Умное делание

Практика и теория умного делания => Аскетическая практика => Тема начата: Irina от 14 Август 2004, 00:47:36

Название: Опыт безмолвия
Отправлено: Irina от 14 Август 2004, 00:47:36
" Но,поистине, познание (Бога) является из безмолвной жизни и принятие Духа естественно должно быть следствием безмолвия.

 ... безмолвие является началом очищения души, а тем самым оказывается и обоживающим...".

Каллист Ангеликуд. О духовной брани и о согласном с ней священном безмолвии.

Каллист Ангеликуд сравнивает безмолвие с путем, вводящим в лоно Божье. Безмолвие позволяет увидеть " ...западни и хитрости ... врага душ наших...". Безмолвие возводит к божественным просвещениям.
 
  Давайте обсудим слова Каллиста Ангеликуда.
Название: Опыт безмолвия
Отправлено: Alexander от 14 Август 2004, 02:23:51
Тема безмолвия одна из основополагающих в исихазме, и обсуждение ее на форуме сейчас будет затруднительным.

Мне кажется, для нас практически важным из того, что говорит Каллист, будет понимание безмолвия как начала очищения ума и чувств. Такое безмолвие не есть некая отвлеченная абстракция, а вполне конкретное переживание - опыт, получение которого кардинально меняет отношение человека, прежде всего, к самому себе.

Попытка утихомирить свои мысли (как и чувства) встречает сильное сопротивление со стороны последних, и здесь приходится столкнуться, опять-таки очень конкретно и весомо, со своей нечистотой, которая, оказывается, фонтанирует, не переставая. Простое "затыкание" этого грязного фонтана (напр., заставить себя внутренне молчать) не помогает никак: волевую пробку просто вышибает. Кроме того, почти автоматически срабатывает привычка не замечать мысленной грязи, находясь и купаясь в ней, как в родной стихии. Это можно заметить при чтении молитвы по четкам, когда уже на втором десятке (если не на второй бусине) "вдруг" ловишь себя на том, что ум блуждает где попало.

Несобранность, неумение концентрироваться и сосредотачиваться, ленность и инертность, рациональная замусоренность, идущая вкупе с неразвитостью, безволие и расслабленная инфантильность, прыгливость и изворотливое самооправдание  - вот характерные качества нечистого ума. И лучшим опытом безмолвия вначале будет потрясение от своей недееспособности. Такое потрясение способно открыть путь к покаянию - перемене ума (метанойе).
Название: Опыт безмолвия
Отправлено: Evgeny от 14 Август 2004, 03:20:10
Продолжая Вашу мысль, Саша. Такое внутреннее видение своей нечистоты и немощи приводи к смирению, ненависти к себе и желанию отвергнуться себя. И тогда внутренняя молитва становися непрерывным покаянием, отвержением себя, плачем о грехе своем и воплем к Богу о милости. Преп. Исаак Сирин очень точно написал о непрестанной внутренней молитве: "Молитва есть НЕПРЕРЫВНОЕ САМООТВЕРЖЕНИЕ ДУШИ". А безмолвие уже дается Богом по мере стяжания смирения, человек сам не может совладать с потоком грязи из сердца, да и Бог не останавливает совсем потока до времени, чтобы сохранялся у нас повод для смирения, хотя и понемногу усмиряет его.
Название: Опыт безмолвия
Отправлено: Anonymous от 14 Август 2004, 14:57:12
Цитата: Evgeny
И тогда внутренняя молитва становися непрерывным покаянием, отвержением себя, плачем о грехе своем и воплем к Богу о милости.


В видение своих грехов входит осознание отсутствия внутренней тишины, мирности и прозразности - тех качеств, без которых безмолвие невозможно. Здесь я хочу отметить, что плач о грехе и вопль к Богу о милости - это больше, чем страстный порыв души с долгими слезами и содроганием. Так очищаются душевные страсти, но они могут также и возбуждаться, когда человек уже находит непрерывное наслажение в потоке слез и мысленном биении в грудь, доводя себя до чувственного экстаза, не обязательно громкого. Такое состояние может стать прелестным, если будет самодостаточным. (Кто-то из оптинских старцев 19 века говорил на примере одного монаха, что непрерывный плач, полученный этим монахом, духовно его не продвинул). Посему плач о грехах должен быть еще и прорывом из страстного состояния в бесстрастность. Бесстрастность - вершина, не доступная вначале, но она не должна быть забыта.
Название: Опыт безмолвия
Отправлено: Alexander от 14 Август 2004, 15:24:29
В этой теме гость - это я. :D
Название: Опыт безмолвия
Отправлено: Evgeny от 15 Август 2004, 00:08:14
Цитировать
Так очищаются душевные страсти, но они могут также и возбуждаться, когда человек уже находит непрерывное наслажение в потоке слез и мысленном биении в грудь, доводя себя до чувственного экстаза, не обязательно громкого. Такое состояние может стать прелестным, если будет самодостаточным. (Кто-то из оптинских старцев 19 века говорил на примере одного монаха, что непрерывный плач, полученный этим монахом, духовно его не продвинул). Посему плач о грехах должен быть еще и прорывом из страстного состояния в бесстрастность. Бесстрастность - вершина, не доступная вначале, но она не должна быть забыта.


Это вы верно заметили, Саша. Вообще если что-либо кроме Бога становится самоцелью, будь то внешние делание, покаяние, плач, или непрестанная молитва, это в конце концов ведет к прелести.
Название: Перемена ума. Богословский экскурс
Отправлено: Евгений от 16 Август 2004, 16:22:17
Очень точно сказано, что покаяние (метанойя) -- это перемена ума. Это уже состояние безмолвия, но еще не такого, при котором вообще не беспокоят помыслы, а такого, при котором ум в состоянии с ними бороться.
Греки недаром назвали это переменой ума, это понятие лежит в основе богословия исихазма, такого, как оно сформулировано у св. Максима Исповедника. Кратко говоря (т. к. эта тема многим знакома), Бог вложил в первозданного человека природное стремление ума к Нему, которое человек променял на чувственное наслаждение, употребив его (стремление) вопреки собственной природе.

"Бог, создавая природу людей, не соединил с ее ощущением ни наслаждение, ни страдание, но даровал уму некоторую способность неизреченно наслаждаться Богом. Эту силу, иначе говоря, природное стремление ума к Богу, первый человек с самого начала своего существования приложил к ощущению и, согласно этому первому движению к чувственному, действуя чувствами против природы, познал наслаждение" (Thal. 61, PG 90,628AB)

Стремление ума к Богу являлось определенным (благодатным, в тоже время природным, онтологическим) состоянием ума, которое у падшего человека сменилось на иное состояние, характеризующееся патологической устремленностью ума в тварное. Да падения ум имел возможность пребывать в ином божественном (говоря кратко) измерении, после падения ум это измерение утерял. Крещение человека восстанавливает первозданное состояние ума, давая ему онтологическую возможность пребывать в божественном измерении, которую человек может использовать или которой может вновь пренебречь. Покаяние восстанавливает в человеке эту возможность. Это перемена ума, благодатное состояние, возвращаемое человеку в ответ на его усилия быть с Богом.
Отсюда аскетика исихазма. Человек проявляет усилия быть с Богом, Которого он еще не знает или Которого забыл. Он отказывается (на молитве, мысленно, и, по-возможности, телесно) от тварного, отвергая умом все приходящие помыслы и демонстрируя желание к перемене ума. Но своими усилиями он достичь этого не может, и хотя это и есть уже безмолвие, но безмолвие бесплодное, поддерживаемое усилиями, этап очищения, деятельное покаяние. Далее следует этап просвещения, перемена ума, при котором подвижник получает возможность быть как бы вне помыслов, быть в безмолвии от них. Это возобновление крещения, возвращение Адамова состояния (но только с точки зрения состояния ума), которое подвижник должен с усилием поддерживать и которое может так же, как Адам, утерять. Далее следует этап усовершения и т. д. вплоть до обожения, при котором подвижник не в состоянии даже пасть, так как находится всецело в Боге и Бог в нем.
Отсюда самые общие практические рекомендации аскетики исихазма. Стояние умом в сердце как месте, в котором ум удобнее всего может защитить себя от помыслов, чувств и представлений, любых, какими бы они благими или возвышенными ни казались. И призывание Бога, Единого способного даровать уму благодатную помощь, которая заключается не в чувствах и представлениях, а в перемене ума. Перемене, которая не выводит, как все помыслы, ум извне сердца, а наоборот сердце расширяет до иных измерений, делая ум безмолвным созерцателем находящихся там неизъяснимых божественных красот.
Название: Опыт безмолвия
Отправлено: Irina от 19 Август 2004, 11:18:51
Цитата: Alexander


В видение своих грехов входит осознание отсутствия внутренней тишины, мирности и прозрачности - тех качеств, без которых безмолвие невозможно. Здесь я хочу отметить, что плач о грехе и вопль к Богу о милости - это больше, чем страстный порыв души с долгими слезами и содроганием. Так очищаются душевные страсти.


А для того, чтобы очистить ум, следует приучать его к богомыслию?
 А путь любви и радости- это следующий шаг в очищении чувств?
Название: Опыт безмолвия
Отправлено: Anonymous от 07 Декабрь 2004, 19:29:07
Цитата: Irina
"  Давайте обсудим слова Каллиста Ангеликуда.


Не надо, обсуждать...

Разве можно описать словами безмолвие...

Давайте посмотрим в самую глубину безмолвия...

В самую глубину и бесконечность...

И тихо, голосом схожим на дуновение ветерка...

Попросим - "Отче, покажи нам наши ошибки..."

И Он услышав покажет во внешней жизни то, о чем мы просили, дабы быстрее искоренить эти пороки и слиться с Ним...

Что пожелать вам...

Того, к чему стремится внутренность ваша...


С Любовью...
Название: Опыт безмолвия
Отправлено: Irina от 08 Декабрь 2004, 00:30:44
Цитата: Anonymous
Цитата: Irina
"  Давайте обсудим слова Каллиста Ангеликуда.


Не надо, обсуждать...

Разве можно описать словами безмолвие...

Давайте посмотрим в самую глубину безмолвия...

В самую глубину и бесконечность...

И тихо, голосом схожим на дуновение ветерка...

Попросим - "Отче, покажи нам наши ошибки..."

И Он услышав покажет во внешней жизни то, о чем мы просили, дабы быстрее искоренить эти пороки и слиться с Ним...

Что пожелать вам...

Того, к чему стремится внутренность ваша...


С Любовью...



Спасибо...

С Уважением...
Название: Re: Опыт безмолвия
Отправлено: Экстрасенс от 02 Ноябрь 2010, 00:45:29
Состояние безмолвия и в тоже время полноты жизни ...
Название: Re: Опыт безмолвия
Отправлено: margav от 02 Ноябрь 2010, 08:55:59
Мда...какой опыт безмолвия у ощущающего себя сосудом с кипящими нечистотами, которые так и норовят вырваться наружу и забрызгать все вокруг?  :|
Название: Re: Опыт безмолвия
Отправлено: veresk от 03 Ноябрь 2010, 17:45:59
Мда...какой опыт безмолвия у ощущающего себя сосудом с кипящими нечистотами, которые так и норовят вырваться наружу и забрызгать все вокруг?  :|

 :-) а там внутри опыт безмолвия...
Название: Re: Опыт безмолвия
Отправлено: Симеон от 09 Ноябрь 2010, 19:06:38
Цитата: Evgeny
И тогда внутренняя молитва становися непрерывным покаянием, отвержением себя, плачем о грехе своем и воплем к Богу о милости.

В видение своих грехов входит осознание отсутствия внутренней тишины, мирности и прозразности - тех качеств, без которых безмолвие невозможно. Здесь я хочу отметить, что плач о грехе и вопль к Богу о милости - это больше, чем страстный порыв души с долгими слезами и содроганием. Так очищаются душевные страсти, но они могут также и возбуждаться, когда человек уже находит непрерывное наслажение в потоке слез и мысленном биении в грудь, доводя себя до чувственного экстаза, не обязательно громкого. Такое состояние может стать прелестным, если будет самодостаточным. (Кто-то из оптинских старцев 19 века говорил на примере одного монаха, что непрерывный плач, полученный этим монахом, духовно его не продвинул). Посему плач о грехах должен быть еще и прорывом из страстного состояния в бесстрастность. Бесстрастность - вершина, не доступная вначале, но она не должна быть забыта.
Но глубокое чувство греха (редчайшее явление) углубляет безмолвное состояние ума. Отличие его от намеренного сокрушения, плача в том, что грех ясно ощущается тяжестью перед Богом на урове "по умолчанию" (другое, глобальное восприятие греха имеющим ум Христов) По слову Игнатия Брянчанинова, ощущающий свою гибель, в молчании взирает горе в ожидании милости. "Восчувствовавший свой грех выше того, кто молитвою своею восрешает мертвых" - слова Варсонофия и Иоанна. Жертва Господа такова, что воскрешающий мертвых может не видеть своего падения в полной мере. Такое состояние достигаемо только в результате просвещения и его трудно назвать покаянием (обычным термином, что "всю жизь каяться надо" его не обозначить). У меня такового не имеется, но те моменты, которые были, основательно убеждают в словах преподобных. Начальное светолитие Духа вскрывает всю грязь весьма поверхностно, но все-равно потрясает просвещаемого. А уж в это заветное чувство, иначе как даром и совершением Духа, не достичь. Т.е. самому никак уже грех не почувствовать в полной мере, упали слишком низко - не то что встать, не способны даже увидеть падения. Реально мы "раби неключими есмы"
Название: Re: Опыт безмолвия
Отправлено: Гук от 09 Ноябрь 2010, 19:11:58
...не доверяю я "философии греха", ой не доверяю.  и это "мы", "нас"  тоже как-то....
Название: Re: Опыт безмолвия
Отправлено: Леонид от 09 Ноябрь 2010, 20:21:41
...не доверяю я "философии греха", ой не доверяю.  и это "мы", "нас"  тоже как-то....
Вы не доверяйте, Гук. Вы проверьте. Совершите попытку реального плача о своей греховности и недостойности прямо во время молитвы. Будет подброс "будьте-нате". Качество молитвы может измениться навсегда. Мы не всегда знаем до какой степени и силы может достигать молитва, а нужно бы быть знакомым с её фазами.

elm точно знает, о чём говорит. Это не просто цитирование. Спасибо ему за то, что делится нужным.
Название: Re: Опыт безмолвия
Отправлено: Гук от 09 Ноябрь 2010, 21:12:40
Я проверял, Леонид, проверял.  У меня другая реакция. Люди разные. 

На Свет надо смотреть, на Свет - он наша природа, наша сердцевина, наша сущность. 
На него и идти.  А что спотыкаемся и блуждаем, дык нечего сокрушаться, мы же как дети перед Господом, учимся ходить. Ну упал - встань  и иди дальше, а не распускай сопли. Бог не оставит.  Имхо.   
Название: Re: Опыт безмолвия
Отправлено: iunija от 09 Ноябрь 2010, 23:27:07
Я проверял, Леонид, проверял.  У меня другая реакция. Люди разные. 

На Свет надо смотреть, на Свет - он наша природа, наша сердцевина, наша сущность. 
На него и идти.  А что спотыкаемся и блуждаем, дык нечего сокрушаться, мы же как дети перед Господом, учимся ходить. Ну упал - встань  и иди дальше, а не распускай сопли. Бог не оставит.  Имхо.  

  А какая у Вас реакция на грех без сокрушения? Интересно в познавательных целях. :-)
Название: Re: Опыт безмолвия
Отправлено: margav от 10 Ноябрь 2010, 00:23:38
Я проверял, Леонид, проверял.  У меня другая реакция. Люди разные. 

На Свет надо смотреть, на Свет - он наша природа, наша сердцевина, наша сущность. 
На него и идти.  А что спотыкаемся и блуждаем, дык нечего сокрушаться, мы же как дети перед Господом, учимся ходить. Ну упал - встань  и иди дальше, а не распускай сопли. Бог не оставит.  Имхо.  
Люди то разные, но и падения тоже разные: со стула на пол - синяк, с третьего этажа на асфальт - перелом, а если с самолета рухнуть -  то соплей не отскребешь точно...
Бог как раз оставляет, чтобы проверить, а на что сам то горазд...на Свет то идти легко, а вот когда кругом потемки...и кипящая лава страстей...оно уже сложнее...
Название: Re: Опыт безмолвия
Отправлено: Гук от 10 Ноябрь 2010, 07:24:05
на Свет то идти легко, а вот когда кругом потемки...и кипящая лава страстей...оно уже сложнее...

вот тогда то Свет только и в помощь. Полных потёмок у христианина быть не может. Евангелие - это уже указание куда смотреть, где Свет.
Название: Re: Опыт безмолвия
Отправлено: Гук от 10 Ноябрь 2010, 07:40:52
  А какая у Вас реакция на грех без сокрушения? Интересно в познавательных целях. :-)

Разная. От стыда, до желания набить себе лицо. ))   Но я не об этом говорил. Поясню: конечно полезно держать отчет перед совестью за свои ляпы, но упирать на них не стоит. Упирать надо на нашу сущность. А она - Свет.  Разве не радостно от Иисусовой Молитвы?  У меня так сердце поёт, когда прилежно молюсь.  Это радость нашего естества проявляется. Вот на этом, полагаю, и нужно сконцентрироваться.
А постоянно низводить себя до свиньи...ну не знаю...не моё. 
Мы когда-то были маленькие и писали в пелёнки. Потом подросли и перестали это делать (набрались сил и научились этого не делать). Так же с остальными нашими слабостями (грехами) - нам не хватает силы, веры и осознанности что бы этого избежать.  И рад бы часто отойти от греха, да не знаешь как, ножки слабы.  Но как терпеливый родитель не гневается за капризы и падения своего маленького ребенка, но лишь помогает ему, ободряет, так же, думаю и Господь не будет гневаться на меня за то, что я еще маленький, но в молитве пошлёт мне ободрение-радость.
К тому же наши слабости дают нам пространство для роста для постижения нового в себе, для преодоления.  Всё - зерно на мельницу.
Вот как-то так.  Простите за многословие.
Название: Re: Опыт безмолвия
Отправлено: margav от 10 Ноябрь 2010, 09:17:46
вот тогда то Свет только и в помощь. Полных потёмок у христианина быть не может. Евангелие - это уже указание куда смотреть, где Свет.
Конечно...в помощь... чем ближе к Свету, тем больше можно увидеть грязи на/в своей сущности...тем острее начинаешь чувствовать каждое пятнышко своего греха...тем сильнее скорбит душа и пытается слезами покаяния смыть это пятнышко...для этого и молитва...покаятельная...а радость в молитве именно от того, что Господь сподобил покаянного чувства, видения своей греховности и плача о ней...
Название: Re: Опыт безмолвия
Отправлено: Гук от 10 Ноябрь 2010, 09:38:28
а радость в молитве именно от того, что Господь сподобил покаянного чувства, видения своей греховности и плача о ней...

У меня не от этого. У меня радость просто от того что сущность наша чиста всегда, от самого видения этого.
Сокровенную Сущность нашу ничем не запятнаешь, а все грехи - только лишь болезни роста.
 
Название: Re: Опыт безмолвия
Отправлено: margav от 10 Ноябрь 2010, 09:42:11
а радость в молитве именно от того, что Господь сподобил покаянного чувства, видения своей греховности и плача о ней...

У меня не от этого. У меня радость просто от того что сущность наша чиста всегда, от самого видения этого.
Сокровенную Сущность нашу ничем не запятнаешь, а все грехи - только лишь болезни роста.
 
А можно спросить, что именно подразумевается под понятием "наша сущность" и почему, по-вашему, она чиста всегда?
Название: Re: Опыт безмолвия
Отправлено: Гук от 10 Ноябрь 2010, 09:48:23
А можно спросить, что именно подразумевается под понятием "наша сущность" и почему, по-вашему, она чиста всегда?

А потому что 
1) 'по образу и подобию'
2) 'Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть'.
3) ну и просто по личному опыту успокоения ума.  Когда пребываешь в тех состояниях, то отчетливо видишь, что суть чиста, а грехи - наносное. 
4) ну и посмотрите в глаза младенца - тоже отчетливо видно.

PS это конечно попытка ответить лишь на второй вопрос ибо на первый словами как ответить?
Название: Re: Опыт безмолвия
Отправлено: margav от 10 Ноябрь 2010, 09:59:25
Понятно...увы, вынуждена вернуться к делам службы...но полагаю, местные корифеи  не оставят без внимания ваш пост и просветят  в свою меру...   :-)
Название: Re: Опыт безмолвия
Отправлено: iunija от 10 Ноябрь 2010, 11:57:13
Понятно...увы, вынуждена вернуться к делам службы...но полагаю, местные корифеи  не оставят без внимания ваш пост и просветят  в свою меру...   :-)

  А что просвещать? Вспомнился(не помню, где читала) рассказ о двух монахах, один из которых все время находился в радости, а другой в плаче о грехах. Отцы были в недоумении: кто же из них следует правильным путем? И было им открыто, что оба правы...кто-то радуется в Духе Святом и в этой радости возрастает, а кому-то потребно находиться в сокрушении сердца и плаче от познания греховности, и в этом духовное возрастание его. Тут не может быть одной составляющей "правильности". А должно быть понимание...ну, и разумеется, не набивать оскомину в споре, и навязывании своей единственно-правильной точки зрения. :-)
Название: Re: Опыт безмолвия
Отправлено: Гук от 10 Ноябрь 2010, 12:02:24
 :-)   

Аминь.
Название: Re: Опыт безмолвия
Отправлено: Леонид от 10 Ноябрь 2010, 19:11:57
На Свет надо смотреть, на Свет - он наша природа, наша сердцевина, наша сущность.
Может, договоримся о терминах, а?
Вы, Гук, если не видите ещё Свет, то только по одной причине: Ваше духовное зрение перекрыто тем, что в Православии принято называть Первородным Грехом. Если Вам неудобно пользоваться этим понятием, то назовите по-своему то, что застит Ваше видение Света в данный момент жизни.

Ну упал - встань  и иди дальше, а не распускай сопли. Бог не оставит.
Откуда у Вас такая уверенность, что "не оставит"? Из Предания известно, что оставляет не только таких мелких насекомых, как мы, но и опытных молитвенников, и надолго.
Самого Господа Христа оставил на Кресте одного...
Название: Re: Опыт безмолвия
Отправлено: Леонид от 10 Ноябрь 2010, 19:19:06
Понятно...увы, вынуждена вернуться к делам службы...но полагаю, местные корифеи  не оставят без внимания ваш пост и просветят  в свою меру...   :-)
А это вот "откровение" от margav разве нельзя считать "просветлением", сравнимым с высказываниями самых "высоких корифеев" нашего форума? :-D
Цитировать
Конечно...в помощь... чем ближе к Свету, тем больше можно увидеть грязи на/в своей сущности...тем острее начинаешь чувствовать каждое пятнышко своего греха...тем сильнее скорбит душа и пытается слезами покаяния смыть это пятнышко...для этого и молитва...покаятельная...а радость в молитве именно от того, что Господь сподобил покаянного чувства, видения своей греховности и плача о ней...
Название: Re: Опыт безмолвия
Отправлено: Владимир Б. от 10 Ноябрь 2010, 19:25:20
Вспомнился(не помню, где читала) рассказ о двух монахах, один из которых все время находился в радости, а другой в плаче о грехах.
Первый тоже видел свой грех, но только не плакал, а радовался о его прощении. Т.е. они оба видели свой грех, но никак не "светлую" сущность. :-)
Название: Re: Опыт безмолвия
Отправлено: Симеон от 10 Ноябрь 2010, 20:22:25
А это вот "откровение" от margav разве нельзя считать "просветлением", сравнимым с высказываниями самых "высоких корифеев" нашего форума? :-D
Цитировать
Конечно...в помощь... чем ближе к Свету, тем больше можно увидеть грязи на/в своей сущности...тем острее начинаешь чувствовать каждое пятнышко своего греха...тем сильнее скорбит душа и пытается слезами покаяния смыть это пятнышко...для этого и молитва...покаятельная...а радость в молитве именно от того, что Господь сподобил покаянного чувства, видения своей греховности и плача о ней...
Очень даже можно, не лицемеря и не пытаясь обидеть. Вспомнил тексты одно иеромонаха или игумена, который тоже писал, что свет его только вталкивает в плач все дальше.. Прямо безболезненный полет без кровавой работы над собой. Это не вяжется с 15летним мучением Силуана и словами Варсонофия и Иоанна, что таковой выше воскрешающего умерших. Ибо очень, очень тяжело вяжется благодать с чувством греха. Радость у христианина о Господе, а не о том, что сподобил покаятся: "Куда же скрылся ты, Господи?" - пишет Силуан. Просвещаемый никогда не сравнит радость о покаянии с восхищением о Боге. В общем, уже ранее написал, что это чувство греховности трудно назвать покаянием - это не изглаживание пятен с души, а наоборот, видение-ощущение совокупности всех пятен, которые ранее казались уже заглаженными, прощенными. Отличие в корне, важно сие понимать. И еще более важно усердно работать в этом направлении. Имея некоторую практику могу сказать, что это как скалу проторивать.. поначалу вообще кажется, что успехов не будет. Но потом потихонечьку начинает проявляться прогресс. Александр важные вехи обозначил в посте №3- упор на плаче должен быть второстепенным, но непременно ввиду безмолвной молитвы, что опять показывает тяжесть реализации. Цели видны..
Название: Re: Опыт безмолвия
Отправлено: margav от 10 Ноябрь 2010, 21:05:27
Имеющим опыт безболезненного полета без кровавой работы над собой весьма интересно читать советы имеющих некоторую практику проторивания скал... :-D
Название: Re: Опыт безмолвия
Отправлено: Гук от 10 Ноябрь 2010, 21:37:05
"О слова, слова , застревающие в моих ушах коричневой серой" (Гомер Симпсон).   
Стоит ли тратить время на споры? Это форум исихастов или богословов?
Если первое - то зачем так много словесной кутерьмы?  iunija всё правильно сказала, на том еще раз и Аминь.



 
Название: Re: Опыт безмолвия
Отправлено: margav от 10 Ноябрь 2010, 22:07:13
А никто и не спорит...это просто шутка такая... :wink:
А вот чей форум...это вопрос...  :-D
Название: Re: Опыт безмолвия
Отправлено: ИванычЪ от 13 Июнь 2013, 11:38:44
  iunija всё правильно сказала, на том еще раз и Аминь.   
Аминь! Что-то подобное давно в голове вертится, но никак выхода во вне в виде формулировки не находило. Добавить сюда можно, что и говорильня , споры на любые темы кого-то приводит к безмолвию, т.е. кому-то и это во благо. Т.с. осознание внутреннее , что в спорах, разговорах толку никакого или чуть меньше чем ничего если пытаешься что-то доказать, объяснить, передать тем, кто либо это уже давно пережил и ты выглядишь в их глазах "лохом" или тем кто ещё не "созрел" для принятия и тогда начинает реакция учительства(бестолкового)....
Название: Re: Опыт безмолвия
Отправлено: ИванычЪ от 13 Июнь 2013, 12:00:47
Безмолвие возводит к божественным просвещениям.
 
  Давайте обсудим слова Каллиста Ангеликуда.
Две взаимоисключающих посылки, по рациональной логике. Чего обсуждать, если не просветились в безмолвии? А если просветились , то зачем это обсуждать?