http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=116.msg734#msg734:Вопрос: Здравствуйте. Вот такой вопрос у меня.
Я недавно начал воцерковляться, св.Отцов и литературы прочитал мало, тем более по практике молитвы. Как я уяснил себе из Лествицы Иоанна и "Трех образов молитвы" Симеона, на первом этапе от молящегося не требуется созерцания, безмолвия и проч., даже не требуется отсекать помыслы - этого новоначальным людям просто не удается достичь. Первый этап - это смирение и борьба с греховными действиями - то есть - ничего мистического, ничего того, о чем говорит исихазм. Человек еще не может творить Иисусову молитву всем сердцем, он способен лишь повторять ее, фактически как мантру (у меня по крайней мере так получается). Я не могу работать, общаться и молиться одновременно.
Я вот поступаю так - все время молитву в голове не держу, но стараюсь настроить ум так, чтобы несколько раз в час проконтролировать свои мысли и, если сваливаюсь в мечтательность - повторяю Иисусову молитву и переключаюсь на другие мысли. Также начинаю ее твердить, когда есть искушения гнева, тщеславия, блуда и проч. Правильна ли такая практика?
Спасибо.
Ответ: Здравствуйте!
Я думаю, Вы верно делаете для начала. Требуется некоторая настойчивость и время, которое исчисляется месяцами и годами, прежде чем станут явными результаты молитвы. Впрочем, правил здесь нет. Искренний отклик сердца - одна из целей молитвы - может прозвучать и в самом начале практики или даже дать толчок к умному деланию.
Безмолвие - результат долгой работы, и вряд ли оно возможно на первых порах, но учиться утишать мысли, успокаивать их и отслеживать следует уже в начале. Есть несколько ключевых моментов времени, когда это делать лучше: утром, просыпаясь, вечером, засыпая, днем в промежутках-переходах между делами и при смене видов деятельности.
Неизмеримо убыстряется работа над собой при совместной (соборной) молитве. Самый известный вариант, который, как ни парадоксально, мало используется, - церковная молитва. При должном отношении и верно выбранном храме (где создана молитвенная атмосфера или служит священник с мистическим даром проникновения в службу) иногда даже не важны личные усилия - служба как бы сама поднимает и очищает человека. К сожалению, найти такие храмы не всегда легко.
Также помогает сосредоточенное чтение духовных книг, на которые тонко отзывается сердце. "Поймав" этот зов, надо стараться удержать его, чуть отстраняясь от чтения. Когда ниточка, связывающая с сердцем, начинает теряться и помыслы будоражат ум, опять приступать к чтению.
Существуют и другие приемы, которые действенны уже в начале пути. Но главное - искренность и устремленность.