхаристией, с реализацией своего призвания как члена Тела Христова? Какие-то несоизмеримые вещи... Господь с ним, с оступившимся священником, зачем же так множить последствия? Не этого ли ищут совсем другие силы, чтобы не только один упал, но и за собой потянул как можно больше, умножая грех и уводя людей от Церкви.

В прямом.Если продобная ситуация случиться,скажем,в отделенном поселке ,подобно нашему, то у кого еще причащаться или у кого еще исповедаться,если скажем,кроме священника с которым не сложилось и нет никого. Я рассматривал не лично вашу ситуацию,а в общем,причем не в богословкой области,а в обыкновенной, - бытовой.

Страницы: [1] 2 3 ... 20